Братья Лихуды Иоанникий (+1717) и Софроний (1730).
«На протяжении многих столетий идет в России спор: по какому пути развития (цивилизации) ей идти, как образовывать себя. Страна, занимающая огромное пространство Земли (1/6 суши) подвергалась и подвергается до сих пор с самого начала своего бытия политическому, религиозному, экономическому и культурному влияниям. Владеть умами этой страны, образовывать ее молодое поколение в сфере своих духовных ценностей, подчиняя ее своим интересам через просвещение и образование – задача, при которой безкровно, со своей стороны, можно, без оговорок, владеть миром».
Сазонов Д., свящ. Дорога к просвещению. // Светочъ. Альманах. Кострома, 1996. С. 13.
Лихуды Иоанникий (в миру - Иоанн, 1633 - 1717) и Софроний (в миру - Спиридон, 1652-1730), деятели религиозного просвещения, сыгравшие исключительно важную роль в учреждении первой русской духовной академии.
Выходцы из знатной греческой семьи, братья родились на острове Кефалиния в Ионическом море. Учились в Венеции и Падуе; по возвращении на родину Иоанн принял сан священника, а Спиридон - монашеский постриг (позднее, овдовев, принял пострижение и старший брат). Преподавали и проповедовали в Греции, пока патриарх Константинопольский Дионисий не рекомендовал их в 1683 как искусных учителей царю Федору Алексеевичу, задумавшему завести высшую школу. Задержанные королем Яном Собеским в Польше, где они вели диспуты с иезуитами, братья прибыли в Москву в 1685. В Москве сыграли важную роль в богословских спорах с Сильвестром (Медведевым)[1] и Яном Белобоцким о времени пресуществления Святых Даров в Евхаристии, где отстояли православную точку зрения.
Открыли школу в Богоявленской обители, затем (1686) перешли в Заиконоспасский монастырь, где под их руководством было построено специальное здание Эллино-греческой (позднее - Славяно-греко-латинской) академии. Преподавали там грамматику, пиитику (поэтику), риторику, логику, математику и физику. Программа была составлена с ориентиром на европейские образцы, в частности, на программу Падуанского университета.
В 1688 Иоанникий отправился русским послом в Венецию, где пробыл около четырех лет.
Педагогическая деятельность Лихудов столкнулась с острой конкуренцией со стороны украино-белорусских ученых, связанных с Киево-Могилянской академией; противостояние было усилено богословски-полемическими трактатами братьев («Акос, или Врачевание, противополагаемое ядовитым угрызениям змиевым»; «Мечец духовный, или Разговор с иезуитом Руткою в Польской земле» и др.), где они резко выступали против "латинства" (в котором традиционно подозревались "киевляне" и их соратники вроде оппонента Лихудов Сильвестра (Медведева)). Писали также сочинения против лютеран и русских раскольников.
Пользовались поддержкой Патриарха Иоакима, архиепископа Холмогорского Афанасия (Любимова), влиятельного Чудовского инока Евфимия, архимандрита Высокопетровского монастыря Иова. Сумели приобрести значительное положение и в гражданских сферах: имели доступ ко двору государей. Поддержанные патриархами Московским и Иерусалимским, занявшие видное положение при дворе, в 1693-1694 братья впали в немилость у патриарха Иерусалимского Досифея и по его настоянию были удалены из академии. Последовал донос политического характера…
Оставались в Москве, обучая латинскому и итальянскому языкам (в том числе согласно специальному указу Петра I от 1697), затем, став жертвой новых интриг, в 1701 были удалены в Костромской Ипатьевский монастырь. Там они продолжали писать полемические произведения, а также, составили Греческую грамматику.
«Братья вспоминали житие Ипатское не без скорби. «Вспомните о потрудившихся» - взывали они к читателям в конце предисловия своей Грамматики. Да и кому они были нужны в тихом провинциальном городке, в котором просвещение и образование в классическом смысле слова началось лишь с приездом епископа Сильвестра (Кулябки), основавшего Костромскую духовную семинарию».
Сазонов Д., свящ. Дорога к просвещению. // Светочъ. Альманах. Кострома, 1996. С. 15.
Призванные митрополитом Иовом в Новгород для устройства и там школы по образцу московской (1706), позднее вернулись в столицу (Софроний в 1707, Иоанникий в 1716), где занимались исправлением славянского перевода Библии и учительствовали. Новгородская школа Лихудов подготовила первое поколение русских филологов.
Назначенный после смерти старшего брата архимандритом Солотчина монастыря в Рязанской епархии (1722), Софроний не ужился с монахами и вновь приехал в Москву (1729), где скончался в Новоспасском монастыре.
Братья Лихуды внесли огромный вклад в дело русского духовного просвещения. Их деятельность сильно повлияла на развитие образования, ведь они составили учебники по грамматике, пиитике, риторике, логике, физике, богословию, писали литературные труды, переводы, проповеднические сочинения, пересмотрели и внесли исправления в славянский текст Ветхого Завета. Иоанникий и Софроний Лихуды стали учителями многих первых русских ученых, ставших в будущем начальниками и профессорами академии, таких как: Фёдор Поликарпов, Николай Семёнов, Алексей Барсов, монахи - Косьма, Феолог, Иов, Палладий Рогов, доктор Постников, а из более поздних Фёдор Максимов. и другие, отчасти бывшие профессорами академии и её начальниками, отчасти трудившиеся по исправлению Библии и издавшие ряд учёных сочинений.
«Школу их в Новгороде закрыли в 1718 году с приходом туда епископа Феофана Прокоповича, любимца Петра, в будущем составителя «Духовного регламента», на два столетия поставившего Русскую Церковь в рамки духовного ведомства протестантского типа – Ведомства православного исповедания.
На долгие годы научные и технические достижения Запада завладели умами и сердцами русского просвещенного общества, его молодого поколения. Но дело Лихудов уже невозможно было забыть, и исподволь, через много прошедших лет, мы вспоминаем их просветительские труды с светлым чувством, через много лет приходим к тем же выводам о сочетании богословия и естественных наук, знания и опыта, что и они, но годы идут, а мы так и остаемся на положении той же, жаждущей истинного образования Россией. Найдутся ли новые Лихуды, найдутся ли новые митрополиты Иовы, чтобы вызволить их из ссылки и оградить от зависти, злобы, доносов, интриг… в этой борьбе за власть над душами и территориями? Верить хочется».
Сазонов Д., свящ. Дорога к просвещению. // Светочъ. Альманах. Кострома, 1996. С. 16.
В 2007 году 31 мая в Москве в Богоявленском переулке перед алтарём Богоявленского монастыря был установлен бронзовый памятник в честь братьев Иоанникия и Софрония. Бронзовый памятник греческим монахам-просветителям братьям Иоанникию и Софронию Лихудам — дар правительства Греции городу Москве. Авторами стали скульптор Вячеслав Клыков и архитектор Виктор Пасенко.
Сочинения:
«Акос, или Врачевание от угрызений змиевых».
«Диалоги грека учителя к некоему Иисуиту».
Против католичества написаны ими два сочинения: «Показание истины» (1689) и «Мечец духовный, или Разговор с иезуитом Руткою в Польской земле».
Также ими написаны сочинения против лютеран («Иоанникия и Софрония обличение ересям Лютера и Кальвина»), против раскольников («Коллурий о лютой страсти очеболения Капитонского») и «Письмо к императору Петру I о ересях Кальвина и Лютера» (напечатано в журнале «Странник», 1861 г.). Кроме того, известны ещё «Философские ответы Софрония» и полный список Библии с исправлениями, сделанными Софронием.
Заслуживают упоминания проповеднические сочинения Лихудов:
Иоанникия:
- «Речь патриарху» (1691);
- «Надгробное слово царице Наталье Кирилловне» (1694);
- «Похвальное слово царю Иоанну» (1696);
- «Похвальное слово царю Петру I по взятии Азова» (1697);
- «Похвальное слово ему же по возвращении из Голландии» (1698);
- «Поучение на пятую неделю великого поста» (1701).
Софрония:
- «Слово на день рождения Петра I»,
- «Слово о Софии, премудрости Божией» (1708),
- «Похвальное слово святому Варлааму Хутынскому»,
- «Житие Варлаама»,
- «Триумф о мире с Швецией» (1721);
- «Слово похвалительное на преславное венчание благочестивейшия великая государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны» / Публ. и коммент. В. М. Ундольского // Русский архив, 1863. — Вып. 10/11. — Стб. 761—776.
- «Слово о предопределении», изданное Д. В. Цветаевым в «Памятниках протестантства в России» и в «Чтение Московского Общества Истории» за 1883 и 1884 годы.
Святитель Филарет Московский несправедливо набрасывает тень на нравственный характер Лихудов, обвиняя их в корыстолюбии. Из дела по жалобе Софрония на солотчинских монахов видно, что во время вторичного его заведования «греческой школой» в Москве он за эту службу не получал никакого жалованья, довольствуясь тем вознаграждением, какое получал за труды по исправлению Библии, всего в количестве 50 рублей в год, тогда как его ученики в то же время получали вчетверо и впятеро более. Из сочинений Лихудов целиком напечатан только «Мечец духовный» (в «Православном Собеседнике», 1866—1867 год.).
См. также рукописи
- Изъявление и обличение ересей Лютеранской и Кальвинской— 1706
- Акос или врачевание, противополагаемое ядовитым угрызением змиевым
- Богословские сочинения братьев Лихудов / Софроний Лихуд. Комментарий к Теологии Иоанна Дамаскина.
[1] Архимандрит Сильве́стр (в миру — Симео́н Агафо́нович Медве́дев; +1691) — книгохранитель и справщик Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт, историограф, философ, автор нереализованного проекта утверждения университета в Москве в регентство Софьи Алексеевны. Ученик Симеона Полоцкого. Первый российский библиограф. Участвовал в религиозных спорах 1680-х на стороне «латинской» партии и в политической борьбе за наследование московского престола по смерти Фёдора Алексеевича, поддерживая сторонников царевны Софьи.