Таинство брака (венчание)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.. . Опубликовано в Статьи

Таинство брака это священнодействие, в котором жених и невеста, после их свободного обещания взаимной верности и любви перед алтарём храма, по молитве священника соединяются в одно существование, в образ союза Христа и Церкви, и в таком единстве любви получают Божие благословение на рождение и христианское воспитание детей. Священное Писание говорит нам о браке, как о Божественном установлении: «Потому оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Быт. 11,24). «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19,4-6).

В браке рождается новая христианская семья, в семье рождаются и воспитываются дети: семья – это малая христианская церковь и школа духовной жизни. Вступление в брак основано не на страсти, не на материальных или клановых интересах, но на нравственном законе Господа, соединяющем мужа и жену в одну плоть, в образ союза Христа и Церкви. «Тайна сия велика: я говорю по отношению Христа и Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да почитает своего мужа» (Еф. 5, 22-33). По свидетельству христианского апологета 3 века Тертуллиана, истинный брак совершался перед лицом Церкви (христианского собрания), освящался молитвой и скреплялся Евхаристией (Причащением). Вплоть до 9 века новобрачные причащались на Литургии и это св. Причастие было «печатью» брака. Начиная с 10 века, повсеместно вошёл в употребление особый чин Венчания, независимый от воскресной Литургии, сохранивший смысл соединения мужа и жены в «единую плоть», который не исключает совместного принятия женихом и невестой св. Таин на Литургии в сам день Венчания или накануне.

Сегодня, согласно церковным постановлениям, желающим быть причастниками этого Таинства, необходимо, предварительно, прийти на беседу к священнику, который объяснит природу брака как Таинства и испытает готовность жениха и невесты к принятию его. Возможно, он посоветует отложить Венчание, пока с обеих сторон не будет полного понимания и решимости взять на себя сознательную ответственность за брак, заключаемый по образу вечного союза Христа и Церкви.

Таинство предваряет обряд обручения (обмен кольцами в знак верности и непрерывности брачного союза), который может совершаться как отдельно от Венчания, так и вместе с ним. Отдельно обручение от Венчания совершается для того, чтобы дать жениху и невесте время на испытание своих чувств, на то, чтобы узнать не только достоинства, но и недостатки друг друга. Похвально, когда молодые ездят в монастыри к старцам монахам, людям духовной жизни, опытным священникам, которые подчас прозревают то, что не могут видеть и сами любящие сердца.

Итак, решение принято. Жених попросил руки невесты у родителей и получил согласие. Согласно церковным постановлениям, венчание совершается после гражданской регистрации брака. Венчание не разрешается совершать накануне: среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (субботы), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжение Святок, с 7 января по 19 января; в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (масленицы, за неделю Великого Поста); в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября.

Православная Церковь признаёт законной гражданскую регистрацию брака, но указывает, что не всякий гражданский брак может быть освящён в Таинстве Церкви. Не благословляется брак, если один из брачующихся (а может, и оба) объявляет себя атеистом, пришедшим в церковь лишь по настоянию одного из супругов или родителей, или если один из супругов не крещён и не согласен принять крещение перед Венчанием. Не венчается брак, если один из брачующихся состоит в фактическом браке с другим лицом. В этом случае гражданский брак должен быть расторгнут в установленном порядке и заключён брак с лицом, с которым данный человек желает заключить церковный брак. Церковью не допускается вступление в брак более трёх раз. Препятствием к совершению венчания является также кровное родство жениха и невесты, а также их духовное родство (кумовство). Напомним, что в духовном родстве состоят восприемники при Крещении, крестник и родители крестника.

Для венчания православного с лицом другой христианской конфессии - католиком, протестантом, баптистом и т. п., требуется разрешение епархиального архиерея. Не венчается брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию - ислам, иудаизм, буддизм и т. д. Что касается совершеннолетия жениха и невесты, их психического и физического здоровья, добровольного и свободного согласия, священник исследует и эти признаки у брачующихся, которые могут послужить препятствием к совершению венчания.

Как уже указывалось выше, перед венчанием, жениху и невесте необходимо очистить души в Таинстве Покаяния и причаститься Тела и Крови Христовых. В день венчания родители благословляют своих детей венчальными иконами Спасителя и Божией Матери.

Перед Таинством Венчания совершается обручение жениха и невесты. На середину храма из алтаря выносится Крест и Евангелие в знак того, что брак совершается в присутствии Самого Господа Иисуса Христа. Священник подходит к жениху и невесте, трижды благословляет их и вручает зажжённые свечи – в знак радости встречи двух любящих сердец и в то же время символ их чистоты и целомудрия. После молений к Богу о даровании всяких благ и милостей обручаемым, священник благословляет и обручает их кольцами, заранее положенными на престол для освящения. Жених и невеста принимают эти кольца, как священный залог и знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить. Священник читает молитву, в которой просит Господа утвердить совершившееся обручение и даровать новому союзу Ангела Хранителя. За обручением следует Венчание, в молитвословиях которого раскрывается благословение Господом брака и ниспослание на вступающих в него небесной благодати. Как видимый знак этой благодати, священник возлагает на брачующихся венцы, затем трижды благословляет их, произнося: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я! (т. е. их). В читаемом затем послании апостола Павла говорится о важности Таинства брака и о взаимных обязанностях мужа и жены (Еф. 5,20-35), а в следующем за Апостолом Евангелии – о присутствии Самого Господа на браке в городе Канне Галилейской и освящении им брачного союза (Ин. 2,1-11). Сочетающимся браком преподаётся вино из одной, подаваемой им чаши, в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля вместе радость и горе. Далее совершается троекратное хождение их вслед за священником вокруг аналоя, которое служит знаком вечности их брака. Читаются молитвы на разрешение венцов, и провозглашается многолетие молодым и всем присутствующим.

Если через какое-то время окажется, что «нет сил терпеть» друг друга, «не сошлись характерами» - это не повод для развода. Нужно постараться с любовью понести недостатки другого, молиться, просить Бога, чтобы дал терпения, смирения и любви к супругу, ведь «всё, чего не попросите в молитве с верою, получите» - сказал Своим ученикам Спаситель (Мф. 21,22). В супружестве важен принцип отношений сформулированный апостолом Павлом: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Галл. 6,2).

Церковный брак может быть расторгнут лишь в следующих случаях: прелюбодеяние одного из супругов, неспособность к брачному сожительству; долгое безвестное отсутствие; уголовное наказание одного из супругов. Православная Церковь разрешает второй, и даже третий брак вдовому и разведённому супругу. Это разрешение является снисхождением к человеческой слабости. Сам чин венчания в этих случаях короче и менее торжественен, потому что проникнут духом покаяния. Если один из супругов венчается в первый раз, то их венчают как первобрачных (т.е. чином первого Венчания).

Желающим принять Таинство венчания необходимо иметь:

1.Иконы Спасителя и Божией Матери (или иконы святых).

2.Венчальные свечи.

3.Белое полотенце ( под ноги венчающихся).

4.Кольца.

5.Четыре платка (для держания свечей и венцов).

Венчающимся и всем присутствующим, прийти в храм в соответствующей празднику и святости храма одежде.

               

                                                                   

 

Храмы и монастыри

Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь

Под сенью веков…

(Очерк об истории и современном состоянии Костромского Богоявленско-Анастасьина женского монастыря)

2006г. Богоявленско-Анастасьин женский монастырь отметил 580-летитний юбилей своего основания. Одна из самых знаменитых и древних отечественных обителей, основанная в XVв. преподобным Никитой, учеником и сродником преподобного Сергия, игумена Радонежского, в наши дни переживает период своего славного возрождения и является одним из главных архитектурных и духовных украшений Костромы, одной из жемчужин ее прошлого и настоящего. Не будет преувеличением сказать – и будущего. Именно в нем, являющемся одновременно и кафедральным собором Костромы, находится одна из величайших святынь России – Федоровская икона Божьей Матери, явленная костромскому князю Василию Ярославичу в XIII в.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Сызранский Фостирий (Максимовский, 1864-1938).

Преосвященный Фостирий (в миру Павел Ксенофонтович Максимовский) родился 21 октября 1864 года в с.Болотово Юрьевецкого уезда, Костромской губернии. В 1888 году окончил Костромскую духовную семинарию. 10 сентября 1895 года был рукоположен в иерейский сан священника. Служил в г. Ветлуга Нижегородской области в Воскресенском соборе[1].

Подробнее...

Статьи

«Монастырские слуги» и «монастырские детёныши»

О монастырских слугах и детёнышах документы заговорили тогда, когда они стали играть в монастырском хозяйстве довольно заметную роль. Их использовали на разных работах, как внутри монастыря, так и за его пределами: они были конюхами, пастухами, сторожами, рыболовами, бортниками, ремесленниками и т.п. По мере увеличения территории монастыря, в связи со строительством новых пристроек, зданий, конюшен, амбаров и т. д., росло и число монастырских слуг. Они получали от монастыря жильё, одежду и продовольствие, частично также и денежное вознаграждение, обычно в виде подарков к Рождеству, Пасхе, Троице или в день святых апостолов Петра и Павла. Эта группа людей состояла из обедневших крестьян, которые уже не могли и не хотели обрабатывать свои земельные наделы, из слобожан, инвалидов войны и т. д. В XVII веке монастырские слуги обычно заключали с монастырем устный договор или письменную порядную запись (письменное обязательство о вступлении во временную феодальную зависимость с перечислением условий работы).

Подробнее...