Вклад Святителя Игнатия (Брянчанинова) в русское доматическое богословие

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия. . Опубликовано в Статьи

bryanchaninovСреди плеяды иерархов составивших цвет русского богословия есть имя святителя Игнатия, чьи богословские труды постоянно изучаются, всегда востребованы, всегда современны. Она написаны ясным и понятным для каждого верующего человека языком, языком любви к Богу и человеку. Главной особенностью богословских истин изъясняемых им является то, что роднит их с богословием святых отцов – их молитвенная основа, опыт аскетики, что придает им вневременный характер. Его заслуга не в том, что он открыл нам нечто, что не знал мир до него, но он открыл нам Бога не через научные изыскания или чужой опыт, он открыл Бога через свой опыт, и этот опыт стал близким для русского человека.

О свойствах Божиих святитель Игнатий говорит в своих трудах: «Аскетические опыты» и «Слово о смерти». Утверждая святоотеческое учение о том, что Бог есть всесовершеннейший Дух, трансцендентный тварному миру, святитель пишет: «Но в собственном, точном смысле один Бог — Дух. Он, как Существо всесовершенное, вполне отличается естеством Своим от естества тварей, как бы они ни были, сравнительно с другими тварями, тонки и совершенны. Нет существа одноестественного Богу! И потому, кроме Бога, нет другого духовного существа по естеству».1

 

О творении мира из ничего Всемогущим Богом святитель Игнатий говорит, прибегая в своих проповеднических трудах к достижениям научной мысли своего времени: «Творение чего-либо из ничего свойственно одному бесконечному: оно производит число, преобразив в него ноль бесконечным действием на ноль. Прежде полагали, что ноль, помноженный на бесконечное, производит единицу. Несправедливо! Он дает число, то есть все вообще числа, которые в отношении к бесконечному — все равны и различаются от бесконечного бесконечным различием, не произведя в нем никакого изменения своим явлением в бытие. Вот высшая идея, какая только может быть доставлена наукою о мироздании».2

Рассматривая свойства Божии, святитель Игнатий говорит о том, что Бог вездесущ и ничем неограничен: «Управляет Бог вселенною; управляет Он и жизнью каждого человека во всей подробности ее».3 «Бог зрит на сердце. Он видит самые сокровенные, самые тончайшие помышления и ощущения наши; видит все прошедшее и все будущее наше. Бог — вездесущ».4 «Создатель был и есть неограниченный Владыка, действует самовластно, вышеестественно, превыше всякой мысли, всякого постижения, бесконечно тонко, духовно вполне, невещественно».5

Отрицая фатализм, святитель Игнатий пишет о всемогуществе Божием: «Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем».6

Святитель Игнатий утверждает, что несмотря на бесконечную онтологическую дистанцию между Творцом и тварью, Господь – Владыка мира таинственно, благодатно действует на человеческую душу, взывающую о спасении: «Бог есть существо неограниченно великое, всесовершенное, Создатель и Воссоздатель человеков, полновластный Владыка над человеками, над Ангелами, над демонами, над всею тварью видимою и невидимою».7 «Он не имеет никакого образа, ни вида, Ничего в Нем нет чувственного. Он вполне невеществен, невидим, крайне тонок: внезапно, неожиданно, с несказанною тихостью является в уме, сердце, постепенно разливается во всю душу, во все тело, овладевает ими, удаляет из них все греховное, останавливает действие плоти и крови, соединяет рассеченные части человека воедино, являет целым наше естество, которое рассыпалось от страшного падения, как рассыпается от падения сосуд скудельный. Кто, видя воссозидание, не познает руки Создателя, единого имеющего власть созидать и воссозидать?».8

И в то же время Бог остается непостижимым для нас: «Но Бог, необъяснимо зримый чистотою сердца, пребывает невидимым: «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин.1:18; Мф.5:8) по причине бесконечной тонкости, духовности существа Его. Совершенство существа Божия служит причиною неприступности «Во свете живый неприступнем» (Тим.6:16), Его не только к видению тварями, но и к постижению: оно — мрак под ногами Его; оно — тьма, положенная в покров, которым закрыт Бог».9

Таким образом, мы видим, что труды святителя Игнатия открывают нам красоту святоотеческого богословия. Поднимают взор читателя горе́, показывают непостижимость всемогущего Бога, и, в то же время Его тихое присутствие в каждой человеческой душе, Его непрестанную заботу и попечение о каждом из нас. Его труды многим открыли «любящего Творца» и эта любовь заставила изменить свою жизнь.

1 Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Слово о смерти. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.III. – С.76 – 77

2 Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Слово о смерти. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.III. – С.210

3 Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Аскетические опыты. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.II. – С.79

4 Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Аскетические опыты. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.I. – С.143

5 Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Аскетические опыты. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.II. – С.320

6 Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Аскетические опыты. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.II. – С. 77

7 Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Аскетические опыты. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.I. – С. 259

8 Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Аскетические опыты. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.II. – С.316

9 Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Аскетические опыты. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.II. – С.324

{backbutton}

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Братья Лихуды Иоанникий (+1717) и Софроний (1730).

«На протяжении многих столетий идет в России спор: по какому пути развития (цивилизации) ей идти, как образовывать себя. Страна, занимающая огромное пространство Земли (1/6 суши) подвергалась и подвергается до сих пор с самого начала своего бытия политическому, религиозному, экономическому и культурному влияниям. Владеть умами этой страны, образовывать ее молодое поколение  в сфере своих духовных ценностей, подчиняя ее своим интересам через просвещение и образование – задача, при которой безкровно, со своей стороны, можно, без оговорок, владеть миром».

         Сазонов Д., свящ. Дорога к просвещению. // Светочъ. Альманах. Кострома, 1996. С. 13.

Подробнее...

Статьи

К переосмыслению реформы приходского управления 1961 года

В историографии периода государственно-церковных отношений 1960-х годов приходская реформа однозначно подается как действие властей нанесших разрушительный для церковного прихода, для религиозного самосознания удар, окончательной целью которой была ликвидация церковных структур. В результате изучения материала, а также с учетом постановки проблематики, с целью ее объективности, удалось прийти к результатам, из которых следует, что к 1988 году, к работе Поместного собора, на котором будет принят новый Приходской устав, церковные организации пришли духовно, организационно и финансово более крепкими, чем они находились до 1960-х годов. Относительно благополучное состояние приходов позволило начать церковное возрождение 1990-х годов.

Подробнее...