502 пешая Костромская дружина гос.ополчения

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

Журнал в/действий 502 пешей Костромской дружины с момента сформирования ее до 1 сент 1915 года (РГВИА ф.8689 оп.1 дело 1)

«…27 июля 1914 года в г.Костроме было приступлено к сформированию 502 пешей ополченческой дружины, формирование которой поручено подполковнику Антоновичу, котроый и вступил в командование формируемой дружиной 27 июля 1914 года.

Тогда же прибыли чины дружины:

Нач.хоз.части подполк.Троицкий, ротный ком.штабс-капитан Беляев, старший врач колл.сов. Смирнов, младший врач лекарь Винокуров, делопроизв.по хоз.части тит.сов. Горский, казначей губ.секр. Ильинский.

За неприбытием других офицеров на должности временно назначены унтер-офицеры из вольноопред.: Поливанов, Поваров, Белянкин, Коровин, Анисимов, Бесчаснов, Наваев и Поспелов.

28 июля – прибыла 1-я партия ратников из Костромского уезда

Август

(далее – постепенно прибывали ратники из Галичского, Солигаличского, Буйского и Кологривского уездов). К 18 авг.по списку в дружине состояло 982 ратника. (К тому же времени по очереди прибыли шт-кап. Кетов, шт-кап.Надеждин, подполк.Лаврентьев, кап.Юнаков, пор.Муханов, пор.Григоров, хорунжий Бельский, пор.Кучуков, прап.Малиновский, Иван Григоров, пор.Поливанов, прап.Евстифеев (посл.как сверхкомплектный откомандирован в 501 дружину) – прим. АИГ)

14 августа дружина по ж/дороге выступила из Костромы в Ярославль, куда прибыла в 11 часов того же дня и расположилась казарменным порядком в здании коммерческого училища, а потом вскоре перешла в Вознесенские казармы.

18 авг – приступлено к обучению ратников

Сентябрь

2 сент – приступили к несению караульной службы у хранилищ вещей оставленных ушедшими на фронт войсками.

Дружина вооружена винтовками Бердана и пистолетами Смит-и –Вессон (всего 930, излишние 55 переданы в Смоленск в 185 дружину)

Мундирная одежда – второсрочная, из разных полков и батарей. Обоз – 16 телег на железном ходу, лошади 32 упряжных, 4 запасных и 10 ординарческих – получены от населения по Военно-конной повинности

Офицеры назначены на сл.должности:

Подполк. Лаврентьев – ком.3 роты, капит.Юнаков – 4-й, шт-кап Надеждин – 2-й, шт-кап Беляев – 1-й, дружинным адьютантом – хорунжий Бельский, делопроизвод.друж.суда и зав.над нестроевыми – поруч.Григоров, зав.хлебопекарней прап.Малиновский, остальные - на должности младших офицеров в ротах.

11 сент начато прохождение курса стрельбы, но не окончено как по времени, так и за недостатком патронов.

20 сент дружина передала на пополнение выступающей в поход 117 Ярославской дружине 238 ратников. /…/

21 сент - 151 ратник передан на пополнение 210 запасного бат-на, /…/ и освобождено от службы 36 ратников по возрасту и по болезни.

23 сент – командиром дружины назначен полк.Е.В.Васильев, а подполк.Антонович отчислен в распоряж. Костромского по воинской повинности присутствия. Тогда же по добровольно выраж.согласию переведены в Действ.Армию штабс-кап.Беляев, поручики Григоров и Поливанов.

24 сент – в командование 1 ротой вступил подполк.Грязнов, делопроизводителем вместо Григорова назн прап.Малиновский, завед хлебопечением возложено на прапорщика Григорова.

Тогда же вместо выбывшего на службу в лазарет Кр.Креста врача Винокурова назначен врач Богуш.

Смотр дружины полк.Васильевым

25 сент – 26 сент – прием дружины ее новым командиром

27 сент в дружину прибыл полк.Капелькин

28 – передано в выступающую в поход 165 Вологодскую дружину 35 винтовок и 36750 патронов, в рез-те чего осталось лишь 140 винтовок, и от несения караульной службы дружина врем.освобождена

29 – строевые занятия проводились путем передачи винтовок из роты в роту

30 – командированы: пор.Муханов – членом Никольского у.в.присутствия Вологодской губ, пор.Кочуков – Ветлужского у.в.присутствия Костромской губ, полк.Капелькин – вторым временны членом Орловского у.в.присутствия Вятской губ. Командированы в Солигалич 1 унт-оф и 12 н/чинов для охраны в/пленных

Октябрь

3 – друж.адъютант Бельский командирован в Тулу для приема винтовок Бердана. Дружина вошла в состав 64 ополч.бригады

4- 5- прибыла партия ратников Кологривского уезда числом 310 человек

7 – начались строевые занятия (в связи с недостатком винтовок особое внимание обращено на уставы /…/

10-возвратился из командировки друж.адъютант. Переименованы: в заур-сотника хорунжий Бельский, в заур-кап – шт-кап Надеждин

13 октября – командировано в г.Макарьев для сопровождения новобранцев 10 у-оф и 11 ратников

Переведен в распоряжение нач-ка 12 запасной бригады подполк.Грязнов, в ком. 1 ротой вступил шт-кап.Кетов, переименованный в заур-капитаны.

Получен из Тулы транспорт 790 винтовок Бердана, розданы в роты.

14 окт – дружина вновь заступает в караулы

15 – прап.Григоров командирован в г.Великий Устюг в комиссию по приему лошадей

21 окт – дружина вошла в состав 1 ополченческого корпуса

(+командировки, утверждения в должностях н/чинов, артельщиков и др – прим.АИГ)

22—«»-

25- прибыл в дружину прап.Лапин

27 – возвратился из командировки полк.Капелькин, прап.Малиновкий,

30 – возвр.пор.Муханов

Ноябрь –

2 – прибыл из командировки прап.Григоров.

14 ноября Торжественный прием ком.дружины знамени в г.Костроме, из числа хранящихся в Кафедральном соборе Ополченческих знамен 1855 года. Знаменщиком назначен ст.у-оф Захаров

15 доставлено из Костромы в Ярославль дружинное знамя.

(+Назначения, утверждения в/чиновников, н/чинов, приказы по хоз.части и сан.части – прим. АИГ).

16 –В 10 час.утра дружина, под ком. полк.Капелькина при оркестре музыки от 210 зап.батальона прибыла в Манеж при Никольских казармах где была построена покоем по жалонерам, выставленным от каждой из рот.

Знамя прибыло в манеж в 10 и ½ утра в сопровождении 1 полуроты 1 роты дружины под командой кап.Кетова при 2 горнистах и младших офицерах прап.Малиновском и пор.Кочукове /…/ В 11 часов утра начался молебен после которого чины дружины приняли присягу знамени Затем командиром дружины произнесена речь и сказана здравица за здоровье Государя Императора. Дружина прошла церемониальным маршем во взводных колоннах.

17- возвратился из командировки пор.Кочуков, командирован в Буй для участия в приеме новобранцев сотник Бельский

19 – из дружины передано в 210 зап.б-н 355 ратников.

21-Возвратился из командировки сотник Бельский

24-27 ноября – на укомплектование дружины прибыли партии ратников Ярославской губернии всего 862 человека

28- начало строевых занятий с вновь прибывшими ратниками. Возвратился из командировки прап.Лапин. Отправлен в Москву пор.Кочуков за предметами снаряжения для дружины.

29-30- в дружину прибыло 16 ратников. Уменьшен наряд на караулы.

Декабрь

1 – наряд на караулы уменьшен до 46 человек.

5-полк.Капелькин послан на освидетельствование состояния его здоровья в Нижний Новгород

/…/6 –получена телеграмма из штаба 64 бригады гос.ополчения о выступлении в поход (излишек сверх 1000 чел.должен остаться в Ярославле для сформирования кадровой роты). Командир отбыл в Москву для выяснения всех вопросов. Временно принял командование подполк.Лаврентьев.

7-14 дек. Дружина деятельно подготовлялась к выступлению в поход /…/ однако в виду кратости времени многие предметы снаряжения не могли быть изготовлены. (!?)

прибыло еще 97 ратников и передано в 210 зап.б-н 68.

(то к моменту отправки – 1369, из которых 1003 в поход, и остальные для сформирования кадровой роты, которая должна будет формировать новую дружину. Ком.этой остающейся роты назн подполк.Лаврентьев, (принял 3 роту пор.Муханов), а мл.оф – пор.Кочуков и заур-пор.Малиновский. Полк.Капелькин отчислен в распор.64 ополч.бригады, и сдал должность. Переименованные в заур-прап. у-оф Удалов, Ушаков и прап.Лапин – переведены в 501 и 503 дружины.

Офицерский состав к моменту выступлению – командир полк.Васильев, нач.хоз.части подполк.Троицкий, друж.адъютант сотник Бельский, делопроизводитель друж.суда прап.Григоров, ком 1 роты заур-кап.Кетов, ком 2 – заур-кап.Надеждин, ком.3 – заур-кап.Муханов, ком. 4- кап.Юнаков, ст.врач Смирнов, мл.врач заур-врач Лобанов (прибыл 12 дек.), делопроизв.по хоз.части Горский и казначей (он же квартермийстер) Ильинский

14 – получена телеграмма о выступлении в поход в 7 час.вечера 15 декабря.

15-в 9 час.утра на плацу казарм отслужен напутственный молебен. Все прибывшие после 15 декабря ратники приняли присягу перед знаменем Остроленского полка. В 7 час. Вечера дружина выступила из Никольских казарм на вокзал Сжд, и будучи погружена в вагоны, двумя составами отправилась на театр военных действий по маршруту: Ярославль-Лосиноостровская-Конотоп-Бахмач-Киев

16- дружина прибыла на ст.Лосиноостровскую, где люди получили горячее питание, и проследовала по маршруту дальше.

Командирован в Москву за предметами экипировки друж.адъютант.

17- на ст.Брянск. Получена телеграмма, что дружина должна остановиться на ст.Конотоп и расположиться по квартирам в г.Конотопе Черниговской губеринии.

18 – прибыли в Конотоп, где были встречены представителями города и земства с оркестром учеников местной мужской гимназии.

/…/ расположились в 4 общественных зданиях.

19-23 дек. - вернулся из командировок друж.адъютант

ввиду полной неприспособленности отведенных помещений силами дружины производилось устройство нар и кухонь /…/ довольствовались у у.в.нач-ка.

24 – дружина перешла в приспособленное здание строящейся мужской гимназии.

28 –начало строевых занятий

29-работы по приспособлению городом местности для устройства стрельбища.

30-прап.Григоров командирован в распоряжение Новгород-Северского у.в.нач-ка. /…/

/…/ в распоряжение Новгород-Северского у.в.нач-ка командированы 2 у-оф и 7 рядовых.

Январь 1915 года

2-4 – продолжаются занятия в ротах. Прибыл из командировки прап.Григоров.

9-согл.телеграме Нач-ка воинск.сообщений ЮЗФ дружина 10 января должна выступить из Конотопа в Киев.

10-в 9 час.утра дружина будучи посажена в вагоны 1 эшелонам отправилась в напр. Киев-Холм.

12-дан дальнейший маршрут – Холм-Иван-город-Островец.

14-в 7 час.утра дружина прибыла на ст.Островец Привислянской жд и войдя в состав 9 Армии в 5 час.дня походным порядком отправилась в пос.Лагов Радомской губ., получив общее задание обслуживать тыл армии и наблюдать за порядком в Лагов и окрестностях.

В 1 час ночи прибыли в Опатов, где имели ночлег.

15-в 8 часов утра выступили из Лагов и в 10 час.вечеар прибыли в пос.Лагов где расположились квартирным порядком.

 

Доделать

 

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\        

 

ф.8689 оп.1 дело 3

Журнал в/действий 1 сент-1 ноября 1915 года

 

1 сент – В ночь на сегодняшнее число дружина выступила с позиции у мест.Голынка и заняла позицию у дер.Пархуты за рекой Шарой.

Нач.хоз.части подполк.Троицкий командирован в Москву для приобретения кожаных сапог для дружины

2 – дружина под огнем противника продолжала занимать позиции у дер.Пархуты /…/

3-по приказу дружина перешла с позиций у дер.Пархуты в д.Пацевичи, где расположилась квартиро-биваком.

4- там же

5-Дружина перешла к дер.Жодейка, где под огнем противника заняла передовые позиции

6-по приказу перешла к дер.Кудовичи, расп.квартиро-биваком

7- перешли в дер.Дорогово –«»-

8-там же

9-дружина выступила у госп.двора Вербов и заняла позицию у де.Туличево и Марчики

10 –в ночь, согл приказу под сильным огнем дружина начала отходить в направлении на мест.Цирин. В течении дня дружина совместно с 11 Гренадерским Фанагорийским полком

выдержала бой с противником а арьергардных позициях у зап.окраины дер.Поречье и вост.дер.Солоники. В 7 ½ часов вечера дружина перешла речку Сервечь у мест.Цирин и и поздно ночью пришла к дер.Бурдовичи, где распол.квартиро-биваком. За это время убит рядовой Сидор Кузьменко и пропал без вести 1 н/чин

11 сент – там же, биваком

12 сент – согл.распоряжению дружина перешла в дер.Жуховичи, где расположилась биваком.

Исключен из списков заур-кап.Муханов, назн в службу в 672 Нижегородскую дружину

С 13 по 17 – там же. Отправлен для освидетельствования в лазарет 4 Армии шт-кап Надеждин

17 сент – дружине приказано занять средний боевой уч-к у дер.Митропольщизны и в 5 час утра /…/ двинуться вперед, перейти реку Сервечь , а затем броситься в атаку по скату военного гребня западнее реки.

(В 1 линии были 18, 20 и 19 роты, в резерве 17 рота. Перешли вброд реку, бросились в атаку на окопы, но наткнулись на проволочные заграждения. Пока прорубали их лопатками, поскольку не были ножниц, попали под губительный огонь. Левее дружины был 1 батальон, но левее его др.частей не было, поэтому попали и под фланговый огонь. 1 батальон и 19 рота начали подаваться назад, ком. 19 роты бросился удерживать роту, но был ранен или убит в голову, вынести не удалось. 20-я рота, в которой осталось ок. 30 штыков, залегла в 100 метров от окопов противника. Чуть позже 4 бат-н перешел реку и 16 рота заняла разрыв в позиции между ротами дружины. Части дружины отошли за реку, и у дер.Митропольщизна ком.полка собрал оставшихся ратников и, перейдя за реку Сервечь, повел в новую атаку, но со стороны неприятеля начался такой губительный артиллерийский и ружейный огонь, что пришлось вновь отойти. Часть людей осталась за р.Сервечь.

В пол-третьего дня ком. 3 Гренадерской дивизии приказано вновь перейти в атаку совместно со 2 Сибирским полком. Перешли реку, но подняться в атаку не смогли - не осталось ни одного ротного командира, люди были крайне утомлены, и в таком положении оставались до 8 с ½ вечера, когда был получен приказ отойти в Митропольщизну. Итого: погибло 3 оф., 1 пропал без вести, ранено 4, убито и пропало 41 н/чинов и ранено 96.

18 сент. – согл.приказу отошли из Митропольщизны в Бол.Жуховичи, где расп.бивуаком.

С 19 по 29 сент – там же. 19 вернулся из командировки шт-кап.Надеждин.

Прибыл из шт. 3 Гренад.дивизии прап.Тер-Саркисов и назн.ком. 3 ротой

Пропавший б/вести ком. 3 ротой заур-прап.Зыков произведен в прапорщики с 3 мая.

24 сент прибыл назн.в дружину прап.Милиоти, назначен на долж.друж.адьютанта.

Отбыл в 3-нед.отпустк ком.дружиной полк.Васильев, врем.исп.должность – подполк.Троицкий

Прибыло из 451 пешей Харьк.дружины на пополнение 205 ратников

29 сент – в ночь на 29-е дружина совм с 11 Фанагорийским полком перешла из дер.Бол.Жуховичи и заняла передовые позиции от фольв.Березовец до дер.Кринка

30 сент-3 окт – без перемен

3 окт – дружина по приказу перешла в дер.Кожево в корпусной резерв, где распол.биваком

С 4 по 8 – там же

8 октября – в ночь на 8 окт.дружина совместно с 11 Гренадерским Фанагорийским полком заняла позиции от южной половины дер.Осташкин до дор.Ольшаны-Ольковичи,

9-10 – без перемен

Прибыли назн в дружину приказом по 84 ополч.бригаде кап.Соколовский, подпор.Сальманович и прап.Тимошенко, назначены на должности ротных командиров.

11 – под огнем противника на прежних позициях

(Ранено 3 н/чина – прим. АИГ),

С 12 по 1 ноября – на тех же позициях совм с 11 Гренадерским Фанагорийским полком.

15 окт приказом по 25 АК награждены:

Георгиевские кресты 4 ст: заур-прап. Мих.Семеновский, Петр Троицкий, подпрап.Ефим Шелякин, ст.у-оф Николай Чесноков, Егор Чистов, рядов.Василий Быстров, фельф.Яков Ерлашев, ст. у-оф Николай Корытов.

Георгиевские кресты 3 ст : заур-прап.Семен Зыков, ст.у-оф.Николай Ефрейторов,

Георгиевские медали 4 ст: подпрап.Матвей Ильченко, рядов.Федор Митченко, Михаил Кондрашев, ст.у-оф Конст.Сафронов, мл.у-оф Владимир Коротнев.

16 окт. Ранено 4 н/чинов

Чины старше 42 лет выделены и отправлены для организации Привислянской Рабочей бригады, в распор. Штаба 84 ополч.бригады.

Штабс-кап Надеждин переведен в 37 обозный бат-н и назначен ком.184 транспорта.

25 окт. Командирован в Кострому для приобретения подков и др квартермийстер и друж.казначей Ильинский

27 – возвратился в дружину командир полк.Васильев

28 – ранено 2 рядовых

 

ф.8689 оп.1 дело 2

 

Журнал в/действий 1 ноября-31 декабря 1915 года

1-4 ноября – дружина под огнем противника занимала те же позиции. В ночь на 4 число по приказанию начальства перешла с занимаемых позиций в корпусной резерв в дер.Унихов, где расположилась бивуаком

5-10 – без перемен

10 ноября – Дружина перешла в распоряжение 12 Гренадерского Астраханского полка, занимающего под огнем противника позиции от южной половины дер.Осташкин до дороги фольв.Ольшаны-Ольховичи.

11-16 – на тех же позициях, под огнем противника

16 – в ночь на сегодняшнее число дружина перешла в корпусной резерв в дер.Крышиловщизну и Унихов, где расположилась бивачно-картирно.

17-23 ноября – без перемен. Возвратился оправившийся от ран ст.у-оф.Ефрейторов, вр.ком.2 ротой, назн ид мл.оф. 2 роты

24 - в ночь на 24 ноября дружина перешла совместо со 11 Гренадерским Фанагорийским полком, из резерва на передовые позиции от южной пол.дер.Осташкин до дороги фольв.Ольшаны-Онковичи. Ст.у-оф. До прибытия ком. 4 ротой кап.Соколовского назначен временно ком. 4 ротой

25 ноября-11 дек – на тех же позициях.

Приказами по 25 Армейскому Корпусу рядовые дружины за выдающиеся подвиги храбрости и самоотвержения награждены Георгиевскими медалями 4 степени:

Андрей Маслов, ст.у-оф.Николай Киселев, ратники Николай Кропин, Федор Соловьев, Андрей Дойников, Иван Бобылев, Владимр Красотин, Григорий Корнев, Петр Ивойлов.

Пожалованы Георгиевские кресты 4 степени:

Рядовым Василий Гогин, Николай Гурьев, Константин Игнатьев, Яков Жуков, Михаил Петров, Леонид Рябинин. Получена от нач-ка 84 ополченческой бригады ген.Семенова поздрав.телеграмма.

27 ноября отбыл по делам в Минск ком.дружины полк.Васильев, врид – подполк.Троицкий (1 декабря вернулся)

Подпрап.Ефим Шелякин за боевые отличия произведен в прап.запаса арм.пехоты.

2 дек-прибыл ком.4 роты кап.Соколовский, всупил в исп.должности, а Ефрейторов вернулся к исп.долж.дружинного адьютанта.

Ст.у-оф.Григорий Морозов награжден Георгиевской медалью 3 степени

Телеграмма от нач.штаба 3 Гренадерской дивизии – от 1 дек.1915г. ст.у-оф.Ефрейторов произведен в прапорщики.

11 дек- дружина перешла в армейский резерв в д.Хлюпичи

Приказом от 31 окт. 1915 года по удостоению Думы Георгиевским оружием награжден ком.дружины полк.Васильев

12 дек – назнач.в дружину прап.Буцев назн.мл.оф. в 4 роту

13 дек – продолжая состоять в резерве, дружина перешла из Хлюпичи в м.Ишкольд

Приказом по войскам 9 Армии за выдающиеся подвиги храбрости и самоотвержения проявленные при наведении мостов через р.Сервечь в ночь на 9 октября награждены:

Георгиевскими медалями 3 ст – рядовой Анатолий Бушуев

-«»- 4 степени – рядовой Алексей Разумов, ефр.Алексей Алексеев, мл.у-оф. Александр Комихин, Николай Бихтияров, рядовые Алексей Горденко, Иван Елисеев, Дмитрий Малафеев.

22 дек – отбыл в Минск полк.Васильев, врид – подполк.Троицкий

23-25 дек – без перемен

25 – возвратился полк.Васильев

Прибыли в дружину прап.Коротнев и Прокопчин, назн: прап.Коротнев мл.оф в 3 роту, прап.Прокопчин – в 1-ю.

25-31 дек – без перемен, квартиро-бивуаком в мест.Ишкольд.

Ком.дружины награжден мечами и бантом к орд.Св.Станислава 3 ст., он же – орд. Св.Равноапостольного кн.Владимира 4 ст. с мечами и бантом.

 

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Храмов Ярославля XVII века

Добавлены исторические фотографии Храмов и Монастырей Ярославской Епархии

Святые и Святыни

Преподобномученица Анна (Корнеева 1880 -1938)

Анна Алексеевна Корнеева родилась в селе Щербинино Коломенского уезда Московской губернии в 1880 году. По достижении 15-летнего возраста, в 1895 году она поступила в Макарьевский Решемский монастырь Костромской губернии, где подвизалась в качестве послушницы семь лет. В 1902 г. она возвратилась на родину.

Подробнее...

Статьи

В свете христианских ценностей… К оценке личность А. Д. Самарина

К 150-летию А. Д. Самарина

Аннотация. В статье дается оценка личности А. Д. Самарина, на протяжении своей жизни занимавшего значимые государственные и общественные посты, человека, благодаря инициативам которого на Поместном Собре Русской Православной Церкви удалось расширить смысл и дополнить содержание определения прихода и приходской жизни, благодаря верности которого ценностям христианства, удалось сползание Русской Церкви в обновленчество, посредством деятельности которого во главе союза объединенных приходов удалось в 1918 году защитить церковные святыни и имуществ. В статье делается вывод о том, что жизненные примеры (подвиг веры) и ценности таких людей должна церковная общественность противопоставлять ценностям мира, выбравшего поклонение язычеству.

Ключевые слова: Церковь, ценности, вера, идолопоклонство, память, вечная жизнь, идеал, путь.

7 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен[1]. Мы склоняем головы перед их подвигом, перед тем ценностным выбором, верность которому большинство из новомучеников и исповедников доказали своей смертью. Но вряд ли даже те, кто сейчас почитает их память, и говорит о величии их подвига, до конца осознают, насколько евангельским был их выбор. А что выбор был, можно не сомневаться. Ведь цена выбора – вечная жизнь. Вечная жизнь с Богом через тюрьмы, лагеря, расстрелы, через «возьми крест и следуй за Мной», либо спасение временной жизни любыми путями и способами, неверие в Божие мздовоздояние в вечной жизни, а может даже извечное самооправдание: «ну, Бог простит». Выбор, который лежит через принятие либо духовно-нравственных ценностей, либо материальных. Одни ведут к Богу и, следовательно, Его ценностям и пребыванию с Ним, другие в погибель.

Святейший Патриарх Кирилл 10 февраля 2013 года в слове, сказанном им в Успенском сборе Московского кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских определил выбор ценностей, который приходилось делать даже священникам-узникам и узникам-мирянам как выбор между ценностями христианства и язычества (идолопоклонства): «их также заставляли поклониться идолам — идолам политическим и идеологическим. Им так же предлагали, в лучшем случае, совместить храм Божий с идолами, а в худшем — разрушить всякие Божии храмы ради поклонения идолам. Но они не пошли по этому пути» [2]. Далее, Святейший Патриарх говорит о людях того времени, которые готовы были религиозно служить идолам, получая взамен призрачное счастье временной жизни. Поколение, заставшее время Советского Союза очень хорошо помнит имена идолов: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина, запечатленных на плакатах, вылитых в бронзе, запечатленных в названиях городов и улиц этих городов. О них слагали легенды, к их бюстам и памятникам возлагали цветы, им клялись в верности. Многие выбирают ценности пусть временного, но благополучия, наживы любой ценой, удачной карьеры.

Отметим, что революция 1917 года, каким бы оценкам и мнениям ее пользы и вреда она не подвергалась, создала для людей ситуацию выбора и предоставила человеку право воспользоваться своей свободой. Каждый сделал свой ценностный выбор. И для многих, выбор не оставил надежду одновременно служить Богу и маммоне, спасти временную жизнь или потерять ее: одним бросились разбирать помещичью землю, громить буржуев и занимать места в новой бюрократии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, анализируя ситуацию того времени, говорит о допущенных человеком, коренных духовно-нравственных ошибках «В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войн. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром. В чем была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни и поставив нравственность в положение, подчиненное идеологии, что привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения «светлого будущего»?»[3] Другие объединились вокруг Церкви, и свой выбор сделали в пользу защиты своих идеалов.

Среди тех, кто остался верен Богу «даже до смерти» был Александр Дмитриевич Самарин. Мы вряд ли найдем как в прошлом, так и в настоящем, много восторженных откликов на его дореволюционную деятельность, в частности, в бытность его на посту обер-прокурора, где он своей деятельностью не оставил сколько-нибудь заметный след. Политизированность того времени, борьба придворных группировок, не располагала к раскрытию тех качеств его личности, которые проявились впоследствии: верность Богу и выбранным идеалам, любовь к Отечеству, желание служить благу своего народа не жалея сил, да и самой жизни не жалеть. Еще в 1905 году в «Обращении к московских дворян к императору Николаю II» он вместе с другими представителями дворянства настаивал на проведении нужных и необходимых по его мнению реформ, способствующих постепенному освобождению народа от излишних «стеснений в духовной и экономической жизни», в отличие от предлагаемых оппозиционными партиями учреждения «народных представительств», видя в них политизированную деструктивную силу, способную разрушить диалог власти и народа. Не в даровании Конституции преданные престолу и Росси люди видели выход из сложившейся трагической ситуации общественного раскола, не в даровании прав и представительств, а в воспитании «подлинной христианской свободы», верности традициям и исконным ценностям. которые преодолеет общественный разлад. В Обращении они описывают картину нестроений: «Значительная часть (общества) постепенно утрачивает предания, которыми все общество жило до сих пор, и отрекается от унаследованных исстари верований и идеалов. Над всем веками сложившимся политическим строем над верованиями и идеалами народа , над всем его бытом произносится строгий приговор, и все это беспощадно осуждается как окончательно отжившее»[4]. В частности, в Обращении, любящие Отчизну представители дворянства буквально взывали к государю о раскрепощении Российской Церкви, в которой видели институт могущий воспитать общество: «Так, бесспорно, давно пора освободить Церковь от государственной опеки, возвратить ей «свободу жизни, свободу внутреннего строения» которые будто бы для пользы Церкви наложены на верующую совесть; надо же, наконец, когда-нибудь понять, что от нынешнего порядка страдает сама Церковь, чем люди, от нее уклоняющиеся, и что он является более сильною опорою неверия и индифферентизма, чем самая убедительная проповедь какого-либо модного учения»[5]. К великому сожалению, их голос, голос искренних в своем стремлении блага для Родины людей не был услышан, приходится только гадать, как повернулись бы события, если необходимые реформы были бы проведены.

Личность Самарина объединяла вокруг него представителей различных кругов общества: дворян, священнослужителей и простых людей. Его интеллектуальные и душевные качества, бескомпромиссность и порядочность подтверждается всей его жизнью. О его высоком авторитете среди различных представителей общества говорит тот факт, что кандидатура Самарина была выдвинута в качестве кандидата на московскую митрополичью кафедру. Он во многом способствовал тому определению прихода и приходской жизни, наделению его правами, которое затем вошло в определение деяний Поместного Собора 1917-1918 гг.[6] Александр Дмитриевич обладал всеми качествами лидера за которым следовали люди и который мог довести выстраданную им мысль до конца, и силою следования высшей Правде склонить людей к согласию с выбранной им позицией. В качестве подтверждения вышеприведенной характеристики зачитаем выдержку из обвинительного приговора разоблаченной ОГПУ в 1925 году «сергиево-самаринской группировке», в частности, обвинений предъявленных лично А. Д. Самарину, как одному из руководителей консервативного крыла «тихоновцев», сорвавших планы ОГПУ по «примирению тихоновцев и обновленцев» и созданию подконтрольной большевикам религиозной организации: «а) Поставив целью сохранение церкви в качестве активной к[онтр]революционной организации, он с 1917 года все время старался держать церковь под властью и влиянием лиц, принадлежавших к черносотенной группировке, в которой САМАРИН играл руководящую роль. б) Руководил антисоветской работой патриарха Тихона до раскаяния последнего перед Соввластью […]. в) Руководил деятельностью им возглавляемой черносотенной группировки в гор. Сергиев-Посаде […]. г) Подчинив себе гр. ПОЛЯНСКОГО Петра Феодоровича (митрополита Петра) […], руководил работой последнего, корректируя и утверждая даже письменные распоряжения Петра, сносясь с ним через посредствующих лиц и отдав его под контроль черносотенного даниловского синода»[7]. За все вышеперечисленные обвинения А. Д. Самарин (в 1920-м получивший смертный приговор - С. Д.) получил, ввиду преклонного возраста, сравнительно малый срок – три года ссылки в Сибирь. О том, какое значение для Церкви в выборе правильного курса в тяжелейшие времена поставленной большевиками задачи уничтожения оппозиционной Церкви имела деятельность «сергиево-самаринской группировки» ярко характеризует историк священник А. Мазырин: «значение сделанного с ее помощью священномучеником Петром выбора (антиобновленческого – Д. С.) огромно. Русская Церковь проявила силу духовного сопротивления безбожной власти, выбрав в его лице не соглашательский, а исповеднический путь. В конечном итоге богоборческий режим пал, а Церковь выстояла»[8]. Перед нами характеристика одного из тех людей, благодаря исповедническому подвигу которых мы можем говорить «мы – Церковь верных». Они сделали свой выбор. Они выбрали голгофские ценности Христа, веруя в Его и свое воскресение, и этот выбор церковных людей был правильным, ибо был выстраданным выбором Бога и его ценностей.

Еще более оценим мы масштаб личности А. Д. Самарина[9], когда вспомним его деятельность на посту председателя союза объединенных московских приходов. По свидетельству современников, союз приходов был реальной невооруженной силой гражданского общества, противостоящей большевикам. Именно ненасильственные действия верующих смогли остановить действия большевиков по уничтожению Церкви, смогли остановить компанию по «изъятию церковных ценностей» начатую не в начале 20-х годов, о чем чаще всего вспоминают, а в 1918 году, тогда когда она задумывалась и началась Именно провозглашенные союзом приходов ненасильственные действия показали силу веры и не дали большевикам воспользоваться временем «бури и натиска» для разгрома церковных организаций. Достаточно вспомнить оборону Александро-Невской Лавры, подвиг солигаличских мучеников, отдавших жизнь за сохранение народных святынь. В ответ на красный террор в феврале 1918 года было сделано беспрецедентное в истории Русской Православной Церкви дело - при помощи братств и союзов объединенных приходов были собраны силы, народ отозвался на призыв Патриарха Тихона и встал на защиту православных святынь и веры. В силу вступившего в 1918 году религиозного законодательства (Декрет об отделении Церкви от государства – С. Д.), а также, лишения духовенства гражданских прав, огромная тяжесть ответственности за сохранение Церкви легла на мирян: «При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать сввятыни и церковное достояние от посягательства»[10]. В приходской общине святитель Святейший Патриарх Тихон и Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. увидели реальную силу, могущую противостоять большевистскому натиску[11]. Инициативу Святейшего Патриарха подхватил товарищ председателя и член Собора А. Д. Самарин, Н. Д. Кузнецов и другие видные миряне и священнослужители Православной Российской Церкви. Самарин был избран председателем союза объединенных приходов г. Москвы. Именно с деятельностью Собора по обновлению приходской жизни, объединяющей клир и мирян на правах общины, и началось так долго ожидаемое подлинное обновление Церкви[12], строящееся на основах свободы, любви и ответственности. Объединенный в своем представлении ценностей православный народ представлял собой великую силу. Достаточно сказать, что в ответ на требования большевистского Декрета отделать школу от Церкви, 25 февраля 1918 года, на собрании представителей московских приходов было решено требовать сохранения преподавания Закона Божия в школах, а законоучителям преподавать до тех пор, пока не выгонят оттуда штыками, затем продолжать обучение по рамам и домам[13]. Церковно-благотворительное братство при Покровском монастыре г. Углича, возмущенное грубым насилием над свободой совести, обращалось к Патриарху и «смиреннейше испрашивало святых молитв и благословвения стоять до смерти за веру Христову и церковное достояние»[14]. Считали Декрет неприемлемым и готовы были «пострадать за веру православную» прихожане Нерехтского уезда Костромской губернии[15]. В Петрограде члены братства защиты Александро-Невской Лавры перед ракой с мощами благоверного князя Александра дали обет защищать обитель до последнего вздоха. До 57 000 питерских прихожан вступили в союзы защиты православных храмов. И это при том, что только за восемь месяцев, с июня 1918-го по января 1919-го года в стране было убито митрополитов -1, архиереев – 18, священников 102, дьяконов – 154, монахов и монахинь – 94. Тюремному заключению по обвинениям в контрреволюционности подвергнуты 4 епископа, 198 священников, 8 архимандритов и 5 игуменов. Запрещено 18 крестных ходов, 41 церковная процессия разогнана, нарушены непристойностями богослужения в 22 городах и селах[16]. Но православных верующих людей не удалось запугать ни «красным террором», ни ужасающими условиями жизни, отягощенными гражданской войной и разрухой, голодом и болезнями. Народ встал на защиту веры, не только мужчины, но и женщины. 11 июня 1918 года было ознаменовано открытием союза православных женщин как отдела союза объединенных приходов. Союз православных женщин открыл огромный потенциал служения женщины в Церкви. Председателем союза была избрана сестра Александра Дмитриевича Софья Дмитриевна Самарина. Именно «белые платочки», вплоть до 90—х гг. ХХ века будут спасать церковную жизнь во все время пребывания у власти коммунистической партии.

Власть дрогнула, она отложила свои планы уничтожения противника, каким виделась Церковь, до «лучших времен». До времен, когда «данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий … теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления»[17]. Большевики не намерены были терпеть какую-либо оппозицию, особенно церковную, которая представляла собой силу народного протеста. Силу, которая объединялась для защиты своих прав и идеалов, своих святынь. Летом А. Д. Самарина обвинили в «разработке плана организации православного духовенства в целях борьбы с советской властью на религиозной платформе». Он был арестован и в январе 1920 года московским губернским ревтрибуналом (дело Самарина - Кузнецова) к стандартному обвинению в контрреволюции добавлено: «в проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране «советов объединенных приходов, которые организовали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти". А. Д. Самарин и Н. Д. Кузнецов были признаны «главными вдохновителями всех контрреволюционных организаций … как «оказавшие активное сопротивление Советской власти» были приговорены к расстрелу, впоследствии отмененному. Пройдя ссылку в Якутии, тюрьмы: Бутырскую, Таганскую, Лубянку, А. Д. Самарин в начале 30-х годов оказался в Костроме, в должности псаломщика Всехсвятской церкви, затем, в Борисоглебской церкви[18]. Он верил Богу и Богу черпал силы и вдохновение в Нем. Он оставался верным Богу и избранным ценностям всегда, во все время своей жизни: и на посту обер-прокурора, и будучи главой союза объединенных приходов, в таганской тюрьме, в якутской ссылке, и … церковным псаломщиком. Александр Дмитриевич вряд ли будет причислен к лику святых, хотя пример его жизни для многих является «правилом веры и образом кротости», но его подвиг веры мы должны помнить. Он будет служить поддержкой христианам, а также, будет назидателен для тех, кто избрал ценности мира сего.

Шли годы. Менялось время, которое представляло новую идеологическую парадигму. Уничтожались одни идолы, на их место заступали другие. Сразу после закрытия XXII съезда в стране началось массовое переименование всего, что носило имя Сталина – городов, улиц и площадей, предприятий и учреждений. Тогда же, поздней осенью 1961 года, начался и повсеместный снос памятников Сталину: их отправляли на переплавку, разбивали на части, закапывали в землю, топили в воде. Улицу, которая носила имя Сталина, и в конце которой находилось Александро-Невское кладбище, на котором был погребен А. Д, Самарин в 1961 году переименовали в проспект Мира[19]. 12 ноября 1961 года «Северная правда» в крошечной заметке сообщала: «Исполком Костромского городского Совета, идя навстречу пожеланиям граждан города, решил переименовать проспект имени Сталина в проспект Мира»[20]. Всё последующее после 1956-го и 1961 гг. время всячески старались отделить «хорошего» Ленина от «плохого» Сталина. Из фильмов про Ленина вырезали куски со Сталиным, из пьес, где Ленин и Сталин ходили парой, вырезали Сталина, а его слова отдавали Ленину. На живописных полотнах, где на фоне выступающего Ленина был виден Сталин, вместо него вписывали какого-нибудь солдата или рабочего. В тех случаях, когда отделить учителя от верного ученика не удавалось, приходилось жертвовать обоими. В частности, это касалось многочисленных парных скульптур Ленина и Сталина. В одну из ночей ноября 1961 года в Костроме в сквере на Советской площади исчезла скульптура «Ленин и Сталин». Старожилы вспоминают, что ещё вечером вожди стояли на месте, а утром от них не осталось и следа. Вероятно, скульптуры – скорее всего, в разбитом виде – увезли на тогдашнюю городскую свалку в Посадском лесу. Ставший свидетелем сноса статуи Сталина у железнодорожного вокзала г. Костромы «сталинский сиделец» А. А. Григоров[21], только в 1956 году вернувшийся из тюрем, ссылок и лагерей, глядя на зрелище как низвергают идола «отца народов» подумал: «Как Перуна» [22]. Интересно мнение историков о судьбах кумиров и о скоротечности времени «народной любви» к ним. «Почему в подавляющем большинстве случаев фигуры бывшего вождя убирали по ночам, понятно: власти вполне обоснованно опасались, что какая-то часть граждан встанет на защиту сталинских изваяний и могут произойти нежелательные эксцессы. А так людей ставили перед свершившимся фактом – вечером памятник стоял, а утром его уже нет» - делает вывод костромской историк Н. А. Зонтиков[23].

12 февраля 2018 года исполнилось 150 лет со дня его рождения Александра Дмитриевича Самарина. На кладбище, где он был похоронен, и которое в начале 80-х годав ХХ века было снесено, восстановлен крест на его могиле. В 1989 году Самарин был реабилитирован следственным отделом КГБ СССР, а 1995 годы, в дни празднования Победы над фашистской Германией, на территории кладбища и Мемориала была возведена часовня во имя святого воина, великомученика, покровителя Костромы Феодора Стратилата. На месте снесенных могил появилась возможность совершать молитву по усопшим. С восстановлением надгробного креста Александру Дмитриевичу Самарину многие родственники людей, чьи надгробия были снесены возлагают надежду и на возможность восстановить могилы своих предков. Постепенно, шаг за шагом, люди пытаются выйти на дорогу веры, на которой к ним возвращается историческая память. В юбилейные годы, когда мы должны вспомнить не только имена великих святых: святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, свщмч. Владимира, митрополита Киевского и др., а в противовес им - злодеев и палачей: Н. Ежова, Л. Троцкого, М. Тухачевского, мы должны вспомнить имена и почтить память тех, кто не канонизирован, но защищал храмы и святыни, кто «даже до смерти» отстаивал идеалы и ценности, не укладывающиеся в рамки навязанных и общепринятых ценностей. И надо понимать, что среди тех, кого необходимо вспомнить, были не только государственные деятели, представители высших сословий и заметные фигуры, но много простых верующих людей, чья вера и верность остановила и разрушила глиняных колосс коммунистического язычества.

«Не стоит село без праведника, а город без святого» , - говорили на Руси. Не устоит селения без праведника(Быт.18: 17-33).

Святитель Святейший Патриарх Тихон писал о людях подобных А. Д, Самарину - выбравших ценности Христа и путь следования Ему: «О, тогда воистину подвиг твой за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение будущим поколениям, как лучший завет и благословение, что только на камени сем – врачевания зла добром созиждется великая слава и величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя Ее и чистота Ее чад и служителей. Тем, кто поступают по сему правилу, мир им и милость. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духов вашим, братие. Аминь»[24].

 

 


[1] Новомученики и исповедники. Лица и судьбы. [Электронный ресурс.] http://pstgu.ru/scientific/newest/smi_muchen/2016/02/15/63560/. Дата обращения 01.02.2018 г.

[2] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских.[Электронный ресурс.]. http://www.patriarchia.ru/db/text/2786981.html. Дата обращения 11.01.2018 г.

[3] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби». [Электронный ресурс]. http://www.patriarchia.ru/db/text/5050963.html. Дата обращения 02.02.2018 г.

[4] «Подвигом добрым подвизался…». С. 212.

[5] «Подвигом добрым подвизался…». С. 215.

[6] Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М., Изд-во6 Новоспасский монастырь, 2012. Т.5. С.883-884.

[7] «Подвигом добрым подвизался…» Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1898-1932) / Авторы-составители С. Н. Чернышев и прот. Д, Сазонов. – Кострома: Изд-во Костромской митрополии. 2017. С.175

[8] «Подвигом добрым подвизался…». С. 176.

[9]Самарин А. Д. - предводитель Губернского   дворянства Москвы, потомок известной дворянской фамилии, состоящей в родстве с Трубецкими и Лопухиными, Пушкиными и Толстыми, славянофил, член Госсовета, Обер-прокурор Священного Синода РПЦ, Руководитель Русского Красного Креста в годы Великой войны 1914-1918гг., Кавалер многих высших орденов Российской империи и был единственным из мирян, кого выдвигали кандидатом в Патриархи на Поместном Соборе 1917-1918гг., проходящего в Соборной палате Епархиального дома, который спроектировал и воздвиг в 1902г. русский зодчий П.А.Виноградов (четвероюродный прадед). Внучатый племянник выдающегося полководца генерала А. П. Ермолова.

[10] Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об устройстве Организации объединенных приходов. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ сот. М. Губонин. М., 1994. С.97.

[11] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.97-99.

[12] «Подвигом добрым подвизался…». С. 185.

[13]

[14] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.37.

[15] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.82-89.

[16] Владимирские епархиальные ведомости. 1917. №36. С.37.

[17] Письмо членам Политбюро от 19 марта 1922. Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190—193.

[18] Обе церкви были снесены: Всехсвятская; Борисоглебская

[19] В исполкоме Костромского горсовета// Северная правда. 12.11.1961.

[20] Новое название улицы.// Северная правда. 10.11.1961 г.

[21] Григоров Александр Александрович – выдающийся русский историк, крупнейший специалист по истории дворянства, костромской краевед, Почетный гражданин г. Костромы.

[22] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[23] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[24]Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.161-162.