СИНОДИК КОСТРОМСКОГО УСПЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

учрежден кафедральным с 1835 года.

потрудившихся во славу Святой Единосущной и Живоначальной Троицы, Спасителя нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, Владычицы нашей Богородицы

основателей, жертвователей и благотворителей, священнослужителей

Юрий Владимирович Долгорукий, князь Киевский (20 марта 1155 — 15 мая 1157) – основатель Костромы

Владимирские великие князья

Московские князья и великие князья

Русские цари

Рюриковичи

Годуновы

Смутное время

Семибоярщина

Земское правительство

Цари всея Руси

Романовы

Российские императоры

 

Костромское наместничество (1778—1797)

Генерал-губернаторы, губернаторы

  1. Алексей Петрович Мельгунов1778—1778 генерал-губернатор 

Алексей Семёнович Шишкин1778—1781 губернатор 

  1. Алексей Алексеевич Ступишин 1780—1781 генерал-губернатор 
  2. Роман Илларионович Воронцов1781—1783 генерал-губернатор 

Иван Львович Чернышёв 1782—1783 губернатор 

  1. Иван Петрович Салтыков1783—1788 генерал-губернатор 

Алексей Давыдович Голостенов 1785—1787 губернатор 

  1. Иван Александрович Заборовский1788—1796 генерал-губернатор 

Иван Варфоломеевич Ламб 1788—1796 губернатор

Предводители дворянства

  1. Александр Филиппович Мошков 1780—1782 
  2. Александр Дмитриевич Семичев 1782—1787 
  3. Фёдор Николаевич Кутузов 1787—1797 

Костромская губерния (1797—1917)

Губернаторы

  1. Борис Петрович Островский 1797—1798 
  2. Николай Иванович Кочетов 1798—1806 
  3. Николай Фёдорович Пасынков 1807—1815 
  4. Дмитрий Петрович Горчаков(исполняющий обязанности)1815—1816 
  5. Карл Иванович Баумгартен 1816—1827 
  6. Яков Фёдорович Ганскау1827—1830 
  7. Сергей Степанович Ланской1830—1832 
  8. Михаил Николаевич Жемчужников1832—1833 
  9. Александр Григорьевич Приклонский 1833—1838 
  10. Николай Иванович Жуков 1838—1846 
  11. Константин Никифорович Григорьев 1846—1847 
  12. Александр Аркадьевич Суворов-Рымникский
  13. 1847 (октябрь) — 1847 (декабрь) 
  14. Илларион Илларионович Васильчиков 1848—1849 
  15. Иван Васильевич Каменский 1849—1852 
  16. Иван Иннокентьевич Муравьёв 1852—1853 
  17. Николай Андреевич Лангель 1853 (апрель) — 1853 (июль) 
  18. Андрей Фёдорович Войцех (исполняющий обязанности)1853—1857 
  19. Иван Васильевич Романус 1857—1861 
  20. Николай Александрович Рудзевич 1861—1866 
  21. Владимир Иполитович Дорогобужинов 1866—1878 
  22. Николай Ефимович Андреевский 1878—1884 
  23. Виктор Васильевич Калачёв 1884—1892 
  24. Александр Романович Шидловский1892—1897 
  25. Иван Михайлович Леонтьев 1897—1902 
  26. Леонид Михайлович Князев 1902—1905 
  27. Павел Сергеевич Саввич 1905 (октябрь) 
  28. Александр Александрович Ватаци 1905—1906 
  29. Алексей Порфирьевич Веретенников 1906—1909 
  30. Пётр Петрович Шиловский 1910—1912 
  31. Пётр Петрович Стремоухов 1912—1915 
  32. Александр Петрович Мякинин 1915—1916 
  33. Иван Васильевич Хозиков 1916—1917 (март) 

Предводители дворянства

  1. Афанасий Фёдорович Тухачевский 1797—1802 
  2. Григорий Иванович Нелидов 1802—1805 
  3. Дмитрий Николаевич Козловский 1805—1811 
  4. Александр Петрович Протасьев 1811—1815 
  5. Сергей Фёдорович Купреянов 1815—1818 
  6. Сергей Павлович Татищев 1818—1831 
  7. Сергей Фёдорович Купреянов 1831—1845 
  8. Григорий Иванович Головин 1845—1848 
  9. Константин Карлович Бошняк1848—1851 
  10. Фёдор Фёдорович Чагин 1851—1854 
  11. Александр Алексеевич Миронов 1854—1865 
  12. Николай Павлович Карцев 1865—1871 
  13. Иван Фёдорович Васьков 1871—1875 
  14. Василий Львович Шипов 1875—1878 
  15. Дмитрий Львович Шипов 1878—1879 
  16. Авдей Иванович Шипов 1881—1902 
  17. Николай Фёдорович Нелидов 1902—1905 
  18. Павел Васильевич Щулепников 1905—1908 
  19. Михаил Николаевич Зузин 1908—1914 
  20. Сергей Иванович Бирюков1914—1917 

Костромская губерния в период Временного правительства (1917)

Комиссары Временного правительства

  1. Владимир Николаевич Лебедев (март 1917 – апрель 1917) 
  2. Николай Александрович Козлов (апрель 1917 – октябрь 1917) 
  3. Александр Александрович Касаткин (октябрь 1917 – декабрь 1917) 

Костромская область в постсоветский период (1991—по наст. вр.)

Главы администрации (губернаторы)

  1. Валерий Петрович Арбузов1991—1996  Виктор Андреевич Шершунов1996—2007 
  2. Юрий Фёдорович  Цикунов 20 сентября 2007 — 25 октября 2007  (и.о.)
  3. Игорь Николаевич Слюняев25 октября 2007 — 13 апреля 2012 
  4. Сергей Константинович Ситников13 апреля 2012 — по наст. время 

Председатель областного Совета

  1. Рудольф Александрович Карташов 1991–1993 Рудольф Александрович Карташов

Председатели областной Думы

  1. Андрей Иванович Бычков 1994—2000 
  2. Валерий Петрович Ижицкий 2000—2005 
  3. Алексей Алексеевич Анохин с 2015 по н. вр.

В XII-XIII вв. Костромской край входил в Ростовскую епархию, в XIII в.- в Суздальскую епархию), с 1299 г.- в составе Митрополичьей (с 1589 Патриаршей) области. 27 нояб. 1681 г. царь Феодор Алексеевич утвердил представленную ему патриархом Иоакимом (Савёловым) роспись, согласно к-рой на территории Костромского края предполагалось учредить 2 епархии с центрами в Костроме и Галиче. Однако в связи с кончиной царя 27 апр. 1682 г. это решение осталось неосуществленным.

В 1721-1742 гг. Костромской край находился в управлении Синода.

В 1742 г. вошел во вновь образованную Московскую епархию.

При создании Костромской и Галичской епархии в 1744 г. в ее состав вошли Костромская пров. Московской губ. (Костромской и Любимский уезды) и Галичская пров. Архангелогородской губ. (Галичский, Унженский, Чухломский и Солигаличский уезды).

ЕПИСКОПЫ КОСТРОМСКИЕ

Ректоры Костромской духовной семинарии

Протопопы, протоиереи (ключари) Успенского собора

Алексей, протопоп костромского Успенского собора (1586-1616)

Феодот Иванов, протопоп костромского Успенского собора (1628-1635)

Феодор, протопоп костромского Успенского собора (1635-1638)

Трофим, протопоп костромского Успенского собора (1644-16??).

Даниил, протопоп костромского Успенского собора (ок. 1620 – 1653)

Никита, протопоп костромского Успенского собора (1656-16??)

Дмитрий Афиногенов, протопоп костромского Успенского собора (1662-1675)

Сергий, протопоп костромского Успенского собора (1656-16??).

Иоанн Семенов (?-1760) Протопоп костромского Успенского собора

Иоанн Иоаннов (ок. 1716-1782) протоиерей костромского Успенского кафедрального собора

Иоанн Алексеевич Метелкин (1752– 09.03.1804) протоиерей, похоронен в Сергиевском приделе теплого Богоявленского собора

Иаков  Арсениевич Арсеньев (1768-1848), протоиерей Успенского собора

Даниил Матвеевич Груздев (1767-1840), протоиерей, похоронен в Сергиевском приделе теплого Богоявленского собора

Василий Сергеевич Горский (1786 –1857), похоронен в Сергиевском приделе теплого Богоявленского собора

Иаков (Беневолинский Мартын Евплович, 1804-1883), протоиерей Успенского собора, архимандрит Ипатьевсокго монастыря

Павел Федорович Островский (1807-1876), протоиерей, ключарь Успенского кафедрального собора, похоронен в Сергиевском приделе теплого Богоявленского собора

Иоанн Стефанович Беляев (1801 – ок. 16.02.1866). похоронен в Сергиевском приделе Богоявленского собора

Иоанн Григорьевич Поспелов (1821 – 1910), протоиерей костромского Успенского кафедрального собора

Иоанн Яковлевич Сырцов (1840 – не ранее 1916) протоиерей костромского Успенского кафедрального собора, ректор Костромской духовной семинарии

Александр Васильевич Невский, протоиерей, ключарь собора, 1876-1893

Евгений Соколов, протоиерей, (1895)

Павел Евфимович Крутиков (1849 – 1918), протоиерей костромского Успенского кафедрального собора

Закедский Геннадий Александрович, 1953-1971

Среди других:

Сергей Петрович, псаломщик, до 1833

Иван Федорович Бобровский, псаломщик, 1833-(1855), до 1878 — заштатный.

Андре й Алексеевич Полетаев, звонарь, (1853)

Федор Иванович Сахаров, звонарь, (1853)-1867 1

С 1835 по 1840 год, по распоряжению Святейшего синода, в связи с учреждением собора кафедральным, прежний клир собора уступил свои места клиру упраздненного кафедрального Троицкого собора.

Ксенофонт Евгеньевич Цареградский, псаломщик, 1866-1882, дьякон, 1882.

Цареградский Василий Евгеньевич, звонарь, (1872)

Александр Никитич Артифексов, звонарь, 1880-1886

Павел Иванович Малиновский, звонарь, (1888-1890)

Андрей Крылов, дьякон, (1895)

Василий Степанович Померанцев (1875 – 1931), протодиакон

Петр Кузьмич Потеряйко (1909-1918), регент

Михаил Михайлович Успенский, псаломщик, (1898)

 Аристарх Евгеньевич Цареградский, псаломщик, (1903-1914)

Строители и благоукрасители

Степан Андреевич Воротилов (1741 – 1792)

Тырышкин Виктор Иванович (1953 – н.в.) (о здравии)

НЕКРОПОЛЬ

Успенский собор (XV – 1934)

АФАНАСИЙ (†11.06.1362). Епископ Владимиро-Волынский (май 1328). Управляющий делами Московской митрополии в г. Переяславле-Залесском (1353–1354, 1356), рукоположивший преподобного Сергия Радонежского (03.05.1314 – 25.09.1391) во иеродиакона и иеромонаха и возведший его в сан игумена Троицкого Ипатьевского монастыря (1354).

БОРИС АНДРЕЕВИЧ (†25.02.1303 – 8). Сын князя Городецкого (1259–1304) и Костромского (1277–1304) и великого князя Владимирского (1281–1283, 1293–1294, 1296, 1297, 1303–1304) Андрея Александровича (†27.07.1304 – 54). Князь Новгородский (1299) и Костромской (1302).

ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1241–1271). Сын князя Новгородского (1236–1251), Переяславского (1240–1251) и Тверского (1247–1251) и великого князя Владимирского (1252–1263) Александра Ярославича Невского (30.05.1220 – 14.11.1263). Князь Новгородский (1253–1257), разбивший литовцев у Торопца (1253) и отказавшийся платить дань татарам (1257), и Костромской (1271).

Кладбище

ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ ЗАСЕКИН-НАГАВИЦА-ПЕСТРЫЙ († июнь 1536). Князь. Сын князя Засекина Василия Владимировича (? – ?). Воевода в г. Стародубе (1521), Одоеве (1531), Белом Колодезе (1532), Коломне (1533), Себеже (1536), отстоявший город и обративший в бегство 20-тысячное войско киевского воеводы Немирова, и Костроме (1536), убитый в сражении костромичей с превосходившими их силами казанских татар на реке Кусь в Галичском уезде.

ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ МАСАЛЬСКИЙ-ГОРБАТЫЙ († декабрь 1608). Князь. Сын стольника (1613) князя Масальского Василия Ивановича (? – ?). Участник Троицкого похода (1604). Первый воевода Лжедмитрия I в г. Калуге (1605) и Ливнах (1605–1606) и Лжедмитрия II в Рославле (1607–1608) и Костроме (ноябрь–декабрь 1608). Участник восстания Болотникова Ивана Исаевича (1606). Окольничий (1607). Восставшими костромичами во главе с именитым человеком Строгановым Петром Семеновичем (1583 – 24.03.1639) был четвертован и утоплен в проруби. Бездетен.

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ САБУРОВ (†1534). Сын боярина (1465) Сабурова Василия Федоровича (†1485). Участник великокняжеских походов на Казань (1499, 1505) и Литву (1508, 1513, 1515, 1518). Псковский наместник (1515), во главе псковской рати захвативший литовский Рославль и освободивший русских и немецких купцов (1515). Воевода великокняжеского войска под Коломной против крымцев (1522). Боярин (1532). Костромской воевода (октябрь 1532).

МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ  САБУРОВ († июнь 1536). Сын САБУРОВА АНДРЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА. Рында (1522). Костромской второй воевода (1536), убитый в сражении костромичей с превосходившими их силами казанских татар на реке Кусь в Галичском уезде.

Крестовоздвиженский мужской монастырь (XV – 1681)

ГЕННАДИЙ (†03.03.1609). Архимандрит Крестовоздвиженского монастыря (1598–1609). Вместе с иеромонахом и девятью монахами был убит захватившим Кострому польско-литовским отрядом во главе со сторонником Лжедмитрия II воеводой города Ростова Великого Иваном Федоровичем Наумовым.

Анастасиинский Ризоположенский (1417–1763) и Крестовоздвиженский (1775–1863) девичий монастырь

ЕКАТЕРИНА (†1724). Игумения Анастасиинского Ризоположенского монастыря (1702–1724).

СОФИЯ (Лизунова ? Михайловна) (†20.09.1847 – 67). Уроженка Пензенской губернии. Дочь дворянина. Послушница пензенского Троицкого (1793), послушница (1802) и постриженница (1806) нижегородского и казначея (1817) и игумения (1829–1847) костромского Крестовоздвиженских монастырей.

НИКИТА СУМАРОКОВ (†1822 – 45). Священник Крестовоздвиженского монастыря.

СУСАННА († февраль 1832). Уроженка Нерехтского уезда Костромского наместничества. Дочь священника. Игумения Крестовоздвиженского монастыря (1813–1829).

Сергиевский придел

ИОАНН СТЕФАНОВИЧ БЕЛЯЕВ (1801 – около 16.02.1866). Похоронен в Сергиевском приделе.

ВИССАРИОН (Нечаев Василий Петрович) (15.03.1823 – 30.05.1905). Епископ Костромской и Галичский (14.12.1891). Похоронен в Сергиевском приделе.

ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ ГОРСКИЙ (март 1786 – 28.07.1857). Священник (01.08.1815), ключарь (09.07.1847), библиотекарь (1848–1857) и протоиерей (05.07.1848). Похоронен в Сергиевском приделе.

ДАНИИЛ МАТВЕЕВИЧ ГРУЗДЕВ (06.12.1767 – 1840). Протоиерей КУКС (01.12.1835). Похоронен в Сергиевском приделе.

ИГНАТИЙ (Рождественский Иван Дмитриевич) (13.04.1827 – 07.06.1883). Епископ Костромской и Галичский (11.02.1878 – 07.06.1883). Похоронен в Сергиевском приделе.

ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ КРАСОВСКИЙ (†20.06.1847 – 72). Священник (08.11.1800) и ключарь (15.03.1804 – 15.11.1835, 06.11.1840 – 20.06.1847) КУКС. Похоронен в Сергиевском приделе.

ИОАНН АЛЕКСЕЕВИЧ МЕТЕЛКИН (†09.03.1804 – 51). Священник (28.07.1781), протоиерей (01.08.1782 – 09.03.1804) и жертвователь книг библиотеке КУС. Член КДК (1793). Похоронен в Сергиевском приделе.

ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ ОСТРОВСКИЙ (10.06.1807 – 01.04.1876). священник (11.07.1848) и ключарь (05.10.1855 – 01.04.1876) КУКС. Похоронен в Сергиевском приделе.

ПЛАТОН ФИВЕЙСКИЙ (Лосев[*] Павел Симонович) (18.06.1809 – 12.05.1877). Епископ (15.02.1857) и архиепископ (31.03.1868) Костромской и Галичский. Похоронен в Сергиевском приделе.

ИОАНН ГРИГОРЬЕВИЧ ПОСПЕЛОВ (19.09.1821 – 20.03.1910). Протоиерей КУКС (26.06.1867 – 16.08.1902). Похоронен в ограде собора.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА ПОСПЕЛОВА, урожденная Шапошникова (10.09.1832 – 04.03.1893). Жена (с 04.02.1849) ПОСПЕЛОВА И.Г. Похоронена в ограде собора.

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобный Макарий (Глухарев), апостол Алтая (1792-1847)

24 февраля 2024 года были обретены мощи преподобного Макария Алтайского, лежавшие под спудом. Память его празднуется в дни памяти Соборов святых Смоленских, Костромских и Сибирских.

5 февраля совершается память преподобного Макария в сонме Собора Костромских святых.

Подробнее...

Статьи

В свете христианских ценностей… К оценке личность А. Д. Самарина

К 150-летию А. Д. Самарина

Аннотация. В статье дается оценка личности А. Д. Самарина, на протяжении своей жизни занимавшего значимые государственные и общественные посты, человека, благодаря инициативам которого на Поместном Собре Русской Православной Церкви удалось расширить смысл и дополнить содержание определения прихода и приходской жизни, благодаря верности которого ценностям христианства, удалось сползание Русской Церкви в обновленчество, посредством деятельности которого во главе союза объединенных приходов удалось в 1918 году защитить церковные святыни и имуществ. В статье делается вывод о том, что жизненные примеры (подвиг веры) и ценности таких людей должна церковная общественность противопоставлять ценностям мира, выбравшего поклонение язычеству.

Ключевые слова: Церковь, ценности, вера, идолопоклонство, память, вечная жизнь, идеал, путь.

7 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен[1]. Мы склоняем головы перед их подвигом, перед тем ценностным выбором, верность которому большинство из новомучеников и исповедников доказали своей смертью. Но вряд ли даже те, кто сейчас почитает их память, и говорит о величии их подвига, до конца осознают, насколько евангельским был их выбор. А что выбор был, можно не сомневаться. Ведь цена выбора – вечная жизнь. Вечная жизнь с Богом через тюрьмы, лагеря, расстрелы, через «возьми крест и следуй за Мной», либо спасение временной жизни любыми путями и способами, неверие в Божие мздовоздояние в вечной жизни, а может даже извечное самооправдание: «ну, Бог простит». Выбор, который лежит через принятие либо духовно-нравственных ценностей, либо материальных. Одни ведут к Богу и, следовательно, Его ценностям и пребыванию с Ним, другие в погибель.

Святейший Патриарх Кирилл 10 февраля 2013 года в слове, сказанном им в Успенском сборе Московского кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских определил выбор ценностей, который приходилось делать даже священникам-узникам и узникам-мирянам как выбор между ценностями христианства и язычества (идолопоклонства): «их также заставляли поклониться идолам — идолам политическим и идеологическим. Им так же предлагали, в лучшем случае, совместить храм Божий с идолами, а в худшем — разрушить всякие Божии храмы ради поклонения идолам. Но они не пошли по этому пути» [2]. Далее, Святейший Патриарх говорит о людях того времени, которые готовы были религиозно служить идолам, получая взамен призрачное счастье временной жизни. Поколение, заставшее время Советского Союза очень хорошо помнит имена идолов: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина, запечатленных на плакатах, вылитых в бронзе, запечатленных в названиях городов и улиц этих городов. О них слагали легенды, к их бюстам и памятникам возлагали цветы, им клялись в верности. Многие выбирают ценности пусть временного, но благополучия, наживы любой ценой, удачной карьеры.

Отметим, что революция 1917 года, каким бы оценкам и мнениям ее пользы и вреда она не подвергалась, создала для людей ситуацию выбора и предоставила человеку право воспользоваться своей свободой. Каждый сделал свой ценностный выбор. И для многих, выбор не оставил надежду одновременно служить Богу и маммоне, спасти временную жизнь или потерять ее: одним бросились разбирать помещичью землю, громить буржуев и занимать места в новой бюрократии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, анализируя ситуацию того времени, говорит о допущенных человеком, коренных духовно-нравственных ошибках «В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войн. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром. В чем была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни и поставив нравственность в положение, подчиненное идеологии, что привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения «светлого будущего»?»[3] Другие объединились вокруг Церкви, и свой выбор сделали в пользу защиты своих идеалов.

Среди тех, кто остался верен Богу «даже до смерти» был Александр Дмитриевич Самарин. Мы вряд ли найдем как в прошлом, так и в настоящем, много восторженных откликов на его дореволюционную деятельность, в частности, в бытность его на посту обер-прокурора, где он своей деятельностью не оставил сколько-нибудь заметный след. Политизированность того времени, борьба придворных группировок, не располагала к раскрытию тех качеств его личности, которые проявились впоследствии: верность Богу и выбранным идеалам, любовь к Отечеству, желание служить благу своего народа не жалея сил, да и самой жизни не жалеть. Еще в 1905 году в «Обращении к московских дворян к императору Николаю II» он вместе с другими представителями дворянства настаивал на проведении нужных и необходимых по его мнению реформ, способствующих постепенному освобождению народа от излишних «стеснений в духовной и экономической жизни», в отличие от предлагаемых оппозиционными партиями учреждения «народных представительств», видя в них политизированную деструктивную силу, способную разрушить диалог власти и народа. Не в даровании Конституции преданные престолу и Росси люди видели выход из сложившейся трагической ситуации общественного раскола, не в даровании прав и представительств, а в воспитании «подлинной христианской свободы», верности традициям и исконным ценностям. которые преодолеет общественный разлад. В Обращении они описывают картину нестроений: «Значительная часть (общества) постепенно утрачивает предания, которыми все общество жило до сих пор, и отрекается от унаследованных исстари верований и идеалов. Над всем веками сложившимся политическим строем над верованиями и идеалами народа , над всем его бытом произносится строгий приговор, и все это беспощадно осуждается как окончательно отжившее»[4]. В частности, в Обращении, любящие Отчизну представители дворянства буквально взывали к государю о раскрепощении Российской Церкви, в которой видели институт могущий воспитать общество: «Так, бесспорно, давно пора освободить Церковь от государственной опеки, возвратить ей «свободу жизни, свободу внутреннего строения» которые будто бы для пользы Церкви наложены на верующую совесть; надо же, наконец, когда-нибудь понять, что от нынешнего порядка страдает сама Церковь, чем люди, от нее уклоняющиеся, и что он является более сильною опорою неверия и индифферентизма, чем самая убедительная проповедь какого-либо модного учения»[5]. К великому сожалению, их голос, голос искренних в своем стремлении блага для Родины людей не был услышан, приходится только гадать, как повернулись бы события, если необходимые реформы были бы проведены.

Личность Самарина объединяла вокруг него представителей различных кругов общества: дворян, священнослужителей и простых людей. Его интеллектуальные и душевные качества, бескомпромиссность и порядочность подтверждается всей его жизнью. О его высоком авторитете среди различных представителей общества говорит тот факт, что кандидатура Самарина была выдвинута в качестве кандидата на московскую митрополичью кафедру. Он во многом способствовал тому определению прихода и приходской жизни, наделению его правами, которое затем вошло в определение деяний Поместного Собора 1917-1918 гг.[6] Александр Дмитриевич обладал всеми качествами лидера за которым следовали люди и который мог довести выстраданную им мысль до конца, и силою следования высшей Правде склонить людей к согласию с выбранной им позицией. В качестве подтверждения вышеприведенной характеристики зачитаем выдержку из обвинительного приговора разоблаченной ОГПУ в 1925 году «сергиево-самаринской группировке», в частности, обвинений предъявленных лично А. Д. Самарину, как одному из руководителей консервативного крыла «тихоновцев», сорвавших планы ОГПУ по «примирению тихоновцев и обновленцев» и созданию подконтрольной большевикам религиозной организации: «а) Поставив целью сохранение церкви в качестве активной к[онтр]революционной организации, он с 1917 года все время старался держать церковь под властью и влиянием лиц, принадлежавших к черносотенной группировке, в которой САМАРИН играл руководящую роль. б) Руководил антисоветской работой патриарха Тихона до раскаяния последнего перед Соввластью […]. в) Руководил деятельностью им возглавляемой черносотенной группировки в гор. Сергиев-Посаде […]. г) Подчинив себе гр. ПОЛЯНСКОГО Петра Феодоровича (митрополита Петра) […], руководил работой последнего, корректируя и утверждая даже письменные распоряжения Петра, сносясь с ним через посредствующих лиц и отдав его под контроль черносотенного даниловского синода»[7]. За все вышеперечисленные обвинения А. Д. Самарин (в 1920-м получивший смертный приговор - С. Д.) получил, ввиду преклонного возраста, сравнительно малый срок – три года ссылки в Сибирь. О том, какое значение для Церкви в выборе правильного курса в тяжелейшие времена поставленной большевиками задачи уничтожения оппозиционной Церкви имела деятельность «сергиево-самаринской группировки» ярко характеризует историк священник А. Мазырин: «значение сделанного с ее помощью священномучеником Петром выбора (антиобновленческого – Д. С.) огромно. Русская Церковь проявила силу духовного сопротивления безбожной власти, выбрав в его лице не соглашательский, а исповеднический путь. В конечном итоге богоборческий режим пал, а Церковь выстояла»[8]. Перед нами характеристика одного из тех людей, благодаря исповедническому подвигу которых мы можем говорить «мы – Церковь верных». Они сделали свой выбор. Они выбрали голгофские ценности Христа, веруя в Его и свое воскресение, и этот выбор церковных людей был правильным, ибо был выстраданным выбором Бога и его ценностей.

Еще более оценим мы масштаб личности А. Д. Самарина[9], когда вспомним его деятельность на посту председателя союза объединенных московских приходов. По свидетельству современников, союз приходов был реальной невооруженной силой гражданского общества, противостоящей большевикам. Именно ненасильственные действия верующих смогли остановить действия большевиков по уничтожению Церкви, смогли остановить компанию по «изъятию церковных ценностей» начатую не в начале 20-х годов, о чем чаще всего вспоминают, а в 1918 году, тогда когда она задумывалась и началась Именно провозглашенные союзом приходов ненасильственные действия показали силу веры и не дали большевикам воспользоваться временем «бури и натиска» для разгрома церковных организаций. Достаточно вспомнить оборону Александро-Невской Лавры, подвиг солигаличских мучеников, отдавших жизнь за сохранение народных святынь. В ответ на красный террор в феврале 1918 года было сделано беспрецедентное в истории Русской Православной Церкви дело - при помощи братств и союзов объединенных приходов были собраны силы, народ отозвался на призыв Патриарха Тихона и встал на защиту православных святынь и веры. В силу вступившего в 1918 году религиозного законодательства (Декрет об отделении Церкви от государства – С. Д.), а также, лишения духовенства гражданских прав, огромная тяжесть ответственности за сохранение Церкви легла на мирян: «При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать сввятыни и церковное достояние от посягательства»[10]. В приходской общине святитель Святейший Патриарх Тихон и Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. увидели реальную силу, могущую противостоять большевистскому натиску[11]. Инициативу Святейшего Патриарха подхватил товарищ председателя и член Собора А. Д. Самарин, Н. Д. Кузнецов и другие видные миряне и священнослужители Православной Российской Церкви. Самарин был избран председателем союза объединенных приходов г. Москвы. Именно с деятельностью Собора по обновлению приходской жизни, объединяющей клир и мирян на правах общины, и началось так долго ожидаемое подлинное обновление Церкви[12], строящееся на основах свободы, любви и ответственности. Объединенный в своем представлении ценностей православный народ представлял собой великую силу. Достаточно сказать, что в ответ на требования большевистского Декрета отделать школу от Церкви, 25 февраля 1918 года, на собрании представителей московских приходов было решено требовать сохранения преподавания Закона Божия в школах, а законоучителям преподавать до тех пор, пока не выгонят оттуда штыками, затем продолжать обучение по рамам и домам[13]. Церковно-благотворительное братство при Покровском монастыре г. Углича, возмущенное грубым насилием над свободой совести, обращалось к Патриарху и «смиреннейше испрашивало святых молитв и благословвения стоять до смерти за веру Христову и церковное достояние»[14]. Считали Декрет неприемлемым и готовы были «пострадать за веру православную» прихожане Нерехтского уезда Костромской губернии[15]. В Петрограде члены братства защиты Александро-Невской Лавры перед ракой с мощами благоверного князя Александра дали обет защищать обитель до последнего вздоха. До 57 000 питерских прихожан вступили в союзы защиты православных храмов. И это при том, что только за восемь месяцев, с июня 1918-го по января 1919-го года в стране было убито митрополитов -1, архиереев – 18, священников 102, дьяконов – 154, монахов и монахинь – 94. Тюремному заключению по обвинениям в контрреволюционности подвергнуты 4 епископа, 198 священников, 8 архимандритов и 5 игуменов. Запрещено 18 крестных ходов, 41 церковная процессия разогнана, нарушены непристойностями богослужения в 22 городах и селах[16]. Но православных верующих людей не удалось запугать ни «красным террором», ни ужасающими условиями жизни, отягощенными гражданской войной и разрухой, голодом и болезнями. Народ встал на защиту веры, не только мужчины, но и женщины. 11 июня 1918 года было ознаменовано открытием союза православных женщин как отдела союза объединенных приходов. Союз православных женщин открыл огромный потенциал служения женщины в Церкви. Председателем союза была избрана сестра Александра Дмитриевича Софья Дмитриевна Самарина. Именно «белые платочки», вплоть до 90—х гг. ХХ века будут спасать церковную жизнь во все время пребывания у власти коммунистической партии.

Власть дрогнула, она отложила свои планы уничтожения противника, каким виделась Церковь, до «лучших времен». До времен, когда «данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий … теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления»[17]. Большевики не намерены были терпеть какую-либо оппозицию, особенно церковную, которая представляла собой силу народного протеста. Силу, которая объединялась для защиты своих прав и идеалов, своих святынь. Летом А. Д. Самарина обвинили в «разработке плана организации православного духовенства в целях борьбы с советской властью на религиозной платформе». Он был арестован и в январе 1920 года московским губернским ревтрибуналом (дело Самарина - Кузнецова) к стандартному обвинению в контрреволюции добавлено: «в проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране «советов объединенных приходов, которые организовали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти". А. Д. Самарин и Н. Д. Кузнецов были признаны «главными вдохновителями всех контрреволюционных организаций … как «оказавшие активное сопротивление Советской власти» были приговорены к расстрелу, впоследствии отмененному. Пройдя ссылку в Якутии, тюрьмы: Бутырскую, Таганскую, Лубянку, А. Д. Самарин в начале 30-х годов оказался в Костроме, в должности псаломщика Всехсвятской церкви, затем, в Борисоглебской церкви[18]. Он верил Богу и Богу черпал силы и вдохновение в Нем. Он оставался верным Богу и избранным ценностям всегда, во все время своей жизни: и на посту обер-прокурора, и будучи главой союза объединенных приходов, в таганской тюрьме, в якутской ссылке, и … церковным псаломщиком. Александр Дмитриевич вряд ли будет причислен к лику святых, хотя пример его жизни для многих является «правилом веры и образом кротости», но его подвиг веры мы должны помнить. Он будет служить поддержкой христианам, а также, будет назидателен для тех, кто избрал ценности мира сего.

Шли годы. Менялось время, которое представляло новую идеологическую парадигму. Уничтожались одни идолы, на их место заступали другие. Сразу после закрытия XXII съезда в стране началось массовое переименование всего, что носило имя Сталина – городов, улиц и площадей, предприятий и учреждений. Тогда же, поздней осенью 1961 года, начался и повсеместный снос памятников Сталину: их отправляли на переплавку, разбивали на части, закапывали в землю, топили в воде. Улицу, которая носила имя Сталина, и в конце которой находилось Александро-Невское кладбище, на котором был погребен А. Д, Самарин в 1961 году переименовали в проспект Мира[19]. 12 ноября 1961 года «Северная правда» в крошечной заметке сообщала: «Исполком Костромского городского Совета, идя навстречу пожеланиям граждан города, решил переименовать проспект имени Сталина в проспект Мира»[20]. Всё последующее после 1956-го и 1961 гг. время всячески старались отделить «хорошего» Ленина от «плохого» Сталина. Из фильмов про Ленина вырезали куски со Сталиным, из пьес, где Ленин и Сталин ходили парой, вырезали Сталина, а его слова отдавали Ленину. На живописных полотнах, где на фоне выступающего Ленина был виден Сталин, вместо него вписывали какого-нибудь солдата или рабочего. В тех случаях, когда отделить учителя от верного ученика не удавалось, приходилось жертвовать обоими. В частности, это касалось многочисленных парных скульптур Ленина и Сталина. В одну из ночей ноября 1961 года в Костроме в сквере на Советской площади исчезла скульптура «Ленин и Сталин». Старожилы вспоминают, что ещё вечером вожди стояли на месте, а утром от них не осталось и следа. Вероятно, скульптуры – скорее всего, в разбитом виде – увезли на тогдашнюю городскую свалку в Посадском лесу. Ставший свидетелем сноса статуи Сталина у железнодорожного вокзала г. Костромы «сталинский сиделец» А. А. Григоров[21], только в 1956 году вернувшийся из тюрем, ссылок и лагерей, глядя на зрелище как низвергают идола «отца народов» подумал: «Как Перуна» [22]. Интересно мнение историков о судьбах кумиров и о скоротечности времени «народной любви» к ним. «Почему в подавляющем большинстве случаев фигуры бывшего вождя убирали по ночам, понятно: власти вполне обоснованно опасались, что какая-то часть граждан встанет на защиту сталинских изваяний и могут произойти нежелательные эксцессы. А так людей ставили перед свершившимся фактом – вечером памятник стоял, а утром его уже нет» - делает вывод костромской историк Н. А. Зонтиков[23].

12 февраля 2018 года исполнилось 150 лет со дня его рождения Александра Дмитриевича Самарина. На кладбище, где он был похоронен, и которое в начале 80-х годав ХХ века было снесено, восстановлен крест на его могиле. В 1989 году Самарин был реабилитирован следственным отделом КГБ СССР, а 1995 годы, в дни празднования Победы над фашистской Германией, на территории кладбища и Мемориала была возведена часовня во имя святого воина, великомученика, покровителя Костромы Феодора Стратилата. На месте снесенных могил появилась возможность совершать молитву по усопшим. С восстановлением надгробного креста Александру Дмитриевичу Самарину многие родственники людей, чьи надгробия были снесены возлагают надежду и на возможность восстановить могилы своих предков. Постепенно, шаг за шагом, люди пытаются выйти на дорогу веры, на которой к ним возвращается историческая память. В юбилейные годы, когда мы должны вспомнить не только имена великих святых: святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, свщмч. Владимира, митрополита Киевского и др., а в противовес им - злодеев и палачей: Н. Ежова, Л. Троцкого, М. Тухачевского, мы должны вспомнить имена и почтить память тех, кто не канонизирован, но защищал храмы и святыни, кто «даже до смерти» отстаивал идеалы и ценности, не укладывающиеся в рамки навязанных и общепринятых ценностей. И надо понимать, что среди тех, кого необходимо вспомнить, были не только государственные деятели, представители высших сословий и заметные фигуры, но много простых верующих людей, чья вера и верность остановила и разрушила глиняных колосс коммунистического язычества.

«Не стоит село без праведника, а город без святого» , - говорили на Руси. Не устоит селения без праведника(Быт.18: 17-33).

Святитель Святейший Патриарх Тихон писал о людях подобных А. Д, Самарину - выбравших ценности Христа и путь следования Ему: «О, тогда воистину подвиг твой за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение будущим поколениям, как лучший завет и благословение, что только на камени сем – врачевания зла добром созиждется великая слава и величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя Ее и чистота Ее чад и служителей. Тем, кто поступают по сему правилу, мир им и милость. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духов вашим, братие. Аминь»[24].

 

 


[1] Новомученики и исповедники. Лица и судьбы. [Электронный ресурс.] http://pstgu.ru/scientific/newest/smi_muchen/2016/02/15/63560/. Дата обращения 01.02.2018 г.

[2] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских.[Электронный ресурс.]. http://www.patriarchia.ru/db/text/2786981.html. Дата обращения 11.01.2018 г.

[3] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби». [Электронный ресурс]. http://www.patriarchia.ru/db/text/5050963.html. Дата обращения 02.02.2018 г.

[4] «Подвигом добрым подвизался…». С. 212.

[5] «Подвигом добрым подвизался…». С. 215.

[6] Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М., Изд-во6 Новоспасский монастырь, 2012. Т.5. С.883-884.

[7] «Подвигом добрым подвизался…» Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1898-1932) / Авторы-составители С. Н. Чернышев и прот. Д, Сазонов. – Кострома: Изд-во Костромской митрополии. 2017. С.175

[8] «Подвигом добрым подвизался…». С. 176.

[9]Самарин А. Д. - предводитель Губернского   дворянства Москвы, потомок известной дворянской фамилии, состоящей в родстве с Трубецкими и Лопухиными, Пушкиными и Толстыми, славянофил, член Госсовета, Обер-прокурор Священного Синода РПЦ, Руководитель Русского Красного Креста в годы Великой войны 1914-1918гг., Кавалер многих высших орденов Российской империи и был единственным из мирян, кого выдвигали кандидатом в Патриархи на Поместном Соборе 1917-1918гг., проходящего в Соборной палате Епархиального дома, который спроектировал и воздвиг в 1902г. русский зодчий П.А.Виноградов (четвероюродный прадед). Внучатый племянник выдающегося полководца генерала А. П. Ермолова.

[10] Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об устройстве Организации объединенных приходов. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ сот. М. Губонин. М., 1994. С.97.

[11] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.97-99.

[12] «Подвигом добрым подвизался…». С. 185.

[13]

[14] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.37.

[15] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.82-89.

[16] Владимирские епархиальные ведомости. 1917. №36. С.37.

[17] Письмо членам Политбюро от 19 марта 1922. Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190—193.

[18] Обе церкви были снесены: Всехсвятская; Борисоглебская

[19] В исполкоме Костромского горсовета// Северная правда. 12.11.1961.

[20] Новое название улицы.// Северная правда. 10.11.1961 г.

[21] Григоров Александр Александрович – выдающийся русский историк, крупнейший специалист по истории дворянства, костромской краевед, Почетный гражданин г. Костромы.

[22] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[23] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[24]Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.161-162.