Таинство брака (венчание)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.. . Опубликовано в Статьи

Таинство брака это священнодействие, в котором жених и невеста, после их свободного обещания взаимной верности и любви перед алтарём храма, по молитве священника соединяются в одно существование, в образ союза Христа и Церкви, и в таком единстве любви получают Божие благословение на рождение и христианское воспитание детей. Священное Писание говорит нам о браке, как о Божественном установлении: «Потому оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Быт. 11,24). «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19,4-6).

В браке рождается новая христианская семья, в семье рождаются и воспитываются дети: семья – это малая христианская церковь и школа духовной жизни. Вступление в брак основано не на страсти, не на материальных или клановых интересах, но на нравственном законе Господа, соединяющем мужа и жену в одну плоть, в образ союза Христа и Церкви. «Тайна сия велика: я говорю по отношению Христа и Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да почитает своего мужа» (Еф. 5, 22-33). По свидетельству христианского апологета 3 века Тертуллиана, истинный брак совершался перед лицом Церкви (христианского собрания), освящался молитвой и скреплялся Евхаристией (Причащением). Вплоть до 9 века новобрачные причащались на Литургии и это св. Причастие было «печатью» брака. Начиная с 10 века, повсеместно вошёл в употребление особый чин Венчания, независимый от воскресной Литургии, сохранивший смысл соединения мужа и жены в «единую плоть», который не исключает совместного принятия женихом и невестой св. Таин на Литургии в сам день Венчания или накануне.

Сегодня, согласно церковным постановлениям, желающим быть причастниками этого Таинства, необходимо, предварительно, прийти на беседу к священнику, который объяснит природу брака как Таинства и испытает готовность жениха и невесты к принятию его. Возможно, он посоветует отложить Венчание, пока с обеих сторон не будет полного понимания и решимости взять на себя сознательную ответственность за брак, заключаемый по образу вечного союза Христа и Церкви.

Таинство предваряет обряд обручения (обмен кольцами в знак верности и непрерывности брачного союза), который может совершаться как отдельно от Венчания, так и вместе с ним. Отдельно обручение от Венчания совершается для того, чтобы дать жениху и невесте время на испытание своих чувств, на то, чтобы узнать не только достоинства, но и недостатки друг друга. Похвально, когда молодые ездят в монастыри к старцам монахам, людям духовной жизни, опытным священникам, которые подчас прозревают то, что не могут видеть и сами любящие сердца.

Итак, решение принято. Жених попросил руки невесты у родителей и получил согласие. Согласно церковным постановлениям, венчание совершается после гражданской регистрации брака. Венчание не разрешается совершать накануне: среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (субботы), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжение Святок, с 7 января по 19 января; в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (масленицы, за неделю Великого Поста); в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября.

Православная Церковь признаёт законной гражданскую регистрацию брака, но указывает, что не всякий гражданский брак может быть освящён в Таинстве Церкви. Не благословляется брак, если один из брачующихся (а может, и оба) объявляет себя атеистом, пришедшим в церковь лишь по настоянию одного из супругов или родителей, или если один из супругов не крещён и не согласен принять крещение перед Венчанием. Не венчается брак, если один из брачующихся состоит в фактическом браке с другим лицом. В этом случае гражданский брак должен быть расторгнут в установленном порядке и заключён брак с лицом, с которым данный человек желает заключить церковный брак. Церковью не допускается вступление в брак более трёх раз. Препятствием к совершению венчания является также кровное родство жениха и невесты, а также их духовное родство (кумовство). Напомним, что в духовном родстве состоят восприемники при Крещении, крестник и родители крестника.

Для венчания православного с лицом другой христианской конфессии - католиком, протестантом, баптистом и т. п., требуется разрешение епархиального архиерея. Не венчается брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию - ислам, иудаизм, буддизм и т. д. Что касается совершеннолетия жениха и невесты, их психического и физического здоровья, добровольного и свободного согласия, священник исследует и эти признаки у брачующихся, которые могут послужить препятствием к совершению венчания.

Как уже указывалось выше, перед венчанием, жениху и невесте необходимо очистить души в Таинстве Покаяния и причаститься Тела и Крови Христовых. В день венчания родители благословляют своих детей венчальными иконами Спасителя и Божией Матери.

Перед Таинством Венчания совершается обручение жениха и невесты. На середину храма из алтаря выносится Крест и Евангелие в знак того, что брак совершается в присутствии Самого Господа Иисуса Христа. Священник подходит к жениху и невесте, трижды благословляет их и вручает зажжённые свечи – в знак радости встречи двух любящих сердец и в то же время символ их чистоты и целомудрия. После молений к Богу о даровании всяких благ и милостей обручаемым, священник благословляет и обручает их кольцами, заранее положенными на престол для освящения. Жених и невеста принимают эти кольца, как священный залог и знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить. Священник читает молитву, в которой просит Господа утвердить совершившееся обручение и даровать новому союзу Ангела Хранителя. За обручением следует Венчание, в молитвословиях которого раскрывается благословение Господом брака и ниспослание на вступающих в него небесной благодати. Как видимый знак этой благодати, священник возлагает на брачующихся венцы, затем трижды благословляет их, произнося: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я! (т. е. их). В читаемом затем послании апостола Павла говорится о важности Таинства брака и о взаимных обязанностях мужа и жены (Еф. 5,20-35), а в следующем за Апостолом Евангелии – о присутствии Самого Господа на браке в городе Канне Галилейской и освящении им брачного союза (Ин. 2,1-11). Сочетающимся браком преподаётся вино из одной, подаваемой им чаши, в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля вместе радость и горе. Далее совершается троекратное хождение их вслед за священником вокруг аналоя, которое служит знаком вечности их брака. Читаются молитвы на разрешение венцов, и провозглашается многолетие молодым и всем присутствующим.

Если через какое-то время окажется, что «нет сил терпеть» друг друга, «не сошлись характерами» - это не повод для развода. Нужно постараться с любовью понести недостатки другого, молиться, просить Бога, чтобы дал терпения, смирения и любви к супругу, ведь «всё, чего не попросите в молитве с верою, получите» - сказал Своим ученикам Спаситель (Мф. 21,22). В супружестве важен принцип отношений сформулированный апостолом Павлом: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Галл. 6,2).

Церковный брак может быть расторгнут лишь в следующих случаях: прелюбодеяние одного из супругов, неспособность к брачному сожительству; долгое безвестное отсутствие; уголовное наказание одного из супругов. Православная Церковь разрешает второй, и даже третий брак вдовому и разведённому супругу. Это разрешение является снисхождением к человеческой слабости. Сам чин венчания в этих случаях короче и менее торжественен, потому что проникнут духом покаяния. Если один из супругов венчается в первый раз, то их венчают как первобрачных (т.е. чином первого Венчания).

Желающим принять Таинство венчания необходимо иметь:

1.Иконы Спасителя и Божией Матери (или иконы святых).

2.Венчальные свечи.

3.Белое полотенце ( под ноги венчающихся).

4.Кольца.

5.Четыре платка (для держания свечей и венцов).

Венчающимся и всем присутствующим, прийти в храм в соответствующей празднику и святости храма одежде.

               

                                                                   

 

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик священник Иван Румянцев (1889 - не ранее 1937)

Память 31 июля / 13 августа

Священномученик Иван Иванович Румянцев родился в 1889 году в селе Карчино (или Корчино) Макарьевского уезда Костромской губернии.

Подробнее...

Статьи

Статья Костромская голгофа

15 октября на научном богословском портале Богослов.ру опубликована статья Секретаря епархиального совета Кинешемской епархии, докторанта Общецерковной аспирантуры святых Кирилла и Мефодия  профессора протоиерея Дмитрия Сазонова «Костромская голгофа».

Подробнее...