Профессор Казанской духовной академии протоиерей Касторский Александр Петрович (1886-1938)
Родился в1886 году в с. Горки Чириковы, Нерехтский у-да, Костромская губ., Оделевской вол. (Ивановская о., Приволжский р-н) в семье священника Петра Андреевича Касторского. Такие фамилии, производные от латинских или греческих слов, часто давали семинаристам. По латыни «кастор» переводится как бобёр (Castor fiber).
В 1906г. окончил Костромскую Духовную Семинарию по 1-му разряду, был первым в списке окончивших семинарию по 1-му разряду, в 1910 г. окончил Казанскую духовную академию со степенью магистра богословия с правом преподавания в семинарии. В 1907г., когда Александр Касторский был студентом академии, по паломнической книжке Палестинского Императорского общества, вместе с однокашниками он совершил паломничество на Святую Землю и на Афон. Дневник А.С.Касторского "Паломничество в Палестину и на Афон" публиковался с 1909г. в "Костромских Епархиальных ведомостях" в 20-ти номерах и вызвал большой интерес. Вполне возможно, что к нему обратились с такой просьбой члены костромского отдела Императорского Православного Палестинского общества, которое организовывало поездки в Святую землю.
Впечатления русского паломника из духовного сословия от поездки по Востоку в концентрированном виде отражает фраза, сказанная А. П. Касторским в его дневнике:
«…не раз ловил себя с открытым ртом» [КЕВ, 1909, № 5, с. 133]. Удивление, которое он испытывал, сквозит на страницах его «хождения» постоянно. Действительно, человеку, который всю предыдущую жизнь провел в Европейской части России, было чему изумляться. https://cyberleninka.ru/article/n/russkie-v-svyatoy-zemle-palomnicheskie-dnevniki-kak-istochnik
Касторский совершил путешествие в Святую землю и Афон по паломнической книжке Палестинского общества, т.е. на льготных в отношении оплаты условиях. Хотя в дневнике об этом не говорится, но отдельные детали, которые есть в тексте, свидетельствуют об этом. Точно так же, в повествовании упоминания об Императорском Православном Палестинском обществе встречаются не очень часто, но будучи собраны вместе, дают общее представление о его деятельности в Святой земле. Первое упоминание об этой организации мы находим в самом начале воспоминаний. Группа студентов казанской академии отбывала в Палестину на пароходе «Россия», принадлежавшем Русскому обществу пароходства и торговли (РОПИТ). Именно с этой компанией Палестинское общество заключило договор о значительно удешевленном провозе паломников в Яффу и Афон. Автор также сообщает, что их на пристани провожал агент ИППО в Одессе М. И. Осипов, который «по обычаю» вручил каждому поклоннику книжку Евангелия. [КЕВ, 1909, № 4, с. 96]. По тексту рассыпаны упоминания о находившейся в ведении ИППО российской недвижимой собственности в Палестине. Это так называемые Русские постройки в Иерусалиме, Сергиевское, Александровское подворье — целый комплекс гостиниц и других социокультурных учреждений. Здесь могли получить кров и питание люди самого различного достатка, как богатые путешественники, так и неимущие паломники из крестьян. Разумеется, уровень комфорта и цены на услуги в подворьях для них были различными. Здесь же в так называемом Русском доме находилась православная церковь, в которой внимание путешественников обратила на себя картина, написанная И. Е. Репиным и изображающая приговоренного к распятию Иисуса Христа, несущего свой крест на Голгофу. К сожалению, подробного описания Русских построек в дневнике нет т.к. во время такой экскурсии автор чувствовал себя неважно и не участвовал в ней. [КЕВ, 1911, № 22, с. 692; № 23, с. 737; № 24, с. 790].
В мемуарах постоянно упоминаются иные учреждения ИППО, которые паломники посещали или видели их по дороге. Это учительская семинария в Бетджале, школы для местных детей и др. Также упоминается построенная на средства Палестинского общества церковь в Кане Галилейской и церковь св. Марии Магдалины, которую путешественники посетили при поездке из Иерусалима на Елеонскую гору. Последняя, как свидетельствует Касторский, была возведена великими князьями Сергеем и Павлом Александровичами в память их матери – императрицы Марии Александровны и украшена фресками кисти Верещагина [КЕВ, 1911, № 20, с. 622, 625; № 23, с. 737, 741, 744; № 24, с. 790 – 791, 793, 795]. Эта церковь была построена на средства младших братьев Александра III во многом под впечатлением их паломничества в Палестину в 1881 г., когда Сергей и Павел Александровичи посетили Елеон. https://cyberleninka.ru/article/n/russkie-v-svyatoy-zemle-palomnicheskie-dnevniki-kak-istochnik
Был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре Истории Греко-Восточной Церкви со времени отпадения Западной Церкви от Вселенской до настоящего времени. С 1910 по 1921 гг. был доцентом, а затем профессором КазДА на кафедре истории Церкви. С 1918 по 1922г. работал на свечном заводе зав. складом. Имел жену, дочь Веру (1920г.р.), сына Сергея (1923г.р., участник ВОВ). Был вызван повесткой в ВЧК от 21.04.1921г. Не арестовывался. Президиум ТатЧК 06 октября 1921 года выдвинул ему обвинение в "незаконном преподавании в Академии". Приговор - 1 год концлагеря условно. Групповое дело " преподавателей Казанской Духовной Академии. Казань, 1921г."
В 1922 году был рукоположен во иерея. С марта 1922 года служил в Богоявленском кафедральном соборе г. Казани.
В 1923г. на Казанском епархиальном съезде о.Александр был выбран на обновленческий Собор в Москву. Не примыкая к обновленцам, Касторский все же не имел смелости встать на Соборе в защиту Патриарха Тихона. Он подписал осуждение Патриарха Тихона, вынесенное собором. В последующие годы, когда произошло резкое размежевание Казанского духовенства на два лагеря — обновленцев и тихоновцев, Касторский... встал в ряды тихоновцев, хотя особой активности не проявлял".
3 октября 1930 г. был арестован по групповому делу "членов Казанского филиала "ИПЦ". Казань, 1932г." В период следствия содержался под стражей в Казанском пересыльном домзаке. 10 декабря 1930 г. мера пресечения изменена на подписку о невыезде. Постановлением от 18.07.1931 дело прекращено, подписка о невыезде отменена. В 1933 году служил в Серафимовской церкви г. Казани. Был удостоен сана протоиерея и ношения митры.
29 декабря 1937 года был арестован. 6 января 1938 года приговорён к расстрелу и конфискации имущества.
Расстрелян 14 января 1938 года в Казани. Погребён на Архангельском кладбище.
26 августа 1992 года реабилитирован Прокуратурой Республики Татарстан по 1921 году репрессий.
Сочинения
- "Паломничество в Палестину и на Афон" дневник (Костромские епархиальные ведомости, 1909, №№ 1-20)
Документы, публикации
- Архив ФСБ Республики Татарстан. Д.2–18199
- Архив УФСБ Республики Татарстан. Д.2–10837
- Журавский А. Новомученики Казанские // Благая весть (Казань). 1994. №1, с. 4.
Использованные материалы
- К.Е. Балдин "Русские в Святой Земле: Паломнические дневники как источник"
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века":
- Книга памяти Республики Татарстан
- http://lists.memo.ru/d15/f367.htm
- Воскресенская с. Горки-Чириковы каменная, построена в 1821 г. старанием прихожан и попечением коллежского советника Константина Никитича Моисеева; им же на сборные деньги в 1830 г. устроена каменная колокольня, а в 1838 г. вокруг церкви каменная ограда с железными решетками. Кладбище внутри ограды.
Стоит на краю села, на берегу р. Теза, выделяется в окружающем пейзаже. Построена в 1821 г. на средства помещика К.Н. Моисеева вместо прежней деревянной; кирпичные стены побелены. Хороший образец местного сельского храма в стиле классицизма с рядом традиционных приемов в объемно-композиционном построении.
Основной бесстолпный кубический объем в два света под высокой четырехскатной кровлей увенчан пятиглавием: луковичные с перехватами главки на четырехгранных основаниях-барабанах (средний - с проемами). Прямоугольный алтарь уже основного четверика, а трапезная, наоборот, более широкая и слегка растянута по поперечной оси. Интересно скругление углов всех объемов здания - вплоть до барабанов глав и ярусов колокольни. Доминирует в композиции колокольня - три четверика с широкими арочными проемами, из которых сильно вытянутый верхний завершен гуськовой кровлей с люкарнами и главкой (сохранился лишь граненый барабанчик).
Сдержанное убранство фасадов состоит из небольшого числа элементов: упрощенные антаблементы с сухариками в карнизах, раскреповки угловых скруглений, рустовка небольших выступов в центре боковых фасадов трапезной и рамочные наличники окон с сандриками. Несколько наряднее декор колокольни с треугольными фронтонами в нижнем ярусе и пилястрами по сторонам проемов, дополненных архивольтами. Основное помещение перекрыто сомкнутым сводом со световым кольцом, алтарь - коробовым, трапезная - системой коробовых сводов, опирающихся на два столба, сдвинутых к восточной стене; у нижнего яруса колокольни свод восьмилотковый.
Беляев, 1863, с. 173; Холмогоровы, 1902, с. 84; 1912, с. 91-92; ИАК, 1909, с. 23; Казаринова, 1978, с. 130.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 22-23.
В 1930-х церковь была закрыта, использовалась как склад, позднее в здании размещены ремонтные мастерские. В настоящее время находится в аварийном состоянии. Начато восстановление силами местного прихода.