Священномученик протодиакон Дроздов Алексей Александрович (1883-1942).

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001 Род. 05.10.1883, г. Буй Костромской губ. в семье Александра Николаевича Дроздова, многолетнего секретаря городского управления, личного почетного гражданина, работавшего, кроме того, в Костромской губернской почтовой конторе. Отец Алексея, Александр Николаевич происходил из духовного сословия, был сыном псаломщика Николая Ивановича Дроздова (умер в 1907г.). Мать Алексея, Александра Ивановна, была дочерью священника Ивана Александровича Мизеровского (умер в 1885г.), служившего в Буйском уезде.

Учился в Галичском духовном училище, затем окончил 3 курса Костромской духовной семинарии. Примерно с 1902 г. стал работать учителем церковно-приходской школы с. Судай.

Благовещенская бывшего города Судай имеет 2 храма: 1) летний, постр. в 1830 г. тщанием г. Бартенева с прочими прихожанами, трехпрестольный: а) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, б) святит. Николая Чуд. и в) св. мч. Иоанна Воина и 2) зимний, постр. в 1792 г. тщанием прихожан, двухпрестольный: а) во славу Воскресения Христова и б) Введения во храм Божией Матери. Оба храма каменные, с такою же колокольнею, построенною в 1811 г. Ограда каменная. Кладбище в церковной ограде. В приходе 12 часовен. Расстояние от Костромы 200 в., от Чухломы 36 в. Ближайшие церкви: Соборная Одигитриевская в одном посаде, Софийская с. София-Валуева и Христорождественская с. Починка Солигаличского уезда в 10 в., Преображенская с. Шартанова в 15 в. и Николаевская с. Большой Вохтомы в 18 в.

image002В 1628 г. упоминается церковь "Благовещение пречистые Богородицы в Судае на посаде". В 1653 г. упоминается церковь "Благовещение Пресв. Богородицы да церковь Афанасия и Кирилла".

Воскресенская церковь упоминается в 1681 г. в следующем контексте: "погорелое место церкви Воскресенья Христова с приделы". В 1708 г. Воскресенская церковь сгорела вновь. В 1709 отстроена заново и в ноябре освящена.

В 1717 г. сгорела уже Благовещенская церковь. В 1723 г. было подано прошение о строительстве новой. В 1724 г. разрешение было получено. К 1729 г. была отстроена новая Благовещенская церковь "да в приделе Введения Пресв. Богородицы, да Николая чуд.".

image003Во 2-й пол. XIX века Судай превратился в небольшое торговое село. В 1883 г. в нём открыли церковно-приходскую школу, в 1902 г. — богадельню. Из общественных зданий в 1903 г. открыт «Дом призрения сирот и бедных», а через год — библиотека-читальня. На 1928 г. Судай находился в составе Костромской губернии, а в сл.году районы Судайский и Чухломский вошли в состав Костромского округа Ивановской промышленной области. Интересно, что в 1936 г. эти районы входили в состав Ярославской области. Только в 1944 г. они в составе вновь образованной Костромской области. Расцвет села пришёлся на советский период. В 1919 г. в Судае насчитывалось всего 22 деревянных дома и 133 чел., а в 1959 г. было уже 1785 жителей.

image00422 октября 1904 г., на праздник Казанской иконы Божией Матери, Алексей был рукоположен в Ипатьевском монастыре во диакона к Никольской церкви с. Никольское-Горицких епископом Костромским Виссарионом (Нечаевым). 9 ноября 1906 г. диакон Алексий был переведён в Богоявленский храм с. Красное Костромского у. Церковь Богоявления Господня в посёлке Красное-на-Волге имеет богатейшую историю. Храм построен в 1592 году на средства дяди Бориса Годунова - Дмитрия Ивановича, по благословению первого Патриарха Московского и всея Руси Иова. Церковь Богоявления в Красном — это единственный каменный шатровый храм XVI века в Костромской области. Внутри храма присутствует восстановленный иконостас, а стены и своды расписаны в традициях православной живописи XVI—XVII веков. 

Рядом с храмом Богоявления прежде находилась церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Она была построена на народные деньги в память об избавлении России от нашествия Наполеона. Храмовый ансамбль был обнесен оградой, рядом с которой стоял памятник Александру II. Внутри ограды находилось старое кладбище. Когда возникла потребность в новом, его основали на другом месте и построили новую кладбищенскую церковь Всех Святых. После революции Петропавловская церковь, храмовая ограда и памятник царю были разрушены. От былого ансамбля остался лишь храм Богоявления, закрытый в середине 20 века, и пруд.

В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И.Ш. Шевелёва в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. В ходе этих работ храму вернули первоначальный облик, который он имел к концу XVII века.  В 1990 году церковь вернули Костромской и Галичской епархии. С этого момента и начинается его истинное возрождение. Здесь стали проходить регулярные богослужения, сам храм был полностью отреставрирован в 2009 году.

В феврале 1910 г. он перешёл служить в один из самых многолюдных приходов – Троицкий храм Лысьвенского завода Пермской епархии. В 1914 г. епископ Пермский Палладий (Добронравов) перевёл его «в видах пользы службы на диаконскую вакансию» к церкви Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

С лета 1914 г. по 1917 г. диакон служил в Подольской епархии, с 1917 по 1922 г. – в храмах Московской епархии, с 1922 по 1928 г. – в г. Буй Костромской губ. С 1928 г. отец Алексий снова стал служить в храмах Московской епархии. За ревностное служение диакон Алексий в 1930 г. был возведён в сан протодиакона. Последнее место его служения с 1933 г. – собор Рождества Пресвятой Богородицы в г. Орехово-Зуево. В это время жизнь протодиакона была распределена между служением в храме и уходом за тяжелобольными родными: супругой Надеждой Афанасьевной и старшей дочерью Ангелиной. Жизнь протодиакона была распределена между служением в храме и уходом за тяжко больными родными. Супруга о.Алексия, Надежда Афанасьевна, была хронически больна пороком сердца. В 1932г. заболела ревматизмом старшая 19-летняя дочь Ангелина, и через три года слегла окончательно и не вставала с постели всю оставшуюся жизнь. В 1936г. заболела эпилепсией другая дочь, Надежда.

image00517 ноября 1937 г. протодиакон был арестован по стандартному, без каких-либо доказательств, обвинению в антисоветской деятельности, но виновным себя не признал. В лагере проявлял себя как "активный церковник".

17 ноября 1937 года протодиакон Алексий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. В качестве свидетелей следователь допросил двух прихожанок собора. Они показали, что знали протодиакона только по служению в храме, но дома у него не бывали; поскольку он вел замкнутый образ жизни, то, естественно, антисоветских проповедей они от него не слышали. Следователь, однако, записал их показания совершенно иначе: будто протодиакон Алексий вел контрреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию, и дал подписать протоколы допроса свидетельницам; те по малодушию подписались под лжесвидетельствами.

- Следствие располагает данными о том, – заявил ему после этого следователь, – что вы, будучи враждебно настроенным по отношению к советской власти, среди жителей проводили актив­ную агитацию. Вы это признаете?

- Антисоветской агитации я никогда не проводил, – ответил протодиакон.

- Следствию известно, что вы высказывали террористические взгляды по отношению к руководителям советской власти. Вы это признаете?

- Нет, не признаю.

- Следствию известно, что вы высказывали пораженческие взгляды, провоцируя слухи о войне. Вы это признаете?

- Этого я также не признаю. Я никогда антисоветской агита­ции не проводил.

- Признаете вы себя виновным в предъявленных вам фактах антисоветской контрреволюционной террористической агитации или нет?

- Виновным себя в антисоветской агитации я не признаю.

Через три дня после ареста, 21 ноября 1937 года, тройка НКВД приговорила протодиакона Алексия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в 1-й лагпункт Сусловского отделения Сиблага в Кемеровской области, куда он прибыл 18 декабря.

После того как до заключенных дошло известие об аресте главы НКВД Ежова, многие, надеясь на торжество справедливости, стали писать прошения о пересмотре дел. 14 апреля 1939 года отправил такое прошение в НКВД и протодиакон Алексий; в нем он писал, что при единственном допросе следователь заявил, что будто бы имеются материалы, обличающие протодиакона в антисоветской агитации. Когда он попросил назвать имена людей, оклеветавших его, а также устроить с ними очные ставки, следователь ему в этом отказал.

"Имея на своем иждивении больную семью, - писал протодиакон, - жену с пороком сердца, дочь без движения рук и ног, вторую дочь, страдающую припадками эпилепсии, семью, которая не способна не только работать, но и обиходить себя, я не имел времени [общаться] с людьми и вести с ними какие-либо разговоры, так как все свободное от службы время проводил в своей семье, исполняя обязанности прислуги и няньки <...>. Считая обвинение против меня ложным, с одной стороны, и, с другой стороны, считая, что суд надо мной без свидетелей и выслушивания моих оправданий, а также без следствия не есть суд правый и справедливый, прошу Комиссариат Внутренних Дел дать распоряжение о пересмотре моего дела..."

10 марта 1940 года супруга протодиакона, Надежда Афанасьевна, также направила в НКВД прошение об освобождении мужа. Сотрудники НКВД выяснили, что следователь, ведший дело про­тодиакона Алексия, арестован за фальсификацию нескольких дел, одна из проходивших по делу свидетельниц впоследствии была арестована по обвинению в антисоветской агитации, а другая отрицает все написанное в протоколе допроса. Вызванные следователями дополнительные свидетели показали, что протодиакон Алексий, служа в соборе, антисоветской агитации не вел, а дома они у него не бывали и ни от кого не слышали, чтобы он был антисоветски настроен, – при свалившихся на него бедах это было бы роскошью.

Оказавшись в затруднительном положении, следователь стал вызывать осведомителей из духовенства, чтобы получить дополнительные сведения об отце Алексии. 3 марта 1940 года на протодиакона было заведено дополнительное, литерное, дело, куда стали складываться полученные от осведомителей характеристики.

Исходя уже из них, 10 апреля 1940 года было принято новое постановление по делу протодиакона:

"Принимая во внимание показания не передопрошенной свидетельницы <...>, а также справки, выданные Московским Патриархатом, в которых Дроз­дов характеризуется как активный церковник, и что мера наказа­ния, вынесенная в отношении Дроздова, не соответствует тяжести содеянного им преступления, <...> руководствуясь приказом НКВД <...> от 11/Х11-1939 года <...>, избранную ему меру наказания <...> снизить до 5 лет ИТЛ".

Лагерная администрация дала отрицательную характеристику на протодиакона:

"Работает на общих работах. Отношение к работе плохое, злостный отказчик, поведение в быту плохое, в культ­массовой работе не участвует, настроение враждебное. Учитывая плохое отношение к труду, как отказчик, как проявивший себя с плохой стороны за время пребывания в лагере - условно-досрочного освобождения не заслуживает.

15 июня 1940 года дело было рассмотрено заново, и решение о снижении срока заключения было отменено:

"Принимая во вни­мание <...> характеристики, в которых Дроздов характеризуется как активный церковник <... > и злостный отказчик от работы и враждебно настроенный эле­мент <...>, руководствуясь приказом НКВД от 23/1У-1940 года, решение тройки <...> оставить в силе".

Протодиакон Алексий Дроздов скончался 14 июля 1942 года в Сусловском отделении Сиблага и был погребен в безвестной могиле. Его семья не знала об этом, и через год, 10 мая 1943 года, дочери протодиакона подали в НКВД прошение об освобождении отца.

"Просим Вас, многоуважаемый товарищ Народный Комиссар Внутренних Дел, рассмотреть вновь дело нашего отца <...>, осуж­денного <...> диакона церкви <...>, – писали они. – Наше поло­жение, товарищ Нарком, очень тяжелое, то есть положение двух сестер, инвалидок 1-й и 2-й группы. Одна двенадцатый год больна хроническим ревматизмом и уже девять годов как лежит без движения на одной спине и не в состоянии себе куска хлеба за­работать ни физически, ни умственно, но еще ей необходим уход постороннего человека <...>. Другая припадочная – эпилепсия, и притом недоразвита умственно.

Мы, две сестры, до февраля сего года жили на руках матери, но мать умерла 7 февраля 1943 года. Мы, беспомощные калеки, оста­лись круглыми сиротами, на произвол судьбы, <...> без родных, которые могли бы о нас заботиться и оказывать материальную по­мощь, и без пенсии, и если пока не умираем, так только еще пока осталось кое-что из тряпок и рухляди после покойной матери.

Но этой рухляди ненадолго хватит, а нам приходится еще кро­ме прожития насущного платить и за уход <...>. Нам, больным, измученным многолетним страданием от наших болезней, не так уж долго придется прожить <...>. И мы просим Вас, дорогой това­рищ Нарком, не знаю Вашей фамилии, прошу мне это извинить, как человека просим, не лишенного сердца, пересмотреть дело нашего отца, старика болезненного, помиловать и вернуть к нам, и дать нам хотя немного в жизни этим утешения и радости – хотя умереть вместе. О, как мы будем Вас благодарить и благословлять (простите мне это слово), но я говорю от чистого сердца <...>.

Почему-то я уверена, что наша просьба о помиловании не останется без последствий, не потерпит отказа в возвращении калекам старика отца, ни в чем преступном не замешанного <...>".

21 ноября 1937 г. НКВД приговорил протодиакона Алексия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Сиблаг, где скончался и был погребён в безвестной могиле. Время и место погребения: 14.07.1942, с. Суслово Мариинского р-на Кемеровской обл.

Священномученик Алексий был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода от 11 апреля 2006 г. Память 14 июля по новому стилю.

Дни памяти

1

Собор новомучеников и исповедников Российских. Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02

2

Старый стиль 01.07. Новый стиль 14.07день мученической кончины (1942г.) 

− Публикации 

1.Форум Ярославского историко-родословного общества. Дроздов Алексей Николаевич.  <http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=9742>

2.Сайт г.Лысьва. Лысьвенская библиотечная система. Личность в истории Лысьвенского округа. Алексий в миру Дроздов Алексей Александрович.  <http://lysva-library.ru/lichnost/a/drozdov/>

− Документы 

1.Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006г.

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Череповецкий Макарий (Николай Михайлович Опоцкий, 1872-1941).

9 ноября 1941 году отошел ко Господу епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий) – выдающийся пастырь, миссионер, основатель нескольких православных братств. Именно созидание братских общин владыка Макарий видел главным делом своей жизни. 14 сентября 1932 года владыка в окружении своих духовных чад отмечал 10-летие епископской хиротонии. Это происходило в Новгороде, когда созданное им Трудовое братство переживало особый духовный подъем.

Подробнее...

Статьи

Образы Костромских святых в иконописи и других памятниках русской культуры XVII-начала XXI вв. Проблемы подготовки Иконографического свода «Образы Костромских угодников Божиих в русской художественной культуре. XVII-начало XXI вв.»

В 1992 году в нашем Отечестве впервые за многие десятилетия после Октябрьского переворота 1917 года широко отмечалась знаменательная дата - 600-летие памяти преподобного Сергия Радонежского, подвижника благочестия и молитвенника за спасение Русской земли. Празднование проходило на государственном уровне и свидетельствовало об изменении государственной политики в отношении Русской Православной Церкви – хранительнице духовных основ русской государственности, духовных основ русской нации.

Подробнее...