Подвиг 40 мучеников Севастийских

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры святых Кирилла и Мефодия.. . Опубликовано в Статьи

4022 марта Церковь призывает нас к твердому исповеданию своей веры посредством памяти мученического подвига 40 мучеников Севастийских. Они были воинами, и пострадала за веру во Христа в Армении (Севастии) в 320 г. После безуспешных уговоров принести жертву языческим богам, они были подвергнуты страшным мучениям – в мороз, их, раздетых, поставили на льду озера, разместив на берегу натопленную баню. Мучители поставили исповедникам Христовым условие – те, кто изменят своим убеждениям и вере - могут спастись от холода в бане. Лишь один из сорока соблазнился и побежал к ней. Возле самого порога, он упал замертво. В 3-ем часу ночи, небесный свет озарил озеро и согрел в нем воду. В то же время, сошли на страдальцев с неба 39 венцов. Видя это чудо, один из стражей, по имени Аггей, пораженный мужеством верных Христу воинов, исповедал себя христианином, сам вошел в озеро и присоединился к мученикам за Христа. Все они скончались с молитвой на устах. Тела их, после смерти были сожжены, оставшиеся кости брошены в воду. Останки мучеников собрал севастийский епископ и затем, они были распределены по всему христианскому миру, чтобы каждая область получила благословение.

В службе недели, которая начинается с 23 марта, прославляется Святой Крест. Вечером в субботу 22 марта он будет вынесен при совершении богослужения на середину храма для утешения и ободрения постящихся – т.к. ничто не может так вдохновить и утешить ослабевших духом, как напоминание бесконечной Божественной любви Христа, добровольно давшего Себя на крестные страдания ради спасения людей от греха. Крест при пении молитвы «Святый Боже» полагается на середине храма на аналое для поклонения в течение недели, до пятницы, когда он, перед Литургией, вносится обратно в алтарь. По причине выноса и поклонения Креста третье воскресенье и последующая за ним неделя Великого поста называется «Крестопоклонной». Во время целования Креста на вечернем богослужении совершается помазание освященным елеем. При поклонении Кресту поются песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение В этот день читается Евангельский отрывок о ношении каждым из нас нашего жизненного креста, состоящего из страданий и скорбей. Господь повелевает нам отречься от действующего в нас греха, от греховных желаний, от нашей гордыни. Он предлагает каждому из нас со смирением взять свой крест неизбежных страданий и болезней, и с терпением нести его. Крест нам дан для нашего вразумления, спасения от греховной болезни, для укрепления в добродетели. Проходят века и столетия, но слава Креста не умаляется, не меркнет, но растет и ширится. Святой Кирилл Иерусалимский так говорит о силе креста и его изображении: «с дерзновением изображаем рукою знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, и выходах, когда ложимся спать или встаем, когда находимся в пути или отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов». Люди из уважения к Кресту называют себя крестьянами, крестом украшали и украшают все дорогое для своего сердца: крест венчает храмы Господни, нательный крест согревает нашу грудь. Перед въездом в селение всегда ставились «поклонные кресты». Осеняя себя крестом, мы начинаем и оканчиваем всякое дело, крестом прогоняем дьявола, крестом благословляем детей, крестом осеняем рожденного младенца и благословением крестным провожаем умершего к месту последнего упокоения. Крестом украшаем и саму могилу человека.

В иконостасе Богоявленско-Анастасиина собора в г. Костроме находится крест-мощевик из Богородицко-Игрицкого монастыря, в котором содержатся 278 мощей святых. Поклонный крест находится при въезде в г.Кострому и Волгореченск. Крест венчает мемориал жертвам Унжлага.

 

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Ангел с чистой и милосердной душой

Посвящается 100-летию мученической кончины святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны (18 июля 1918 г.). Фильм создан по заказу Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества.

Подробнее...

Статьи

Лихие дни… Террор 37-го. Дело протоиерея Александра Полленского (+1937)

Аннотация. «Большой террор» - массовые политические репрессии, развязанные против собственного народа привели к многочисленным жертвам. За 1937-1938 годы именем государства было осуждено 1344923 человека, каждый второй из которых был расстрелян. В эти годы по приговорам троек расстреливалась одна тысяча людей ежедневно. Террор нанес огромный урон всем сферам жизни общества. Особенно большой урон был нанесен духовному сословию, единственной виной которого была принадлежность Церкви Христовой и бесстрашное исповедание своей веры. Одной из десятков тысяч жертв того времени стал протоиерей Александр Иванович Полленский, который несмотря на лукавую работу следователей, выполняющих команду руководства всеми имеющимися средствами принудить священника оклеветать себя и других, остался верен своему призванию «даже до смерти».

Ключевые слова: террор, священник, следователь, тройка, постановление, приход, реабилитация.

Подробнее...