Историк, этнограф, краевед Виноградов Николай Николаевич (1876-1938)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Виноградов Николай Николаевич – историк, этнограф, фольклорист, коллекционер, краевед. Родился в с. Чмутово Галичского уезда Костромской губернии в семье священника Троицкой церкви, закончил в 1896 г. Костромскую духовную семинарию, с 1897 по 1902 гг. учитель Семиловской церковноприходской школы Костромского уезда. С 1902 г. действительный член КГУАК (Костромской губернской ученой архивной комиссии), занимался комплектованием музея, сбором диалектологического и фольклорного материала. С августа 1902 г. в течение года служит секретарем у академика А. Н. Пыпина, выполняет работы по сбору предметов для музея императора Александра III в С. Петербурге.

Чмутово — село в Ореховском сельском поселении Галичского района Костромской области России.

Согласно Спискам населенных мест Российской империи в 1872 году село относилось к 1 стану Галичского уезда Костромской губернии. В нём числилось 26 дворов, проживало 98 мужчин и 125 женщины. В селе имелась православная церковь. Согласно переписи населения 1897 года в селе проживало 238 человек (113 мужчин и 125 женщин).СогласноСписку населенных мест Костромской губернии в 1907 году село относилось к Вознесенской волости Галичского уезда Костромской губернии. По сведениям волостного правления за 1907 год в нём числилось 40 крестьянских дворов и 267 жителей. В селе имелась школа. Основными занятиями жителей села, помимо земледелия, были плотницкий и малярный промыслы, сельскохозяйственные работы. До муниципальной реформы 2010 года село входило в состав Унорожского сельского поселения.

Церковь Троицы Живоначальной в Чмутово (1820).

Церковь кирпичная, построена в 1820 усердием прихожан в стиле классицизма. Основной объём представляет собой двусветный четверик с боковыми портиками, увенчанный ротондой, на куполе которой поставлены пять декоративных глав. Трёхъярусная колокольня со шпилем соединена с храмом двухпридельной трапезной. Приделы Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. Закрыта не позже 1930-х, в настоящее время пустует.

image002В 1905 г. при поддержке академика А. А. Шахматова поступает в С.- Петербургский университет, одновременно секретарь отделения этнографии при Русском географическом обществе, редактор журнала «Живая старина». В годы первой русской революции собирает «летучие» издания различных партий и групп, работает в Музее Александра III, участвует в работе комиссии по подготовке нового устава ученых архивных комиссий, готовит 4-й областной археологический съезд в Костроме (1909).

Начало музейному делу на Костромской земле было положено во второй половине XIX в. Среди небольших ведомственных музеев (Естественно-исторический музей Костромского губернского земства, Музей пчеловодства, Кустарный музей и др.) особо выделялся Музей древностей Костромской губернской учёной архивной комиссии (КГУАК). Именно ему было суждено стать прародителем современных костромских музеев. С 1885 г. в Костроме действовала Костромская губернская учёная архивная комиссия, ставившая своей целью сбор и изучение письменных и вещевых свидетельств прошлого. Сбор предметов осуществлялся разными путями: сотрудники просматривали дела местных упреждений, предназначенные к уничтожению, проводили археологические раскопки курганов и археологических стоянок, принимали дары от частных собирателей и коллекционеров. Однако, не смотря на то, что собирательская деятельность осуществлялась с первых лет существования комиссии, музей был открыт только в 1891 г. Главным препятствием к открытию музея было отсутствие помещений. Первые помещения в здании Дворянского собрания на Павловской улице г. Костромы, безвозмездно переданные костромским дворянством, были получены благодаря ходатайству председателя КГУАК Николая Николаевича Селифонтова. Он же выступил и как инициатор создания при комиссии особого отдела, который должен был исследовать связи царской семьи с Костромским краем. В 1895 г. в преддверии празднования 300-летия со дня рождения Михаила Федоровича Романова и 300-летия со дня его восшествия на престол, члены комиссии ходатайствовали о присвоении этому отделу названия Романовского. Отдел был открыт 26 августа 1897 г. Сотрудники КГУАК выполняли все функции современного научного сотрудника музея: сбор, хранение, описание и изучение предметов. На данном этапе все, действительно, делали всё. Николай Николаевич Селифонтов, Иван Васильевич Миловидов, Иона Дмитриевич Преображенский, Николай Михайлович Бекаревич, Иван Александрович Рязановский, Николай Николаевич Виноградов – именно эти люди заложили основу музейного дела на Костромской земле. 

В 1917 г. после Февральской революции здание Романовского музея перешло в собственность города, который передал его в распоряжение Костромского научного общества по изучению местного края (КНОИМК). Костромское научное общество было создано в 1912 г. и отличалось от КГУАК большей широтой научных интересов, и в то же время ограничивало территориальные рамки своей деятельности границами Костромской губернии. Непосредственным импульсом к созданию общества стало проведение в рамках празднования 300-летия династии Романовых губернской земской выставки. Устроители выставки решили организовать особый отдел, посвящённый Костромской губернии в «естественно-историческом, географическом и этнографическом отношениях». Создание отдела было поручено местным научным силам, давно желавшим объединиться в целях упорядочения краеведческих исследований. Подобная попытка была предпринята ещё в 1899 г., когда группой заинтересованных лиц был организован кружок «Любителей естествознания». Кружок не был зарегистрирован, но разработанный для него устав, существенно переработанный в сторону расширения сферы научных интересов, и был использован для оформления нового объединения, получившего название «Костромское научное общество по изучению местного края». 

image003image004В 1909 г. уличен в краже предметов из фондов музея, вынужден оставить университет, уехать в Кострому. В Костроме он «продолжал свою научную и собирательскую работу и написал ряд работ, помещавшихся в изданиях Академии Наук. Здесь же была написана большая работа (18–20 печ. листов) по истории народной драмы, с приложениями текстов (до 60 печ. листов), но, начатая печатанием в 1916 году, она пропала во время революции». Становится чиновником особых поручений при либеральном губернаторе П. П. Шиловском, участвует в подготовке и проведении юбилейных торжеств в честь 300-летия дома Романовых в Костроме, в том числе в издании многочисленной печатной продукции, в создании Романовского музея в Костроме.

В 1916 г. уезжает учиться в Московский университет, где принимает участие в работе Общества любителей антропологии и этнографии, печатается в Известиях ОРЯС АН.

В 1918 г. возвращается в Сельцо-за-Воржею Костромского уезда, по просьбе односельчан принимает сан священника и занимает отцовское настоятельское место в Никольском храме. Одновременно состоял сотрудником экскурсионно-выставочной секции Губполитпросвета, корреспондент газеты «Красный мир» (орган ГК РКП(б)).

Николаевская с. Никольское за Воржею (с. Сельцо за Воржею) каменная, с такою же колокольней, построена в 1806 г. на средства  прихожан; теплый храм переустроен в 1908 г. Церковь обнесена каменной оградой, внутри коей приходское кладбище. Престолов 3: а) в холодной во имя святителя Николая Чудотворца, в теплой б) правый  во имя вмч. Никиты, в) левый во имя святит. Алексия, митрополита Московского. Достопримечательность церкви - древний, чтимый и за пределами прихода образ святит. Николая. Расстояние от Костромы 13 в. Ближайшие церкви: Николаевская с. Самети в 3 в., Покровская с. Шунги  в 4 в., Казанская с. Петрилова в 4,5 в. и Преображенская с. Спас-Вежи в 8,5 в.

В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд, в Мерский стан. В 1657 г. упоминается как "прибывшая вновь" церковь "Николая Чудотворца в вотчине Живоначальныя Троицы Ипатскаго монастыря в селе Никольском".

Храм утрачен в середине 1950-х.

image005image006[Всѣ ниже помѣщенные заговоры и молитвы записаны мною въ Шунгенской волости, Костромского уѣзда, въ с. Сельцѣ (Никольское тожъ), что за р. Воржею, и въ деревняхъ: Пашутинѣ, Новленскомъ, Скрывловѣ, Митинѣ, Губачевѣ, Саковѣ, Стрѣльниковѣ, Оганинѣ и Палачевѣ, въ 1899—1906 гг., отъ разныхъ лицъ, преимущественно отъ женщинъ и дѣвушекъ. Подъ вліяніемъ образованія (молодое поколѣніе все грамотно) вѣра въ заговоры уже значительно утратилась, и лѣтъ 5—6 тому назадъ умеръ послѣдній колдунъ (вѣрнѣе — считавшійся таковымъ), „Олёша Федоровъ“. Да и самые заговоры, которые мнѣ удалось записать, являются уже значительно разложившимися. Они интересны лишь, какъ послѣдній этапъ въ этомъ отношеніи. Еще нѣсколько лѣтъ и въ данной мѣстности исчезнуть

89

всякіе слѣды заговоровъ, какъ въ настоящее время изсякла всякая вѣра въ ихъ цѣлебное значеніе.

Совсѣмъ не такъ обстоитъ дѣло съ приводимыми мною образцами апокрифическихъ спасительныхъ молитвъ, имѣющихъ размѣръ и часто риѳму. Всѣ эти и подобныя имъ молитвы очень сильно распространены среди женскаго населенія нашей волости (а также, насколько мнѣ извѣстно, и многихъ другихъ мѣстностей). Онѣ пользуются большимъ уваженіемъ, ихъ считаютъ гораздо важнѣе всѣхъ церковныхъ молитвъ и стараются обязательно читать прежде всего утромъ, на ночь, или въ какомъ-либо другомъ подходящемъ случаѣ. Фонетическія особенности не сохранены, такъ какъ говору жителей Шунгенсвой волости мною посвящена особая работа

Николай Виноградовъ. О народномъ говорѣ Шунгенской волости, Костромского уѣзда. Часть I. Фонетика. Сборникъ Отдѣленія русскаго яз. и словесности Имп. Акад. Наукъ, т. LXXVII; отд. отт. Спб. 1904 г. IV + 100 стр. http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo10882.htm

 В 1920-х гг. сложил с себя сан, продолжал работать в газете. Совмещал ряд должностей, работая в советское время в Губполитпросвете, Помголе, Совпартшколе, Кооперации и проч. 14 ноября 1925 г. арестован за кражи из государственных архивов и музеев, весной 1926 г. отправлен на Соловки; освобожден досрочно, зачислен вольнонаемным сотрудником ОГПУ на должность ученого секретаря Соловецкого общества краеведения. Исследует Соловецкие лабиринты, участвует в создании музея Соловецкого общества краеведения.  Даже находясь в заключении, Николай Николаевич продолжал научную деятельность. «С самого прибытия в лагерь он стал активным сотрудником музея, с 1927 г. – его заведующим, с 1928 по 1932 гг. являлся ученым секретарем СОКа, написал 4 тома научных работ, 30 статей, редактировал 23 выпуска материалов Общества». В своих «Воспоминаниях» Д.С.Лихачев говорит, что Николай Николаевич всячески старался облегчить жизнь интеллигенции в заключении и как человек хорошо разбирающийся в искусстве и в древностях, стремился всеми силами сохранить соловецкие лабиринты, молельные кресты на берегах острова и многое другое. Соловецкий музей, как известно, закрыли в 1932 г.

С 1932 г. научный сотрудник заповедника «Кивач», действительный член Карельского научно-исследовательского института. Занимался революционной историей Карелии, участвовал в подготовке Карельской энциклопедии, ряда библиографических справочников, сотрудничал с Карельским государственным музеем.

image007image008В отчетах и докладах КНИИ за 1932 г. мы находим «Отчет старшего сотрудника КНИИ Н.Н.Виноградова по поездке на порог Ужму», где рассмотрено геологическое строение района порогов Ужмы и Вочаж, процесс, причина и возможные следствия промыва, перспективы постройки электростанции. Отчет Н.Н.Виноградова за декабрь месяц этого же года приведем полностью, чтобы был понятен объем и разноплановость его работы: «В отчете по заповеднику Кивач – составлен [промфин – неразб.] план на 1933 г. [(ст. Юхалайнен) – неразб.], составлены производственные планы по ягодному и лекарствен[ному] раст[ительным] питомникам, по крольчатнику, почвенной лаборатории и план устройства Музея на Кивач, установлен контакт с БИН, Сельскохозяйственной академией им. Ленина, [Ленинградскими] питомниками живых растений по части снабжения посадочными материалами. Написана для Краеведческого сборника статья: «Проблема «Большого» Кивача». По библиотеке – закаталогизирована 681 руна Научного архива КНИИ, закончена работа по приведению Архива в порядок и разбивке [… – неразб.]. По историко–революционной секции – просмотрено 771 дело (26 301 лист), извлечены из дел все данные по политссылке и политнадзору, собран материал для истории рев[олюционного] движения в Карелии (около 4 печ[атных] листов), написана статья для журнала «Первые Аграрные волненья в Олонецкой губернии».

По «Большой Карельской Энциклопедии» – составлен примерный проспект содержания «Большой Карельской Энциклопедии», инструктаж и участие в работе по энциклопедии. По «Библиографии Карелии» – участие в совещаниях по плану работ и выработке стандартной библиографической карточки. Подготовка материала и ознакомление с библиотекой ЦАУ АКССР. По краеведческой секции КБК при КНИИ – руководство работами секции и президиума, доклад на общ[ем] собрании: «Изменение русла р.Кемь». Подбор этнографического материала. Разное – написана статья для «Советской Карелии» – «Изменение течения р.Кемь» (напечатана в №№5–6). Написаны две заметки для «Красной Карелии» о работе КНИИ. Участие в 11 заседаниях и совещаниях. (2.01.33 г. Н.Н.Виноградов)». Этот отчет дает четкое представление о той активной научной жизни, которую вел ученый.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

image009image010В НА КарНЦ хранятся 16 томов материалов о Соловецких узниках XIX века, собранных Н.Н.Виноградовым и датируемых 1934 г. Это выписки из архивных источников и биографические справки на ссыльных. Эта большая работа, начатая еще в период пребывания на Соловках, о чем свидетельствуют бланки Соловецкого общества краеведения, которые использовались для написания биографических справок на узников Соловецкого монастыря, практически не опубликована. В данных документах есть справка о поручике А.С.Горожанском, чья судьба особенно заинтересовала Н.Н.Виноградова. В архиве сохранился первый вариант машинописной статьи Н.Н.Виноградова «Николай I. Декабристы. Соловки», датированной 1934 г. Позже в 1935 г. статья была перепечатана и изменено название на «Декабрист А.С.Горожанский в Соловецкой тюрьме»[15]. В этой работе Н.Н.Виноградов, опираясь на различные архивные материалы, описал судьбу декабриста после восстания. Все тяготы, невзгоды и лишения, обрушившиеся на молодого человека, привели его к потере рассудка. Но даже эта болезнь не смогла стать причиной смягчения наказания, выбранного Николаем I. В статье чувствуется глубокое понимание ситуации, в которой оказался А.С.Горожанский (ведь сам автор был заключенным Соловецкого лагеря), ощущение полной беспомощности перед решением суда, сочувствие арестанту.

В последующие годы ученый продолжает активную научную деятельность. В архиве сохранились еще две статьи Н.Н.Виноградова, датированные 1935 г.: «Певцы рун в Карелии»; «По рунам «Калевалы»: этнографо–фольклорные экскурсы. Дуга (о конской упряжи)». В 1935–1936 гг. Н.Н.Виноградов участвовал в качестве технического секретаря и редактора русской части Карельской энциклопедии. Упомянутая энциклопедия, работы по которой начались еще в 1933 г., не была издана и найти ее даже в черновом варианте в архиве не удалось. Возможно, это связано с тем, что большинство редакторов этой энциклопедии (среди них: Э.А.Гюллинг, А.С.Макарьев, Н.Н.Виноградов) были впоследствии арестованы и расстреляны.

Но это случилось позже, а в 1935 г. Н.Н.Виноградов был востребован и с ним еще считались. Подтверждением может послужить то, что в повестке дня на заседании президиума Института за 21 апреля 1935 г. был внесен вопрос о присуждении докторской степени С.А.Макарьеву и Н.Н.Виноградову. Но в протоколе этого заседания этот вопрос так и не был поднят. В 1937 г. вышел Библиографический указатель, составителем которого был Н.Н.Виноградов.

В документах этого же года мы находим информацию о том, что 27 сентября 1937 г. Н.Н.Виноградов был освобожден от заведования архивом фольклорной группы. И уже менее чем через месяц Н.Н.Виноградов был окончательно уволен из Института: «Научного сотрудника фольклорной группы Виноградова Н.Н. увольняю от занимаемой должности с 21 октября 1937 года без выплаты выходного пособия (и.о. Директора КНИИК – Машезерский)».

image011Н.Н.Виноградов был арестован 20 октября 1937 г., а 28 декабря «тройкой» НКВД КАССР приговорен к высшей мере наказания (ст.58–10,11). Он был расстрелян 8 января 1938 г. в урочище Сандармох.

Уголовное дело по обвинению Виноградова Н.Н., 1876 г. рождения, уроженца Костромской области, Галического уезда, села Чмутово, до ареста работавшего в Карельском научно–исследовательском институте научным сотрудником, пересмотрено Президиумом Верховного Суда Карельской АССР 1 июня 1963 года. Постановление тройки НКВД КАССР, от 28 декабря 1937 года, которым Виноградов Н.Н. был осужден, отменено, и дело прекращено по ст.5 п.2 УПК РСФСР (подпись зам. председателя Верховного Суда Карельской АССР Н. Белотелов)». В свидетельстве о смерти, выданной в 1963 г., значится: «Гр. Виноградов Н.Н. умер 8 января 1938 года, причина смерти – прочерк, место смерти – прочерк. Свидетельство о смерти выдано 20 апреля 1963 года».

Николай Николаевич Виноградов был очень одаренным и в тоже время очень сложным человеком, что становится понятным при знакомстве с его библиографией и особенностями жизненных перипетий. Обладая талантом ученого, он был слишком заметной фигурой: репрессии 1930-х гг. не могли не коснуться его.

 

image012Сочинения

О нем

  • Дряхлицын Д. Н. Деятельность Н. Н. Виноградова в Соловецком обществе краеведения // Материалы IV Григоровских чтений, 6-8 окт. 1994 г. Кострома, 1994.
  • Сизинцева Л. Николай Виноградов: Парадоксы судьбы// Русское подвижничество. М., 1996.

Сандармох является одним из самых больших, хорошо обустроенных и известных захоронений жертв сталинских репрессий. В Сандармохе были расстреляны 6241 человек различной национальности, вероисповедания, гражданства, социального положения и политических взглядов.

image013Среди убитых в Сандармохе были советские политические и общественные деятели, такие как А. Я. Семашко и Г. Л. Шкловский. Здесь были казнены многие представители культуры, например, искусствовед А. И. Анисимов, литературные критики А. А. Бескина и Е. Я. Мустангова, поэт В. Г. Вартанов, писатель Л. Ю. Грабарь-Шполянский, литературовед М. Г. Майзель, учёные А. Ф. Вангенгейм, Н. Н. Виноградов, Н. Н. Дурново, И. М. Дуров, И. М. Троцкий.

 В Сандармохе были расстреляны бывшие царские офицеры и общественные деятели, такие как Я. Н. Андроников, Е. И. Волох, А. Г. Гольм, А. В. Бобрищев-Пушкин, И. Д. Ковтунович. Здесь были казнены многие религиозные деятели, например, епископы Русской православной церкви Аввакум, Алексий, Афанасий, Дамиан, Никифор, Пётр, Синезий, священник А. Е. Жураковский, обновленческий епископ Е. В. Аметистов, католические священники П. И. Вейгель, А. Н. Каппес, католическая деятельница К. Н. Крушельницкая; представители различных национальных меньшинств, среди которых были черкеский писатель Х. К. Абуков, удмуртский поэт Кузебай Герд, татарские общественные деятели К. Г. Мухтаров и И. К. Фирдевс, вепский политический деятель К. М. Полин, карельский поэт Н. В. Хрисанфов, казацкий поэт М. Н. Скачков, белорусские общественные деятели П. П. Волошин и И. А. Мамонько, художник немецкого происхождения В. В. Гельмерсен. В Сандармохе было убито большое количество представителей украинской национальной элиты, среди них политические и общественные деятели М. О. Авдиенко, А. И. Бадан-Яворенко, М. Л. Баран, С. П. Викул, С. Г. Грушевский, В. Ф. Дидушок, М. Т. Заячковский, К. И. Коник, М. М. Лозинский, Н. М. Любинский, Ю И. Озерский, М. Н. Полоз, В. П. Сирко, И. М. Сияк, Н. М. Сияк, В. М. Чеховский, а также деятели культуры и писатели В. И. Атаманюк, М. Н. Вороной, Н. К. Зеров, Мирослав Ирчан, М. К. Козорис, А. В. Крушельницкий, Н. Г. Кулиш, Л. Курбас, А.С. Панив, В. П. Пидмогильный, В. Л. Полищук, К. Л. Полищук, С. Л. Рудницкий, О. А. Слисаренко, П. П. Филипович, Е. И. Черняк, В. Ф. Штангей, Г. Д. Эпик, М. И. Яворский, М. Е. Яловой.

Здесь не было лимитов, и технология осуждения была другой: местные органы НКВД готовили так называемые альбомы — списки подсудимых с краткой информацией по их делам, которые отправлялись в Москву на утверждение двойкой — Комиссией наркома внутренних дел СССР и прокурора СССР. 

Всего в Карелии было осуждено не менее 12 189 человек, 10 779 из них были приговорены к смерти

В поименном списке жертв Большого террора, расстрелянных в Сандармохе, сейчас числится 6241 человек. 4956 из них были осуждены карельской тройкой или двойкой в рамках национальных операций; 174 — тройкой по Ленинград­ской области; 1111 человек — заключенные Соловецкой тюрьмы особого назначения, осужденные тройкой по Ленинградской области, один из двух расстрельных этапов, отправленных с островов в конце 1937-го.

 

image014 В Сандармохе с самого его открытия посетители устанавливают различные личные знаки памяти: надписи на столбцах-голубцах, кресты, таблички, камни.

В Международный день памяти жертв Большого террора 5 августа проводятся официальные траурные церемонии. С 2006 года они происходят у соловецкого камня. В этот день в церемонии принимают участие множество официальных делегаций, в том числе из большинства европейских государств. После общего митинга участники обычно расходятся по частным мемориалам (этноконфессиональным и личным). Там проходят групповые и семейные траурные церемонии, религиозные службы. Многие участники после этого совершают обход всех памятников захоронений.

С 1998 года ежегодно проводятся Международные Дни памяти «Сандармох — Соловки», которые сменили заложенную в 1989 году традицию дней памяти Соловков. Теперь маршрут начинается с траурного митинга 5 августа в Сандармохе, а затем люди переезжают на Соловецкие острова, где 7 августа в Аллее памяти у Соловецкого памятника проходит второй траурный митинг.

Официальная церемония также ежегодно проходит в Сандармохе 30 октября в государственный День памяти жертв политических репрессий в СССР. В иное время это место посещают многочисленные экскурсии.

Дмитриев Ю. А. Место расстрела Сандармох.Петрозаводск, 1999.

Разумов А. Я. Соловецкий этап. Уничтожение.Уроки истории ХХ век.

Флиге И. А. Сандормох: драматургия смыслов.СПб., 2019.

Чирков Ю. И. А было все так… М., 1991. 

Чухин И. И. Карелия-37. Идеология и практика террора. Петрозаводск, 1999.

Яровая А. Переписать Сандармох.Петрозаводск, 2018. 

 

 

Храмы и монастыри

Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

Подробнее...

Святые и Святыни

Cвятитель Иннокентий (Вениаминов, 1797 – 1879) митрополит Московский и Коломенский

К 40-летию прославления митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова).

6 октября 1977 года, в Русской Православной Церкви появился новый святой. К лику святых был причислен святитель Иннокентий (Вениаминов, 1797 – 1879) митрополит Московский и Коломенский, святитель, апостол Америки и Сибири. Его память совершается еще: 31 марта в день кончины, 23 сентября в день прославления, в Соборах Московских святителей (ст. стиль), а также Московских, Радонежских, Санкт-Петербургских и Сибирских святых

Подробнее...

Статьи

«Советская» религиозность как фактор жизнеспособности религии в СССР. На примере областей Верхнего Поволжья

Аннотация: На основании документальных источников в статье доказывается, что религиозные представления неистребимо живут в обществе, даже провозгласившем атеизм основой своей идеологии. Религиозность в таком обществе воспроизводится как в формах традиционных религиозных представлений, так и принимает различные другие направления, восполняющие у человека религиозный вакуум и запросы. В целом, «советская религиозность» характеризуется неофитством, увлеченностью религией, желанием воплотить в жизнь субъективные идеалы и представления о религии в основном почерпнутые из книг и разговоров о ней. В основе поиска религиозной удовлетворенности лежит самопознание и самообразование. Как показывают исследования феномена «советской религиозности», результатом неофитских порывов является нынешнее, постсоветское состояние церковных структур, а также, религиозной жизни людей

Подробнее...