Касторский Михаил Иванович (1809 — 1866)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Михаил Иванович Касторский — доктор философии, профессор всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете.

Родился в 1809 году. Сын Ивана Алексеевича Касторского - причетника прихода Троицкой церкви села Кандаурово Юрьевецкого уезда Костромской губернии, а ныне - Пучежского района Ивановской области. Согласно краеведческой легенде, в возрасте полутора лет остался сиротой, был оставлен матерью на могиле скончавшегося отца, и взят на воспитание в семью местного дьячка Ивана Дмитриева, в которой и получил воспитание. По-видимому, это предание, связанное с трагической молодостью М.И. Касторского, легло в основу датировки 1809 года как года его рождения. Согласно сведениям "Провинциального Некрополя", впоследствии поставил на могиле отца памятник без дат.

КАНДАУРОВО ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ, 1-я треть 19 в.

Стоит на кладбище посреди села, является его главной доминантой. Церковь выстроена в 1822 г. из кирпича. В сер. 19 в. кладбище было обнесено оградой, от которой уцелели лишь северные и западные ворота. К западу от храма, через дорогу, торцом к ней расположен дом причта 2-й пол. 19 в. Церковь переделана в 1950-е гг., когда были разобраны завершения и своды второго этажа и устроено новое покрытие; с юга к западному притвору примкнула пристройка; в нижнем ярусе пробиты новые проемы. Редкий образец двухэтажного храма в традициях раннего классицизма. В настоящее время церковь имеет вид единого двухэтажного объема, вытянутого с запада на восток и крытого на два ската, по боковым фасадам с восемью осями окон, равномерно расположенных в обоих этажах. Этот объем состоит из одинаковых по ширине, квадратных в плане четверика и трапезной и западного притвора; границы между ними на фасадах никак не обозначены.

image003На колокольне церкви имелось 8 колоколов, самый большой весом 205 пудов, отлитый на месте в 1860 году «иждивением доброхотных даятелей». Церковь обслуживали до трёх священников, до 2 дьяконов, а также 3 дьячка и 3 пономаря. В записях говорится о том, что из семьи служителей церкви вышел Михаил Иванович Касторский, который был профессором кафедры всеобщей истории. Полутора лет, когда его отец умер, ребёнок был оставлен матерью на его могиле (молодую женщину никто не брал в жёны с ребёнком). Он был взят в семью дьячка Ивана Дмитриева, который и воспитал ребёнка.

Регентом церкви Троицы Живоначальной села Кандаурова являлся дед известного пианиста и дирижера Владимира Давидовича Ашкенази - Григорий Плотнов.

Сообщение о последней службе датируется 1931 годом. Её вели священник Николай Касторский и дьякон Никанор Румянцев, которые перешли в обновленчество. 21 ноября 1937 г. был арестован священник; в феврале 1938 г. 12 членов исполнительного органа (т.н. «двадцатки» – по минимальному количеству человек) вышли из ее состава . Любопытно, что год спустя Пучежский райисполком в переписке с Ивановским облисполкомом оговорился, что эти 12 человек выбыли, умерли либо осуждены . 

Окончил Костромскую семинарию (1828) и Главный педагогический институт. Во время обучения перевёл «Письма леди Рондо», которые были изданы в 1836 году. 1 июня 1836 года отправлен для подготовления к профессорскому званию за границу, в Берлинский университет и Париж, где слушал Ранке, Раумера, Бёка, Мишле. Затем занимался в Праге у Шафарика славянскими языками (чешским, сербским) и славянскими древностями.

1 сентября 1838 года возвратился в Санкт-Петербург, 22 декабря того же года назначен адъюнктом по кафедре всеобщей истории, которую и преподавал до своей смерти в 1866 году. В 1839—1843 годах и в 1846 году он читал лекции по славянской филологии на кафедре славянских наречий, кроме того, преподавал временно древнюю географию; с 1854 года он читал только древнюю историю. В 1841—1849 годах был секретарём философского факультета. В 1850 году был сделан экстраординарным профессором. С 11 октября 1839 года он также преподавал историю в Дворянском полку. В 1857—1859 годах читал лекции по всеобщей истории в Главном педагогическом институте. Авторы статей в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» и «Русском биографическом словаре» были невысокого мнения о преподавательских качествах Касторского.

image005Степень доктора философии Касторский получил в 1841 году за рассуждение «Начертание славянской мифологии» (1841). Эта книга была одним из первых по времени научным опытом изложения по этому предмету, сохранявшим значение и позже, как подбор известных на то время фактов.

Для чтения в торжественном заседании Годичного акта С.-Петербургского университета от 8 февраля 1852 года, Касторский написал сочинение "Исторические судьбы Русского Закавказья в древние времена", которое, по недостатку времени во время Акта, не было им зачитана, однако, было напечатано в "Журнале Министерства народного просвещения" и обратило на себя внимание Кавказского отдела ИРГО.

В заседании Отделения этнографии Императорского Русского географического общества от 12 ноября 1856 года доложено о согласии М.И. Касторского принять участие в трудах Отделения относительно переводов сведений из древних авторов о географии и этнографии местностей, вошедших в состав Российской империи, возложив на себя извлечение сведений из Страбона. В Общем собрании ИРГО от 23.01.1857, по предложению И.И. Срезневского и С.И. Зеленого, М.И. Касторский избран действительным членом Императорского Русского географического общества, по отделению этнографии.

Указом от 17.04.1859, по ведомству Министерства народного просвещения, пожалован в чин действительного статского советника.

Кроме издания своих сочинений и переводов отдельными книгами, М.И. Касторский был постоянным корреспондентом «Журнала Министерства народного просвещения», сотрудничал в журналах «Сын отечества», «Отечественные записки», «Русское слово», «Русский педагогический вестник».

Касторский был одним из первых русских учёных, обратившихся к изучению славянства. Он написал статью «О новейшей чешской литературе» (1837). Перевёл несколько песен из сборника, изданного Караджичем, под заглавием «Сербские народные песни» (1838). Написал рассуждение «О влиянии Карловингской династии на славянские племена».

Умер 6 июля 1866 года.

Основные труды

Письма леди Рондо, супруги англ. министра при росс. дворе в царствование имп. Анны Иоанновны. Перев. с английского М.И. Касторского. СПб., 1836 Взгляд на чешскую литературу. СПб., 1838 Начертание славянской мифологии, составленное, для получения степени доктора философии, Махаилом Касторским, адъюнктом Императорского Санкт-Петербургского университета по кафедре Всеобщей истории, славянских древностей и сл. литературы. СПб., 1841. Сербские народные песни. Лейпциг, 1838 Всеобщая история. Лекции адъюнкт-профессора С.-Петербургского университета доктора философии М.И. Касторского 1847-1848. СПб., 1848 Исторические судьбы русского Закавказья в древнейшие времена. Чит. на торжеств. акте С.-Петерб. ун-та 8 февраля 1852 г. // ЖМНП. 1852. № 10. Отд. 2. С. 1-28.

Архивы

ЦГИА СПб. Ф. 13. Оп.1. Д. 2441: Об увольнении профессора русской истории Н.Г. Устрялова по состоянию здоровья и замещении его профессором Университета Касторским. 1857 ЦГИА СПб. Ф.13. Оп.1. Д. 2486: Об увольнении профессора М. С.Куторги и замещении его профессором Касторским. 1859 ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1. Д. 4701: Об утверждении адъюнкта СПб университета Касторского в степени доктора философии. 1841 ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1. Д. 4806: Об адъюнкте СПб университета Касторском.1843 ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1. Д.5370: Об утверждении адъюнкта Касторского экстраординарным профессором по кафедре всеобщей истории при С.-Петербургском университете. 1850 ЦГИА СПб. Ф.139. Оп.1. Д.5516: О поручении профессору Касторскому преподавании Всеобщей истории до выздоровления профессора Куторги и о возложении на то время обязанности первого из них по экзаменационному комитету на профессора Горлова. 1851. ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп.1 Д. 6066: Об увольнении экстраординарного профессора Касторского от службы при С.-Петербургском университете, о производстве ему пенсии и о зачислении ему в действительную службу времени от возвращения из-за границы до определения адъюнктом в С.-Петербургский университет. 1861. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 2. Д.172: Об испытаниях адъюнктов Спб университета Воскресенского и Касторского на степень доктора философии и утверждении в этой степени. 1839 ЦГИА СПБ. Ф. 14. Оп. 2. Д. 263: Об аттестатах об окончании курса наук в Главном педагогическом институте адъюнктами СПб университета Касторским и Воскресенским... 1839. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп.2. Д. 602: О сделании распоряжения, о поручении кому-либо из членов историко-филологического факультета о приеме от профессора Касторского хранящихся у него кабинета изящных искусств и древностей с нумизматическим кабинетом. 1861 ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп .3. Д. 5947: Об определении воспитанника Главного педагогического института Касторского адъюнктом при университете, об увольнении от преподавания учителя Шакеева и о выдаче жалованья кандидату Григорьеву. 1839. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 15882: Касторский М.И., об испытании его на степень доктора.

13177 20110425 120546
13177 20190130 055057
13177 20230128 1159440
Portrait of Mikhail Ivanovich Kastorsky engraving
content
scale 2400
scale 2400 1

Храмы и монастыри

Запрудненская школа Александровского православного братства.

Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства была открыта 1 октября 1889 г. Первоначально школа располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Однако уже через год после открытия школа была переведена в центральную часть города, оставаясь по-прежнему в ведении Запрудненского попечительства Александровского православного братства. Обязанности заведующего школой исполнял священник Спасо-Запрудненской церкви Андрей Никанорович Писемский. Должность попечительницы приняла на себя Любовь Степановна Чумакова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Иван Сусанин: Святой мученик или легенда?

К 400-летию Дома Романовых и подвига Ивана Сусанина

           Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

                                                                                                                       ( Ин.15:13)  

 

Аннотация. Раскрывая различные гипотезы и оценки подвига Ивана Сусанина автор приходит к выводу о христианских мотивах подлинного подвига народного героя, мотивом действий которого была евангельская любовь, о которой говорил Спаситель.

Ключевые слова: Сусанин, миф, патриотизм, святость, Смута, любовь, святой.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...