Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви

Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года (журнал № 121).

1. Епархиальным комиссиям по канонизации святых необходимо иметь в виду, что, учитывая действующее в настоящее время Положение «О порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел» от 25 июля 2006 года и аналогичные законодательные акты других государств, на данном историческом этапе как правило нет возможности выяснить, сотрудничал ли пострадавший священнослужитель или мирянин с органами ЧК-ОГПУ-НКВД, свидетельствуя против других лиц.

При рассмотрении и представлении в Синодальную комиссию по канонизации святых материалов, касающихся канонизации священнослужителей и мирян, необходимо учитывать вышеизложенное. Исключением могут являться материалы о пострадавших за веру в период с 1917 по 1920 год, причем только в том случае, когда имеются достоверные сведения об исповедничестве и достойном христианина поведении перед смертью. Материалы о пострадавших в более поздний период могут быть рассмотрены Синодальной комиссией по канонизации святых при условии, что документы и исторические свидетельства полностью раскрывают все периоды жизни человека и из них убедительно следует, что пострадавший не сотрудничал с органами ЧК-ОГПУ-НКВД, свидетельствуя против других лиц.

2. Для рассмотрения Синодальной комиссией по канонизации святых вопроса о включении имени пострадавшего за веру в годы гонений в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века епархиальной комиссии необходимо изучить и представить в Синодальную комиссию следующие материалы:

· документы, подтверждающие основные этапы жизни (получение духовного образования, для священнослужителей и монашествующих – время и имя совершителя рукоположения в священный сан или пострига, участие в деятельности каких-либо церковных обществ, братств, послужные списки и тому подобное);

· ксерокопию архивно-следственного дела в полном объеме с приложением расшифровки в электронном виде (отсутствие дела является препятствием к рассмотрению вопроса о канонизации).

Кроме того, епархиальным комиссиям настоятельно рекомендуется:

· изучить дореволюционную епархиальную печать на предмет выявления проповедей и статей по различным вопросам церковной жизни, принадлежащих предлагаемому к канонизации лицу;

· осуществить поиск и исследование писем, дневниковых записей и иных документов, касающихся предлагаемого к канонизации лица.

3. Для рассмотрения Синодальной комиссией по канонизации святых вопроса о канонизации праведников и подвижников благочестия епархиальной комиссии необходимо изучить и представить в Синодальную комиссию следующие материалы:

· публикации, документы архивов, свидетельствующие о жизни праведника;

· документы, убедительно свидетельствующие о почитании праведника в наше время, о чудесах и молитвенной помощи по его предстательству; при этом епархиальным комиссиям необходимо обратить внимание на то, что все случаи исцелений, по молитвам представляемого к канонизации лица, должны быть убедительным образом документированы.

К сожалению, следует признать, что в настоящее время многие публикации, касающиеся современных подвижников благочестия, страдают наличием исторических неточностей, включают в себя апокрифические сюжеты или односторонне излагают сомнительные факты и события. Поэтому при составлении жизнеописания подвижника благочестия также следует изучить все обстоятельства его жизни и церковного подвига. Как и прежде, основными критериями святости признаются православие безукоризненное, высокая христианская жизнь и подвиг во имя Христово, чудеса при жизни и по смерти по молитвенному предстательству праведника, почитание церковным народом.

4. Не следует направлять в Синодальную комиссию по канонизации святых материалы в отношении лиц, о сути духовного подвига которых мало известно. Известность человека как строителя или возобновителя монастыря, как государственного деятеля, военачальника или лица иным образом прославившегося в истории, – сама по себе не может быть признанным достаточной причиной для канонизации.


Следует исключить подачу в Комиссию материалов с просьбой совершить канонизацию, мотивируя ее какой-либо юбилейной датой.

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобный Никита

Преподобный Никита, память которого совершается 28 сентября – ученик, и родственник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 1365 г. в Подмосковье.

Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высоко-Покровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского – будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря.

Подробнее...

Статьи

Митрополит Антоний (Кротевич): к вопросу о неодозначности оценок и определений личности.

Аннотация. На основании документов в статье показана однобокость и предвзятость оценок, применяемых к личности митрополита Тамбовского и Мичуринского Антония (Кротевича). Открытые в ходе исследования документы свидетельствуют о том, что многие действия и поступки митрополита во многом были обусловлены государственно-церковными отношениями того периода времени и обстоятельствами, сложившимися благодаря историческим реалиям жизни в атеистическом государстве, законодательство которого в отношении к религии не способствовало свободному развитию деятельности верующих. Удалось установить, что приписываемое митрополиту конфликтность и грубость в общении с людьми было продиктовано во многом состоянием церковной жизни и обстановки, сложившейся в послевоенный период времени, а также, нахождением его в местах лишения свободы. Из анализа документов следует сделать вывод о необходимости переоценки личности и деятельности митрополита Антония.

Подробнее...