АНДРОНИКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ (1874-1961)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Продолжаем публикации связанные с тематикой духовного наследства, которое нам, нашему Отечеству, нашему народу, оставили пастыри Церкви. Наследства не столько в виде материальных и даже культурных ценностей, но наследства в виде взрощенного ими потомства, представляющего не менее ценный  материал для формирования  русской идентичности и народного сомосознания. На каком бы поприще не трудились наследники и представители священнических родов – там мы видим полную самоотдачу доверенному делу, культуру жизни и поведения, нравственную саооценку,  заложенную не одним поколением предшествующих священнослужителей.

image002В представленном материале коснемся личности Владимира Алексеевича Андроникова, сына знаменитого настоятеля Борисоглебской церкви Костромы Алексея Васильевича Андроникова (18313-1918), трагически убиенного 3 мая 1918 года в своем доме разбойниками. Урожденец г. Чухломы, он служил настоятелем Борисоглебского храма с 1854 года и был старейшим представителем костромского духовенства. Борисоглебский храм, находящийся через дорогу от губрнаторского дома считался «губернаторским».  Существует версия, что о. Алексий был убит представителя новой власти, жаждущими обогащения за счет «эксплуататоров пролетариата» (ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 563. ЛЛ. 489-490). Отпевание о. Алексия, при большом стечении народа совершил в Борисоглебском храме архиепископ Костромской  Евдоким (Мещерский). Старца священника похоронили взоле алтаря Борисоглебской церкви. В этом храме в начале 1930-х годов псаломщиком был А. Д. Самарин (бывший член Государственного Совета Российсмкой империи). Храм был закрыт в ноябре 1934 года, а осенью 1935 его полностью снесли. В начале 1950-х годов на этом месте выстроили жилой дом в стиле «сталинского ампира» (ул. Крестьянская 12/7).

image003Владимир Алексеевич был выпускником Костромской губернской гимназии (1893) и историко-филологического факультета Императорского Московского университета (1897). Затем, в 1897 году он становится учителем русского языка и словесности, а в 1904 году библиотекарем фундаментальной библиотеки Костромской губернской гимназии. Он был пожизненным членом (29.03.1898) и делопроизводителем (1906-1916) Костромского отдела Императорского Православного Палестинского общества. Действительный членом костромских кружка любителей естествознания, губернской ученой архивной комиссии, научного общества по изучению местного края (КГУАК, 1913) и др.

Член совета Костромской губернской ученой архивной комиссии (27.11.1901). Участник I-IV областных историко-археологических съездов (1901-1909). Член-сотрудник Императорского Археологического института в Санкт-Петербурге (1909). Секретарь и редактор «Известий» (1909, № 1-10) IV Областного историко-археологического съезда в г. Костроме (21-29.06.1909). Инспектор Ярославской име- ни Императора Александра I (1910) и Костромской (1913) губернских и директор Корчевской гимназии Тверской губернии (1916-1918). Преподаватель средних учебных заведений Калининской (Тверской) области (1918-1941).

image004В воспоминаниях Л, А. Колгоушина https://cosmograph.ru/vospominaniya-3682/ о годах учебы в костромской гимназии мы находим упоминание и о личности В. А. Андроникова: «Владимир Алексеевич, как самый младший в семье, был любимцем и баловнем. В противоположность сёстрам, он одевался даже богато. Мундир, форменные сюртук и тужурка у него были новее и богаче, чем у прочих учителей. В гимназию он являлся всегда тщательно выбритым, припомаженным и надушенным, чёрная бородка-эспаньолка очень гармонировала с его округлым, розовым лицом и всей приземистой полной фигурой.  Благодаря унаследованным от папаши иезуитски льстивым приёмам при обращении с нужными людьми, Владимир Алексеевич быстро продвигался по служебной дорожке, и, имея от роду не более сорока лет, он уже был обладателем чина статского советника и нескольких внеочередных орденов, в то время как его сверстники-учителя едва имели чин титулярного советник […] После революции Владимир Алексеевич преподавал в школе, а потом, находясь на пенсии, до последних лет своей жизни занимался чтением лекций на историко-филологические и археологические темы. Он скончался в ноябре месяце 1961 года, в возрасте 87 лет».

image005Лектор Костромского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (1941-1959 — свыше 600 лекций). Кавалер орденов Святой Анны и Святого Станислава II-III степеней, медалей и др. Корреспондент «Костромских губернских ведомостей», «Костромской старины», «Поволжского вестника» (Кострома), «Северной правды» (Кострома), Трудов областных историко-археологических съездов и других.

Предложенный читателю список научых и литературных трудов В. А. Андороникова позволяет говорить о нем, как о талантливом человеке, видящим свое предназначение в просветительской деятельности. Как знать, если бы не события 1917 года, какая бы у него сложилась жизнь, какие бы еще полузные для image006общества труды он пложил на благо народа и Отечества. Например, в книге Андроникова В.А. "О материалах по этнографии Костромского края», собранных местной губернской ученой архивной комиссией. (Живая старина в Костромской губернии)" Москва: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1902 г. представлен уникальный материал, собранный Костромской губернской ученой архивной комиссией, которая помимо прямой обязанности по сбору, хранению и описанию древних рукописей и предметов Костромского края, собирала материалы по этнографии Костромского края, взаимодействуя с простым народом, преимущественно через учителей земских и церковно-приходских школ. 

Псевдоним.: В.А. (К истории частушки // Поволжский вестник.- Кострома, 1906.- № 30-31)
Соч.: Воспитательное значение поэзии А.С. Пушкина.- М., 1900; Экскурсия воспитан- ников Костромской гимназии в Нижний Новгород и Казань, в июне месяце 1901 года.- М., 1902; Частушки Костромского края.- Кострома, 1906; О собирании памятников на- родного творчества в пределах Костромской губернии // Костромские губернские ведо- мости.- Кострома, 1902.- № 29-30, 33, 36, 40, 42-43; Свадебные причитанья Костромского края со стороны содержания и формы: доклад члена Костромской губернской ученой архивной комиссии В.А. Андроникова на Втором областном археологическом съезде в г. Твери // Там же.- 1903.- № 65-66, 68, 70, 74, 77-79, 82-84; 1904.- № 2-4, 6-7; Отд. отт.- Кострома, 1904; Памяти Н.Ф. Грамматина // Костромская старина: издание Костромской Ученой Архивной Комиссии.- Кострома, 1905 (обл. 1906).- Вып. VI.- С. 117-128; Отд. отт.- Кострома, 1904; Памяти П.А. Илинского // Там же.- 1911 (обл. 1912).- Вып. VII.- С. III-X; Отд. отт.- Кострома, 1909; Народные песни, сказания и легенды Махловской воло- сти Юрьевецкого уезда Костромской губернии // Там же.- С. 35-60; Отд. отт.- Кострома, 1909; К истории частушки // Поволжский вестник.- Кострома, 1906.- № 30-31; Копилка здравия // Северная правда.- Кострома, 1951.- 12 июня; О материалах по этнографии Костромского края, собранных местной губернской ученой архивной комиссией (Живая старина в Костромской губернии) // Труды Ярославского областного съезда (Съезда ис- следователей истории и древностей Ростово-Суздальской области).- М., 1902.- Отд. II.- С. 103-124; Отд. отт.- М., 1902; Свадебные причитанья Костромского края со стороны со- держания и формы // Труды II Областного Тверского археологического съезда 1903 года 10-20 августа.- Тверь, 1906.- Отд. III.- С. 33-92; Отд. отт.- Тверь, 1903; Страничка из исто- рии народно-бытовой медицины (Лечебные средства, употребляемые простым народом в пределах Костромской губернии) // Труды III областного историко-археологического съезда, бывшего в г. Владимире 20-26 июня 1906.- Владимир, 1909.- С. 1-30; Отд. отт.- Владимир, 1909.

Литература.: Костромские инскрипты XVIII-XX вв.: Аннотированный каталог / авт.-сост. О.В. Горохова, П.П. Резепин.- Кострома, 2015.- № 4, 13, 31, 54, 82; Костромское науч- ное общество по изучению местного края. Отчет о деятельности … за 1913 год (Год II).- Кострома, 1914.- С. 29; Полякова Л.Л. Юрьевец: Историко-краеведческий очерк.- Ярославль, 1984.- С. 26; Сухарева Т.П. Костромской художественный музей: События, факты, люди.- Кострома, 2006.- С. 11, 17, 20, 91; Яковлев П.С. Памятная книжка Императорского Археологического института в Санкт-Петербурге.- СПб., 1911.- С. 25; Костромской кружок любителей естествознания. Отчет о деятельности … за 1899/1900 гг. // Костромские губернские ведомости.- Кострома, 1900.- № 96.- С. 4; Горохова О.В., Резепин П.П. Автографы костромских этнографов // Страницы времен: историко-крае- ведческий журнал.- Кострома, 2012.- № 3 (14).- С. 167-168; Резепин П.П. Замечательные выпускники Костромской губернской гимназии // Костромская старина: историко-крае- ведческий журнал.- Кострома, 2006.- № 19.- С. 44; Резепин П.П. ККЛЕ + КОЛЕ = КНОИМК // Губернскiй домъ: историко-краеведческий культурно-просветительский научно-популярный журнал.- Кострома, 2007.- № 6 (81).- С. 17; Смирнов В.В. Две награды, или С тру- бой, как пароход // Костромской край.- Кострома, 1993.- 2 марта.

Архивы.: ГАКО. Ф. 121. Оп. 1. Д. 9000 (†); Ф. 130. Оп. 1. Д. 2114. Л. 147; Оп. 9. Д. 3216. Л. 8 об.; Д. 3691. Л. 180 об.; Оп. 11. Д. 1883. Л. 51; Ф. 179. Оп. 2. Д. 2. Л. 31; Ф. 429. Оп. 1. Д. 248. Л. 79 об.; Д. 253. Л. 72 об.; Д. 295. Л. 42 об.; Д. 306. Л. 174 об.; Д. 335. Л. 28 об.-269; Б/ш. Д. 10. Л. 25 об.; Д. 17. Л. 23 об.; Д. 199. Л. 36 об., 63; Р. 3058 (43 е.х.).

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Настоятельница Богоявленско-Анастасииного женского монастыря игумения Мария (Давыдова; 1822 - 1889)

Игумения Мария (Давыдова), при крещении София, родилась в семье московских дворян. Получив прекрасное образование и воспитание в духе христианского благочестия, она, оставив высшее общество, с матерью уехала в Сергиев Посад, где стала духовной дочерью наместника Троице-Сергиевой Лавры преподобного Антония (Медведева; 1792-1877). Здесь, в Лавре преподобного Сергия, у нее возникло желание встать на путь иночества. В 1847 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, она поступила послушницей в костромской Крестовоздвиженский Анастасиин девичий монастырь[1]. В 1858 году приняла постриг с именем Мария, а в 1863 году, после ухода на покой игумении Платониды, 3 февраля 1863 года была посвящена епископом Костромским и Галичским Платоном (Фивейским; 1809 – 1877) в сан игумении, и поставлена в управление обителью.

Подробнее...

Статьи

Статья Костромская голгофа

15 октября на научном богословском портале Богослов.ру опубликована статья Секретаря епархиального совета Кинешемской епархии, докторанта Общецерковной аспирантуры святых Кирилла и Мефодия  профессора протоиерея Дмитрия Сазонова «Костромская голгофа».

Подробнее...