Фрязинов Василий Гаврилович (1859 – 1922)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился Василий 18 июня 1859 года в семье священника Спасо-Преображенской церкви с. Шалго-Бодуново Кирилловского уезда Новгородской губернии. В 1919 году Церковный совет сообщал: двухэтажная каменная церковь была построена на средства прихожан в 1824 году на месте сгоревшего деревянного храма. Также есть упоминание о том, что её окружала каменная ограда, покрытая тёсом. О внутреннем убранстве говорится следующее: «Иконостас совершенно новый, но в каком году писан – неизвестно, так как в Записи его нет. Старинных вещей, икон, одежд и архива при церкви нет, так как оное всё что было, то погорело в бывшей деревянной церкви, а сейчас что имеется при церкви, то приобретено вновь и нечего старинного не напоминает».

image002О самом священнике Гаврииле Фрязинове известно только то, что он был сыном дьячка Спасской Островской церкви Фёдора Яковлева. Женился он по окончании Новгородской духовной семинарии и до рукоположения в сан, то есть в 1843-1844. Все его дети родились в Шалге, за исключением, может быть, Ираиды. Но даже если она появилась на свет в Чаронде, то была ещё младенцем, когда её родители перебрались на новое место жительства. Появлением собственной школы в приходе жители Шалги были также обязаны Гавриилу Фёдоровичу Фрязинову. Рассказывая о ситуации с учебными и благотворительными заведениями при церкви в 1860-х годах, священник сделал любопытное замечание: «При церкви училища нет, а заменено оное Петропавловским удельным училищем, отстоящим отсюда в 25-ти верстах, куда по очереди выбираются дети из сего прихода, а в приходе есть некоторые знающие чтение, пение, но не вспомоществуют на клиросе причту, по мнению будто бы это нужно одному причту».

image003В октябре 1884 года в Шалге открылась одноклассная церковно-приходская школа. Она располагалась в церковной сторожке (её также называли кельей), и это было не самое удобное помещение; однако тот факт, что детей начали обучать грамоте в их родном приходе, перекрывал все недостатки. Учащимися стали двенадцать мальчиков, впоследствии к занятиям присоединились и девочки, а по окончании школы ребятам выдавались документы об образовании (надо сказать, что полный курс оканчивали не все).

image004Епархия отмечала: «Священник Фрязинов ведёт всё дело обучения один и даёт школе всё необходимое». Спустя несколько лет у «законоучителя и учителя» Гавриила Фёдоровича появятся помощники, их имена будут упоминаться в связи с церковно-приходской школой в Шалге. К примеру в 1891-1892 годах (а возможно и дольше) учителем был некто Владимир Розанов, в 1895-1897 годах — Николай Иванович Янусов, чья дочь Миропия впоследствии также станет учительницей и будет обучать грамоте шальских детишек. К 1852 году в семье родились четверо детей: Ираида, Павла, Александр, Анна. Всего их было девять, по крайней мере, такое количество упоминалось в документах разных лет. После Анны на свет появились Мария, Любовь, Василий, Михаил и Николай.

Скончался отец Гавриил Фёдорович 9 июня 1902 года. На церковном кладбище Гавриилу Фёдоровичу установят памятник, который доживёт до наших дней, несмотря на то, что от самого кладбища не осталось и следа. В 1936 году Преображенская церковь в Шалге Бодунова была закрыта. Последним священником храма был Михаил Власов. В сентябре 1937 года он был арестован и приговорён к расстрелу.

В настоящее время храм заброшен и постепенно разрушается.

Указом Сената № 938 от 29 апреля 1896 года Гавриил Фрязинов, его сын Василий, а также дети Василия Сергей и Владимир были утверждены в потомственном дворянстве. Чуть позднее, 31 октября 1897 года (№3386), это право получили Елизавета Егоровна Фрязинова и жена Василия — Мария Петровна. В июле 1898 года (№2026) в дворянстве утвердили и второго сына Гавриила – Михаила и всю его семью: супругу Анну Александровну, детей Александра, Екатерину, Павла и Петра. Кроме того, в июле 1901 года состоялось определение о том, что младшего сына Василия – Бориса – также следует отнести к числу дворян (но конкретного номера Указа Сената нет).

Записи в родословной книге дворян Новгородской губернии. 1910 год.

image005В 1874 году Василий Фрязинов окончил Кирилловское духовное училище Новгородской епархии, в 1880 г. Новгородскую духовную семинарию, в 1884 Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 5 октября 1884 года он становится помощником инспектора Костромской духовной семинарии. 11 декабря 1886 года - учитель богословия, с 1899 г. действительный член Общества вспомощствования недостаточным ученикам КоДС. С 1887 года действительный член Костромского православного Федоровско-Сергиевского братства, с 1912 года - Костромского церковно-исторического общества и др.

Статский советник (05.10.1896). Член-сотрудник Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО, 1898). Корреспондент Костромских Епархиальных Ведомостей.

Кавалер всех служебных наград, в т. ч. орденов Святой Анны II (06.05.1910) и III (03.02.1900) и Святого Станислава II (06.05.1905) и III (09.05.1895) степеней и серебряной медали в память Императора Александра III (1896).

image006Сын Василия Гавриловича — Сергей — будет известным в профессиональных кругах человеком, учёным-историком. Он напишет несколько научных трудов, совмещая эту деятельность с преподаванием в вузах, в том числе в московском. В 1938 году станет кандидатом исторических наук. Сергея Васильевича Фрязинова будут интересовать разные темы: Французская революция, творчество Ипполита Тэна, история Древнего Рима и средневековой Испании.

С 22 ноября 1919 года Василий Гаврилович - научный сотрудник кафедры обществоведения Костромского государственного рабоче-крестьянского университета. Умер 22 апреля 1922 года в Костроме от кровоизлияния в мозг. Проживал ул. Пятницкая д.15 кв. 1.

Сочинения. Отношение разума к истинам Веры Христовой // Костромские ЕВ.- Кострома, 1909.- № 11.- Ч.н.- С. 386-406; Критический разбор учения социализма о равенстве состояний всех людей и коммунизме // Там же.- 1914.- № 8.- Ч.н.- С. 163-180; № 9.- Ч.н.- С. 189-199; № 10.- Ч.н.- С. 209-225; Отд. отт.- Кострома, 1914.

Литература. История Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, 1898 – 2020 гг., с именным указателем / авт.-сост. протоиерей Д.И. Сазонов и П.П. Резепин.- Кострома, 2020.- С. 158; КО ИППО. Оттет … за 1915 год.- Кострома, 1916.- С. 16; КПФСБ. Отчет о состоянии и деятельности … за 1915 год.- Кострома, 1916.- С. 48; [Баженов И.В.] КЦИО. Отчет о состоянии и деятельности … за время от его открытия 3 июня 1912 до 1 января 1914 года.- С. 12, 46; [Сырцов И.Я., прот.] 150-летие Костромской духовной семинарии (1747-1897 гг.).- Кострома, 1897.- С. 49; Список должностных лиц в Костромской духовной семинарии и духовных училищах Костромской епархии к началу 1902/03 учебного года // Костромские ЕВ.- 1902.- Приложение к № 18.- С. 5; Список должностных лиц в Костромской духовной семинарии и духовных училищах Костромской епархии к началу 1906/07 учебного года // Там же.- 1906.- Приложение к № 18.- С. 4-5; XXV-летний юбилей служебной деятельности преподавателя Костромской духовной семинарии Василия Гавриловича Фрязинова // Там же.- 1910.- № 6.- Ч.н.- С. 174-188; Некролог // КМ.- 1922.- 6 мая.- № 98.

Архив. ГАКО. Ф. 281. Оп. 2. Д. 971. Л. 2 об.; Ф. 432. Оп. 1. Д. 3488. Л. 13-13 об.; Д. 3615. Л. 72-74; Д. 3682. Л. 27-28; Д. 3874. Л. 32-34; Д. 4093. Л. 30-32; Д. 4592. Л. 25-26; Р. 33. Оп. 1. Д. 41. Л. 14 об.

Храмы и монастыри

Презентация Никольской церкви в селе Саметь Костромского района

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Алексий Великосельский (1865-1918)

16 мая 2023 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором были утверждены поименные списки местных соборов святых. Собор костромских святых пополнили имена прп. Иакова Костромского и свщмч. Алексия Великосельского.

Подробнее...

Статьи

Спорные вопросы полемики о каноничности Белокриницкой иерархии

В начале 1830-х гг. в Российской империи, в поповской ветви старообрядчества окончательно оформилось направление, которое не хотело ни сливаться с господствующим православием, ни делаться беспоповцами. Причиной этого стал запрет императором Николем Iв 1827 г. приема в старообрядчество священников, переходивших из господствующей Греко-Российской Православной церкви, положивший начало правительственным репрессиям против старообрядческих центров.

Подробнее...