Новомученики, связанные с Костромской землей
Среди новомучеников, пострадавших за веру в 20-м веке, есть святые связанные рождением, корнями, работой и учебой с Костромской землей.
Хотелось бы рассказать о некоторых из них.
Мученик Юрий (Юрий Петрович Новицкий) связан с Костромой работой.
Дни памяти: Январь 29 (новомуч.), Июнь 4 (Петерб.), Июль 31
Родился 10 ноября 1882 года в городе Умани Киевской губернии. Окончил 1-ю гимназию и в 1908 году юридический факультет Киевского университета. С 1913 года доцент, затем — профессор кафедры уголовного права Петроградского Университета.
После 1917 года Юрий Петрович, будучи профессором Педагогического института дошкольного образования, являлся организатором и учёным секретарём Петроградского Педагогического института социального воспитания и дефективного ребёнка.
В 1919 году активно участвовал в организации в Костроме Рабоче-Крестьянского университета в память Октябрьской революции и несколько лет регулярно читал там лекции по советскому законодательству. Создал в Костроме кабинет и библиотеку по этой теме.
Был членом Совета Петроградского Богословского института. С 1920 по 1922-й годы являлся председателем правления Общества объединённых Петроградских православных приходов.
Юрий Петрович был арестован в мае 1922 года. Признать себя виновным на суде отказался, держался спокойно и ровно. 5 июля был оглашён приговор трибунала, по которому священномученики митрополит Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский) и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров приговаривались к расстрелу. В ночь на 31 июля (13 августа н. ст.) 1922 года они, обритые и одетые в лохмотья, были расстреляны, по некоторым сведениям, на окраине Петрограда на станции Пороховые.
Прославлен новомученик в 1992 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.
О новомученике Юрии Петровиче Новицком мне рассказал руководитель музея Костромского государственного университета Владимир Константинович Сморчков. Он любезно согласился, чтобы я обнародовала его находку. Ю.П. Новицкий стоял у истоков создания этого высшего учебного заведения в Костроме. Материал о святом собирают в музее ВУЗа.
Феодор (Поздеевский Александр Васильевич), еп., вп. - архиепископ
21.03.1876-23.10.1937. Связан с Кстромской землей рождением и учебой.
Сын протоиерея из с. Макарьевского Ветлужского уезда Костромской губ. Окончил Костромскую дух. семинарию (1896) и Казанскую Дух. Академию (1900), приняв монашество и сан иеромонаха (VI-VII, 1900).
Инспектор Каз. дух. семинарии (с 1902 г.), магистр богословия (КазДА,1903). Ректор Тамбовской семинарии (с 1904 г.). Ректор Моск. дух. семинарии (с 1906 г.). Архимандрит с 18.3.1909 г.
Ректор МДА (19.8.1909-1.5.1917), в сане епископа Волоколамского с 21.8/14.9. 1909 г. (четвертого, а с 1916 г. - первого викария Московского митрополита), преподававший в Академии аскетику (по каф. Пастырского богословия).
Товарищ Председателя Всероссийского съезда ученого монашества, проходившего в Моск. Дух. Академии с 7 по 14 июля 1917 г., где был избран представителем на Предсоборный Совет от ученого монашества.
Председатель 2-го Всероссийского съезда представителей от монастырей, проходившего в Лавре с 16 по 23 июля 1917 г., где он был избран делегатом на Поместный Собор Русской Церкви.
С 1 мая 1917 г. он был назначен управляющим Даниловым монастырем.
Репрессии епископ Феодор подвергся еще в 1920 году.
27 июня ( или 13 июля ?) он был арестован без предъявления обвинения, а 26 июля осужден Президиумом ВЧК"за агитацию против Советской власти" на заключение в лагерь"до конца гражданской войны", но в ноябре приговор был произнесен уже другой: тюремное заключение в течение 5 лет, и он был переведен из Таганской тюрьмы в Бутырскую, где провел около полутора лет.
Второй раз он был арестован в 1923 году ( по одним данным, в Костромской губ. 14 марта с переводом в Москву через пару недель, по другим - в Москве 28 марта), но через 3 месяца, 20 июня, - под подписку о невыезде - был освобожден, и через несколько дней участвовал в отпевании известного московского священника о. Алексия Мечова.
В третий раз он был арестован 16 апреля 1924 г., в Даниловом монастыре. При допросе 18 апреля на стандартный вопрос о политических убеждениях ответил: смотрю на соц. революцию: как на средство; полезность ее определить затрудняюсь..".
19 июня 1925 году по приговору ОСО СССР (по ст. 59 и 73) выслан в Киркрай на три года, а именно в Аулие-Ата (= г. Джамбул) в Киргизском крае (ныне - Казахстан).
4 ноября 1927 года по постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ СССР он был освобожден с запрещением проживать в шести важнейших городах страны. Был на поселении с 1928 г. в г. Тургай в Казахстане, потом - в Орске Оренбургской губернии.
В 1929 г. архиеп. Феодор вновь был арестован, уже в пятый раз, но в 1930 году, он, видимо, был освобожден, и фактически, отделился от митрополита Сергия, но без декларации об этом.
Вероятно, в том же 1930 году он получил еще три года лагерей, которые он отбывал во 2-м отделении Свир-Лага, как об этом свидетельствуют документы Политического Красного Креста.
В 1933-34 годах был, якобы, на свободе, а в январе 1933 г. он был арестован и 26 июля осужден по ст. 58-10,-11 на пятилетнюю ссылку в Казахстан, откуда после 1935 года был переведен в Сыктывкар, или в его район, где осенью в 1937 г. Управлением НКВД Ивановской области он был арестован, 22 октября приговорен к высшей мере наказания, и 23 октября был расстрелян в Ивановской тюрьме.
Канонизирован русской православной церковью за рубежом.
В музее вновь восстановленного Даниловского монастыря в Москве собирают сведения о священномученике Феодоре. Даниловцы приезжали на родину святого в село Макарьевское и привезли в Москву вещи из дома епископа. В музее представлен самовар, принадлежавший семье святого. О новомученике в монастыре выпущен отдельный номер журнала «Даниловский благовест». В издательстве монастыря выпущены книги о епископе.
Митрополит Серафим (Чичагов) связан с Костромской землей происхождением. Происходит из известного костромского рода дворян Чичаговых.
Митрополи́т Серафи́м, в миру — Леони́д Миха́йлович Чичаго́в (9 января 1856 Санкт-Петербург — 11 декабря 1937 Бутовский полигон) — епископ Русской Церкви; с февраля 1928 года митрополит Ленинградский. Один из основателей Союза русского народа.
С 1878 года был духовным чадом знаменитого священника Иоанна Кронштадтского. По его благословению вышел в отставку и принял духовный сан. С 1881 года — староста Преображенского собора и ктитор Сергиевского всей Артиллерии собора в селе Клеменьеве, самостоятельно изучал богословские науки. Интересовался проблемами народной медицины (автор системы лечения организма лекарствами растительного происхождения, которая изложена им в фундаментальном труде «Медицинские беседы»). Кроме того, подготовил к публикации мемуары адмирала П. В. Чичагова.
26 февраля 1893 года в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов (в Кремле) был рукоположен в сан диакона, 28 февраля того же года — в сан священника этого храма. На свои деньги реставрировал храм и основал при нём Общество Белого креста, имевшее целью помощь офицерским детям.
С 14 февраля 1896 года — священник храма свт. Николая на Старом Ваганькове, окормлял артиллерийские части Московского военного округа. До этого храм в течение тридцати лет был закрыт; о. Леонид на свои деньги реставрировал и его.
В 1896 году вышло в свет первое издание составленной им «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», значительная часть которой была посвящена деятельности Серафима Саровского. Посетил этот монастырь, где монахиня Пелагия, помнившая старца Серафима, сказала ему: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления». Позднее действительно получил аудиенцию у императора Николая II, передал ему свою книгу, что способствовало канонизации Серафима Саровского.
Овдовев, 14 августа 1898 года пострижен в монашество с именем Серафим. В 1899 году был назначен настоятелем суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с возведением в сан архимандрита. Занимался реставрацией этого монастыря, написал житие преподобного Евфимия.
С 14 февраля 1904 года — настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, за короткое время реставрировал Воскресенский собор этого монастыря.
10 апреля 1905 года года в Успенском соборе Московского Кремля митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) и другими архиереями хиронисан в епископа Сухумского.
С 6 февраля 1906 года — епископ Орловский и Севский.
С 16 сентября 1908 года — епископ Кишиневский и Хотинский. 16 мая 1912 года возведен в сан архиепископа.
С 20 марта 1914 года — архиепископ Тверской и Кашинский. В 1917 году как монархист был уволен с Тверской архиерейской кафедры. Участвовал в работе Поместного Собора 1917—1918 годов в Москве.
С 17 сентября 1918 года — митрополит Варшавский и Привислинский; из-за военно-политической ситуации не смог выехать в Варшаву, жил в Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры.
С 1920 года — в Москве, где служил в различных храмах.
24 июня 1921 года было издано постановление судебной тройки ВЧК о его заключении в концлагерь сроком на два года. Однако был арестован лишь 21 сентября того же года, заключён в Таганскую тюрьму. Тяжело заболел, и 16 января 1922 года был освобождён.
25 апреля 1922 года решением судебной коллегии ГПУ выслан в Архангельскую область.
В марте 1923 года выслан в Марийскую область.
16 апреля 1924 года вновь арестован по обвинению в организации прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году; 14 июля освобождён из-под стражи по ходатайству Патриарха Тихона, но был вынужден покинуть Москву. Жил в Воскресенском Феодоровском монастыре под городом Шуя на покое.
В 1927 году признал власть Заместителя Патриаршего Местоблюстителя — митрополита Сергия (Страгородского) и поддержал его декларацию, направленную на безоговорочное подчинение советской власти.
С 23 февраля 1928 года — митрополит Ленинградский и Гдовский. Первое богослужение в Ленинграде совершил 18 марта в Спасо-Преображенском соборе, где прежде был ктитором; последнее — там же 24 октября 1933 года. В его управление Ленинградской епархией в Ленинграде состоялось первое массовое закрытие крупных приходских храмов (некоторые из них тут же демонстративно снесли), в феврале 1932 были арестованы, а затем высланы практически все монашествующие. В 1931 целиком "безбожным" стал Кронштадт - все храмы города закрыли, все духовенство выслали.
14 октября 1933 года был уволен на покой.
В 1933—1934 годах жил в Москве: некоторое время в резиденции митрополита Сергия близ Богоявленского собора в Елохове, затем в посёлке Малаховке, снимая две комнаты.
30 ноября 1937 года арестован, был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму, в связи с невозможностью из-за тяжёлой болезни перевезти его в арестантской машине, доставили в машине «скорой помощи». При аресте у него были изъяты рукопись второго тома «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», книги, музыкальные произведения, иконы, облачения.
7 декабря 1937 года «тройка» НКВД по Московской области приняла постановление о его расстреле по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации». Расстрелян на полигоне НКВД в подмосковском посёлке Бутово.
В 1997 году Архиерейским собором Русской православной церкви причислен к лику святых как новомученик.
Ежегодно в Москве проводятся дни памяти митрополита Серафима (Чичагова) и его внучки Серафимы (Чичаговой-Черной), первой игумении Новодевичьего монастыря после его возрождения.
Павел Александрович Флоренский (1882-1937). Русский религиозный философ и ученый. Связан с Костромской землей происхождением. Предки по отцу служили диаконами в Кадыйском районе.
Родился 9 января (по старому стилю) в местечке Евлах на западе нынешнего Азербайджана. По отцу его родословная уходит в русское духовенство, мать же происходила из старинного и знатного армянского рода. Флоренский очень рано обнаружил исключительные математические способности и по окончании гимназии в Тифлисе поступил на математическое отделение Московского Университета. По окончании Университета он не принял предложения остаться при Университете для занятий в области математики, а поступил в Московскую Духовную академию. В эти годы он вместе с Эрном, Свенцицким и о.Брихничевым создал "Союз христианской борьбы", стремившийся к радикальному обновлению общественного строя в духе идей Вл.Соловьева о "христианской общественности". Позже Флоренский совершенно отошел от радикального христианства.
Еще в годы студенчества его интересы охватывают философию, религию, искусство, фольклор. Он входит в круг молодых участников символического движения, завязывает дружбу с Андреем Белым, и первыми его творческими опытами становятся статьи в символистских журналах "Новый Путь" и "Весы", где он стремится внедрять математические понятия в философскую проблематику.
В годы обучения в Духовной Академии у него возникает замысел капитального сочинения, будущей его книги "Столп и утверждение истины", большую часть которой он завершает к концу обучения. После окончания Академии в 1908 году он становится в ней преподавателем философских дисциплин, а в 1911 году принимает священство и в 1912 году назначается редактором академического журнала "Богословский вестник". Полный и окончательный текст его книги "Столп и утверждение истины" появляется в 1924 году.
В 1918 году Духовная Академия переносит свою работу в Москву, а затем закрывается. В 1921 году закрывается и Сергиево-Пасадский храм, где Флоренский служил священником. В годы с 1916-го по 1925 Флоренский пишет ряд религиозно-философских работ, включая "Очерки философии культа" (1918), "Иконостас" (1922), работает над своими воспоминаниями. Наряду с этим он возвращается к занятиям физикой и математикой, работая также в области техники и материаловедения. С 1921 он работает в системе Главэнерго, принимая участие в ГОЭЛРО, а в 1924 году выпускает выпускает в свет большую монографию о диэлектриках. Другое направление его деятельности в этот период - искусствоведение и музейная работа. Одновременно Флоренский работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её ученым секретарем, и пишет ряд работ по древнерусскому искусству.
Во второй половине двадцатых годов круг занятий Флоренского вынужденно ограничивается техническими вопросами. Летом 1928 г. его ссылают в Нижний Новгород, но в том же году, по хлопотам Е.П.Пешковой, возвращают из ссылки. В начале тридцатых годов против него развязывается кампания в советской прессе со статьями погромного и доносительского характера. 26 февраля 1933 г. последовал арест и через 5 месяцев, 26 июля,-- осуждение на 10 лет заключения. С 1934 г. Флоренский содержался в Соловецком лагере. 25 ноября 1937 г. особой тройкой УНКВД Ленинградской области он был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 8 декабря 1937 г.
Отец Павел Флоренский расстрелян на Соловках.
На исторической родине отца Павла Флоренского в селе Завражье каждый год проходят конференции и в село приезжают гости. Конференции проходят одновременно с чествованием кинорежиссера Андрея Тарковского, уроженца села Завражье. Всело часто приезжает отец Андроник (Трубачев) – внук отца Павла. Возле разрушенного храма, в котором, предположительно, служили предки отца Павла установлен памятный крест с именами его предков.
В Москве, в квартире, в которой жил отец Павел, организован музей Павла Флоренского и новомучеников Российских. Руководит им отец Андроник.
Особенно подробно мне бы хотелось рассказать об отце Иоанне Кесарийском, рождением, происхождением и обучением связанным с Костромской землей.
Иоанн Никанорович Кесарийский, протопресвитер,
20.01.1878, Костромская губерния -16.11.1937, Бутовский полигон.
Сын протоиерея из с. Макарьевского Ветлужского уезда Костромской губ. Окончил Костромскую дух. семинарию (1896) и Казанскую Дух. Академию (1900), приняв монашество и сан иеромонаха (VI-VII, 1900).
Когда я увидела в Подмосковье в селе Быково красивый, необычный храм, то не могла пройти мимо. Это же так интересно узнать что-то новое!
71 год назад в селе произошла трагедия. О ней свидетельствуют фотографии мужчин в арестантских одеждах 1937года, расположенные в храме на солее.
С 1 по 3 ноября 1937 года были арестованы священники и миряне храма в честь иконы Владимирской Божией Матери: настоятель Иоанн Кесарийский, священник Петр Косменков, диакон Симеон Кречков, староста Евдокия Сафронова, члены церковного совета Петр Пискарев - Молоков, Александр, Елизавета и Дмитрий Чиликины. Священники Иоанн, Петр и Симеон были расстреляны 16 ноября 1937 года на печально известном подмосковном Бутовском полигоне. Большая братская могила. Евдокия Сафронова и Петр Пискарев – Молоков приговорены к восьми годам заключения и умерли в тюрьме.
На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 2000г. священники Иоанн, Петр, Симеон причислены к лику новомучеников Российских.
Отец Валентин Дронов, сегодняшний настоятель Владимирскогохрама, благословил собирать сведения о новомучениках.
Мне захотелось узнать подробнее о судьбе отца Иоанна Кесарийского.
Иоанн Никанорович Кесарийский родился 20 января 1878 года в селе Адищеве Кинешемского уезда Костромской губернии.
Административная история села Адищева за 130 лет такова.
В 1918 году село в составе Ивашевской волости Кинешемского уезда вошло во вновь образованную Иваново-Вознесенскую губернию. В 1924 году Ивашевская волость влилась в Адищевскую волость Кинешемского уезда. В июне 1929 года в связи с образованием Ивановской Промышленной области, волость ликвидирована, а сельские советы, находившиеся на территории волости, вошли в состав Семеновского района, ныне Островского района Костромской области. 13 августа 1944 года была образована Костромская область в новых границах.
Ныне Кинешемский уезд входит большей частью в состав Ивановской области. Я пошла на почту и посмотрела Справочник индексов населенных пунктов. В Ивановской области Адищева не оказалось. Зато оно оказалось в Островском районе Костромской области.
Отец и дед святого были священниками. Он окончил Духовную семинарию в Костроме и в 1903 году Московскую Духовную академию.
Я получила подтверждение из архива академии, что он обучался в Московской православной духовной академии.
. В 1904 году был рукоположен в сан священника и служил в храмах Московской епархии. В последнее время – в храме в честь иконы Божией Матери Владимирской в селе Быково.
Предполагая в начале, что село находится в Ивановской области, я написала в архив Ивановской области, в Ивановскую епархию и Кинешемский краеведческий музей. (В Костроме я решила спросить сама, когда туда поеду) Очень быстро пришли ответы. Из Ивановской епархии ответили из комиссии по канонизации святых, которая находится в Свято-Введенском женском монастыре.
В конце июня я была в Костроме. В Костроме на автовокзале с удивлением увидела, что есть автобусы до Адищева. Ходят по расписанию три раза в неделю -понедельник, пятницу, субботу. Автобус выходит из Костромы в 14.20. Находится в пути около четырех часов.
5 июля 2008 года, не смотря на дождь, я решилась ехать в Адищево. Дождь шел всю дорогу. По дороге я разговорилась с женщиной, уроженкой Адищева. Она рассказала, что село расположено где-то в 22 километрах от Кинешмы и 23от села Островского. Примерно посередине. Автобус до Костромы хотели отменить, но в селе много школьников, студентов и сделали три раза в неделю. В селе практически нет работы. Но, с недавнего времени снова возобновили работы на картонной фабрике. Коров в селе не держат. Комбикорма дорогие.
Около шести часов вечера автобус пришел в Адищево. После Островского дорога была совсем плохой. Меня на заднем сидении постоянно потряхивало. Последние до села шесть километров после поворота были совсем плохи. Как написал великий русский писатель Николай Некрасов «да дорога не гладка, рытвины, ухабы…».
Автобус остановился в центре села. Раньше центром села всегда был храм, теперь магазин. Храм в селе только строится. Его видно, когда въезжаешь в село. Он радует глаз. Желтенький, деревянный. Уже назначен настоятелем храма отец Максим из Островского. Священник письменно обратился к своим будущим прихожанам за помощью. Ящик для пожертвований и письмо настоятеля находятся в магазине.
Магазин кирпичный. Но такой обшарпанный, с облупившейся белой известкой, что стало жалко людей, живущих в таком неуюте. Фотографировать его не хотелось. В магазине, как и везде, товаров много, но мало полезного. Удивило что в продаже много молочных продуктов: молоко, кефир, ряженка, йогурт… Много вина, водки и напитков типа фанты и кока-колы.
В центре села через дорогу от магазина наискосок брошенный и начавший разрушаться дом. Напротив – брошенный колодец.
В магазине я обратилась к мужчине лет 50 с вопросами. Он оказался моим ровесником и коренным жителем. Пожалел, что если бы была жива его бабушка, она бы многое рассказала. Его бабушка, как и моя, родилась в 1900 году. Сейчас съехались в село люди из разоренных деревень. История села их мало интересует.
- Подскажите, где в селе храм?
- Храм был недалеко, только теперь от него ничего не осталось.
- Есть ли в селе семьи с фамилией Кесарийские?
- Нет.
- Вы точно знаете?
- Точно нет. Народу-то у нас не так уж и много.
- Есть ли в селе люди интересующиеся краеведением?
- Таких нет.
- А учитель истории?
- Он у нас не местный.
-Учитель литературы?
- Нет.
- Директор школы?
- Нет.
- Я разыскиваю родных расстрелянного в 1937 году священника Иоанна Кесарийского. Он теперь святой. Представляете, в вашем селе родился святой?! Неужели ничего не сохранилось?
- Нет.
Он показал место, где раньше находился храм. Я пошла в том направлении. Остановилась возле женщины, стоявшей у поленницы и снова спросила о храме. Оказалось, через дом. Она повела меня показать его. На месте храма сейчас находится дом администрации села. Довольно симпатичный сельский дом с наличниками и крыльцом. Одна беда – на месте бывшей церкви. А за ним на месте кладбища – Машино-тракторный парк. Стоят гаражи и возле них машины и трактора. (Да, чиновники при советской власти особой изобретательностью не отличались, обязательно на месте храма или погоста -конюшня или тракторная мастерская. Навоз или мазут!)
Женщина рассказала, что когда по этому месту проводили водопровод, то выкопали множество костей. Действительно - возле конторы находилась колонка.
Я обратила внимание, что в центре напротив магазина находится брошенный колодец. Да, хорошо, что вода в доме, но плохо, что водопровод прошел по костям предков! А вместо старого погоста возле церкви теперь в селе другое кладбище.
Пока разговаривала с одной женщиной возле бывшего храма, увидела, что у противоположного дома стоит и с интересом, как все сельские люди, наблюдает за нами другая женщина. Я тоже обратилась к ней с вопросом о Кесарийских. Она такую фамилию тоже не слышала. Спросила есть ли захоронения священников на новом кладбище. Она не знает. А ведь где-то здесь на новом или еще на старом кладбище мог быть похоронен
отец святого - Кесарийский Никанор Васильевич.
Сама она ко мне так и не подошла, но спросила у соседки, показала ли она мне камни от прежней церкви. И мы пошли снова смотреть. Моя спутница раздвинула высокую траву и показала часть плиты (камень). Я по ее просьбе раздвинула траву рядом и нашла еще одну плиту более похожую на камень. Я сфотографировала эти камни.
Трава забвения и камни памяти – мелькнуло в сознании.
Оказалось, что женщины стояли и ждали коз.
Все вопросы остались без ответов. Конечно, можно было остаться и поговорить с учителями и начальниками. Но была суббота, и нужно было оставаться до понедельника. И еще неизвестно есть ли кто-либо из учителей сейчас в селе. Летом они в отпуске. Начальство тоже могло быть по разным причинам в отъезде. Кладбище сельское, но, все равно, оно могло быть большим, что за один день, да еще и одной, обойти его невозможно. Да и воскресенье не самый лучший день, чтобы ходить по кладбищу. Автобус в воскресенье не ходит, а идет лишь в понедельник в четыре часа утра. Ночевать в селе, где мне не смогут что-либо объяснить, не имело смысла.
И я ушла пешком в Щелыково. Когда шла через соседнее село Ивашево (Адищево до 1924 года находилось в ведении Ивашевской волости), увидела такой симпатичный старой планировки магазин. Правда, теперь он уже заколочен. Вот его я с грустью и сфотографировала на память. Шел дождь, и в другом селе я сфотографировала радугу над храмом.
Понятно было, что я была в том селе, где родился святой мученик. Но чисто внутренне осталось ощущение, что я не туда попала.
Потом я побывала в Государственном архиве Костромской бласти (ГАКО) и посмотрела клировые ведомости.
Из них выяснила, что отец святого также является уроженцем Островского района. По архивным данным ГАКО священник Никанор Васильевич Кесарийский родился (предположительно в 1853-1854 годах) в селе Семеновское-Лапотное Кинешемского уезда, сын священника. А ведь Семеновское – Лапотное нынешнее Островское (!?) Окончил Костромскую духовную семинарию. Служил псаломщиком, а потом священником в Богоявленской церкви села Красное. Затем служил священником Богородицкой церкви села Адищева. В этом-то селе и родился его святой сын. По архивным документам отец Никанор умер не позднее 1900 года, так как в этом году в храм был назначен другой священник. В клировой ведомости Богородицкой церкви села Адищева за 1914 год указывается, что умершего священника села Адищева Никанора Кесарийского вдова Александра Кесарийская, 58 лет, жительствует в своем доме в селе Солдога Кинешемского уезда.
Есть предположение, что отец Иоанн был единственным сыном священнической четы Кесарийских, что весьма редко встречается в семьях священников.
Имя священника Иоанна Кесарийского не включено в Книги памяти ни Ивановской, ни Костромской областей. Произощло это, по видимому, потому что все годы, после окончания духовной академии он служил в Московской области и репрессирован был именно там. В Книгах памяти ивановской и Костромской областей в числе репрессированных зафиксированы лица, арестованные в этих областях.
22 октября 2008 года газета «Островские вести» напечатала мою статью «В селе Адищево родился святой» с обращением сообщить, если кто-либо что-то узнает о родственниках Кесарийских.
Ратникова Н. Н. из села Николо-Бережки( что возле Щелыково), написал, что дети из воскресной школы в храме в их селе стали изучать историю святого земляка.
Мне бы очень хотелось, чтобы имена святых земляков, особенно уроженцев Костромского края священников Иоанна Кесарийского и Федора Поздеевского,
вошли в состав Собора Костромских святых.
Память новомучеников совершается в день Собора новомучеников и исповедников Российских в первое воскресение февраля.
Память бутовских новомучеников совершается в день Собора Бутовских новомученников в четвертую субботу по Пасхе.
Память Быковских новомучеников совершается 16 ноября.
Используемая литература
Бутовский полигон, -М., - Постоянная межведомственная комиссия Правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, -2004;
Государственный архив Ивановской области, фонд1155, Оп.1;
Государственный архив Костромской области, фонд130;
Алфавитный список священников и диаконов Костромской Епархии. – Кострома, 1879. – С.34;
Список населенных мест Костромской губернии. – Кострома, 1908;
Список селений Кинешемского уезда. – Кострома, 1903;
Список населенных мест и алфавитный указатель к нему по Иваново-Вознеснской губернии. – Иваново-Вознесенск, 1921;
Справочник по административно-территориальному делению Ивановской области.1918-1965гг. – Ярославль, 1965. – С.11, 30;
Ивановская область. Административно-территориальное деление. –Иваново, 2001;
Книга памяти: Рос.Федерация Ивановская обл. – Иваново, 1997. – Т.6. – С.34. 151;
Книга памяти: Рос.Федерация Костромская обл. – Кострома;
Сведения из Интернета;
Свидетельства краеведов.
Список прилагаемых фотографий
1 Икона Собора новомучеников бутовских
2 Икона Собора новомучеников Быковских
3 Владимирский храм в селе Быково
4 Колокольня Владимирского храма в селе Быково
5 Во Владимирском храме у иконы новомучеников Быковских
6 Книга «Бутовский полигон»
7 Разрушенный храм (действующий) в селе Завражье
8 Памятный камень в честь предков отца Павла Флоренского
9 Отец Андроник (Трубачев) в Завражье у памятного камня
(Примечание: при необходимости фото новомучеников можно найти в интернете)
Егорова Лидия Константиновна, Москва,