Птицын Алексей Васильевич(1894 – 1937).

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

ptic1Последний священник Дмитриевской на Иде церкви Чухломского уезда Костромской губернии.

6 марта 2019 года (22 февраля по ст. ст.) исполнилось 125 лет со дня рождения Алексея Васильевича Птицына, священника с. Ида Чухломского уезда. Алексей Васильевич родился в 1894 году в с. Коровново Солигаличского уезда, в семье псаломщика, диакона Преображенской церкви с. Коровново Василия Васильевича Птицына. В 1937 году был репрессирован и расстрелян.

В с. Коровино, во второй половине XIV века преподобным Александром Вочским была основана Александровская (Преображенская) пустыня.

В 1908 году, вслед за своими братьями – Иваном и Николаем, Алексей Птицын заканчивает 4-й класс Солигаличского духовного училища, а затем Костромскую духовную семинарию, по окончании которой его назначают псаломщиком Николаевской церкви с. Тоншаево Ветлужского уезда. 23 октября 1917 года, в разгар революционных событий, Алексея Васильевича переводят на должность священника Дмитриевской на Иде церкви, одного из самых отдаленных приходов Чухломского уезда, на границе с Вологодской губернией. После нескольких лет службы в Ветлужском уезде священник Алексей Птицын возвратился в родные края. Село Коровново Солигаличского уезда и здешняя Преображенская церковь на реке Воча, в которой он был крещен, располагались, примерно, в 40 верстах от с. Ида.

Село Коровново – одно из крупных и своеобразных сёл Солигаличского района. Его истоки восходят ко времени царствования великих Московских князей в XIV – XV веках, когда обширные солигаличские территории вошли в опричнину, а земли раздавались служилым людям. Начало селу положила подмонастырская слободка Коровья, возникшая при Александровой (Преображенской) пустыни, основанной преподобным Александром Вочским во 2-й половине XIV века. Обитель была возведена на правом берегу реки Вочи, которая впадает рядом с монастырём в реку Вёксу, а та в 8 км от Коровнова в реку Кострому и является её левым притоком.

Время жизни Александра Вочского определено приблизительно на основании некоторых биографических данных, сообщаемых в службе преподобному. Как свидетельствует служба, преподобный Александр, стремясь к иноческим подвигам, ещё в юности покинув родительский дом, в виде странника пришел в Солигаличский Воскресенский монастырь и принял монашеский постриг от игумена Афанасия. Согласно службе юноша рано оставил «своё отечество и родных и удалился для подвигов в пустыню». Упоминаемая здесь Воскресенская обитель находилась в Солигаличе (Соль Галичская), и была основана в 1335 году Галичским князем Фёдором Семеновичем, (одним из потомков Константина Ярославича – родного брата Александра Невского) и духовником его Афанасием, игуменом Спасского монастыря города Галича. Преподобный Александр Вочский в службе прославляется как «подражатель» в подвигах и как «собеседник» Авраамия Чухломского, основателя Свято-Покровского Аврамиево-Городецкого монастыря. Свидетельство службы о времени жизни преподобного Александра подтверждается и одним из документов сохранившихся рукописей. Так в «заседной записи» говорится, что Александрова обитель имела несколько жалованных грамот от Галичских князей, которые как самостоятельные князья существовали только до половины XV века. Во всех царских и патриарших грамотах и других старинных документах XVII века Александр Вочский упоминается как «святой», «преподобный», «чудотворец». В 1767 году после обращения обители в приход шатровая Преображенская церковь была заменена новой, также деревянной ярусной и поставлена на место разобранной часовни. Ценность его заключается в том многократном ансамбле, который слагался десятилетиями.

Здесь всё говорит о прошлом. Сосуды оловянные, хоругви деревянные и железные, деревянные подсвечники, старые ризы, Евангелие, пожертвованное князем Воротынским, - всё говорит о старине. В дъяконнике сохранилась слюдяная старинная рама прежних храмов. В ризнице есть очень старые ризы ручной работы. Справа под храмом почивают мощи основателя Александровой пустыни на реке Воче, преподобного Александра Вочского. В каменном храме имеется его образ в ризе, низанной жемчугом, прекрасной работы». В 1904 году благочинный Солигаличского 2-го округа сообщил в Костромскую Духовную Консисторию о предметах, церковно-археологического характера хранящихся в Преображенской церкви села Коровнова: «...Деревянный игуменный посох, который по преданию народному, был принадлежностию Св. Преподобного Александра Вочского, основателя Александровской пустыни, ныне село Коровново; оловянные богослужебные сосуды того же времени; деревянный точеный выносной подсвечник; слюдовая рама; некоторые иконы письма тех же времен и ранних», а также церковные документы, часть которых в 1896 году была отправлена на рассмотрение в Костромскую Губернскую Учетную Архивную Комиссию (ГАКО. ф.130, оп.П, д. 1966, л.32.), (ГАКО. ф.130, оп.9, д. 2246, л.81.).

К 40-м годам прошлого века из 49 ранее действующих храмов на территории Солигаличского района почти все были закрыты. Многие из них были разграблены и разрушены, а деревянные просто сожжены. В Солигаличе из восьми церквей, действующей оставалась только одна – Петропавловская.

До 1930 года священником Преображенской церкви служил Николай Васильевич Успенский. 20 апреля 1930 года Солигаличский районный административный отдел (РАО) направил в ОГПУ города Солигалича список служителей культа, снявших с себя сан и добровольно отказавшихся от выполнения культовых обрядов. В числе 11 священников в этом списке были два священника Христорождественской церкви с. Великова Евлогий Аполосович Голубев и диакон Александр Акимович Серогодский, а так же священник Преображенской церкви села Коровнова Н.В. Успенский (ГАКО. ф.559. оп.4.д.5. л.113).

В 1929 году на территории Солигаличского района действовали 28 церковно-приходских общин. В июле 1937 года на заседании президиума Солигаличского райисполкома Ярославской области было принято решение о сносе деревянной Преображенской церкви села Коровнова. К тому времени церкви было уже более 150 лет, без ремонта она начала разрушаться, а церковной общине села, насчитывающей 46 человек, помощи от новой советской власти естественно ждать не приходилось.

Коровново. Покровская церковьВторая каменная церковь того же села - Покровская до 1938 года была действующей. В 1939 году по решению сельского совета была передана Солигаличскому леспродторгу под склад зерна. В 1940 году с колокольни было снято купольное перекрытие, и её приспособили под дозорную пожарную каланчу. (ГАКО Ф. Р-559, оп. 4, д. 31, л. 135.). При Покровской церкви числилось 6 колоколов весом в 193 пуда 02 фунта, или 3088 килограммов. Всего в четырёх километрах от этой церкви колокольня с. Солды оглашала окрестные деревни своим звоном из 9 колоколов, имеющих общий вес 429 пудов или 6864 килограмма.

                                               Из книги: В.А. Дудин "Костромское село Коровново в истории России"

Церковь Преображения Господня в Коровново (Костромская обл., Солигаличский р-н, пос. Коровново). Деревянная ярусная одноглавая церковь на подклете, с симметричными алтарем и притвором. Построена в 1763 (по другим данным в 1767). Закрыта и разрушена в 1930-е. Церковь стояла на месте Александровой-Спасской, на Воче, пустыни, основанной в 1-й трети XVI в. и упразднённой в 1764. В храме почивали мощи основателя пустыни прп. Александра Вочского.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Коровном (Костромская обл., Солигаличский р-н, пос. Коровново).

Кирпичная пятиглавая церковь с классицистическим декором, с трапезной и четырёхъярусной колокольней. Построена в 1792 усердием Маркела Макарова с прихожанами. Имела тёплый Никольский придел. В настоящее время храм восстанавливается. Прежде здесь была Александрова-Спасская (Преображенская) на Воче пустынь, основанная в 1-й трети XVI в. и упраздненная в 1764.

Церковь Димитрия Солунского в Иде (церковь Иконы Божией Матери Смоленская в Иде).

В XVII в. село Ида входило в состав Судайской осады Галичского уезда. В 1628 г. упоминается церковь «Святаго мученика Дмитрея селунскаго в Идской волости». В 1821 году тщанием прихожан построена каменная церковь, с такой же колокольней. В храме три престола: а) в честь Смоленской иконы Божией Матери, б) св. вмч. Димитрия Солунского  и в) св. мчч. Флора и Лавра. Расстояние от Костромы 217 верст, от Чухломы 70 верст. Ближайшие церкви Солигаличского уезда: Богородицерождественская в с. Торманово, в 16 верстах.

Кирпичная церковь построена в 1821 прихожанами. Основной объём храма - одноглавая ротонда на четверике. Колокольня трёхъярусная под шпилем, соединена с основным объёмом широкой трапезной. Приделы Димитрия Солунского и Флора и Лавра. Храм стоит на кладбище, открытый и бесхозный. Колокольня утрачена.

«В алтаре Дмитриевской церкви хранилась древняя икона с образом святого Христофора, изображенного с собачьей головой, где он «облачённый в воинские доспехи, держит на блюде человеческую голову». Откуда появилась здесь необычная икона, никто не знает, как не знает и где сейчас она находится…»

                                                                                      «Вперёд» Чухломского района от 03.09.2013 г. № 104:

 Священник Алексей Васильевич Птицын стал свидетелем разорения старинного храма: борцы с «религиозными предрассудками» скинули не только колокола, выбросили иконы. Арестовали самого о. Алексия второго ноября 1937 года вместе с заведующим Чертовской школой Владимиром Александровичем Орлеанским, священником с Большой Вохтомы Михаилом Фигуровским, крестьянином-единоличником из деревни Митино Николаем Касаткиным и печником по найму из деревни Индино Иваном Виноградовым. По версии следователей, обвиняемые сочувствовали маршалу Тухачевскому и собирались свергнуть советскую власть в Судайском районе. Решением тройки УНКВД по Ярославской области обвиняемых, всех пятерых, расстреляли в один день – 17 ноября 1937 года, через полмесяца после ареста…».

ptic2 Справка: Владимир Александрович Орлеанский, 22.03.1886 – 27.11.1937 (внук Евгения Васильевича Орлеанского, диакона Благовещенской церкви с. Судая Чухломского уезда Костромской губернии). В свою очередь Евгений Васильевич – сын, внук и правнук священников Рождественской церкви села Торманова Солигаличского духовного правления Василия Петрова 1793, Петра Иванова 1775-1814,и Ивана Михайлова 1750, соответственно. В 1907 году окончил Костромскую Духовную Семинарию. Потомственный почётный гражданин. Начинал служебную деятельность как учитель начального училища при фабрике Раззоренова Кинешемского уезда Костромской губернии. В 1930-е годы Владимир Александрович жил в селе Чертово Судайского района, работал заведующим и учителем в начальной школе.

Священник Птицын Алексей Васильевич был реабилитирован 26 мая 1989 года.

2 июня 2012 года, в память репрессированного священника Алексея Васильевича Птицына на стене Покровской церкви с. Коровново была установлена мемориальная доска, а 3 июня 2012 года, в День святой Троицы, благочинный протоиерей Александр Смирнов провел панихиду о репрессированных и убиенных священнослужителях и мирянах, служивших и молившихся в Покровской церкви.

В настоящее время Покровский храм в с. Коровново восстанавливается. На храме висит мраморная табличка с надписью: «В этой церкви в 1894 году был крещен сын диакона Алексей Васильевич Птицын, в будущем священник села Ида Чухломского района. Расстрелян большевиками 17 ноября 1937 года».

С большой надеждой мы будем ждать время возрождения церкви Покрова Пресвятой Богородицы, оставшейся единственным свидетелем былой жизни Преображенского монастыря прп. Александра Вочского. Сегодня именно возвращение к истокам, религиозная зрелость, духовный опыт и родная культура способны помочь нам разобраться в том, что есть благо, а что нет, и сделать выбор в пользу нравственного добра, осмысленного и достойного будущего...

Источники:

  1. ГАКО. Ф-130. Оп. 9. Д. 2246.. 1884 г.
  2. ГАКО. Ф-130. Оп. 9. Д. 2263. 1889 г.
  3. КЕВ. 1896. № 22. С. 227.
  4. КЕВ. 1908. № 16. С. 249.
  5. old-churches.ruhtm Дмитриевская церковь села Ида. Чухломский уезд.
  6. Из архива исследователей рода Орлеанских – Алексея Орлеанского, прямого потомка рода Орлеанских, г. Рыбинск Ярославской области, Т.А. Дружковой, г. Нижний Новгород и семьи Солдовских, г. Солигалич.

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Материалы к истории прославления преподобнаго Макария Желтоводского и Унженского

Ключевые слова: Прп. Макарий Желтоводский и Унженский, царь М. Ф. Романов, игумен Никита, патриарх Иоаким, архиепископ Симеон, обретение мощей.

Среди рукописей, хранящихся в ценном книжном фонде ЦИАМ, заметно выделяется «Костромская Вивлиофика», составленная действительным членом Императорского Общества истории и Древностей Российских, сотрудником общества Российской словесности, сотрудником комиссии Священного Синода об исправлении истории Российской иерархии, протоиереем Михаилом Диевым (1794-1866).

«Костромская Вивлиофика» - рукопись в лист, судя, по имеющимся на бумаге штемпелям, датируется 1846-1847 гг. Сборник содержит огромное количество неизвестной и малоизвестной информации из истории Костромы, Нерехты, Галича, Чухломы; сюда вошли копии грамот и челобитных, прошений, житий Костромских святых. Поражаясь разнообразию форм материалов рукописи, невольно возникает вопрос: использовали ли когда-нибудь исследователи материалы из этого кладезя информации, публиковали ли когда-либо документы из собрания М. Я. Диева?

Подробнее...

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...