Доклад председателя КЦИО проф. протоиерея  Дмитрия Сазонова «Устройство и деятельность Костромского церковно-исторического общества» 1912-2023 гг. ( в сокращении) на Петровских чтениях 13.10.2023 года

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

11Современное Костромское церковно-историческое общество является прямым наследником Общества, существовавшего в Костромской епархии в начале ХХ века. Первое церковно-историческое общество в Костроме своим возникновением обязано инициативе костромских церковных историков – преподавателя Костромской Духовной Семинарии Ивана Васильевича. Баженова, церковного писателя Ивана Михайловича Студицкого, ректора Костромской Духовной Семинарии протоиерея Василия Чекана, священника Михаила Раевского, и других выдающихся деятелей-костромичей, знатоков церковной и гражданской истории и краеведения своего времени. Свое благословение на создание Общества тогда дал Архиепископ Костромской и Галичский Тихон (Василевский), попечитель и непосредственный участник работы созданного Общества. Председателем Общества был избран И. В. Баженов. 21 декабря 1911 г. Святейшим Синодом был утвержден Устав Костромского церковно-исторического общества.

Возникновение церковно-историческое общества в Костроме, как и множества подобных обществ в России обязано общественному интересу пониманию русского самосознания, особенно остро возникшего после отмены крепостного права в 1861 году, пониманию и изучению отечественной истории и сохранению церковных древностей как подлинного наследия предков. Приходские священники, как и епархиальные власти, ещё  с 1834 года были вовлечены в работу по изучению памятников через губернские статистические комитеты[1]. Как правило, Церковно-археологические общества и церковно-археологические комитеты состояли из почётных, действительных членов и членов-сотрудников. После избрания на собрании общества они утверждались председателем, которым являлся епархиальный преосвященный. Финансирование и комитетов и обществ осуществлялось из членских взносов, пожертвований епархиальной власти и доходов от изданий. Лица, выполняющие исследования, не причислялись к государственным служащим и не получали доходов за эту деятельность. Таким образом, церковно-археологические комитеты и общества являлись общественными организациями и от большинства научных обществ отличались большей подчинённостью председателю[2].

Сбор сведений, описание и наблюдение за сохранностью старинных храмов, часовен, кладбищ, древних икон, старинной церковной утвари длительное время в уставах определялись как основное направление деятельности церковно-археологических организаций. Синодом неоднократно выпускались распоряжения о сборе подобных сведений через ЦАК и ЦАО[3].

Формы деятельности научных обществ ко времени массового создания ЦАО и ЦАК (1890-1910-е годы) были хорошо отработаны, различались только масштабом и состояли в проведении заседаний, сборе материалов, подготовке их к изданию, ответах на запросы правительственных учреждений и других научных обществ.

Костромское церковно-историческое общество, открытие которого состоялось 3 по ст.ст./16 июня 1912 года, имело своей целью изучение церковно-религиозной жизни в пределах Костромской епархии, в ее исторической и настоящей действительности, исследование сохранение и собирание памятников местной церковной древности и истории. Для достижения намеченной цели Общество предпринимало следующую работу:

  1. нахождение, описание, систематизация архивов церквей, монастырей и других епархиальных учреждений;
  2. изучение местных религиозных обычаев, преданий, церковных обрядовых особенностей;
  3. историческое исследование церковно-религиозной жизни, в частности, возникновение расколов и сектантства;
  4. распространение в обществе церковных, историко-археологических сведений, устройство выставок и публичных чтений церковно-исторического и церковно-археологического характера;
  5. публикация материалов и научных исследований по церковной истории и археологии Костромского края.

Выбраны были подобные для деятельности таких обществ три направления:

  1. собирательско-охранительное, которое состояло в выявлении, описании и сохранении вещественных и письменных памятников, главным образом архивов монастырей, духовно-учебных заведений и епархиальных учреждений, а также памятников зодчества: старинных храмов, часовен, кладбищ и пр.
  2. направление состояло в изучении церковной жизни определенного региона: обследовании внешнего и внутреннего развития местной и церковно-религиозной жизни, изучении местных религиозных обычаев, преданий и обрядов.
  3. пропаганда историко-археологических знаний в среде духовенства.

Следует отметить, что вскоре после начала своей деятельности Общество достигает значимых  результатов. В стенах Ипатьевского монастыря, в помещении «Романовских палат» был создан церковно-археологический музей, древлехранилище, а при нем архив и библиотека. В 1914 г. вышел в свет подготовленный членами Общества юбилейный сборник, посвященный 300-летию Дома Романовых. Церковно-Историческим Обществом неоднократно собирались съезды научной общественности, на которых присутствовали светила исторической науки Москвы и Петербурга: профессора А.П. Голубцов, Д.И. Иловайский, Н.В. Покровский, Ф.И. Успенский, искусствовед В.К. Лукомский, историк С.Ф. Платонов. Проводилась инспекторская и реставрационная деятельность по сохранению и сбережению церковных древностей, расположенных в пределах Костромской епархии, сохранение церковных памятников, представлявших историческую и культурную ценность.

На основании полученных материалов Общество развернуло широкую научно-просветительскую деятельность, которая приносила неоспоримую пользу как государственным, церковным, так и общественным учреждениям.

Революционные события 1917 г. нанесли серьезный удар по деятельности Общества. В 1919 г. Костромское Церковно-Историческое Общество прекратило свое существование. А год спустя, 9 февраля 1920-го года умер его бессменный председатель и организатор Иван Васильевич Баженов. Но посеянные трудами деятелей Общества добрые семена не погибли, но после зимы государственного атеизма и запрета неправительственных организаций дали всходы.

В начале ХХI века, изменения возникшие в государстве и обществе выявили острую потребность в работе организации, которая могла бы не только собирать церковный археологический и исторический материал, но и обрабатывать его, анализировать, популяризировать, и доносить его до широких кругов общественности.  Такую потребность ощущали и священнослужители, и деятели костромской исторической науки, и краеведы, и все, кому небезразличны исторические судьбы Костромского края, малой Родины, и Отечества в целом, что было отражено в рапорте поданном Управляющему Костромской епархией архиепископу Александру (Могилеву)[4].  Архиепископ Александр дал свое архипастырское благословение на начало организационной и научной деятельности Костромского церковно-исторического общества.

Усилия по созданию, а точнее по воссозданию Общества, завершились утверждением 6 апреля 2006 года предложенным священноначалию Костромской епархии «Положения о Костромском Церковно-Историческом Обществе» на первом заседании Общества 6 июня 2006 года, на котором был утвержден состав организации, о чем было принято донести до каждого неравнодушного человека, интересующегося историей родного края. Приняты цели и задачи Общества. Председателем возрожденного КЦИО был избран клирик Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора Костромы протоиерей Дмитрий Сазонов.  

19 июня 2006 г. состоялось первое заседание возрожденного Костромского Церковно-Исторического Общества в расширенном составе. Оно носило организационный характер. Был избран Совет общества, ревизионная комиссия, был принят новый устав, отражающий основные положения дореволюционного устава Общества 1911 года. На собрании было утверждена аббревиатура Общества как КЦИО (Костромское церковно-историческое общество). Намечено создание сайта и выпуск периодического печатного издания. Непременными членами Общества стали 15 человек в священном сане, среди которых - архимандриты монастырей, благочинные епархиальных округов, ректор Костромской духовной семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев). Действительными членами Общества стали так же 15 человек - в основном из преподавательской корпорации ВУЗов г. Костромы, краеведов и музейных работников. На собрании был избран попечитель Общества, которым стал Управляющий Костромской епархией архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев, упр. Костромской епархией с 1989-2010 гг.), на рассмотрение и утверждение которому был представлен список членов Общества.

Возрожденное Общество став наследницей идей КЦИО продолжило труды покойного И. В. Баженова, его соработников, внесших неоценимый вклад в исследование и сохранение памятников церковной и народной культуры. В настоящее время руководящий и исполнительный орган Общества состоит из председателя и зампредседателя, Совета Общества и ревизионной комиссии, непременных и действительных членов. Количественный состав Общества в настоящее время определяется 40 членами, разными по своему возрастному и должностному уровню.

 В деятельности возрожденного Общества приоритетными были признаны просветительская, научная и архивно-музейная деятельность.

Просветительские мероприятия. Уже 19 ноября 2006 года, в актовом зале Костромской духовной семинарии состоялся вечер памяти прекрасного костромского поэта священника Валерия Бурдина, а 7 декабря, состоялся вечер посвященный личности основоположника церковной археологии, доктора церковной истории, почетного члена дореволюционного КЦИО, профессора С.-Петербургской духовной академии, директора археологического института Н. В. Покровского (1848-1917). На нем председатель Общества, протоиерей Дмитрий Сазонов, представил доклад, в котором была дана оценка жизни и трудов, нашего знаменитого земляка. Выступили с докладами освещающими и дающими оценку деятельности Н. В. Покровского другие члены Общества. На вечере было принято решение об организации в актовом зале Семинарии исторического музея Костромской епархии, носящего имя выдающегося нашего земляка, ученого, археолога Н. В. Покровского. Вскоре была разработана его концепция, завезены витрины и экспонаты. К сожалению, по ряду причин, музей просуществовал до 2009 года, экспонаты и витрины частью были вывезены, частично оставлены в Семинарии. В настоящее время часть витрин находится в семинарской библиотеке.

С 2006 года Костромским церковно-историческим обществом была начата работа по созданию на базе Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова теологического факультета, которая получила свою реализацию в 2011 году. По благословению правящего архиерея подготовка и разработка соглашений и программ была поручена председателю КЦИО протоиерею Дмитрию Сазонову. Еще с 2005 года в костромских университетах (КГТУ, КГУ, КГСХА с 1993 г.) был введен курс «История религий», который читал кандидат богословия, д-р философских наук профессор протоиерей Дмитрий Сазонов.

Члены КЦИО проводя цели и задачи по сбору и архивных данных о церковных древностях и их нынешнему нахождению и состоянию, активно участвовали в Григоровских, Воронцовских, Паисиевских краеведческих чтениях проводимых в Костромской области. С 2007 года КЦИО совместно с кафедрой культурологи Костромского государственного университета активно участвовало в международных научных конференциях посвященных жизни и трудам священника Павла Флоренского. В 2008 году состоялась конференция «Проблемы культурософии в трудах священника Павла Флоренского». Статьи и материалы исследования членов Общества посвященные актуальным проблемам историографии, философии, краеведения и археологии выходили в костромских научных сборниках «Энтелехия», «Акмеология образования», Вестнике Костромского государственного университета.

 Направление деятельности Общества призванное вместе с научным сообществом вести исследовательскую и научную работу, а также, тиражировать знания по изучению истории родного края, увенчалось многими знаковыми событиями и акциями.

 21 июня 2016 года в день памяти святого великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы, в Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова (лицевой фасад корпуса «В», ул. 1-е Мая д. 16) состоялось освящение мемориальной доски, посвященной одному из основателей будущего госуниверситета им. Н. А. Некрасова мученику профессору Юрию Петровичу Новицкому. Юридический факультет Костромского госуниверситета стал носить имя Ю. П. Новицкого. 27 августа 2022 года в Костроме состоялась церемония открытия мемориальной доски известному русскому философу, богослову и священнослужителю Русской Православной Церкви о. Павлу Флоренскому. Памятная доска была установлена на Аллее признания в рамках празднования дня города и 140-летия со дня рождения отца Павла Флоренского. https://foma.ru/v-kostrome-otkryli-memorialnuju-dosku-svjashhenniku-pavlu-florenskomu.html.

 На средства, собранные Обществом, в 2007 году был установлен крест-памятник на могиле священника-поэта о. Валерия Бурдина в ограде Иоанно-Богословской церкви в Ипатьевской слободе, прошла реставрация памятного креста на могиле профессора МДА философа прот. Феодора Голубинского. Возрожден крест на могиле бывшего обер-прокурора Святейшего Синода А.Д. Самарина. 14 мая 2021 года в Костроме, на здании школы-интерната для детей с ограниченными возможностями по слуху, была открыта и освящена мемориальная доска в честь основателей этого уникального учебного заведения - Елене и Владимиру Филаретовым. 8 мая этого года одной из старейших школ для глухонемых - костромской исполнилось 100 лет. Уникальна она тем, что создана в тяжелейшее для страны время – в 1921 году. Создана школы была усилиями супругов Владимира Александровича и Елены Константиновны Филаретовых. Он - военный инженер, полковник, дворянин. Она - выпускница Петербургского Сиротского Николаевского института и двухгодичных курсов обучения глухонемых детей. За шесть лет, которые Е. К. Филаретова  возглавляла новое учебное заведение, была налажена умная педагогическая система, включающая в себя не только постановку звуков, исправление речи, общеобразовательные дисциплины, но и трудовое воспитание, нормальный быт и пропитание. В 1925 году как «бывший царский офицер и религиозный человек» В.А. Филаретов уволен из школы. А в 1930-м по абсурдному обвинению был репрессирован и сослан в северные лагеря, где погиб. За отсутствием состава преступления реабилитирован в 1990-м. https://sazonow.ru/novosti/1213-14-maya-2021-otkrytie-i-osvyashchenie-memorialnoj-doski-v-chest-eleny-i-vladimira-filaretovykh-na-zdanii-shkoly-internata-dlya-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-po-slukhu-berezovyj-pr-zd-1?ysclid=lnjthadu9n

Общества продолжает вести свою просветительскую работу в качестве объединяющей силы, собирающей под своим началом светских и церковных ученых, для плодотворного диалога церковной и светской науки.

Костромское церковно-историческое общество выступило организатором масштабных международных и региональных научно-практических конференций, выставок, круглых столов, проходивших с 2007 по 2020 годы. Они были призваны проявить в обществе интерес к историческому прошлому, изменить оценки данные историографией в советское время. Конференции проходили под темами, определявших их исторический и исследовательский ракурс: «Путь святости земли Костромской», «Романовские чтения» (выросшие до размеров Романовского фестиваля), «Царские дни в Костроме», «Твои века Кострома». Работа конференций проходила в ВУЗах г. Костромы при участии большого количества студенческой молодежи. Их участниками стали светские и церковные ученые и исследователи со всех уголков России. Были напечатаны сборники материалов конференций. С 2008 г. по 2010 гг., в актовом зале Костромской духовной семинарии, с участием профессорско-преподавательского корпорации, студентов ВУЗов г. Костромы, воспитанников Костромской духовной семинарии, регулярно проходили круглые столы под общим названием «Русская идея».

5 февраля 2007года в актовом зале Костромской духовной семинарии при активном сотрудничестве КОЦИО, при сотрудничествве с «Фондом 400-летия Дома Романовых» была открыта выставка «История государства Российского в памятниках Костромы», затем 22 апреля там же состоялся художественно-поэтический вечер «Весна духовная» с участием костромских художников и поэтов. 11 ноября 2008 года в актовом зале КоДС прошла презентация книги писательницы О. Р. Сидельниковой-Вербицкой «На что душа моя оглянется», посвященной ее воспоминаниям о жизни русской эмиграции во Франции и Тунисе, 14 августа 2008 года книги О. Куколевской «Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Организационными усилиями КЦИО проведены десятки круглых столов, симпозиумов, семинаров, презентаций книг, имеющих цели общественной дискуссии по ряду вопросов, представляющих интерес и значение для оценки исторического опыта.

    Общество расширяет грантовую деятельность. На муниципальный грант была создана выставка «Костромская Голгофа», которая с 2017 года демонстрируется в церковных, образовательных и музейных площадках. Так, 22 сентября 2023 года в Галичском краеведческом музее состоялось открытие выставки «Костромская Голгофа» и презентация монографии «За святую правду любви и братства: епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий)». Книгу представила автор А. Г. Дмитриенко. Основу краеведческой выставки «Костромская Голгофа» составляют исторические документы и фотографии, повествующие о репрессиях против священнослужителей и мирян Костромской губернии в 1917-1953 годах. С 201 7 года по благословению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта выставка созданная Костромским церковно-историческим обществом демонстрировалась в Нерехтском и Шарьинском краеведческих музеях, в Костромской духовной семинарии, в Костромской областной универсальной научной библиотеке, в Духовно-просветительском центре «Кострома», а также в шести храмах и десяти учебных заведения Костромы и Нерехты. https://ok.ru/galichsky.kraevedcheskymuzey/statuses/156247446182825

  31 мая 2017 года в библиотеке Дома Романовых открылась организованная КЦИО выставка «Утраченные святыни Костромы». На снимках – взорванные соборы и колокольня Костромского Кремля; монастыри и маленькие церквушки, которые в купеческой Костроме были на каждой улице. Всего, по разным подсчетам, наш город утратил больше 30 церквей. Еще около 20 были закрыты и перестроены под различные учреждения. Сегодня в Костроме некоторые из этих храмов начали восстанавливать. Так, с нуля воссоздают Костромской Кремль с двумя соборами. Реставрируется Вознесенский храм XVII века в Мельничном переулке и церковь Благовещения на улице Свердлова, в которой служил дед великого драматурга Островского. Но большинство уничтоженных храмов по-прежнему можно увидеть лишь на старых снимках. Если их когда-нибудь восстановят, то облик Костромы, которую в царское время называли «городом церквей», будет совсем иным, уверены устроители выставки. https://gtrk-kostroma.ru/news/V-biblioteke-Doma-Romanovih-otkrilasy-vistavka-Utrachennie-svyatini-Kostromi/

20 февраля 2013 года в актовом зале Администрации города прошел организованный КЦИО круглый стол «Монархическая идея в XXI веке». Он прошел накануне визита в Кострому Главы Российского Императорского Дома Великой Княгини Марии Владимировны, который состоялся 8-10 марта. Заседание круглого стола в Костроме открыло празднования юбилейного года «400-летия Дома Романовых» в России. https://ria.ru/20130220/923878522.html

Ежегодно, 30 октября в День памяти жертв репрессий, в Костроме у стен Пантелеимоновско-Елисаветинского храма проходит организованная КЦИО мемориальная акция Молитва памяти. После панихиды и чтения имен репрессированных, участники Молитвы памяти возлагают цветы и поставят свечи к мемориальному знаку жертвам репрессий на площади Мира, а также на могилу репрессированного обер-прокурора Святейшего Синода и Главноуполномоченного Российского общества Красного Креста в годы Первой мировой войны Александра Дмитриевича Самарина, которая находится на территории бывшего Александро-Невского кладбища Костромы. https://dzen.ru/a/Y1vG0zTW2XtIQiIh?utm_referer=yandex.ru

 Кроме выходившего регулярно альманаха КЦИО «Светочъ» (2007-2012 гг. 8 номеров), трудами КЦИО был возрождено дореволюционный печатное издание «Костромские епархиальные ведомости», а также,  выпущены издания краеведческого и просветительского характера. Назовем лишь некоторые из них: сборник избранных стихов священника Валерия Бурдина «От Черного моря до Черной речки» (2006), Ю. В. Смирнова «Судиславский Преображенский собор» (2008), О.С. Куколевской «Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря» (2008) справочно-методическое пособие «Святыни Ивановского края» (2013), сборник «Костромская Голгофа» прот. Дмитрия Сазонова, авторов-составителей М. Н. Мимясова и прот. Д. Сазонова тур-конструкторы «Паломник»: «Компоненты христианства» (2012), «Святыни Ивановского края». Справочно-методическое пособие» (2013),  «Святые и святыни Костромского края» (2016), «Новомученики и исповедники Костромского края: справочное пособие» (2017), и другие. https://k1news.ru/news/society/v-tserkovnykh-lavkakh-goroda-poyavilas-kniga-kostromskaya-golgofa/  

Начиная с 2021 года Костромское церковно-историческое общество и Костромской центр региональных исследований ежегодно издают приложение к альманаху «Светочъ» – краеведческую газету «Красносельский светочъ», которая бесплатно распространяется в Красносельском районе Костромской области. В ней размещены исторические и краеведческие материалы. Тираж газеты 10000 экземпляров. https://kostromamitropolia.ru/news/11883/ .

14 апреля 2015 гоаде стартовал новый просветительский краеведческий проект КЦИО  «Неизвестная Кострома», в рамках которого проводились бесплатные экскурсии для всех желающих. https://sazonow.ru/novosti/610-neizvestnaya-kostroma

На постоянной основе члены КЦИО проводили как инспекционную, так и консультативную работу с реставраторами и рабочими, занимающимися восстановительными работами по воссозданию разрушенных в годы лихолетий костромских церквей. Восстановление дивной костромской церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (ул. Свердлова 24) после возвращения Костромской епархии (строительством которой в 1795 г. руководил дед знаменитого драматурга А. Н. Островского священник Федор Островский) было поручено члену КОЦИО протоиерею Сергию Бесчастному. Благодаря государственной программе восстановления памятников архитектуры, церкви был возвращен ее первоначальный вид. Восстановительные работы начались по приведению в должное состояние церкви Вознесения на Дебре (пер. Мельничный, 5-а). В начале ХХ века Вознесенский храм являлся одним из наиболее примечательных памятников церковного зодчества Костромы; его изучали выдающиеся церковные историки - Н.В. Покровский, А.Л. Голубцов. В 2007-2015 г.г. проведены работы по реставрации четверика, подклета, предела Николая Чудотворца, пяти барабанов, северного предела, фундаментов, устройство водостока, воссоздание и монтаж крестов, восстановление и монтаж ставней и дверных полотен, электромонтажные и пусконаладочные работы. С 2029 года идут работы по строительству больничного Пантелеимоновско-Елисаветинского храма и воссоздания морского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы (XVI в.).

Костромское церковно-историческое общества активно участвует в работах по воссозданию храма Рождества Пресвятой Богородицы (XVI в.) на костромской набережной. Воссозданию морского храма предшествовали масштабные археологические раскопки. Председателю КЦИО прот. Дмитрию Сазонову было поручено совершить христианское погребение обнаруженных человеческих останков. https://vk.com/wall-152186257_745034 В цокольном этаже Рождества-Богородичной церкви планируется открыть музей, где будут представлены экспонаты из прежнего музея КЦИО, а также, туда войдут другие экспозиции исторической тематики.

Костромское церковно-историческое общество сразу же с момента его возрождения привлекло к сотрудничеству в своих проектах Департамент образования и науки Костромской области, Фонд Российской государственности и 400-летия Дома Романовых, Костромские вузы, музеи и архивы. Сотрудничало с региональными общественными организациями: Подписаны соглашения о сотрудничестве с региональными отделениями «Многонациональная Кострома», «Союз казаков России», Российским географическим обществом, Московским Преображенским православным братством, Костромским государственным университетом, Костромским областным архивом, московским Свято-Филаретовским институтом, ВООПИК, и другими. Ярко проявляется сотрудничество с Костромским отделением ВООПИК и «Том Сойер Фест», которое реализуется в проектах по восстановлению облика значимых строений в Костроме. Так, например, 5 октября завершился Волонтёрский фестиваль в Ипатьевской слободе, организованный Том Сойер Фестом и Костромским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Результатом двухмесячной работы стало восстановление внешнего облика старинного деревянного дома напротив Северо-Западной башни Ипатьевского монастыря. Это здание включено в реестр исторически ценных градоформирующих объектов под названием «Жилой дом с резными наличниками». Отрадно, что такие знаковые мероприятия проходят в сотрудничестве с КЦИО. https://kostroma.mk.ru

Костромское церковно-историческое общество в лице председателя и зампредседателя Общества участвует в работе муниципальных комиссий по наименованию улиц и установке памятных знаков в г. Костроме.

О многогранной деятельности КЦИО за прошедшие годы можно подробно посмотреть на сайтах КЦИО kocio.mrezha.ru и kocio.narod.ru, в журналах собраний Костромского церковно-исторического общества kocio.mrezha.ruindex.php/2010-09-02-15-16-05/65… http://www.kocio.mrezha.ru ; https://kcio.org ; https://vk.com/k ; http://kocio.narod.ru ; https://ok.ru/kcio.org, а также на сайте прот. Дмитрия Сазонова https://sazonow.ru .

Деятельность Костромского церковно-исторического общества подало пример и соседним регионам, которые стали создавать подобные общества у себя. Так, в 2012 году под руководством прот. Дмитрия Сазонова, настоятеля Богоявленской церкви г. Ярославля и проректора по науке Ярославской духовной семинарии было создано Ярославское церковно историческое общество. В настоящее время Ярославское Церковно-историческое общество ведет активную уставную деятельность.

18 мая 2016 года Костромское церковно-историческое общество стало Костромской областной общественной организацией и получило статус юридического лица.

На протяжении 2022 года в Костроме прошли мероприятия по знаменательной дате - 110-й годовщине создания Костромского церковно-исторического общества. https://novosti44.ru/2022/16371-kostromskomu-tserkovno-istoricheskomu-obshchestvu-110-let На различных площадках прошли семинары, были представлены выставки, презентации, сопровождавшиеся чтением тематических лекций об истории и задачах КЦИО.

Деятельность Общества ярко свидетельствовала, что Русская Православная Церковь может быть объединительной силой общества на пути осмысления истории и сбережения великого наследия предков.

 

[1] Комарова И.И. Научно-историческая деятельность губернских и областных статистических комитетов // АЕ за 1978 год. М., 1979.

[2] Устав Тверского епархиального историко-археологического комитета. Тверь, 1909. 8 с; Устав Томского епархиального историко-археологического общества. Томск, 1914.

[3] Сборник статей и документов, изданных Тверским епархиальным историко-археологическим комитетом. Тверь: тип. Губ. правления, 1903. С. 18-21.

[4]  С 26 июля 2010 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит  Астанайский и Казахстанский, глава Казахстанского митрополичьего округа.

 

01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18-1
19
20

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Драгоценные оклады чудотворной Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери Костромского Ипатьевского монастыря

В многочисленном ряду духовно-исторических святынь Костромского Ипатьевского монастыря чудотворный образ Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери занимает одно из главных мест со времени принесения его в монастырь повелением царя Михаила Федоровича Романова. История появления и пребывания данного образа в Ипатьевском монастыре достаточно подробно рассмотрена в статье автора настоящего сообщения, которая была опубликована в 2003 году.1

Подробнее...

Статьи

Романовы и Салтыковы

«Ни из одной фамилии не было столько бояр, столько фельдмаршалов и столько главных начальников Москвы, как из Салтыковых», - отметил еще Петр Владимирович Долгоруков, но и в костромской истории их было немало.

Подробнее...