Лик Святости земли Костромской

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.. . Опубликовано в Статьи

Доклад прочитанный на конференции посвященной собору Костромских святых «Путь святости земли Костромской» 4 февраля 2008г.     

«О преподобнии отцы и вси святии избранницы Божии,
В земле Костромстей просиявшии и за ны пред Богом молящиися!
Вы яко светозарныя лучи Солнца Правды Христа Бога нашего
Согреваете ныне землю, юже освятисте подвигом веры своея»
(Молитва Собору Костромских святых).

«Священник Павел Флоренский, в своем богословско-философском труде «Иконостас», говоря о мистико - онтологическом значении каждого сакрального слова, писал: «..В Боге все бытие, вся полнота реальности, а простирающееся вне Бога - это адская тьма, есть ничто, небытие... Реальность - это вид, идея, лик, а ирреальность - без-вида, ад, тьма»[1]. Раскрывая смысл и понятие слова лик, он восклицает: «Лик есть осуществленное в лице подобие Божие. Когда перед нами - подобие Божие, мы вправе сказать: вот образ Божий, а образ Божий - значит и Изображаемый этим образом, Первообраз его... Преобразившие свое лицо в лик возвещают тайны мира невидимого без слов, самим сво(и)м видом...вспомним, что по-гречески лик называется идеей..eidos, idea- явленной духовной сущности, созерцаемого вечного смысла, пренебесной красоты некоторой действительности, ее горнего первообраза, луча от источника всех образов»[2]. Это восклицание о. Павла созвучно богословию святых отцов, которые в своих творениях определяют, что задачей и призванием человека на земле было «не имея ничего вне себя, кроме одного Бога,... отдать в порыве любви и вручить Ему всю вселенную, соединенную в его человеческом существе. Тогда Сам Бог.. .отдал бы себя человеку, который по этому дару, т. е. по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе»[3]. Таким образом, по мысли святых отцов, свершилось бы обожение человека и всего тварного мира.

«Как священник и пророк он должен был войти во Вселенную» - заключает святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, мысль о миссии человека во вселенной, придавая ей литургический аспект[4]. Эту миссию, возложенную Богом на людей, не выполнил Адам, но ее выполнил Христос - Новый Адам. Исходя из вышесказанного, следует, что история мира - это история Церкви, история богослужения, история, которая начинается с сотворения неба и земли и заканчивается Апокалипсисом. Это история преображения лица земли в лик земли и оно, преображение, совершается трудами святых Божиих людей, проводников божественной благодати, божественных идей. Подтверждая данную мысль, приведем пример. Земля Палестины привлекает нас к себе не только тем, что она зовется «Землей обетованной», но тем, что эту землю исходил Господь наш Иисус Христос и что на этой земле был заключен Новый Завет Бога и человека. Потому-то стремимся мы увидеть Иерусалим, что через каменистые и песчаные ландшафты «Земли обетованной», руинированные развалины древних цивилизаций, видится лик Христа Спасителя.

Лик костромской святости - это в первую очередь лик преподобных отцов, учеников преподобных Сергия Радонежского и Корнилия Комельского, населивших в XIV-XVв. Комельский лес, простиравшийся с юга Вологодской области и подходящий к Костроме. Эти преподобные иноки создали целую монашескую область, названную Северной Фиваидой, через очертания и духовное содержание которой прорисовывался лик Христа.

На землю, заселенную язычниками: угро-финским племенем меря (чудь), черемисами и славянами, приходили ученики великих святых Руси, чтобы преобразить эту землю проповедью о пришествии в мир Спасителя, чтобы возделать, просветить и привести к Богу «языческую, не плодящую Церковь».

Чтобы лицо этой земли, искаженное язычеством в личину, было возвращена Творцу Своему. Чтобы все творение Божие могло стать причастно славы Божией, которая открывается миру через сыновей Божих (Рим. 8,18-22). «От мирскаго мятежа исшед, в тихое пристанище, преподобного Сергия обитель, притекл еси, и тамо равноангельное житие пожив, во страну Галичскую пришел еси, идеже веру Христову насаждая и новокрещенныя люди от суеверий поганских очщая... иноков лики добре упасл еси и ко Христу Спасу привел еси», - читаем мы в тропаре, посвященном преподобному Авраамию Чухломскому свидетельство его промыслительного пути на Костромскую землю и иноческих трудах[5].

Так начиналось распространение Христовой веры на Костромской земле. Рассмотрим географию христианской проповеди на Костромской земле. Миссию проповеди на северо-западе Костромского края в XIв., по другим сведениям в XIIв. возглавил преподобный Авраамий Ростовский (чухломский уроженец) принявший просвещение от новгородских и псковских купцов. С севера, из Устюга, в XVb., пришел в Костромские пределы преподобный Варнава Ветлужский; с юго-запада из Радонежа - в XIVXVв. преподобные Авраамий Галичский и Иаков Железноборовский, Тихон Луховский (в конце XVb.), Геннадий Любимоградский и Ферапонт Монзенский (XVIв.). С юга и юго-востока в XIVи ХУвеках - преподобные Пахомий Нерехтский из Владимира на Клязьме и Макарий Унженский из Нижнего Новгорода.

Православная вера, насаждаемая и укрепляемая сонмом преподобных отцов, исполненных апостольской ревности, обустроивших свои духовные центры – монастыри, дала обильные всходы не только на Костромской земле, но и проникала через их учеников в другие, смежные с Костромой области и бескрайние края будущего государства Российского.

В XVв., святитель Иона (Одноуш), уроженец солигаличского села Одноушево, стал первым русским митрополитом Московским и всея Руси. Митрополитом самостоятельной(автокефальной) Русской Церкви (1448). Рукоположенные им епископы возглавили епархии. Его молитвами, в 1451г., от татарского разорения была спасена Москва. Молитвенным предстательством святителя о своем родном крае, об Отечестве, о Церкви Русской, были принесены обильные плоды. В начале XXв., его, и наши земляки, мученики Соли Галичской: священномученики протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский, и мученик Иоанн Перебаскин (1918г.), прославили Христа своим свидетельством о Нем как о Истине, Пути и Жизни и приняли смерть от рук противников Распятого Спасителя мира. На крови мучеников и исповедников, в том числе, и Костромской земли, возродилась вновь Русская Православная Церковь.

В 1675 по 1682гг. подвизался в обители преподобного Макария Унженского игумен Митрофан. Из Богом спасаемых стен обители он был призван на епископское служение в Воронежскую епархию и стал первым святителем Воронежа и тамошнего края. Преподобный Макарий (Глухарев+1847), наместник Костромского Богоявленского мужского монастыря(1812-1825), в 1830г. основал духовную миссию и стал апостолом Алтая, просветив проповедью веры Христовой Алтайский край. «Ты, отче - восклицаем мы в молитве, обращенной к его небесному покровительству, в которой говорится о его миссионерских трудах, - яко неленостный проповедник, людем, седящим во тьме невежествия и сени смерти духовныя, пришел еси и воистину на гору восшел еси, благовествуяй. Ты, течение подвига своего совершающи, мужески труды и болезни подъял еси, на всяко время нищету, глад же и хлад терпящи»[6].

Равноапостольное служение по просвещению язычников совершали Авраамий Чухломский (+1375) и Авраамий Ростовский (XIв.). Проповедь Макария Унженского(+1444), кроме просвещения язычников была обращена еще и к последователям ислама.

Находя силы в вере и любви, поддержанные небесным покровительством Спасителя и Божьей Матери и святых Церкви, шли преподобные отцы в леса и болота, с дерзновением произнося проповедь о распятом и воскресшем Спасителе мира и человека. В житии Авраамия Ростовского мы находим следующие слова: «Скорбя о заблуждении ростовцев, преподобный пламенно молился о даровании ему помощи свыше для борьбы с поклонниками Велеса (в языческой мифологии бог покровитель скота, богатства и достатка, а так же покровитель умерших предков - прим. автора). Во время молитвы явился ему св. Иоанн Богослов и, вручив ему трость, повелел сокрушить ему идола Валеса, сказав: «во имя Господа Иисуса Христа повелевает ти Иоанн Богослов, да сокрушися. От одного удара трости идол рассыпался в прах»[7]. Получив благословение епископа, преподобный построил храм во имя святого евангелиста Иоанна Богослова, а на месте, где стоял языческий идол - церковь во славу Богоявления Господа нашего Иисуса Христа. Поставил келью, и, собрав иноков, учредил он на этом месте общежительный монастырь.

«Не человеческим хотением, но Божиим произволением» приходили в пределы Костромской земли избранники Божий. Сама Пречистая указывала им место строительства обителей – духовых форпостов Православия. «Авраамий, взойди на гору, там стоит икона Божией Матери» - услышал преподобный на месте своей молитвы таинственный голос. Выполнив повеление, он увидел на одном из деревьев в необыкновенном сиянии икону Богородицы «Умиление» и долго стоял перед ней как бы в состоянии исступления. После его земного поклона икона сама спустилась ему на руки. Получив указание Самой Царицы Небесной, «поставил преподобный на месте явления иконы малую деревянную церковь и в ней явленную икону, себе же келью возле церкви»[8]. Преподобный Паисий Галичский, в знак благоволения Царицы Небесной к обители, принял из рук строителя боярина Ивана Овина икону Богородицы (названную затем по его фамилии Овиновской). Преподобный Адриан Монзенский, после видения ему «жены, блиставшей необыкновенным светом и указавшей ему место будущей обители, нашел одинокий храм в лесу и в нем икону Благовещения Божией Матери. По инициативе преподобного Макария(Глухарева), изумленного чудом спасения от пожаров 1779 и 1847гг. фрески с изображением Смоленской иконы Богородицы на башне ограды Богоявленского монастыря, был воздвигнут костромичами храм в честь чудотворного образа иконы Божьей Матери , именуемого Смоленским.

Небесный покровитель Костромы, святой великомученик Федор Стратилат, за день до явления чудотворной иконы Божией Матери князю Василию Ярославичу на Запрудне, в 1262 г., названной затем в честь его имени, носил ее по городу в знак благоволения к Костроме Самой Пречистой Богородицы. Преподобный старец Тимон Надеевский (+1840), удостоен был повеления Господа нашего Иисуса Христа и св. Николая на строительство в 1832 г. Надеевской пустыни.

Но не только трудами по возведению и обустройству иноческих обителей, просвещению людей известны избранники Божии. Они и жизнь вели «равноангельскую», исполненную борьбы со страстями, трудами и подвигами духовными. «Преподобный отец наш Авраамий (Ростовский - прим. автора), - пишет составитель его жития, - в юности оставил дом родителей своих, взял крест свой и последовал Христу, Которого усердно возлюбил и, восприняв монашество, соделался чистым сосудом Духа Святаго, ибо покорив плоть свою духу и умертвив ее многими трудами, уподоблялся житию бесплотных ангелов. Он был начальником для монахов и светом для мира, который обогатил своими чудесами, ибо благодатию Христовою исцелял неизлечимые телесные и душевные болезни»[9]. Прп. Геннадий Любимоградский неутомимо трудился над построением храмов, но дабы «томить томящего» (диавола – прим. автора), на теле носил тяжелые вериги и исполнял самые трудные работы по обители. Несмотря на постоянные труды, он находил время для написания икон. Не покладая сил, до полного самоотречения трудился преподобный для Господа, братии и людей[10].

Глубокое смирение и нищелюбие отличало святых угодников Костромских. Прп. Тихон Луховский скончался в такой бедности, что братия не имела ни гроба, ни приличной одежды, в которых могли бы они предать тело своего наставника земле. Суздальский епископ прислал для почившего «свитку и гроб, гвоздием сбит»[11]. 11 Блаженный Симеон, Христа ради юродивый, Юрьевецкий чудотворец, удостоенный Господом даром прозорливости и чудотворений, в одной рубашке, непрестанно в молитве, по смирению своему терпел от людей насмешки и оскорбления, но не оставил «жизни во Христе».

И не так важно, в каком звании находились святые нашей земли - простыми иноками (напр. Тихон Луховский +1503), игуменами, архимандритами или епископами - в первую очередь они несли свет веры и надежды ставшему для многих из них родным Костромскому краю. И хотя, пустынножители Северной Фиваиды, часто даже против своей воли становились игуменами общежительных монастырей (напр. прп. Григорий Пелынемский +1441, где бы он не находился отовсюду к нему стекались иноки), епископами (св. Игнатий (Брянчанинов +1867, оставивший епископскую кафедру и перешедший в Николо-Бабаевский монастырь), в них еще, по меткому замечанию Г. Н. Федотова - «иноки преобладают над пастырями»[12]. Но, не смогли они уклониться от пастырства.

Люди, увидев свет, исходивший от угодников Божиих, приходили к ним, старались селиться возле их келий. В житии преподобного Пахомия говорится, что обходя окрестности Нерехты, преподобный нашел удобное место для своего иноческого пребывания, и спустя немного времени, жители города, увидев в нем Божьего человека, не только помогли ему обустроить монастырь, но и сами стали селиться рядом с его обителью, чтобы слушать «глаголы вечной жизни», наставления, чтобы быть руководимыми святым, Божиим человеком. Страннолюбие преподобного Пахомия выражалось в том, что построив гостиницу вне стен монастыря, он иногда сам ухаживал за странниками и богомольцами, вкушая с ними пищу.

На страницах житий Костромских святых мы находим свидетельства о бесстрашном ходатайстве их за людей перед сильными мира сего. Нелицемерную любовь к «ближнему своему» и к своему Отечеству у подвижников благочестия радости и скорби которого были радостями и скорбями святых земли нашей, мы находим на страницах житий Костромских святых. В1439г., благодаря преподобному Макарию Унженскому, были освобождены из плена жители сел, захваченных во время набега хана Улу-Мехмета. Святитель Митрофан не раз жертвовал собственные средства для продолжения корабельных работ (война за Азов - прим. автора) и для содержания ратных людей во время борьбы со шведами.

Основанные пустынножителями монастыри становились для страждущих и скорбящих, особенно во времена лихолетья: и больницей, в которой исцелялись душевные и телесные раны, и приютом, во времена бедствий и войн, и спасением от голодной смерти во времена неурожаев и эпидемий болезней.

Так, в 1601 г. в Костромской стороне был страшный голод, от которого умирали тысячи. Голодные большими толпами приходили в обитель преподобного Адриана Монзенского, прося хлеба, и все получали пропитание.

Наши преподобные были миротворцами. Преподобный Григорий Пельшемский неоднократно примирял князей Василия Васильевича Московского с Юрием Дмитриевичем Галичским во время их междуусобной борьбы за великокняжеский престол.

Святые люди смело обличали греховные наклонности людей. Преподобный Ферапонт, принимая у себя в келий посетителей с любовью, но иных, как говорится в житии, «не взирая на лица, обличал за пристрастие к мирской суете и греховную жизнь»[13]. Святитель Митрофан Воронежский, полный любви к ближним, наставлял вверенное ему духовенство: «Вы, честные иереи Бога Вышнего, вожди словесного стада Христова, должны иметь очи просвещенные светом разума, чтобы вести других по пути правому, по слову Господню, «вы есте свет мира»[14].

Свет веры, который несли народу нашему святые Божии люди – образовывал, просвещал, окультуривал дикие нравы и жизнь местного населения. При монастырях образовывались школы, где учили детей грамоте по Псалтыри. Многие преподобные были образованным людьми (преподобный Григорий Пелшемский происхоил из рода бояр Лопотовых. Он получил хорошее воспитание и образование). При монастырях стали образовываться посады, обустраиваться города. На месте разрушенной обители преподобного Варнавы Ветлужского был образован в 1779 г. город Варнавин. Город Макарьев получил свое название в честь Макария Унженского, с. Борок, в честь Иакова Железноборовского, с. Умиление, в честь явления прп. Авраамию иконы Божьей Матери.

Свою веру в небесную помощь святых своей земли, обладавших как при жизни дарами прозорливости и совета, исцеления и чудотворения, так и по смерти своей - дарами небесного заступничества и помощи, наш народ отобразил в богослужебных текстах и акафистах святым Костромской земли. В молитве, обращенной к преподобному Кириллу Новоезерскому (+1532) мы находим такие слова, исполненные несомненной верой в помощь своего «небесного жителя и земного заступника»: «О, священная главо, преподобие отче, преблаженне авво Кирилле! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих молитвах к Богу. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти сый жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняй нас от стрел вражиих, и от всякия прелести бесовския, пастырю наш добрый»[15].

В рукописном житии преподобного Иакова Галичского находим повествование о том, как он, во время пожара в Паисиево-Галичском монастыре вошел в пылающую огнем церковь, взял там чудотворный Овиновский образ Божьей Матери и «вышел сквозь пламень невредим, не опаливши одежды своей, между тем как металлические украшения, бывшие на иконе, расплавились»[16].

При своей жизни, преподобный. Ферапонт Монзенский дал совет преподобному Адриану и прорек другое место для строительства Благовещенского монастыря, по смерти своей, он являлся прп. Феодосию Монзенскому, предупреждая о приближении неурожайного года и голода, который произошел в 1601г. Прп. Пахомий Нерехтский по своей смерти явился своему ученику Иринарху и сказал ему: «я молился о тебе и Господь помиловал тебя, более не греши - ты исцелен»[17]. Прп. Геннадий Костромской предсказал Анастасии Романовне царственное возвышение, по смерти же своей, явившись в сонном видении епископу Вологодскому Киприану, исцелил его.

В том, что в своей проповеди подвижники благочестия были руководимы и хранимы Самим Пославшим их Пастыреначальником – Христом, мы находим свидетельства в их «равноангельском» житии. В рукописком житии преподобного Иакова Галичского находится повествование о том, как он, во время пожара в Паисиево-Галичском монастыре вошел в пылающую огнем церковь, взял там чудотворный Овиновский образ Божией Матери и «вышел сквозь пламень невредим, не опаливши одежды своей, между тем как металлические украшения, бывшие на иконе расплавились»[18].

Господь прославил угодников Своих и дал утешение быть каю нашему под их небесным покровительством до сего дня, являя чудеса от чудесных их мощей, от источников, открытых ими, от икон, посредством которых они «горняя мудрствовали, а не земная». Мощи прп. Кирилла Новоезерского в 1652 г. были обретены нетленными. По молитвам, перед ракой с мощами прп. Макария Желтоводского, получают исцеления от болезней, утешение в скорбях, в частных и общественных бедствиях.

Кроме сонма преподобных подвижников в Собор Костромских святых, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, включены также имена: святого благоверного князя Димитрия Донского,который в 1382 году посетил Кострому для собирания русского войска против полчищ хана Тохтамыша, подступавших к Москве. Он на поле Куликовом доказал свою любовь «за други своя» на поле Куликовом.

Среди наших Костромских небесных заступников значатся имена святых Царственных страстотерпцев: императора Николая, императрицы Александры, цесаревича Алексия, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, посещавших Кострому, «колыбель Царского дома», в дни празднования 300-летия династии Романовых, с 18 по 20 мая 1913 года.

Суть их христианского подвига хорошо выражают слова стихотворения, найденного в Ипатьевском доме:

«Владыка мира, Бог вселенной,
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый страшный час.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов»[19].

Стихотворение, написанное в дни тяжких испытаний является лучшим документом, свидетельствующим о благочестии царственны страдальцев, их терпении, смирении, кротости, горячих молитвах, послушании воле Божией в унижениях и страданиях. Они претерпели страдания как символы православного царства, как носителя многовековой церковной идеи – власти Божией на земле.

В лике Костромских святых находится и святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна(+1918), которая дважды посещала Кострому (18-20 мая 1913 года и 8-9 июля 1916 года) и была связана узами духовной дружбы с настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игуменией Сусанной (Мельниковой), истинным труженицам милосердия.

Молитвенное почитание преподобномученицы Елисаветы связано не только с воспоминанием ее мученической кончины, но являет наше обращение к ней, как к истинной труженице и ревнительнице милосердия.

Всед за теми, кто являл образ Православного царства, безропотно шли на муки пастыри Церкви, новомученики и исповедники Российские ХХ столетия. За ними пасомые, как овцы на заклание. Вслед за Вечным Первосвященником и Ходатаем Нового Завета, они вошли в святилище со своей кровью, «да очистят грехи людские», «ибо безпролития крови не бывает прощения» (Евр. 9: 12-15, 22). Многие из них были убиты только за то, что были служителями Божиими. Были убиты кощунственно, с издевательством над Тем, кому они служили.

Среди сонма Костромских святых, пострадавших в годину лихолетья солигаличские мученики: священномученик протоиерей Иосиф Смирнов, иерей ВладимирИльинский, диакон Иоанн Восторгов, мученик Иоанн Перебаскин, священномученикНикодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский (+1938), епископ Кинешемский Василий (Преображенский+1945), архиепископ Можайский Дмитрий (Добросердов+1937), епископ Уманский Макарий (Кармазин +1937), иерей Василий Разумов (+1937), и мн. других

Их кровью очистилась наша земля покаянием. Их жертвы и кровь стали теми семенами, теми кирпичиками, на основании которых строиласьжизнь многих поколений наших предков, выбравших духовные идеалы и постулатыПравославия во главу своих ценностей и убеждений.

Наряду с ними вспомним и имена тех, кто еще не канонизирован Церковью, но глубоко почитается нашим народом.Архиепископ Федор (Поздеевский), схииегумения Михаила (Вера Меркулова), монахинюАнгелину (Борисову), блаженная Дарьюшка и т. п.

На твердой вере в заступничество святых строится церковная жизнь и нынешних чад Церкви.Иконами с их изображениями наполнены храмы, к ракам с их мощами притекает люд,исполненный желанием получить от святых своей земли помощь и заступление, исцеление отболезней. Пытливые ученые изучают фрески, отображающие земной путь угодников Божиих,составляются службы вновь канонизированным святым - новомученикам и исповедникам XXстолетия, происходят случаи чудесных знамений от омовения в святом источнике преподобногоАвраамия Чухломского, от «восхождения на горку» преподобного Пахомия Нерехтского. С упованием, надеждой и верой в небесное заступничество и ходатайственное предстательство перед Богом святых, за ставшую для них родной, Костромскою землю и людей, живущих на ней, мы начинаем новый день.

Мы перелистываем новый лист истории с желанием восстановить и преумножить дело Божье на Костромской земле, украсить эту землю, данную нам Богом в удел. И на эту дорогу вступаем не одни, а имея в помощь себе небесных граждан - помощников, заступников и соработников в этом благом деле.

Они определяли лик нашей земли, определяют и будут определять.

«Ныне убо призрите с чертога небесного на ны, требующия вашея помощи, и не отвергните прошений наших, но, яко приснии ходатаи и покровители наши, молитеся ко Господу, да Человеколюбив сый и Многомилостив, дарует богохранимому Костромскому краю и всему мирное житие, земли плодоносие, пастырем – ревность, начальствующим – мудрость, воинству – мужество, всем православным христианам – просвещение ума и сердца и благочестие нелицемерное, да словом и делом прославляется Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь»[20].

Вси святии, земли нашей, молите Бога о нас!


[1] Флоренский П. А. Иконостас. М.: Искусство.1995.С.144.

[2] Там же. С. 52-53.

[3] Цит. по: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.,1991. С. 84.

[4] Цит. по: Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С.179.

[5] Никандр (Ампилогов), архим. Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломский и Галичский чудотворец, и созданный им Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. М., 1996. С. 594.

[6] Молитва прп. Макарию Глухареву. http://www.vyazmablago.ru/saints/5

[7] Святые угодники Божии и подвижники Костромские. Кострома, 1879. С.95.

[8] Там же. С.66.

[9] Там же. С.94.

[10] Русские святые. Чернигов, Изд. 2. 1865. С.99-103.

[11] Там же. С. 50

[12] Федотов Г. П. Святые Древней Руси. YMKA-PRESS. Paris. Изд.4.1989, С. 95.

[13] Цит. по: Сазонов И., прот. История Костромской епархии от ее основания до 1900г. /Кандидатская диссертация. Машинопись. Загорск, 1972. С. 153.

[14] Святые угодники Божии. С.112.

[15] Молитва к преподобному Кириллу Новоезерскому. http://zvonnitsa.ru/tag/molitva-prepodobnomu-kirillu-novoezerskomu-chudotvortsu/

[16] Святые угодники Божии. С. 30.

[17] Там же.124.

[19] Цит. по: Алферьев Е. Е. Император Николай II как человек сильной воли. Джорданвиль. 1989. С. 136.

[20] Молитва собору Костромских святых. http://arh-gavriil.bsu.edu.ru/Calendar/Trop/IT6897.htm

 

Храмы и монастыри

Восстановление Сретенской церкви в г. Кинешма

Храм расположен в Ивановской области., г. Кинешма, ул. Ленина, 71А. Он представляет собой кирпичную церковь, сооружённую в 1770-х на средства первого кинешемского фабриканта  Г. И. Таланова. Бесстолпный одноапсидный пятиглавый четверик с декором  в духе зодчества XVII в. с поставленной к северо-западу от него колокольней, под которой был устроен Харалампиевский придел. В XIX в. перестроены боковые Введенский и Симеоно-Аннинский приделы, в главном храме второй престол в честь Боголюбской чудотворной иконы Божией Матери. Кладбище внутри церковной ограды.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Дмитровский Пимен (Извеков, 1910-1990). Временно управляющий Костромской епархией 1 ноября 1959 по 16 марта 1916 гг. С 1971 по 1990 Патриарх Московский и всея Руси.

Святейший Патрирх Архиепископ Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков) 10 июля 1910 года, в праздник Положения ризы Господней.. Место его рождения – село Кобылино Бабичевской волости Малоярославского уезда Калужской губернии[1]. В официальных биографиях местом рождения патриарха значится город Богородск (ныне Ногинск), где жила семья Патриарха.

Подробнее...

Статьи

К переосмыслению реформы приходского управления 1961 года

В историографии периода государственно-церковных отношений 1960-х годов приходская реформа однозначно подается как действие властей нанесших разрушительный для церковного прихода, для религиозного самосознания удар, окончательной целью которой была ликвидация церковных структур. В результате изучения материала, а также с учетом постановки проблематики, с целью ее объективности, удалось прийти к результатам, из которых следует, что к 1988 году, к работе Поместного собора, на котором будет принят новый Приходской устав, церковные организации пришли духовно, организационно и финансово более крепкими, чем они находились до 1960-х годов. Относительно благополучное состояние приходов позволило начать церковное возрождение 1990-х годов.

Подробнее...