Профессор Казанской духовной академии протоиерей Касторский Александр Петрович (1886-1938)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image002Родился в1886 году в с. Горки Чириковы, Нерехтский у-да, Костромская губ., Оделевской вол. (Ивановская о., Приволжский р-н) в семье священника Петра Андреевича Касторского. Такие фамилии, производные от латинских или греческих слов, часто давали семинаристам. По латыни «кастор» переводится как бобёр (Castor fiber).

В 1906г. окончил Костромскую Духовную Семинарию по 1-му разряду, был первым в списке окончивших семинарию по 1-му разряду, в 1910 г. окончил Казанскую духовную академию со степенью магистра богословия с правом преподавания в семинарии. В 1907г., когда Александр Касторский был студентом академии, по паломнической книжке Палестинского Императорского общества, вместе с однокашниками он совершил паломничество на Святую Землю и на Афон. Дневник А.С.Касторского "Паломничество в Палестину и на Афон" публиковался с 1909г. в "Костромских Епархиальных ведомостях" в 20-ти номерах и вызвал большой интерес. Вполне возможно, что к нему обратились с такой просьбой члены костромского отдела Императорского Православного Палестинского общества, которое организовывало поездки в Святую землю.

image004Впечатления русского паломника из духовного сословия от поездки по Востоку в концентрированном виде отражает фраза, сказанная А. П. Касторским в его дневнике:
«…не раз ловил себя с открытым ртом» [КЕВ, 1909, № 5, с. 133]. Удивление, которое он испытывал, сквозит на страницах его «хождения» постоянно. Действительно, человеку, который всю предыдущую жизнь провел в Европейской части России, было чему изумляться. https://cyberleninka.ru/article/n/russkie-v-svyatoy-zemle-palomnicheskie-dnevniki-kak-istochnik

image006Касторский совершил путешествие в Святую землю и Афон по паломнической книжке Палестинского общества, т.е. на льготных в отношении оплаты условиях. Хотя в дневнике об этом не говорится, но отдельные детали, которые есть в тексте, свидетельствуют об этом. Точно так же, в повествовании упоминания об Императорском Православном Палестинском обществе встречаются не очень часто, но будучи собраны вместе, дают общее представление о его деятельности в Святой земле. Первое упоминание об этой организации мы находим в самом начале воспоминаний. Группа студентов казанской академии отбывала в Палестину на пароходе «Россия», принадлежавшем Русскому обществу пароходства и торговли (РОПИТ). Именно с этой компанией Палестинское общество заключило договор о значительно удешевленном провозе паломников в Яффу и Афон. Автор также сообщает, что их на пристани провожал агент ИППО в Одессе М. И. Осипов, который «по обычаю» вручил каждому поклоннику книжку Евангелия. [КЕВ, 1909, № 4, с. 96]. По тексту рассыпаны упоминания о находившейся в ведении ИППО российской недвижимой собственности в Палестине. Это так называемые Русские постройки в Иерусалиме, Сергиевское, Александровское подворье — целый комплекс гостиниц и других социокультурных учреждений. Здесь могли получить кров и питание люди самого различного достатка, как богатые путешественники, так и неимущие паломники из крестьян. Разумеется, уровень комфорта и цены на услуги в подворьях для них были различными. Здесь же в так называемом Русском доме находилась православная церковь, в которой внимание путешественников обратила на себя картина, написанная И. Е. Репиным и изображающая приговоренного к распятию Иисуса Христа, несущего свой крест на Голгофу. К сожалению, подробного описания Русских построек в дневнике нет т.к. во время такой экскурсии автор чувствовал себя неважно и не участвовал в ней. [КЕВ, 1911, № 22, с. 692; № 23, с. 737; № 24, с. 790].

image008image010В мемуарах постоянно упоминаются иные учреждения ИППО, которые паломники посещали или видели их по дороге. Это учительская семинария в Бетджале, школы для местных детей и др. Также упоминается построенная на средства Палестинского общества церковь в Кане Галилейской и церковь св. Марии Магдалины, которую путешественники посетили при поездке из Иерусалима на Елеонскую гору. Последняя, как свидетельствует Касторский, была возведена великими князьями Сергеем и Павлом Александровичами в память их матери – императрицы Марии Александровны и украшена фресками кисти Верещагина [КЕВ, 1911, № 20, с. 622, 625; № 23, с. 737, 741, 744; № 24, с. 790 – 791, 793, 795]. Эта церковь была построена на средства младших братьев Александра III во многом под впечатлением их паломничества в Палестину в 1881 г., когда Сергей и Павел Александровичи посетили Елеон. https://cyberleninka.ru/article/n/russkie-v-svyatoy-zemle-palomnicheskie-dnevniki-kak-istochnik

Был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре Истории Греко-Восточной Церкви со времени отпадения Западной Церкви от Вселенской до настоящего времени. С 1910 по 1921 гг. был доцентом, а затем профессором КазДА на кафедре истории Церкви. С 1918 по 1922г. работал на свечном заводе зав. складом. Имел жену, дочь Веру (1920г.р.), сына Сергея (1923г.р., участник ВОВ). Был вызван повесткой в ВЧК от 21.04.1921г. Не арестовывался. Президиум ТатЧК 06 октября 1921 года выдвинул ему обвинение в "незаконном преподавании в Академии". Приговор - 1 год концлагеря условно. Групповое дело " преподавателей Казанской Духовной Академии. Казань, 1921г."

В 1922 году был рукоположен во иерея. С марта 1922 года служил в Богоявленском кафедральном соборе г. Казани.

image012В 1923г. на Казанском епархиальном съезде о.Александр был выбран на обновленческий Собор в Москву. Не примыкая к обновленцам, Касторский все же не имел смелости встать на Соборе  в защиту Патриарха Тихона. Он подписал осуждение Патриарха Тихона, вынесенное собором. В последующие годы, когда произошло резкое размежевание Казанского духовенства на два лагеря — обновленцев и тихоновцев, Касторский... встал в ряды тихоновцев, хотя особой активности не проявлял".

3 октября 1930 г. был арестован по групповому делу "членов Казанского филиала "ИПЦ". Казань, 1932г." В период следствия содержался под стражей в Казанском пересыльном домзаке. 10 декабря 1930 г. мера пресечения изменена на подписку о невыезде. Постановлением от 18.07.1931 дело прекращено, подписка о невыезде отменена. В 1933 году служил в Серафимовской церкви г. Казани. Был удостоен сана протоиерея и ношения митры.

29 декабря 1937 года был арестован. 6 января 1938 года приговорён к расстрелу и конфискации имущества.

Расстрелян 14 января 1938 года в Казани. Погребён на Архангельском кладбище.

26 августа 1992 года реабилитирован Прокуратурой Республики Татарстан по 1921 году репрессий.

image014Сочинения

  • "Паломничество в Палестину и на Афон" дневник (Костромские епархиальные ведомости, 1909, №№ 1-20)

Документы, публикации

  • Архив ФСБ Республики Татарстан. Д.2–18199
  • Архив УФСБ Республики Татарстан. Д.2–10837
  • Журавский А. Новомученики Казанские // Благая весть (Казань). 1994. №1, с. 4.

Использованные материалы

  • К.Е. Балдин "Русские в Святой Земле: Паломнические дневники как источник"
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века":
  • Книга памяти Республики Татарстан
    • http://lists.memo.ru/d15/f367.htm
    • Воскресенская с. Горки-Чириковы каменная, построена в 1821 г. старанием прихожан и попечением коллежского советника Константина Никитича Моисеева; им же на сборные деньги в 1830 г. устроена каменная колокольня, а в 1838 г. вокруг церкви каменная ограда с железными решетками. Кладбище внутри ограды.

Стоит на краю села, на берегу р. Теза, выделяется в окружающем пейзаже. Построена в 1821 г. на средства помещика К.Н. Моисеева вместо прежней деревянной; кирпичные стены побелены. Хороший образец местного сельского храма в стиле классицизма с рядом традиционных приемов в объемно-композиционном построении.

Основной бесстолпный кубический объем в два света под высокой четырехскатной кровлей увенчан пятиглавием: луковичные с перехватами главки на четырехгранных основаниях-барабанах (средний - с проемами). Прямоугольный алтарь уже основного четверика, а трапезная, наоборот, более широкая и слегка растянута по поперечной оси. Интересно скругление углов всех объемов здания - вплоть до барабанов глав и ярусов колокольни. Доминирует в композиции колокольня - три четверика с широкими арочными проемами, из которых сильно вытянутый верхний завершен гуськовой кровлей с люкарнами и главкой (сохранился лишь граненый барабанчик).

image016Сдержанное убранство фасадов состоит из небольшого числа элементов: упрощенные антаблементы с сухариками в карнизах, раскреповки угловых скруглений, рустовка небольших выступов в центре боковых фасадов трапезной и рамочные наличники окон с сандриками. Несколько наряднее декор колокольни с треугольными фронтонами в нижнем ярусе и пилястрами по сторонам проемов, дополненных архивольтами. Основное помещение перекрыто сомкнутым сводом со световым кольцом, алтарь - коробовым, трапезная - системой коробовых сводов, опирающихся на два столба, сдвинутых к восточной стене; у нижнего яруса колокольни свод восьмилотковый.

Беляев, 1863, с. 173; Холмогоровы, 1902, с. 84; 1912, с. 91-92; ИАК, 1909, с. 23; Казаринова, 1978, с. 130.

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 22-23.

В 1930-х церковь была закрыта, использовалась как склад, позднее в здании размещены ремонтные мастерские. В настоящее время находится в аварийном состоянии. Начато восстановление силами местного прихода.

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Красовский Иван Александрович (1872-1938)

Родился 19 февраля 1872 года в Костроме, в священнической семье. Окончил Духовную Академию. С 1899 по 1928 гг. служил псаломщиком, диаконом, священников в костромском Ипатьевском монастыре. С. 1918 по 1931 гг. служил в с. Шишкино, Судиславского р-на, Костромской области.

Подробнее...

Статьи

Статистические сведения по Костромской епархии

Адрес Епархиального Управления: 56000, г.Кострома, ул. Богоявленская, 26А.

1.1. Костромская епархия Русской Православной Церкви.

1.2. Правящий архиерей епархии: ФЕРАПОНТ, епископ Костромской и Галичский, на кафедре с 25.12. 2013 года

Подробнее...