Протоиерей Соболев Иоанн Антонович (1829 - 1909)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

23 1Иоанн Антонович Соболев родился 12 апреля 1829 г. в семье священника Костромской Епархии села Мироханова Чухломского уезда.

Учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии. По окончании курса 20 февраля 1854 г. был рукоположен в священники церкви Воскресения Господня при Адмиралтейских слободах. Возведен в степень кандидата богословия 18 апреля 1855 г. Был членом Ревизионной комиссии Санкт-Петербургской Епархии с 1858 г., по назначению Духовной Консистории произносил катехизисные беседы в церкви. По указу Духовной Консистории с 1854 по 1880 гг. назидал арестантов 3-й Адмиралтейской части за «погрешения веры и Священного Писания».

Состоял законоучителем в приюте королевы Вюртембергской Ольги Николаевны, дочери Николая I с 30 сентября 1860 г. по 1885 г., за что определением Св. Синода награжден в сан протоиерея 4 декабря 1872 г.

3В течение 35 лет отец Иоанн нес обязанность депутата по делам лиц духовного звания; 23 года с 1862-1885 гг. состоял законоучителем в приюте Ея Императорского высочества Великой Княгини Александры Иосифовны.

22 года с 1879-1901 гг. занимал должность благочинного I Столичного округа; 8 лет, с 1896 года состоит старшим попечителем Санкт-Петербургского Епархиального Попечительства.

 36 лет с 1868-1904 гг. состоял членом Комитета Александро-Невского дома призрения и Исидоровского Епархиального женского училища.

В течение 43 лет своего служения в Вознесенском приходе отец Иоанн заслужил любовь и высокое уважение прихожан и духовенства, неоднократно был отмечен многими наградами, присвоенными белому духовенству.

4Иоанн Антонович Соболев был настоятелем Исаакиевского собора с 1897 по 1909 год. В этот период по его инициативе в 1897 году усовершенствовали и расширили бесплатную столовую. Трапезная стала местом, где проводились «духовно-нравственные чтения». В воскресенья и в праздничные дни встречи заканчивались выступлением братского хора. По распоряжению отца Иоанна в 1898 году основана братская библиотека с читальным залом. В основу библиотеки легли 122 книги пожертвованные И.Т Камчатовым.

В 1899 году при Исаакиевском соборе была учреждена церковноприходская школа «для бедных девочек Исаакиевского прихода». На родине протоиерея Иоанна Соболева была учреждена стипендия имени И.А. Соболева.

530 мая 1908 года в условиях «полного спокойствия и порядка», как отмечалось в докладе министра внутренних дел. Исаакиевский собор отметил свой пятидесятилетний юбилей. 29 мая 1908 года состоялась панихида по Государям императорам, покровительствовавшим постройке собора и предшествовавших русских царей. Для поддержания порядка на время богослужения и крестного хода был назначен наряд конной полиции в количестве четырехсот человек.

В честь юбилея и за многолетние труды протоиерея Иоанна Соболева император Николай II издал Указ о его награждении. В личном обращении к настоятелю Исаакиевского кафедрального собора протоиерею Иоанну Соболеву говорилось:

«Во внимание к свыше полувековому отлично-усердному и полезному служению вашему Церкви Божией, по засвидетельствованию о сем митрополита Санкт-Петербургского, Всемилостивейше сопричислили Мы вас к Императорскому ордену нашему Святого БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, знаки коего при сем препровождаемые, Повелеваем вам возложить на себя и носить по установлению.

Пребываем к вам Императорскою милостью Нашею благосклонны.

На подлинных собственною Его Императорского величества рукою написано:

В Царском селе

6 мая 1909 г.

Протоиерей Иоанн Соболев был награжден орденом св. Анны III степени (1870) и орденом св. Анны II степени (1877).

1365 2Скончался в Санкт–Петербурге 22 октября 1909 г. Погребение с великою торжественностью происходило 25 октября. Совершил ее высокопреосвященный митрополит Антоний II (Вадковский), архиепископы – Варшавский Николай и Волынский Антоний и епископы – Кирилл Гдовский и Никандр Нарвский. У ворот Свято Троицкой Александро-Невской Лавры похоронная процессия была встречена старшей монастырской братией, в числе которой находился и племянник Иоанна Соболева отец Макарий. Протоиерея Иоанна Соболева похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

 В 1912 году вышла книга «Памяти протоиерея Иоанна Антоновича Соболева † 22/10.1909», автора Воскресенский А.Ф. Книга была издана в 1912 году. Содержит 34, II, 140 с.

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Ветлужский Неофит (Коробов 1878-1937)

Родился 15 января 1878 года в селе Новоселово Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии в купеческой семье. По одним сведениям мальчик получил домашнее образование, по другим — обучался в народной земской школе. Хорошо пел, был грамотным, писал красивым аккуратным почерком.

Подробнее...

Статьи

ИЛЛЮЗОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРОВОДИМЫХ СОВЕТСКОЙ ЕВГЕНИКОЙ ОПЫТОВ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА

УДК

Д. И. Сазонов, протоиерей

доцент, Костромская духовная семинария (Кострома)

ИЛЛЮЗОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРОВОДИМЫХ СОВЕТСКОЙ ЕВГЕНИКОЙ ОПЫТОВ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА

(На примере религиозных общин Верхне-Волжского региона в 1960-1970-е годы).

  1. I. Sazonov, archpriest

Associate Professor, Kostroma Theological Seminary (Kostroma)

THE ILLUSORY REALITY OF THE EXPERIMENTS CONDUCTED BY SOVIET EUGENICS TO CREATE A NEW PERSON

(On the example of religious communities of the Upper Volga region in the 1960s and 1970s).

Начиная с 1920-х годов в СССР широко использовался евгенистический эксперимент по созданию нового, безрелигиозного советского человека. Исследование достижений по данному вопросу на примере религиозных организаций Верхне-Волжского региона показало, что планы советской власти по созданию homo soveticus окончились провалом. При изучении современного этногенеза становится очевидным, что опыты по созданию нового человека в СССР не прошли бесследно. Последствия эксперимента сказываются на состоянии религиозности не столько в количественном измерении, сколько в качественном изменении человека и его религиозности.

Подробнее...