Марков Дмитрий Аркадьевич (1879 – 1968)
« Необходимо сделать так, чтоб каждый ребёнок понял и почувствовал, что и с него начинается часть истории, и он является её творцом. Какой будет история края, зависит от них, а чтобы будущее было - необходимо знать прошлое»
История Ветлужского краеведения
https://pandia.org/text/81/536/45247.php
Родился писатель, педагог и краевед почетный гражданин Кострмоской области Дмитирй Марков в г. Ветлуга Костромской губернии (ныне Нижегородской обл.) в семье чернорабочего и прачки.
В дореволюционный период река Ветлуга играла роль транспортной артерии между Волгой и Северной Двиной. Во времена царствования Екатерины II на территории Поветлужья были образованы два уезда: Ветлужский (в верхнем и среднем течении реки) и Варнавинский (в среднем и нижнем). Уездные города Ветлуга и Варнавин имели свои гербы и входили в Костромскую губернию.
Окружающая атмосфера Ветлуги того времени дышала напоминаниями о «седой старине». Это были места воспетые Мельниковым-Печёрским, большинство жителей твёрдо держалось «старой веры» с её Ветхими заветами и часословом, историческими преданиями, традиционными обрядами и одеждой. Едва ли не в каждом доме хранилась то рукописная книга, то трудночитаемый свиток, то икона строгановского письма.
В 1890 г. он выпускник ветлужских начального народного, а затем, в 1894 г. уездного училищ. Учился хорошо, из класса в класс переходил с похвальными листами.
Жители Поветлужья называют себя «ветлугаями». Если уж что решили, то не свернешь. Готовы терпеть лишения, но добиться своего. И в то же время это очень добрые, открытые и отзывчивые люди. Многие из них преданы родной земле и тому делу, которым занимаются. Интересно, что ветлугаями считают себя не только уроженцы здешних мест, но и люди приезжие, осевшие и укоренившиеся здесь. Да, наверное, по-другому и быть не может. Ведь жить в этом суровом лесном краю могут только те, кому он пришелся по душе.
Далее, он закончил в 1897 г. Новинскую учительскую семинарию в Мологском уезде Ярославской губернии и в 1903 году Московский учительский институт. 18-ти лет, в1 898 г. поступил учителем Ветлужского начального училища. Получал в месяц 25 рублей и еще 5 рублей за частный урок. На иждивении его находились мать и трое детей. В 1899 г., успешно выдержав экзамен на должность учителя уездного училища, он был назначен преподавать в г. Кологрив Костромской губернии, а еще через год поступил в Московский учительский институт.
Поступил и закончил Московскую духовную академию. Учился он на именную стипендию Г. И. Хлудова (265 рублей в год). Во время учебы Д. А. Марков обнаружил особые литературные дарования как автор хроники о паломническом путешествии студентов МДА на Ближний Восток. Окончил он МДА в 1907 г. 32-м кандидатом среди 49-ти окончивших, где-то почти посредине второй половины. В Академии он учился на год раньше П. А. Флоренского, почему и глядел на него своим вполне независимым взглядом.
«С кем я только ни говорил из окончивших Московскую духовную академию, все отзываются о ней с большой любовью и радостью, напишет он в своих воспоминаниях об учебе в МДА, - И есть о чем вспоминать о ней. Она мила и дорога сердцу каждому ее окончившему за воспитание и образование, за Троице-Сергиевскую Лавру»[1].
По окончании Академии он преподавал русский язык и словесность в Виленском учительском институте, а с 1909 г. — историю в Феодосийском учительском институте. С 1913 г. Дмитрий Аркадьевич становится директором Саратовского учительского института, где проработал в общей сложности свыше четырех лет. В те годы он начинает систематически публиковаться в основном по исторической и краеведческой тематике[2].
В 1917 г. он уже в Петрограде на должности «штатного преподавателя и наблюдателя» Петроградской торговой школы при обществе для распространения коммерческих знаний.
В следующем 1918 г. он возвращается в родную Ветлугу, которая, окруженная со всех сторон хвойными лесами и лишенная железнодорожного сообщения, станет, по его мысли, достаточно безопасным для жизни местом.
Однако вскоре и до этого края докатилась волна репрессий. Как пишет М. А. Лапшина: «В июле 1919 г. ежедневно из Ветлуги на станцию Шарья отправляли до 1000 человек. За два месяца работы эта комиссия расстреляла 15 человек»[3].
В Ветлуге Дмитрий Аркадьевич организовал педучилище и был его первым директором, основал Научное общество по изучению местного края.
В 1922 году в Ветлуге вышла в свет небольшого формата брошюра «Ветлужский край». Её автор Дмитрий Аркадьевич Марков собрал воедино различный историко-краеведческий материал. В работу вошли легенды и предания о Ветлуге, сведения о заселении наших мест, строительстве церквей, улиц и площадей, видные научные и общественные деятели, состояние промыслов, торговли. Эта маленькая книжка по своей лаконичности, краткости и в тоже время исторической достоверности на долгие десятилетия стала добрым помощником у историков-краеведов. На обратной стороне титульного листа этой брошюры имеется надпись: « От правления Ветлужского научного общества по изучению местного края 1.Ветлужское научное общество по изучению местного края имеет целью изучение Ветлужского края во всех отношениях: историкоархеологическом, естественно-научном, этнографо-экологическом и пр. 2.0бщество открыто 14 декабря 1919 года и имеет около 200 действительных членов и 2 почётных членов. Председателем его состоит с самого основания и до настоящего времени ».
Определение понятия «Краеведение» потребовалось тогда, когда любители этого занятия стали объединяться в общества. В Костромской губернии ( именно к ней Ветлужский уезд относился до 1922 года) краеведческие силы объединились в научное общество по изучению местного края в 1912 году( Ветлуга 1919г.) . Сразу же были определены задачи общества «имеет целью изучение края в естественно-историческом, этнографическом, культурном и прочих отношениях и разработку связанных с этим общих научных вопросов, а также распространение естественно-исторических знаний и научных сведений». БСЭ определяет краеведение так: « Всестороннее изучение части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем». По предписанию губернской Костромской Учёной архивной комиссии становым приставам и урядникам вменялось в обязанность собирать исторические сведения, старинные книги и рукописи, предметы дней давно минувших. Собирание и сохранение исторической памяти воспринималось как дело государственной важности. Любители краеведения были из самых разных социальных групп и специальностей: студенты, учителя, землевладельцы, фабриканты, служащие разных ведомств.
«Д. А. Марков, занимавший должность заведующего музеем с сентября 1933 года, уехал из Ветлуги, и И. И. Разумов вернулся в музей. Но работал он недолго. 7 ноября 1937 года директор музея и еще шесть человек ветлужан были арестованы как участники “повстанческой группы, существовавшей с 1918 года, по заданию которой среди населения проводилась антисоветская агитация и подготовка к восстанию на случай войны СССР с капиталистическими странами” (формулировка обвинения из дела “тройки” УНКВД от 14 декабря 1937 года). По этому обвинению вся группа была приговорена к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведен в исполнение 8 января 1938 года в городе Горьком»[4].
Д. А. Марков некоторое время спустя обнаруживается вновь в г. Ветлуге, на этот раз учителем русского языка в средней школе. В июне 1938 г. его арестовали. Управлением Народного комиссариата внутренних дел СССР по Горьковской обл. он был обвинен по статье 58, пункты 8 и 11 Уголовного кодекса РСФСР и приговоренный к 1 году и 5 месяцам заключения в исправительно-трудовом лагере. Освобожден в связи с прекращением дела 09.11.1939 г.[5]
Не на пользу краеведческим изысканиям был и перевод в 1929 году Ветлужского района из Костромской области в Нижегородскую - Горьковскую. В Нижегородской области краеведческая работа строилась по другим принципам. Она была лишена систематичности, грамотного, постоянного руководства. Во время репрессий трагично сложилась судьба многих краеведов(75% членов были репрессированы). Несколько раз арестовывали . 8.01.1938 был расстрелян . Многие краеведы уехали из Ветлуги и продолжали свою работу в научных и исследовательских центрах страны. Шевяков, Вячеслав Иванович Переход, Григорий Иванович Шульц. В предвоенные годы краеведение в Ветлуге заглохло (н. н.) за исключением деятельности музея, который каждый год пополнялся экспонатами и получил известность далеко за пределами района. Работа музея не прекращалась даже в тяжёлые военные годы.
В 1941 г. Д. А. Марков защитил кандидатскую диссертацию по теме «Говоры среднего Поволжья» в Московском институте истории, философии и литературы. После защиты Д. А. Марков преподавал в Темниковском учительском институте, Киргизском и Орловском пединститутах, Орехово-Зуевском учительском институте, Московском Ленинском пединституте и последние годы — в Московском областном пединституте. В 1962 г., незадолго до ухода на пенсию, он защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Лексика романа Мельникова Печерского “В лесах”».
Корреспондент «Вятско-Ветлужского края» (Вятка), «Известий Центрального бюро краеведения», «Известий Общества антропологии и этнографии при Императорском Казанском университете», «Краеведения», «Красного мира» (Кострома), «Начальной школы», «Нижегородского хозяйства», «Нижегородской коммуны», «Трудов кафедры русского языка Орехово-Зуевского педагогического института», «Ученых записок Московского областного педагогического институ- та им. Н.К. Крупской» и др.
Скончался Д. А. Марков в Москве 12 апреля 1968 года.
Сочинения: Записки по методике истории и географии.- М., 1912; Причины, ход и значение Отечественной войны 1812 года.- Симферополь, 1912; Тетрадь для самостоятельных работ по изучению истории местного края.- М., 1916; Особенности лексики в языке романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах»: Автореф. дис. … д-ра филол. наук.- М., 1959; К исто- рии г. Ветлуги // Ветлужский край: издание Ветлужского научного общества по изучению местного края.- Ветлуга, 1922.- Вып. 1.- С. 21-22; Отд. отт.- Ветлуга, 1922; Частушки, собран- ные в Ветлужском уезде Костромской губернии // Известия Общества антропологии и этно- графии при Императорском Казанском университете.- Казань, 1907.- Т. XXIII.- Вып. 2.- С. 110-131; Отд. отт.- Казань, 1907; Слова, записанные в Ветлужском уезде // Там же.- С. 132- 135; Ветлужское научное общество по изучению местного края. Отчет … за 1920-1928 гг. // Костромское научное общество по изучению местного края. Отчет о деятельности … за 1920- 1928 гг.- Кострома, 1920-1929; Ветлужские крестьянские полевые ворота // Краеведение.- М., 1929.- Т. VI.- № 5.- С. 293-296; О лексике двух отрывков из романа П.И. Мельникова- Печерского «В лесах» // Начальная школа.- М., 1958.- № 9.- С. 63-65; К вопросу о названии города Ветлуги // Нижегородская коммуна.- Нижний Новгород, 1923.- № 13; Об Уренском крае // Там же.- № 26; Проводы масленицы // Там же.- № 50; В обществе по изучению мест- ного края // Там же.- № 68; Заметки о диалектизмах в романе П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» // Труды кафедры русского языка Орехово-Зуевского педагогического института.- М., 1960.- С. 101-141; Словарь к роману П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» // Ученые записки Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской.- М., 1961.- Т. CII: Труды кафедры русского языка.- Вып. 7.- С. 40-623. Лит.: Костромское научное общество по изучению местного края. Отчет о деятельности … за 1926 год (Год XV).- Кострома, 1927.- С. 19; Лингвистические источники. Фонды Института русского языка Академии наук СССР.- М., 1967.- С. 246-247; Наука и научные работники СССР: Справочник: в 6 ч. / Академия наук СССР.- Л., 1928.- Ч. VI: Научные работники СССР без Москвы и Ленинграда / сост. Комиссией «Научные учреждения и науч- ные работники СССР» под наблюдением и непосредственным руководством непременного секретаря Академии наук академика С.Ф. Ольденбурга и председателя Комиссии академи- ка Е.Ф. Карского.- С. 243.- М-212; Центральное бюро краеведения. Краеведные учреждения СССР. Список обществ и кружков по изучению местного края, музеев и других краеведных организаций.- Л., 1925.- С. 19; Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских пи- сателей и ученых (от начала образованности до наших дней).- Изд. 2-е, совершенно перераб., илл. Предварительный список русских писателей и ученых и первые о них справки: в 2 т.- Пг., 1918.- Т. II.- С. 86; Горохова О.В., Резепин П.П. Костромские члены ИРГО, РГО и ВГО, библиофилы и коллекционеры // Губернскiй домъ: историко-краеведческий культурно-просветительский научно-популярный журнал.- Кострома, 2015.- № 4 (101).- С. 52; Молодцов В.М. Ветлужский краевед Д.А. Марков // Ветлужская сторона: историко-краеведческий сборник.- Кострома, 1995.- С. 95-99. Арх.: Отдел рукописей Института русского языка Российской Академии наук (ОР ИРЯ РАН). Ф. 2 (94 е.х.).
[1] Марков Д. А. Воспоминания о Московской духовной академии начала ХХ века. Богословский вестник № 11–12. 2010. С.711.
[2] Сборник вопросов и задач по всеобщей истории: (С прил. хронологии): (Пособие для учащих и учащихся). I: Древняя история. М., 1913. 91 с
[3] Лапшина М. А. Гражданская война в Костромской губернии (1918–1919 гг.) http://kostromka.ru/kostroma/land/04/lapshina/>
[4] Щеглова А. Н. К 90-летию Ветлужского краеведческого музея. Старейший музей области. http://www.museum.nnov.ru/unn/managfs/index.phtml?id=8009_16
[5] Архивное дело: 11919, 11920 Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Нижегородской обл.