Почитание в Ярославле образа Богоматери Феодоровской

Автор: В.В.Горшкова. .

Почитание чудотворного образа города Костромы в Ярославле было закономерным явлением: оба волжских города связывали тесные торгово-экономические и культурные отношения.

О почитании иконы Богоматери Федоровской в Ярославле писали местные краеведы XIX в. Только на основе их свидетельств можно составить яркую картину разнообразных форм почитания иконы Богоматери Федоровской в Ярославле.

Формы прославления были разнообразны и соответствовали средневековым традициям трансляции святыни.

Самой распространенной формой прославления иконы Федоровской Богоматери было создание икон - списков с чудотворного костромского образа.

В XIX в. в кафедральном Успенском соборе Ярославляпостроенном в 1660-е гг., при входе в придел князя Владимира находилась икона Богоматери Федоровской, вставленная в раму с 26 клеймами 1. Замечательно, что на раме были изображены чудеса от иконы Федоровской Богоматери. В больших верхнем и двухнижних клеймах - Отечество, Богоматерь «Всех скорбящих радость» и «Величит душа моя Господа». Ярославские авторы отмечали, что «эти изображения замечательны по сочинению фигур и изящному   художеству» .    

Икона   былаукрашена   серебряными позолоченными ризами с драгоценными камнями.

Наличие крупного эффектного образа Федоровской Богоматери в кафедральном соборе Ярославля, наряду с иконами Печерской, Тихвинской, Смоленской, Толгской Богоматери (также крупного размера) характеризует почетное место, которое занимал образ Богоматери Федоровской в иерархии чудотворных российских святынь. Государственный характер культа Федоровской Богоматери сочетался с народным почитанием чудотворной заступницы.

Безусловно, неслучайным было и размещение иконы Богоматери Федоровской в часовне, устроенной в 1896 г. в Богородицкой башне Спасского монастыря в Ярославле. Часовня была устроена в год венчания на царство Николая II в память пребывания в Ярославле основателя династии Романовых, царя Михаила Федоровича3.

В церкви Ильи Пророка 1650 г., икона Федоровской Богоматери стояла в местном ряду иконостаса, третьей справа.  Средник   иконы     обрамлен     клеймами   скомпозициями, иллюстрирующими Акафист Богоматери. Ярославские купцы братья Скрипины, построившие храм на свои средства и заказавшие иконы иконостаса лучшим мастерам, составили опись имущества своего храма.

Вэтом необычном документе икона Федоровской Богоматери указана наряду с другими вкладами Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Икона размером 160x116 см была украшена серебряными позолоченными, с драгоценными камнями, венцом и цатой, а фон и поля - были декорированы серебряным позолоченным чеканным окладом, на полях которого находились чеканные изображения десяти   святых 4.

В Троицкой (Власьевской) церкви (1679 г., обновлена в 1831 г.) на южном столпе, в одноярусном иконостасе находилась икона Богоматери Федоровской5, в обрамлении 12 клейм с сюжетами чудес Богоматери. Икона также была украшена серебряным окладом с венцами.

В теплом храме Власьевского прихода во имя иконы Толгской Богоматери (1702 г., разобрана в 1825 г., вновь построена в 1826 г.) также находилась икона Федоровской Богоматери7. Она располагалась в южном арочном иконостасе между трапезной и церковью, во втором ярусе.

Чудотворной считалась икона Федоровской Богоматери, находившаяся Троицкой Тверицкой церкви (1771 г.) г. Ярославля. Икона была украшена серебряной ризой, унизанной жемчугом. Ежегодно 14 марта и 16 августа перед ней совершалось праздничное богослужение .

Почитание иконы Федоровской Богоматери продолжалось и в новое время. Так, в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (1687 г.) находилась икона Федоровской Богоматери с шестью частицами мощей различных святых в кресте. Она была пожертвована из дома купца Дмитрия Работнова в 1852 г .

В церкви Рождества Богородицы (1720 г.) в киоте, также находился образ Федоровской Богоматери .

Особая история связана с появлением в Ярославле списка чудотворного костромского образа письма Гурия Никитина. Об этом повествует интереснейший и мало изученный источник, созданной ярославскими посадскими людьми в XVII - XVIII вв., Илл. 9 - «Повесть» - «Повесть о начале зачатия и поставлении первой древяной церквисвятого Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которые лета нача созидатися, и о явлении и написании и принесении честного образа пресвятой Богородицы, Одигитрия нарицаемой, Феодоровской и о создании, устроении и украшении второй каменной церкви во имя Ея пресвятой Богородицы Феодоровской, и потом о чудесах Ея, бываемых от оного образа пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и летопись сей церкви».

В повести, в частности, рассказывается о том, что прихожане Никольского закоторосльного прихода в Ярославле решили построить новый каменный храм. Посвящение храма было явлено в видении пребывавшему в болезни жителю этого прихода Иоанну Плешкову. 15 декабря 1668 г. ему явились два «светолепных мужа», повелевших для исцеления «скоро идти во град Кострому поклонитися чудотворному образу пресвятыя Богородицы Феодоровския и молебен отпети и преписати с него таковый же образ мерою и подобием и принести семо и воздвигнути храм во имя Ея святое». Первым чудом Богородицы стало полное исцеление Иоанна Плешкова, который тут же отправился в Кострому и обратился к известному иконописцу Гурию Никитину. Дождавшись Великого поста, художник приступил к работе. А после Пасхи, 21 апреля 1669 г. икону Феодоровской Богоматери письма Гурия Никитина торжественно, на лодках привезли в Ярославль. Жители закоторосльных слобод вышли крестным ходом встречать образ, и тут произошло второе чудо: исцелился тяжелобольной Василий Федоров сын Потапов.

В 1681 г. митрополит Иона Сысоевич дал благословенную грамоту на постройку храма во имя иконы Федоровской Богоматери, и прихожане собственными силами «все рвы покопаша, в них же и сваи дубовые побиша и весь бут каменем постлаша своими руками». Жители прихода благоустраивали стоящуюся церковь: заказывали иконы и драгоценные к ним ризы, а на 39 рублей, пожертвованные исцеленным Богоматерью Иоанном Плешковым, была написана рама с чудесами для образа Федоровской Богоматери Гурия Никитина. Церковь Феодоровской Богоматери была освящена в 1687 г., а в следующем, 1688 г. был учрежден крестный ход из Успенского собора в Феодоровскую церковь.

Образ Феодоровской Богоматери снова связал Кострому и Ярославль в лице Иоанна Андреева. Ярославский священник церкви Димитрия Солунского Иоанн Андреев, по происхождению костромич, в 1694 г. и в 1745 г. поновлял чудотворную икону Федоровской Богоматери в Костроме.

В последнем случае он был руководителем ответственной работы. Под его началом трудились иконописцы Михаил Афанасьев и Василий Никитин Вощин-Чудовской. Сам же Иоанн Андреев «привохривал» личное12.

Итак, в Ярославле образ Федоровской Богоматери имел различные формы поклонения и прославления.

Образы Федоровской Богоматери были представлены как в кафедральном соборе, так и в приходских храмах различных районов города. По самым предварительным подсчетам крупные по размерам и часто окруженные клеймами образы Богоматери Федоровской были, по меньшей мере, в 14ярославских храмах13. Почитали древний образ Костромской земли и ярославские старообрядцы.

Иконография образов многообразна: кроме традиционного изображения Федоровской Богоматери, часто «мера в меру», создавались иконы с клеймами, достаточно многочисленными, в которых изображались чудеса Богоматери, сюжеты истории чудотворного образа, песнопения акафиста.

Особым почитанием пользовалась икона, написанная Гурием Никитиным, и прославившаяся чудотворениями. Сказание об этой иконе - редкий памятник посадской литературы, очень популярное в Ярославле.

Как чудотворная почиталась еще одна икона - в храме Тверицкой слободы, расположенном за Волгой.

За редким исключением иконы, находившиеся в церквях, были украшены позолоченными серебряными окладами.

Иконы Богоматери Федоровской находились и в домах горожан.

В Ярославле был построен храм во имя иконы Феодоровской Богоматери.

Поновляя древнюю костромскую святыню, ярославцы способствовали упрочению культа Богоматери Федоровской.

Все эти формы поклонения чудотворному образу были частью повседневной жизни ярославцев, упрочивая в их сознании устойчивую картину Божественного мира, явленного в земной жизни через святыни.

 

 

1.Лебедев А. Успенский кафедральный собор в Ярославле. Ярославль, - 1879.-С. 14-15. Средник иконы не сохранился, рама - в собрании ЯХМ, № И-

2.Преображенский Г. Монастыри и храмы города Ярославля, их святыни и древности. Ярославль. - 1901. -

С.13.

3. Там же.

4. Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Илии в г. Ярославле. - Ярославль, -1906.-С.21-23.

5. Икона не сохранилась

6. Лебедев А. Храмы Власьевского прихода в Ярославле. -Ярославль, - 1877. -С. 18-19.

7. Икона не сохранилась.

8. Лебедев А. Храмы Власьевского прихода в Ярославле. - Ярославль, - 1877. - С. 24-25.

9. Крылов А. Церковно-археологическое описание г. Ярославля. -Ярославль, - 1860. -С. 194.

10. Крылов А. Церковно-археологическое описание г. Ярославля. - Ярославль, - 1860. - С.222.

11. ГАЯО, ф. 1118, оп.1, т.З, д. 2934, л. 2. Опись имущества церкви Рождества Богородицы за 1915 г.

12. Словарь русских иконописцев XI - XVII веков / Ред.-сост. И.А. Кочетков. - М., - 2003.- С. 51-52.

13. Успенский собор, часовня Спасского монастыря, церковь Ильи Пророка, в двух храмах Власьевского прихода, в Троицкой Тверицкой, церкви Рождества Богородицы, Николо-Пенской и Федоровской Богоматери, Спасо-Пробоинской, Крестовоздвиженской, Андроньевой пустыни, церкви Николы Мокрого,

 

Храмы и монастыри

Презентация Никольской церкви в селе Саметь Костромского района

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Серафим (Соболев, 1881-1950)

Память13/26 февраля

Родился будущий святитель Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) 13 декабря 1881 года в Рязани. Во святом крещении его нарекли Николаем. Получив предварительно домашнее образование, в 1894 году тринадцатилетний Коля был зачислен в Рязанское духовное училище, затем окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1904 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Подробнее...

Статьи

Оценка личности и сравнительный анализ деятельности костромских архиереев в период с 1958 по 1988 гг.

Аннотация. В статье дается сравнительный анализ личности костромских архиереев – выходцев из различных социальных слоев общества, людей различного образования и личностных качеств, осуществлявших свою деятельность в период с 1958 по 1988 годы. Их верность своим идеалам и христианским ценностям позволила нивелировать усилия государственного аппарата по сокращению церковных структур в Костромской епархии. На основании источников делается вывод о том, что никакими запретительными мерами и репрессиями невозможно уничтожить церковную организацию и запугать управляющих епархиями архиереев, верных своему призванию. Убеждает сделать такой вывод статистика, которая позволяет говорить о том, что даже в самые сложные годы притеснения церковных структур, Костромская епархия представляла собой жизнеспособную структуру, которая при улучшении государственно-церковных отношений смогла восстановить и развивать свою деятельность.

Подробнее...