Фрязинов Василий Гаврилович (1859 – 1922)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился Василий 18 июня 1859 года в семье священника Спасо-Преображенской церкви с. Шалго-Бодуново Кирилловского уезда Новгородской губернии. В 1919 году Церковный совет сообщал: двухэтажная каменная церковь была построена на средства прихожан в 1824 году на месте сгоревшего деревянного храма. Также есть упоминание о том, что её окружала каменная ограда, покрытая тёсом. О внутреннем убранстве говорится следующее: «Иконостас совершенно новый, но в каком году писан – неизвестно, так как в Записи его нет. Старинных вещей, икон, одежд и архива при церкви нет, так как оное всё что было, то погорело в бывшей деревянной церкви, а сейчас что имеется при церкви, то приобретено вновь и нечего старинного не напоминает».

image002О самом священнике Гаврииле Фрязинове известно только то, что он был сыном дьячка Спасской Островской церкви Фёдора Яковлева. Женился он по окончании Новгородской духовной семинарии и до рукоположения в сан, то есть в 1843-1844. Все его дети родились в Шалге, за исключением, может быть, Ираиды. Но даже если она появилась на свет в Чаронде, то была ещё младенцем, когда её родители перебрались на новое место жительства. Появлением собственной школы в приходе жители Шалги были также обязаны Гавриилу Фёдоровичу Фрязинову. Рассказывая о ситуации с учебными и благотворительными заведениями при церкви в 1860-х годах, священник сделал любопытное замечание: «При церкви училища нет, а заменено оное Петропавловским удельным училищем, отстоящим отсюда в 25-ти верстах, куда по очереди выбираются дети из сего прихода, а в приходе есть некоторые знающие чтение, пение, но не вспомоществуют на клиросе причту, по мнению будто бы это нужно одному причту».

image003В октябре 1884 года в Шалге открылась одноклассная церковно-приходская школа. Она располагалась в церковной сторожке (её также называли кельей), и это было не самое удобное помещение; однако тот факт, что детей начали обучать грамоте в их родном приходе, перекрывал все недостатки. Учащимися стали двенадцать мальчиков, впоследствии к занятиям присоединились и девочки, а по окончании школы ребятам выдавались документы об образовании (надо сказать, что полный курс оканчивали не все).

image004Епархия отмечала: «Священник Фрязинов ведёт всё дело обучения один и даёт школе всё необходимое». Спустя несколько лет у «законоучителя и учителя» Гавриила Фёдоровича появятся помощники, их имена будут упоминаться в связи с церковно-приходской школой в Шалге. К примеру в 1891-1892 годах (а возможно и дольше) учителем был некто Владимир Розанов, в 1895-1897 годах — Николай Иванович Янусов, чья дочь Миропия впоследствии также станет учительницей и будет обучать грамоте шальских детишек. К 1852 году в семье родились четверо детей: Ираида, Павла, Александр, Анна. Всего их было девять, по крайней мере, такое количество упоминалось в документах разных лет. После Анны на свет появились Мария, Любовь, Василий, Михаил и Николай.

Скончался отец Гавриил Фёдорович 9 июня 1902 года. На церковном кладбище Гавриилу Фёдоровичу установят памятник, который доживёт до наших дней, несмотря на то, что от самого кладбища не осталось и следа. В 1936 году Преображенская церковь в Шалге Бодунова была закрыта. Последним священником храма был Михаил Власов. В сентябре 1937 года он был арестован и приговорён к расстрелу.

В настоящее время храм заброшен и постепенно разрушается.

Указом Сената № 938 от 29 апреля 1896 года Гавриил Фрязинов, его сын Василий, а также дети Василия Сергей и Владимир были утверждены в потомственном дворянстве. Чуть позднее, 31 октября 1897 года (№3386), это право получили Елизавета Егоровна Фрязинова и жена Василия — Мария Петровна. В июле 1898 года (№2026) в дворянстве утвердили и второго сына Гавриила – Михаила и всю его семью: супругу Анну Александровну, детей Александра, Екатерину, Павла и Петра. Кроме того, в июле 1901 года состоялось определение о том, что младшего сына Василия – Бориса – также следует отнести к числу дворян (но конкретного номера Указа Сената нет).

Записи в родословной книге дворян Новгородской губернии. 1910 год.

image005В 1874 году Василий Фрязинов окончил Кирилловское духовное училище Новгородской епархии, в 1880 г. Новгородскую духовную семинарию, в 1884 Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 5 октября 1884 года он становится помощником инспектора Костромской духовной семинарии. 11 декабря 1886 года - учитель богословия, с 1899 г. действительный член Общества вспомощствования недостаточным ученикам КоДС. С 1887 года действительный член Костромского православного Федоровско-Сергиевского братства, с 1912 года - Костромского церковно-исторического общества и др.

Статский советник (05.10.1896). Член-сотрудник Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО, 1898). Корреспондент Костромских Епархиальных Ведомостей.

Кавалер всех служебных наград, в т. ч. орденов Святой Анны II (06.05.1910) и III (03.02.1900) и Святого Станислава II (06.05.1905) и III (09.05.1895) степеней и серебряной медали в память Императора Александра III (1896).

image006Сын Василия Гавриловича — Сергей — будет известным в профессиональных кругах человеком, учёным-историком. Он напишет несколько научных трудов, совмещая эту деятельность с преподаванием в вузах, в том числе в московском. В 1938 году станет кандидатом исторических наук. Сергея Васильевича Фрязинова будут интересовать разные темы: Французская революция, творчество Ипполита Тэна, история Древнего Рима и средневековой Испании.

С 22 ноября 1919 года Василий Гаврилович - научный сотрудник кафедры обществоведения Костромского государственного рабоче-крестьянского университета. Умер 22 апреля 1922 года в Костроме от кровоизлияния в мозг. Проживал ул. Пятницкая д.15 кв. 1.

Сочинения. Отношение разума к истинам Веры Христовой // Костромские ЕВ.- Кострома, 1909.- № 11.- Ч.н.- С. 386-406; Критический разбор учения социализма о равенстве состояний всех людей и коммунизме // Там же.- 1914.- № 8.- Ч.н.- С. 163-180; № 9.- Ч.н.- С. 189-199; № 10.- Ч.н.- С. 209-225; Отд. отт.- Кострома, 1914.

Литература. История Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, 1898 – 2020 гг., с именным указателем / авт.-сост. протоиерей Д.И. Сазонов и П.П. Резепин.- Кострома, 2020.- С. 158; КО ИППО. Оттет … за 1915 год.- Кострома, 1916.- С. 16; КПФСБ. Отчет о состоянии и деятельности … за 1915 год.- Кострома, 1916.- С. 48; [Баженов И.В.] КЦИО. Отчет о состоянии и деятельности … за время от его открытия 3 июня 1912 до 1 января 1914 года.- С. 12, 46; [Сырцов И.Я., прот.] 150-летие Костромской духовной семинарии (1747-1897 гг.).- Кострома, 1897.- С. 49; Список должностных лиц в Костромской духовной семинарии и духовных училищах Костромской епархии к началу 1902/03 учебного года // Костромские ЕВ.- 1902.- Приложение к № 18.- С. 5; Список должностных лиц в Костромской духовной семинарии и духовных училищах Костромской епархии к началу 1906/07 учебного года // Там же.- 1906.- Приложение к № 18.- С. 4-5; XXV-летний юбилей служебной деятельности преподавателя Костромской духовной семинарии Василия Гавриловича Фрязинова // Там же.- 1910.- № 6.- Ч.н.- С. 174-188; Некролог // КМ.- 1922.- 6 мая.- № 98.

Архив. ГАКО. Ф. 281. Оп. 2. Д. 971. Л. 2 об.; Ф. 432. Оп. 1. Д. 3488. Л. 13-13 об.; Д. 3615. Л. 72-74; Д. 3682. Л. 27-28; Д. 3874. Л. 32-34; Д. 4093. Л. 30-32; Д. 4592. Л. 25-26; Р. 33. Оп. 1. Д. 41. Л. 14 об.

Храмы и монастыри

Церковь Иоанна Богослова

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЦЕРКВИ. КОСТРОМСКОЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ХРАМ В ИПАТЬЕВСКОЙ СЛОБОДЕ.

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Тамбовский и Козловский Зиновий (Дроздов, 1875 – 1942)

Архиепископ Зиновий (в миру Дроздов Николай Петрович) родился 14.07.1875 г. в с. Холм Галичского у. Костромской губ. Из семьи священника. По окончании Костромской ДС (1897) рукоположен во диакона, затем - во иерея. Вскоре овдовел.

Подробнее...

Статьи

Духовный мир сквозь призму религии

Большинство религиозных учений говорит о том, что человек не является единственным разумным существом во Вселенной, что кроме видимого материального мира существует мир духов. Согласно христианскому учению «Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный»1.

Подробнее...