Монахиня Варвара (Виноградова, 1891- 1961?)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

varvaraВасилиса Федоровна Виноградова родилась в 1891 г. в д. Панфилово Любимского уезда Костромской губернии в крестьянской семье, закончила Ермаковскую сельскую школу. До 1922 года жила в родной деревне, духовно окормлялась у иеромонаха Иаково-Предтеченского Железноборовского монастыря Иоасафа (Сазанова). Странничала. С 1926 года жила в сторожке при Никольской церкви с. Секша, работала просфорней, пела на клиросе. Посещала общину тайного монашества в Любимском районе[1]. В 1928 г. приняла монашеский постриг в Успенской церкви от иеромонаха Серафима (Конюхова?).

Арестована 12.12.1932 г. Обвинена по ст.58 УК РСФСР «в устройстве тайных монашеских келий[2], организации тайных монашеских постригов и нелегальных молитвенных собраний с соблюдением требований монастырской жизни, через которые обрабатывалась и вербовалась молодежь. Антисоветской обработке населения с целью противодействия проведению хозяйственно-политических мероприятий».

26.04.1933 г. приговорена к 5-ти годам лишения свободы.

По сведениям настоятельницы Богоявленско-Анастасьиного женского монастыря игумении Иннокентии (Травиной), монахиня Варвара являлась духовной наставницей схиигумении Макарии (Травиной(+2016) и умерла 31.12.1961 г. схимонахиней Иоанной.

Материалы:

ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп.2. Д, С-11244.

ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп.2. Д, С-1119.

 

 


[1] Членами этой тайной монашеской общины были духовные чада иеромонаха Иоасафа (Сазанова), который благословил устроение небольших тайных монастырей в миру. Часть сестер находилась в с. Сандогора, на нынешней границе Ярославской и Костромской области, а так же, частично в Любимском районе нынешней Ярославской области. Девушек окормляли священик с. Павловка Любимского р-на Александр Невский и монахини Никодима (Ананьева) и Евгения (Андреева.

[2] Келия – жилое монашеское помещение в монастыре. Во времена гонений изгнанные из монастырей монахи жили в миру у приютивших их мирян, или строили для себя «избушки», называя их келиями.

 

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Серафим (Соболев, 1881-1950)

Память13/26 февраля

Родился будущий святитель Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) 13 декабря 1881 года в Рязани. Во святом крещении его нарекли Николаем. Получив предварительно домашнее образование, в 1894 году тринадцатилетний Коля был зачислен в Рязанское духовное училище, затем окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1904 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Подробнее...

Статьи

Рукописи Е.В. Честнякова – источник духовной и народной мудрости.

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник обладает уникальным фондом рукописных произведений Е.В. Честнякова. Всю жизнь наряду с рисованием и писанием картин он "сочинял словесности". Его рукописное наследие является подлинной сокровищницей духовной и народной мудрости. Это - сказки, стихи, романы в прозе и стихах, драматические сценки для детского театра, размышления о вере, жизни, искусстве. В своих художественных и литературных произведениях он поднимает общечеловеческие духовно-нравственные проблемы, через прекрасную мечту показывает пути совершенствования человека, построения всеобщего благоденствия. И делает это с такой неповторимой национальной самобытностью, что позволяет нам рассматривать его творчество не только как российское, но как общемировое явление художественной культуры.

Подробнее...