Марков Дмитрий Аркадьевич (1879 – 1968)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

« Необходимо сделать так, чтоб каждый ребёнок понял и почувствовал, что и с него начинается часть истории, и он является её творцом. Какой будет история края, зависит от них, а чтобы будущее было - необходимо знать прошлое»

История Ветлужского краеведения

https://pandia.org/text/81/536/45247.php

image001Родился писатель, педагог и краевед почетный гражданин Кострмоской области Дмитирй Марков в г. Ветлуга Костромской губернии (ныне Нижегородской обл.) в семье чернорабочего и прачки.

 

В дореволюционный период река Ветлуга играла роль транспортной артерии между Волгой и Северной Двиной. Во времена царствования Екатерины II на территории Поветлужья были образованы два уезда: Ветлужский (в верхнем и среднем течении реки) и Варнавинский (в среднем и нижнем). Уездные города Ветлуга и Варнавин имели свои гербы и входили в Костромскую губернию.

Окружающая атмосфера Ветлуги того времени дышала напоминаниями о «седой старине». Это были места воспетые Мельниковым-Печёрским, большинство жителей твёрдо держалось «старой веры» с её Ветхими заветами и часословом, историческими преданиями, традиционными обрядами и одеждой. Едва ли не в каждом доме хранилась то рукописная  книга, то трудночитаемый свиток, то икона строгановского письма.

image002В 1890 г. он выпускник ветлужских начального народного, а затем, в 1894 г. уездного училищ. Учился хорошо, из класса в класс переходил с похвальными листами.

Жители Поветлужья называют себя «ветлугаями». Если уж что решили, то не свернешь. Готовы терпеть лишения, но добиться своего. И в то же время это очень добрые, открытые и отзывчивые люди. Многие из них преданы родной земле и тому делу, которым занимаются. Интересно, что ветлугаями считают себя не только уроженцы здешних мест, но и люди приезжие, осевшие и укоренившиеся здесь. Да, наверное, по-другому и быть не может. Ведь жить в этом суровом лесном краю могут только те, кому он пришелся по душе.

image003Далее, он закончил в 1897 г. Новинскую учительскую семинарию в Мологском уезде Ярославской губернии и в 1903 году Московский учительский институт. 18-ти лет, в1 898 г. поступил учителем Ветлужского начального училища. Получал в месяц 25 рублей и еще 5 рублей за частный урок. На иждивении его находились мать и трое детей. В 1899 г., успешно выдержав экзамен на должность учителя уездного училища, он был назначен преподавать в г. Кологрив Костромской губернии, а еще через год поступил в Московский учительский институт.

image004Поступил и закончил Московскую духовную академию. Учился он на именную стипендию Г. И. Хлудова (265 рублей в год). Во время учебы Д. А. Марков обнаружил особые литературные дарования как автор хроники о паломническом путешествии студентов МДА на Ближний Восток. Окончил он МДА в 1907 г. 32-м кандидатом среди 49-ти окончивших, где-то почти посредине второй половины. В Академии он учился на год раньше П. А. Флоренского, почему и глядел на него своим вполне независимым взглядом.

 «С кем я только ни говорил из окончивших Московскую духовную академию, все отзываются о ней с большой любовью и радостью, напишет он в своих воспоминаниях об учебе в МДА, -  И есть о чем вспоминать о ней. Она мила и дорога сердцу каждому ее окончившему за воспитание и образование, за Троице-Сергиевскую Лавру»[1].

image005По окончании Академии он преподавал русский язык и словесность в Виленском учительском институте, а с 1909 г. — историю в Феодосийском учительском институте. С 1913 г. Дмитрий Аркадьевич становится директором Саратовского учительского института, где проработал в общей сложности свыше четырех лет. В те годы он начинает систематически публиковаться в основном по исторической и краеведческой тематике[2].

В 1917 г. он уже в Петрограде на должности «штатного преподавателя и наблюдателя» Петроградской торговой школы при обществе для распространения коммерческих знаний.

В следующем 1918 г. он возвращается в родную Ветлугу, которая, окруженная со всех сторон хвойными лесами и лишенная железнодорожного сообщения, станет, по его мысли, достаточно безопасным для жизни местом.

Однако вскоре и до этого края докатилась волна репрессий. Как пишет М. А. Лапшина: «В июле 1919 г. ежедневно из Ветлуги на станцию Шарья отправляли до 1000 человек. За два месяца работы эта комиссия расстреляла 15 человек»[3].

В Ветлуге Дмитрий Аркадьевич организовал педучилище и был его первым директором, основал Научное общество по изучению местного края.

В 1922 году в Ветлуге вышла в свет небольшого формата брошюра «Ветлужский край». Её автор Дмитрий Аркадьевич Марков собрал воедино различный историко-краеведческий материал. В работу вошли легенды и предания о Ветлуге, сведения о заселении наших мест, строительстве церквей, улиц и площадей, видные научные и общественные деятели, состояние промыслов, торговли. Эта маленькая книжка по своей лаконичности, краткости и в тоже время исторической достоверности на долгие десятилетия стала добрым помощником у историков-краеведов. На обратной стороне титульного листа этой брошюры имеется надпись: « От правления Ветлужского научного общества по изучению местного края 1.Ветлужское научное общество по изучению местного края имеет целью изучение Ветлужского края во всех отношениях: историко­археологическом, естественно-научном, этнографо-экологическом и пр. 2.0бщество открыто 14 декабря 1919 года и имеет около 200 действительных членов и 2 почётных членов. Председателем его состоит с самого основания и до настоящего времени ».

image006Определение понятия «Краеведение» потребовалось тогда, когда любители этого занятия стали объединяться в общества. В Костромской губернии ( именно к ней Ветлужский уезд относился до 1922 года) краеведческие силы объединились в научное общество по изучению местного края в 1912 году( Ветлуга 1919г.) . Сразу же были определены задачи общества «имеет целью изучение края в естественно-историческом, этнографическом, культурном и прочих отношениях и разработку связанных с этим общих научных вопросов, а также распространение естественно-исторических знаний и научных сведений». БСЭ определяет краеведение так: « Всестороннее изучение части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем». По предписанию губернской Костромской Учёной архивной комиссии становым приставам и  урядникам вменялось в обязанность собирать исторические сведения, старинные книги и рукописи, предметы дней давно минувших. Собирание и сохранение исторической памяти воспринималось как дело государственной важности. Любители краеведения были из самых разных социальных групп и специальностей: студенты, учителя, землевладельцы, фабриканты, служащие разных ведомств.

 «Д. А. Марков, занимавший должность заведующего музеем с сентября 1933 года, уехал из Ветлуги, и И. И. Разумов вернулся в музей. Но работал он недолго. 7 ноября 1937 года директор музея и еще шесть человек ветлужан были арестованы как участники “повстанческой группы, существовавшей с 1918 года, по заданию которой среди населения проводилась антисоветская агитация и подготовка к восстанию на случай войны СССР с капиталистическими странами” (формулировка обвинения из дела “тройки” УНКВД от 14 декабря 1937 года). По этому обвинению вся группа была приговорена к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведен в исполнение 8 января 1938 года в городе Горьком»[4].

Д. А. Марков некоторое время спустя обнаруживается вновь в г. Ветлуге, на этот раз учителем русского языка в средней школе. В июне 1938 г. его арестовали. Управлением Народного комиссариата внутренних дел СССР по Горьковской обл. он был обвинен по статье 58, пункты 8 и 11 Уголовного кодекса РСФСР и приговоренный к 1 году и 5 месяцам заключения в исправительно-трудовом лагере. Освобожден в связи с прекращением дела 09.11.1939 г.[5]

image007Не на пользу краеведческим изысканиям был и перевод в 1929 году Ветлужского района из Костромской области в Нижегородскую - Горьковскую. В Нижегородской области краеведческая работа строилась по другим принципам. Она была лишена систематичности, грамотного, постоянного руководства. Во время репрессий трагично сложилась судьба многих краеведов(75% членов были репрессированы). Несколько раз арестовывали . 8.01.1938 был расстрелян . Многие краеведы уехали из Ветлуги и продолжали свою работу в научных и исследовательских центрах страны. Шевяков, Вячеслав Иванович Переход, Григорий Иванович Шульц. В предвоенные годы краеведение в Ветлуге заглохло (н. н.) за исключением деятельности музея, который каждый год пополнялся экспонатами и получил известность далеко за пределами района. Работа музея не прекращалась даже в тяжёлые военные годы.

В 1941 г. Д. А. Марков защитил кандидатскую диссертацию по теме «Говоры среднего Поволжья» в Московском институте истории, философии и литературы. После защиты Д. А. Марков преподавал в Темниковском учительском институте, Киргизском и Орловском пединститутах, Орехово-Зуевском учительском институте, Московском Ленинском пединституте и последние годы — в Московском областном пединституте. В 1962 г., незадолго до ухода на пенсию, он защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Лексика романа Мельникова Печерского “В лесах”».

image008Корреспондент «Вятско-Ветлужского края» (Вятка), «Известий Центрального бюро краеведения», «Известий Общества антропологии и этнографии при Императорском Казанском университете», «Краеведения», «Красного мира» (Кострома), «Начальной школы», «Нижегородского хозяйства», «Нижегородской коммуны», «Трудов кафедры русского языка Орехово-Зуевского педагогического института», «Ученых записок Московского областного педагогического институ- та им. Н.К. Крупской» и др.

Скончался Д. А. Марков в Москве 12 апреля 1968 года.

Сочинения: Записки по методике истории и географии.- М., 1912; Причины, ход и значение Отечественной войны 1812 года.- Симферополь, 1912; Тетрадь для самостоятельных работ по изучению истории местного края.- М., 1916; Особенности лексики в языке романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах»: Автореф. дис. … д-ра филол. наук.- М., 1959; К исто- рии г. Ветлуги // Ветлужский край: издание Ветлужского научного общества по изучению местного края.- Ветлуга, 1922.- Вып. 1.- С. 21-22; Отд. отт.- Ветлуга, 1922; Частушки, собран- ные в Ветлужском уезде Костромской губернии // Известия Общества антропологии и этно- графии при Императорском Казанском университете.- Казань, 1907.- Т. XXIII.- Вып. 2.- С. 110-131; Отд. отт.- Казань, 1907; Слова, записанные в Ветлужском уезде // Там же.- С. 132- 135; Ветлужское научное общество по изучению местного края. Отчет … за 1920-1928 гг. // Костромское научное общество по изучению местного края. Отчет о деятельности … за 1920- 1928 гг.- Кострома, 1920-1929; Ветлужские крестьянские полевые ворота // Краеведение.- М., 1929.- Т. VI.- № 5.- С. 293-296; О лексике двух отрывков из романа П.И. Мельникова- Печерского «В лесах» // Начальная школа.- М., 1958.- № 9.- С. 63-65; К вопросу о названии города Ветлуги // Нижегородская коммуна.- Нижний Новгород, 1923.- № 13; Об Уренском крае // Там же.- № 26; Проводы масленицы // Там же.- № 50; В обществе по изучению мест- ного края // Там же.- № 68; Заметки о диалектизмах в романе П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» // Труды кафедры русского языка Орехово-Зуевского педагогического института.- М., 1960.- С. 101-141; Словарь к роману П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» // Ученые записки Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской.- М., 1961.- Т. CII: Труды кафедры русского языка.- Вып. 7.- С. 40-623. Лит.: Костромское научное общество по изучению местного края. Отчет о деятельности … за 1926 год (Год XV).- Кострома, 1927.- С. 19; Лингвистические источники. Фонды Института русского языка Академии наук СССР.- М., 1967.- С. 246-247; Наука и научные работники СССР: Справочник: в 6 ч. / Академия наук СССР.- Л., 1928.- Ч. VI: Научные работники СССР без Москвы и Ленинграда / сост. Комиссией «Научные учреждения и науч- ные работники СССР» под наблюдением и непосредственным руководством непременного секретаря Академии наук академика С.Ф. Ольденбурга и председателя Комиссии академи- ка Е.Ф. Карского.- С. 243.- М-212; Центральное бюро краеведения. Краеведные учреждения СССР. Список обществ и кружков по изучению местного края, музеев и других краеведных организаций.- Л., 1925.- С. 19; Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских пи- сателей и ученых (от начала образованности до наших дней).- Изд. 2-е, совершенно перераб., илл. Предварительный список русских писателей и ученых и первые о них справки: в 2 т.- Пг., 1918.- Т. II.- С. 86; Горохова О.В., Резепин П.П. Костромские члены ИРГО, РГО и ВГО, библиофилы и коллекционеры // Губернскiй домъ: историко-краеведческий культурно-просветительский научно-популярный журнал.- Кострома, 2015.- № 4 (101).- С. 52; Молодцов В.М. Ветлужский краевед Д.А. Марков // Ветлужская сторона: историко-краеведческий сборник.- Кострома, 1995.- С. 95-99. Арх.: Отдел рукописей Института русского языка Российской Академии наук (ОР ИРЯ РАН). Ф. 2 (94 е.х.).

 

[1] Марков Д. А. Воспоминания о Московской духовной академии начала ХХ века. Богословский вестник № 11–12. 2010. С.711.

[2] Сборник вопросов и задач по всеобщей истории: (С прил. хронологии): (Пособие для учащих и учащихся). I: Древняя история. М., 1913. 91 с

[3] Лапшина М. А. Гражданская война в Костромской губернии (1918–1919 гг.) http://kostromka.ru/kostroma/land/04/lapshina/>

[4] Щеглова А. Н. К 90-летию Ветлужского краеведческого музея. Старейший музей области. http://www.museum.nnov.ru/unn/managfs/index.phtml?id=8009_16

[5] Архивное дело: 11919, 11920 Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Нижегородской обл.

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Храмов Ярославля XVII века

Добавлены исторические фотографии Храмов и Монастырей Ярославской Епархии

Святые и Святыни

Священник Флоренский Павел Александрович (1882-1937)

Священник Павел Флоренский. Которого современники называют «русским Леонардо да Винчи»

- русский философ, богослов, искусствовед, литературовед, математик и физик.

Подробнее...

Статьи

Духовный мир сквозь призму религии

Большинство религиозных учений говорит о том, что человек не является единственным разумным существом во Вселенной, что кроме видимого материального мира существует мир духов. Согласно христианскому учению «Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный»[1].

Подробнее...