Лик Святости земли Костромской

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.. . Опубликовано в Статьи

Доклад прочитанный на конференции посвященной собору Костромских святых «Путь святости земли Костромской» 4 февраля 2008г.     

«О преподобнии отцы и вси святии избранницы Божии,
В земле Костромстей просиявшии и за ны пред Богом молящиися!
Вы яко светозарныя лучи Солнца Правды Христа Бога нашего
Согреваете ныне землю, юже освятисте подвигом веры своея»
(Молитва Собору Костромских святых).

«Священник Павел Флоренский, в своем богословско-философском труде «Иконостас», говоря о мистико - онтологическом значении каждого сакрального слова, писал: «..В Боге все бытие, вся полнота реальности, а простирающееся вне Бога - это адская тьма, есть ничто, небытие... Реальность - это вид, идея, лик, а ирреальность - без-вида, ад, тьма»[1]. Раскрывая смысл и понятие слова лик, он восклицает: «Лик есть осуществленное в лице подобие Божие. Когда перед нами - подобие Божие, мы вправе сказать: вот образ Божий, а образ Божий - значит и Изображаемый этим образом, Первообраз его... Преобразившие свое лицо в лик возвещают тайны мира невидимого без слов, самим сво(и)м видом...вспомним, что по-гречески лик называется идеей..eidos, idea- явленной духовной сущности, созерцаемого вечного смысла, пренебесной красоты некоторой действительности, ее горнего первообраза, луча от источника всех образов»[2]. Это восклицание о. Павла созвучно богословию святых отцов, которые в своих творениях определяют, что задачей и призванием человека на земле было «не имея ничего вне себя, кроме одного Бога,... отдать в порыве любви и вручить Ему всю вселенную, соединенную в его человеческом существе. Тогда Сам Бог.. .отдал бы себя человеку, который по этому дару, т. е. по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе»[3]. Таким образом, по мысли святых отцов, свершилось бы обожение человека и всего тварного мира.

«Как священник и пророк он должен был войти во Вселенную» - заключает святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, мысль о миссии человека во вселенной, придавая ей литургический аспект[4]. Эту миссию, возложенную Богом на людей, не выполнил Адам, но ее выполнил Христос - Новый Адам. Исходя из вышесказанного, следует, что история мира - это история Церкви, история богослужения, история, которая начинается с сотворения неба и земли и заканчивается Апокалипсисом. Это история преображения лица земли в лик земли и оно, преображение, совершается трудами святых Божиих людей, проводников божественной благодати, божественных идей. Подтверждая данную мысль, приведем пример. Земля Палестины привлекает нас к себе не только тем, что она зовется «Землей обетованной», но тем, что эту землю исходил Господь наш Иисус Христос и что на этой земле был заключен Новый Завет Бога и человека. Потому-то стремимся мы увидеть Иерусалим, что через каменистые и песчаные ландшафты «Земли обетованной», руинированные развалины древних цивилизаций, видится лик Христа Спасителя.

Лик костромской святости - это в первую очередь лик преподобных отцов, учеников преподобных Сергия Радонежского и Корнилия Комельского, населивших в XIV-XVв. Комельский лес, простиравшийся с юга Вологодской области и подходящий к Костроме. Эти преподобные иноки создали целую монашескую область, названную Северной Фиваидой, через очертания и духовное содержание которой прорисовывался лик Христа.

На землю, заселенную язычниками: угро-финским племенем меря (чудь), черемисами и славянами, приходили ученики великих святых Руси, чтобы преобразить эту землю проповедью о пришествии в мир Спасителя, чтобы возделать, просветить и привести к Богу «языческую, не плодящую Церковь».

Чтобы лицо этой земли, искаженное язычеством в личину, было возвращена Творцу Своему. Чтобы все творение Божие могло стать причастно славы Божией, которая открывается миру через сыновей Божих (Рим. 8,18-22). «От мирскаго мятежа исшед, в тихое пристанище, преподобного Сергия обитель, притекл еси, и тамо равноангельное житие пожив, во страну Галичскую пришел еси, идеже веру Христову насаждая и новокрещенныя люди от суеверий поганских очщая... иноков лики добре упасл еси и ко Христу Спасу привел еси», - читаем мы в тропаре, посвященном преподобному Авраамию Чухломскому свидетельство его промыслительного пути на Костромскую землю и иноческих трудах[5].

Так начиналось распространение Христовой веры на Костромской земле. Рассмотрим географию христианской проповеди на Костромской земле. Миссию проповеди на северо-западе Костромского края в XIв., по другим сведениям в XIIв. возглавил преподобный Авраамий Ростовский (чухломский уроженец) принявший просвещение от новгородских и псковских купцов. С севера, из Устюга, в XVb., пришел в Костромские пределы преподобный Варнава Ветлужский; с юго-запада из Радонежа - в XIVXVв. преподобные Авраамий Галичский и Иаков Железноборовский, Тихон Луховский (в конце XVb.), Геннадий Любимоградский и Ферапонт Монзенский (XVIв.). С юга и юго-востока в XIVи ХУвеках - преподобные Пахомий Нерехтский из Владимира на Клязьме и Макарий Унженский из Нижнего Новгорода.

Православная вера, насаждаемая и укрепляемая сонмом преподобных отцов, исполненных апостольской ревности, обустроивших свои духовные центры – монастыри, дала обильные всходы не только на Костромской земле, но и проникала через их учеников в другие, смежные с Костромой области и бескрайние края будущего государства Российского.

В XVв., святитель Иона (Одноуш), уроженец солигаличского села Одноушево, стал первым русским митрополитом Московским и всея Руси. Митрополитом самостоятельной(автокефальной) Русской Церкви (1448). Рукоположенные им епископы возглавили епархии. Его молитвами, в 1451г., от татарского разорения была спасена Москва. Молитвенным предстательством святителя о своем родном крае, об Отечестве, о Церкви Русской, были принесены обильные плоды. В начале XXв., его, и наши земляки, мученики Соли Галичской: священномученики протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский, и мученик Иоанн Перебаскин (1918г.), прославили Христа своим свидетельством о Нем как о Истине, Пути и Жизни и приняли смерть от рук противников Распятого Спасителя мира. На крови мучеников и исповедников, в том числе, и Костромской земли, возродилась вновь Русская Православная Церковь.

В 1675 по 1682гг. подвизался в обители преподобного Макария Унженского игумен Митрофан. Из Богом спасаемых стен обители он был призван на епископское служение в Воронежскую епархию и стал первым святителем Воронежа и тамошнего края. Преподобный Макарий (Глухарев+1847), наместник Костромского Богоявленского мужского монастыря(1812-1825), в 1830г. основал духовную миссию и стал апостолом Алтая, просветив проповедью веры Христовой Алтайский край. «Ты, отче - восклицаем мы в молитве, обращенной к его небесному покровительству, в которой говорится о его миссионерских трудах, - яко неленостный проповедник, людем, седящим во тьме невежествия и сени смерти духовныя, пришел еси и воистину на гору восшел еси, благовествуяй. Ты, течение подвига своего совершающи, мужески труды и болезни подъял еси, на всяко время нищету, глад же и хлад терпящи»[6].

Равноапостольное служение по просвещению язычников совершали Авраамий Чухломский (+1375) и Авраамий Ростовский (XIв.). Проповедь Макария Унженского(+1444), кроме просвещения язычников была обращена еще и к последователям ислама.

Находя силы в вере и любви, поддержанные небесным покровительством Спасителя и Божьей Матери и святых Церкви, шли преподобные отцы в леса и болота, с дерзновением произнося проповедь о распятом и воскресшем Спасителе мира и человека. В житии Авраамия Ростовского мы находим следующие слова: «Скорбя о заблуждении ростовцев, преподобный пламенно молился о даровании ему помощи свыше для борьбы с поклонниками Велеса (в языческой мифологии бог покровитель скота, богатства и достатка, а так же покровитель умерших предков - прим. автора). Во время молитвы явился ему св. Иоанн Богослов и, вручив ему трость, повелел сокрушить ему идола Валеса, сказав: «во имя Господа Иисуса Христа повелевает ти Иоанн Богослов, да сокрушися. От одного удара трости идол рассыпался в прах»[7]. Получив благословение епископа, преподобный построил храм во имя святого евангелиста Иоанна Богослова, а на месте, где стоял языческий идол - церковь во славу Богоявления Господа нашего Иисуса Христа. Поставил келью, и, собрав иноков, учредил он на этом месте общежительный монастырь.

«Не человеческим хотением, но Божиим произволением» приходили в пределы Костромской земли избранники Божий. Сама Пречистая указывала им место строительства обителей – духовых форпостов Православия. «Авраамий, взойди на гору, там стоит икона Божией Матери» - услышал преподобный на месте своей молитвы таинственный голос. Выполнив повеление, он увидел на одном из деревьев в необыкновенном сиянии икону Богородицы «Умиление» и долго стоял перед ней как бы в состоянии исступления. После его земного поклона икона сама спустилась ему на руки. Получив указание Самой Царицы Небесной, «поставил преподобный на месте явления иконы малую деревянную церковь и в ней явленную икону, себе же келью возле церкви»[8]. Преподобный Паисий Галичский, в знак благоволения Царицы Небесной к обители, принял из рук строителя боярина Ивана Овина икону Богородицы (названную затем по его фамилии Овиновской). Преподобный Адриан Монзенский, после видения ему «жены, блиставшей необыкновенным светом и указавшей ему место будущей обители, нашел одинокий храм в лесу и в нем икону Благовещения Божией Матери. По инициативе преподобного Макария(Глухарева), изумленного чудом спасения от пожаров 1779 и 1847гг. фрески с изображением Смоленской иконы Богородицы на башне ограды Богоявленского монастыря, был воздвигнут костромичами храм в честь чудотворного образа иконы Божьей Матери , именуемого Смоленским.

Небесный покровитель Костромы, святой великомученик Федор Стратилат, за день до явления чудотворной иконы Божией Матери князю Василию Ярославичу на Запрудне, в 1262 г., названной затем в честь его имени, носил ее по городу в знак благоволения к Костроме Самой Пречистой Богородицы. Преподобный старец Тимон Надеевский (+1840), удостоен был повеления Господа нашего Иисуса Христа и св. Николая на строительство в 1832 г. Надеевской пустыни.

Но не только трудами по возведению и обустройству иноческих обителей, просвещению людей известны избранники Божии. Они и жизнь вели «равноангельскую», исполненную борьбы со страстями, трудами и подвигами духовными. «Преподобный отец наш Авраамий (Ростовский - прим. автора), - пишет составитель его жития, - в юности оставил дом родителей своих, взял крест свой и последовал Христу, Которого усердно возлюбил и, восприняв монашество, соделался чистым сосудом Духа Святаго, ибо покорив плоть свою духу и умертвив ее многими трудами, уподоблялся житию бесплотных ангелов. Он был начальником для монахов и светом для мира, который обогатил своими чудесами, ибо благодатию Христовою исцелял неизлечимые телесные и душевные болезни»[9]. Прп. Геннадий Любимоградский неутомимо трудился над построением храмов, но дабы «томить томящего» (диавола – прим. автора), на теле носил тяжелые вериги и исполнял самые трудные работы по обители. Несмотря на постоянные труды, он находил время для написания икон. Не покладая сил, до полного самоотречения трудился преподобный для Господа, братии и людей[10].

Глубокое смирение и нищелюбие отличало святых угодников Костромских. Прп. Тихон Луховский скончался в такой бедности, что братия не имела ни гроба, ни приличной одежды, в которых могли бы они предать тело своего наставника земле. Суздальский епископ прислал для почившего «свитку и гроб, гвоздием сбит»[11]. 11 Блаженный Симеон, Христа ради юродивый, Юрьевецкий чудотворец, удостоенный Господом даром прозорливости и чудотворений, в одной рубашке, непрестанно в молитве, по смирению своему терпел от людей насмешки и оскорбления, но не оставил «жизни во Христе».

И не так важно, в каком звании находились святые нашей земли - простыми иноками (напр. Тихон Луховский +1503), игуменами, архимандритами или епископами - в первую очередь они несли свет веры и надежды ставшему для многих из них родным Костромскому краю. И хотя, пустынножители Северной Фиваиды, часто даже против своей воли становились игуменами общежительных монастырей (напр. прп. Григорий Пелынемский +1441, где бы он не находился отовсюду к нему стекались иноки), епископами (св. Игнатий (Брянчанинов +1867, оставивший епископскую кафедру и перешедший в Николо-Бабаевский монастырь), в них еще, по меткому замечанию Г. Н. Федотова - «иноки преобладают над пастырями»[12]. Но, не смогли они уклониться от пастырства.

Люди, увидев свет, исходивший от угодников Божиих, приходили к ним, старались селиться возле их келий. В житии преподобного Пахомия говорится, что обходя окрестности Нерехты, преподобный нашел удобное место для своего иноческого пребывания, и спустя немного времени, жители города, увидев в нем Божьего человека, не только помогли ему обустроить монастырь, но и сами стали селиться рядом с его обителью, чтобы слушать «глаголы вечной жизни», наставления, чтобы быть руководимыми святым, Божиим человеком. Страннолюбие преподобного Пахомия выражалось в том, что построив гостиницу вне стен монастыря, он иногда сам ухаживал за странниками и богомольцами, вкушая с ними пищу.

На страницах житий Костромских святых мы находим свидетельства о бесстрашном ходатайстве их за людей перед сильными мира сего. Нелицемерную любовь к «ближнему своему» и к своему Отечеству у подвижников благочестия радости и скорби которого были радостями и скорбями святых земли нашей, мы находим на страницах житий Костромских святых. В1439г., благодаря преподобному Макарию Унженскому, были освобождены из плена жители сел, захваченных во время набега хана Улу-Мехмета. Святитель Митрофан не раз жертвовал собственные средства для продолжения корабельных работ (война за Азов - прим. автора) и для содержания ратных людей во время борьбы со шведами.

Основанные пустынножителями монастыри становились для страждущих и скорбящих, особенно во времена лихолетья: и больницей, в которой исцелялись душевные и телесные раны, и приютом, во времена бедствий и войн, и спасением от голодной смерти во времена неурожаев и эпидемий болезней.

Так, в 1601 г. в Костромской стороне был страшный голод, от которого умирали тысячи. Голодные большими толпами приходили в обитель преподобного Адриана Монзенского, прося хлеба, и все получали пропитание.

Наши преподобные были миротворцами. Преподобный Григорий Пельшемский неоднократно примирял князей Василия Васильевича Московского с Юрием Дмитриевичем Галичским во время их междуусобной борьбы за великокняжеский престол.

Святые люди смело обличали греховные наклонности людей. Преподобный Ферапонт, принимая у себя в келий посетителей с любовью, но иных, как говорится в житии, «не взирая на лица, обличал за пристрастие к мирской суете и греховную жизнь»[13]. Святитель Митрофан Воронежский, полный любви к ближним, наставлял вверенное ему духовенство: «Вы, честные иереи Бога Вышнего, вожди словесного стада Христова, должны иметь очи просвещенные светом разума, чтобы вести других по пути правому, по слову Господню, «вы есте свет мира»[14].

Свет веры, который несли народу нашему святые Божии люди – образовывал, просвещал, окультуривал дикие нравы и жизнь местного населения. При монастырях образовывались школы, где учили детей грамоте по Псалтыри. Многие преподобные были образованным людьми (преподобный Григорий Пелшемский происхоил из рода бояр Лопотовых. Он получил хорошее воспитание и образование). При монастырях стали образовываться посады, обустраиваться города. На месте разрушенной обители преподобного Варнавы Ветлужского был образован в 1779 г. город Варнавин. Город Макарьев получил свое название в честь Макария Унженского, с. Борок, в честь Иакова Железноборовского, с. Умиление, в честь явления прп. Авраамию иконы Божьей Матери.

Свою веру в небесную помощь святых своей земли, обладавших как при жизни дарами прозорливости и совета, исцеления и чудотворения, так и по смерти своей - дарами небесного заступничества и помощи, наш народ отобразил в богослужебных текстах и акафистах святым Костромской земли. В молитве, обращенной к преподобному Кириллу Новоезерскому (+1532) мы находим такие слова, исполненные несомненной верой в помощь своего «небесного жителя и земного заступника»: «О, священная главо, преподобие отче, преблаженне авво Кирилле! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих молитвах к Богу. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти сый жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняй нас от стрел вражиих, и от всякия прелести бесовския, пастырю наш добрый»[15].

В рукописном житии преподобного Иакова Галичского находим повествование о том, как он, во время пожара в Паисиево-Галичском монастыре вошел в пылающую огнем церковь, взял там чудотворный Овиновский образ Божьей Матери и «вышел сквозь пламень невредим, не опаливши одежды своей, между тем как металлические украшения, бывшие на иконе, расплавились»[16].

При своей жизни, преподобный. Ферапонт Монзенский дал совет преподобному Адриану и прорек другое место для строительства Благовещенского монастыря, по смерти своей, он являлся прп. Феодосию Монзенскому, предупреждая о приближении неурожайного года и голода, который произошел в 1601г. Прп. Пахомий Нерехтский по своей смерти явился своему ученику Иринарху и сказал ему: «я молился о тебе и Господь помиловал тебя, более не греши - ты исцелен»[17]. Прп. Геннадий Костромской предсказал Анастасии Романовне царственное возвышение, по смерти же своей, явившись в сонном видении епископу Вологодскому Киприану, исцелил его.

В том, что в своей проповеди подвижники благочестия были руководимы и хранимы Самим Пославшим их Пастыреначальником – Христом, мы находим свидетельства в их «равноангельском» житии. В рукописком житии преподобного Иакова Галичского находится повествование о том, как он, во время пожара в Паисиево-Галичском монастыре вошел в пылающую огнем церковь, взял там чудотворный Овиновский образ Божией Матери и «вышел сквозь пламень невредим, не опаливши одежды своей, между тем как металлические украшения, бывшие на иконе расплавились»[18].

Господь прославил угодников Своих и дал утешение быть каю нашему под их небесным покровительством до сего дня, являя чудеса от чудесных их мощей, от источников, открытых ими, от икон, посредством которых они «горняя мудрствовали, а не земная». Мощи прп. Кирилла Новоезерского в 1652 г. были обретены нетленными. По молитвам, перед ракой с мощами прп. Макария Желтоводского, получают исцеления от болезней, утешение в скорбях, в частных и общественных бедствиях.

Кроме сонма преподобных подвижников в Собор Костромских святых, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, включены также имена: святого благоверного князя Димитрия Донского,который в 1382 году посетил Кострому для собирания русского войска против полчищ хана Тохтамыша, подступавших к Москве. Он на поле Куликовом доказал свою любовь «за други своя» на поле Куликовом.

Среди наших Костромских небесных заступников значатся имена святых Царственных страстотерпцев: императора Николая, императрицы Александры, цесаревича Алексия, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, посещавших Кострому, «колыбель Царского дома», в дни празднования 300-летия династии Романовых, с 18 по 20 мая 1913 года.

Суть их христианского подвига хорошо выражают слова стихотворения, найденного в Ипатьевском доме:

«Владыка мира, Бог вселенной,
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый страшный час.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов»[19].

Стихотворение, написанное в дни тяжких испытаний является лучшим документом, свидетельствующим о благочестии царственны страдальцев, их терпении, смирении, кротости, горячих молитвах, послушании воле Божией в унижениях и страданиях. Они претерпели страдания как символы православного царства, как носителя многовековой церковной идеи – власти Божией на земле.

В лике Костромских святых находится и святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна(+1918), которая дважды посещала Кострому (18-20 мая 1913 года и 8-9 июля 1916 года) и была связана узами духовной дружбы с настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игуменией Сусанной (Мельниковой), истинным труженицам милосердия.

Молитвенное почитание преподобномученицы Елисаветы связано не только с воспоминанием ее мученической кончины, но являет наше обращение к ней, как к истинной труженице и ревнительнице милосердия.

Всед за теми, кто являл образ Православного царства, безропотно шли на муки пастыри Церкви, новомученики и исповедники Российские ХХ столетия. За ними пасомые, как овцы на заклание. Вслед за Вечным Первосвященником и Ходатаем Нового Завета, они вошли в святилище со своей кровью, «да очистят грехи людские», «ибо безпролития крови не бывает прощения» (Евр. 9: 12-15, 22). Многие из них были убиты только за то, что были служителями Божиими. Были убиты кощунственно, с издевательством над Тем, кому они служили.

Среди сонма Костромских святых, пострадавших в годину лихолетья солигаличские мученики: священномученик протоиерей Иосиф Смирнов, иерей ВладимирИльинский, диакон Иоанн Восторгов, мученик Иоанн Перебаскин, священномученикНикодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский (+1938), епископ Кинешемский Василий (Преображенский+1945), архиепископ Можайский Дмитрий (Добросердов+1937), епископ Уманский Макарий (Кармазин +1937), иерей Василий Разумов (+1937), и мн. других

Их кровью очистилась наша земля покаянием. Их жертвы и кровь стали теми семенами, теми кирпичиками, на основании которых строиласьжизнь многих поколений наших предков, выбравших духовные идеалы и постулатыПравославия во главу своих ценностей и убеждений.

Наряду с ними вспомним и имена тех, кто еще не канонизирован Церковью, но глубоко почитается нашим народом.Архиепископ Федор (Поздеевский), схииегумения Михаила (Вера Меркулова), монахинюАнгелину (Борисову), блаженная Дарьюшка и т. п.

На твердой вере в заступничество святых строится церковная жизнь и нынешних чад Церкви.Иконами с их изображениями наполнены храмы, к ракам с их мощами притекает люд,исполненный желанием получить от святых своей земли помощь и заступление, исцеление отболезней. Пытливые ученые изучают фрески, отображающие земной путь угодников Божиих,составляются службы вновь канонизированным святым - новомученикам и исповедникам XXстолетия, происходят случаи чудесных знамений от омовения в святом источнике преподобногоАвраамия Чухломского, от «восхождения на горку» преподобного Пахомия Нерехтского. С упованием, надеждой и верой в небесное заступничество и ходатайственное предстательство перед Богом святых, за ставшую для них родной, Костромскою землю и людей, живущих на ней, мы начинаем новый день.

Мы перелистываем новый лист истории с желанием восстановить и преумножить дело Божье на Костромской земле, украсить эту землю, данную нам Богом в удел. И на эту дорогу вступаем не одни, а имея в помощь себе небесных граждан - помощников, заступников и соработников в этом благом деле.

Они определяли лик нашей земли, определяют и будут определять.

«Ныне убо призрите с чертога небесного на ны, требующия вашея помощи, и не отвергните прошений наших, но, яко приснии ходатаи и покровители наши, молитеся ко Господу, да Человеколюбив сый и Многомилостив, дарует богохранимому Костромскому краю и всему мирное житие, земли плодоносие, пастырем – ревность, начальствующим – мудрость, воинству – мужество, всем православным христианам – просвещение ума и сердца и благочестие нелицемерное, да словом и делом прославляется Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь»[20].

Вси святии, земли нашей, молите Бога о нас!


[1] Флоренский П. А. Иконостас. М.: Искусство.1995.С.144.

[2] Там же. С. 52-53.

[3] Цит. по: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.,1991. С. 84.

[4] Цит. по: Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С.179.

[5] Никандр (Ампилогов), архим. Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломский и Галичский чудотворец, и созданный им Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. М., 1996. С. 594.

[6] Молитва прп. Макарию Глухареву. http://www.vyazmablago.ru/saints/5

[7] Святые угодники Божии и подвижники Костромские. Кострома, 1879. С.95.

[8] Там же. С.66.

[9] Там же. С.94.

[10] Русские святые. Чернигов, Изд. 2. 1865. С.99-103.

[11] Там же. С. 50

[12] Федотов Г. П. Святые Древней Руси. YMKA-PRESS. Paris. Изд.4.1989, С. 95.

[13] Цит. по: Сазонов И., прот. История Костромской епархии от ее основания до 1900г. /Кандидатская диссертация. Машинопись. Загорск, 1972. С. 153.

[14] Святые угодники Божии. С.112.

[15] Молитва к преподобному Кириллу Новоезерскому. http://zvonnitsa.ru/tag/molitva-prepodobnomu-kirillu-novoezerskomu-chudotvortsu/

[16] Святые угодники Божии. С. 30.

[17] Там же.124.

[19] Цит. по: Алферьев Е. Е. Император Николай II как человек сильной воли. Джорданвиль. 1989. С. 136.

[20] Молитва собору Костромских святых. http://arh-gavriil.bsu.edu.ru/Calendar/Trop/IT6897.htm

 

Храмы и монастыри

Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь

Под сенью веков…

(Очерк об истории и современном состоянии Костромского Богоявленско-Анастасьина женского монастыря)

2006г. Богоявленско-Анастасьин женский монастырь отметил 580-летитний юбилей своего основания. Одна из самых знаменитых и древних отечественных обителей, основанная в XVв. преподобным Никитой, учеником и сродником преподобного Сергия, игумена Радонежского, в наши дни переживает период своего славного возрождения и является одним из главных архитектурных и духовных украшений Костромы, одной из жемчужин ее прошлого и настоящего. Не будет преувеличением сказать – и будущего. Именно в нем, являющемся одновременно и кафедральным собором Костромы, находится одна из величайших святынь России – Федоровская икона Божьей Матери, явленная костромскому князю Василию Ярославичу в XIII в.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Николай Орлов, пресвитер Рыбницкий (+1937)

Память 13 августа/26 августа

26 августа Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Николая Орлова, пресвитера Рыбницкого.

Подробнее...

Статьи

Отречение от веры. Мировоззренческая убежденность или сумма обстоятельств? К теме ренегатства 1960-х годов.

Аннотация: В статье, на примере отречения от религиозных убеждений священника И. Н. Кубина дается анализ его «мировоззренческому перевороту». На основании архивных данных показаны действительные мотивы, которые двигали Кубиным пожелавшим, чтобы его антирелигиозные откровения были опубликованы: они находились в сфере бытовой заинтересованности. Логика действий Кубина показывает, что его поступок был актом досады в отношении астраханского епископа, с которым у него не сложились личные отношения, что и выразилось впоследствии актом «отречения». Таковые психологические ситуации были использованы  властями в антирелигиозных целях, но негативно отобразились на судьбе «пострадавших» бывших священнослужителей. Их жизненные ситуации были использованы властями в качестве пропагандистского приема, оставив безразличным отношение в судьбе «обиженных» церковной властью ренегатов.

Подробнее...