Митрополит Киевский и Галицкий Платон (Городецкий) (1803 - 1891)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В миру Городецкий Николай Иванович, родился 2 мая 1803 г. в посаде Погорелом-Городище, Ржевского уезда, Тверской губернии, в семье священника.

В 1811 г. поступил в Ржевское духовное училище. В 1817 г. перешел в Тверскую семинарию. В 1823 г., по окончании курса семинарии, послан в Санкт-Петербургскую духовную академию. 7 сентября 1827 г. окончил академию со званием магистра и назначен профессором в Орловскую духовную семинарию.

С 9 марта 1828 г. занимал должность преподавателя французского языка.

С 14 апреля 1829 г. - инспектор семинарии, секретарь семинарского правления и ревизор духовных училищ.

25 сентября 1829 г. переведен бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию.

17 мая 1830 г. пострижен в монашество, 25 мая рукоположен во иеродиакона, 26 мая – во иеромонаха.

5 мая 1831 г. назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, а 6 ноября того же года возведен в сан архимандрита. В этот период исполнял и другие должности: библиотекаря, члена Совета академии, эконома академии, редактировал академический журнал "Христианское чтение".

image00220 декабря 1837 г. определен ректором Костромской духовной семинарии и профессором богословских наук. Кроме того, управлял Костромским Богоявленским монастырем, был членом консистории, цензором проповедей местного духовенства и членом Комитета попечения о тюрьмах г. Костромы.

28 апреля 1839 г., после воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью, поставлен настоятелем Виленского Свято-Духова монастыря и ректором Виленской духовной семинарии.

image003Со времени назначения настоятелем Виленского Свято-Духова монастыря у митрополита Платона начался самый важный период в его жизни - период чисто администраторского служения Церкви и Отечеству преимущественно на окраинах русского государства, где требовалась от представителя православной церкви особенная зоркость, стойкость и мудрый такт в управлении делами.

Платон сделался ревностным сотрудником преосвященного Литовского Иосифа (Семашко), который незадолго перед тем с миллионною паствою оставил унию и присоединился к православной церкви.

8 сентября 1843 г. хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии.

image004Будучи епископом Ковенским, преосвящ. Платон особенно заботился об утверждении в воссоединенном духовенстве и обществе преданности православной церкви, ее богослужению и постановлениям.

6 ноября 1848 г. переведен епископом Рижским, викарием Псковской епархии.

С 27 июня 1849 г. по 15 апреля 1856 г. управлял Псковской епархией.

С 11 марта 1850 г. - епископ вновь учрежденной самостоятельной Рижской епархии и управляющий Псковской епархией.

С переходом в Ригу архипастырская деятельность Платона расширилась. Платон с редкою твердостью характера преодолел массу интриг и увеличил православную паству присоединением 41000 человек-лютеран.

Преосвященный Платон украсил неустроенные до него храмы в Остзейском крае и построил новые, возвысил епархиальное духовенство в умственном и нравственном отношении, преобразовал Рижское духовное училище в Семинарию.

Миссионерская деятельность Платона простиралась не только на одних лютеран, но и на раскольников.

Заботами преосвященного Платона было основано в Псковской и Рижской епархиях семь единоверческих приходов и присоединено к православию 3000 раскольников. Архиепископ Платон действовал сам и других учил действовать против раскольников мирным путем и чуждался репрессивных мер.

image00521 апреля 1850 г. возведен в сан архиепископа.

С конца 1860 г. - присутствующий в Св. Синоде (почти в течение 4-х лет).

9 марта 1867 г., по личной просьбе, переведен архиепископом на кафедру Донскую и Новочеркасскую.

В 1871 г. открыл в Новочеркасске Миссионерский комитет.

В 1876 г. избран почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии.

25 апреля 1877 г. перемещен на кафедру Херсонскую и Одесскую.

В Одессе, где паства подверглась чужеземным влияния, им учреждено было Братство св. Андрея Первозванного. Здесь же им было основано женское епархиальное училище.

С 4 февраля 1882 г. - митрополит Киевский и Галицкий, член Св. Синода и священноархимандрит Киево-Печерской Успенской Лавры.

В Киеве он постоянно заботился о церковно-приходских школах и особенно о духовной семинарии и академии, преобразовал братство св. Владимира, основал и открыл два женских училища.

В 1888 г. пожертвовал 15000 рублей на возобновление Киево-Межигорского монастыря, упраздненного после пожара.

Скончался 1 октября 1891г. в Киеве.

За свою долголетнюю и полезную деятельность награжден орденами: св. Андрея Первозванного с алмазами, св. Владимира I-й степени, св. Александра Невского, св. Анны I-й и двумя панагиями, украшенными драгоценными камнями. Из иностранных орденов он имел: сербский орден Такова I-й степени, Черногорский орден князя Даниила I-й степени, болгарский орден Александра I-й степени.

Состоял членом многих ученых и благотворительных обществ и учреждений.

Отличался чрезвычайной ласковостью, добротой, сердечным, живым отношением ко всем, кто только обращался к нему с какою-либо нуждою.

Пользовался большой известностью не только как энергичны деятель, но и как талантливый проповедник.

Сочинения

  • Пастырское послание к глаголемым "старообрядцам". Киев, 1888. См. также Ц. В., 1888, № 31-32, № 33, с. 823, 886.
  • Ресь предшеств. благодарсв. молебств. по случаю избавления благ. гос. имп. Александра Николаевича от угрож. ему убийств в 19 день ноября 1879 г.
  • Пастырские вразумления посылающим безымянные письма. Киев, 1885.
  • Слова и речи на разные случаи.
  • Христос Воскрес! (слово на св. Пасху). Киев, 1890.
  • Три слова о ходатайстве святых. Киев, 1883.
  • Слова и речи, сказанные во время управления Херсонской епархией. Киев, 1883.
  • Избранные слова и беседы, произнесенные в разные годы на дни воскресн. и праздн. Киев, 1892.
  • Избранные мысли из душеспасит. поучений. СПб, 1895.
  • Две речи. Киев, 1882.
  • Речь при открытии Рижского Петропавловского Братства. СПб, 1866.
  • Беседа в день празднов. 50-летнего юбилея со времени воссоед. бывших в России униатов с правсл. греко-рос. церковью в 1839 г. Киев, 1899.
  • Прощание с рижской паствой. СПб, 1867.
  • Письма к Иннокентию, архиеп. Херсонскому и Таврическому (Труды К. Д. А., 1892).
  • Предсмертное слово увещания приснопам. старца-архипастыря к заблуждающимся в вере штундистам и прочим сектантам. Киев, 1897.

Литература

  • Снесарев Н. Донская епархия и 10-летнее управлению ею архиепю Платона. Новочеркасск, 1877.
  • Андроников Н. Историч. записки о Костром. дух. сем. Кострома, 1874, с. 49.
  • Чистович И. История СПб дух. акад. СПб, 1857, с. 273, 339, 342, 352, 371, 418, 446.
  • Колосов В. История Тверской дух. сем. Тверь, 1889, с. 433, 434.
  • Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Серг. Посад., 1901, т. III; 1902, т. IV; 1904, т. V; 1906, т. VI; 1911, т. IX.
  • Извеков Н. Д. Историч. очерк состояния правосл. церкви в Литов. еп. за время 1839-1889. М., 1899, с. 22, 23, 31, 51, 53, 150, 227, 248, 263, 311, 335, 336, 353, 395.
  • Князев А. Управление высокопреосвящ. Платоном (ныне митр. Киевским) Херсонскою епархией, 1877-1882. Киев, 1884.
  • Кириллов А. Пребывание высокопреосвящ. Платона, митр. Киев. и Галиц. в Новочеркасске с 19/V по 23/VI 1886 г. Новочеркасск.
  • Захарченко М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 251.
  • Родосский А. Слов. восп. дух. акад., с. 20, 357-359.
  • Никанор, архиеп. Минувшая жизнь. Одесса, 1913,т. I, с. 193, 203, 138, 270.
  • Булгаков, с. 1400, 1403, 1404, 1410, 1416.
  • Денисов, с. 306.
  • Толостой Ю., № 313.
  • Строев П., с. 382, 383, 539, 855, 1014, 1016.
  • Н. Д., с. 16, 73, 75, 76, 77.
  • Списки архиереев, № 313.
  • Пятидесятилетний юбилей службы св. Церкви и отечеству высокопреосвящ. Платона, архиеп. Херсонского и Одесского. Одесса, 1877.
  • Прибавлен. к твор. св. отцов, 1884, т. XXXIII, с. 328; 1889, кн. 3.
  • Чтение в общ. истории и древн. рос., 1877, кн. II, с. 35.
  • Собрание мнений и отзывов Филарета, митр. Московского, т. V. М., 1887-1888, с. 499-502.
  • Письма митр. Филарета к архим. Антонию. М., 1883, ч. III, с. 35, 36.
  • Письма Филарета к высоч. особам и другим лицам. Тверь, 1888, ч. I, с. 83; ч. II, с.211, 276.
  • Русский календарь А. Суворина на 1893 г., с. 333.
  • Письма Филарета, митр. Московского к А. Н. Муравьеву. Киев, 1869, с. 54, 56, 57, 72, 75.
  • Библиографические записки, 1892, № 1, с. 36.
  • Руководство для сельских пастырей, 1882, № 13 и 14, с. 309-352.
  • Р. Пр. Нкр., т. I, с. 946.
  • Летопись Е. А., с. 865.
  • Юбилейный сборник,с. 540; прим. I, с. 544.
  • Освящение собора в Риге митр. Платоном (Городецким) (Каталог СПб Синод. библ.).
  • Посещение костела митр. Платоном (Городецким) (Там же).
  • Благодеяние правосл. эсту митр. Платоном (Городецким) (Там же).
  • Обед в честь митр. Платона (Городецкого) от донского дворянства (Там же).
  • Письмо рижан к митр. Платону (Городецкому) (Там же).
  • Прощание с Ригой митр. Платона (Городецкого) (Там же).
  • Пребывание в Новочеркасске митр. Платона (Городецкого) (Там же).
  • Пребывание в Вильне митр. Платона (Городецкого) (Там же).
  • 25-летие его служения (Там же).
  • 40-летие его служения (Там же).
  • 60-летие его служения (Там же).
  • Промысл Божий из жизни покойного митр. Киев. Платона (Кормчий, 1907, № 42, с. 501, 502).
  • Высокопреосвящ. Платон, митр. Киев. и Галицкий (некролог). Киев, 1891.
  • Литов. еп. вед., 1891, № 41, с. 326-336.
  • Твер. еп. вед., 1891, № 20, с. 535-538.
  • Киев. еп. вед., 1891, № 20, с. 470-483.
  • Херсон. еп. вед., 1891, № 20, с. 607-612.
  • Донск. еп. вед., 1891, № 20, с. 881-885.
  • Риж. еп. вед., 1891, № 20, с. 664-683.
  • Костр. еп. вед., 1891, с. 463-466.
  • Минск. еп. вед., 1891, № 20, с. 531-533.
  • Москов. вед., 1887, № 251, 1891, № 272-273, 275, 278.
  • Труды К. Д. А. 1870, август, с. 20, 1873, январь, с. 25, 1874, январь, с. 18-20; апрель, май, июнь, с. 125, 127; июль, с. 293, 1875, май, с. XII, 1877, март, с. 654, 1879, с. 276, 1882, июнь, с. 162, 163; 168, 169, 175, 176; июль, с. 183, 186, 327; сентябрь, с. 178-206; декабрь, с. 423, 465, 1884, июнь, с. 65, 66, 78, 79, 88, 89, 96, 97, 109-112; июль, с. 141; август, с. 145, 158; сентябрь, с. 217, 218; октябрь, с. 262-264; ноябрь, с. 409-445; декабрь, с. 487, 1886, февраль, с. 272, 279; апрель, с. 12, 17-21, 28, 57, 72, 76, 93, 101; май, с. 4-6; август, с. 12, 21-27, 38, 39; декабрь, с. 65, 77, 84, 85, 97, 105-107, 1887, сентябрь, с. 81-84; октябрь, с. 116; ноябрь, с. 138, 1888, февраль, с. 249-251, 254, 255, 262, 263; апрель, с. 10; сентябрь, с. 3-56, 57-63, 329-346; ноябрь, с. 88-91, 95-96; декабрь, с. 101, 105, 106, 109, 1889, январь, с. 197, 198; май, с. 148, 154; июнь, с. 164; июль, с. 4-12, 1890, июнь, с. 119, 121-127; 146; август, с. 193, 193, 201, 645; октябрь, с. 343; декабрь, с. 10, 1891, май, с. 133, 138, 141; июнь, с. 147; август, с. 215-224; ноябрь, с. 1-38.
  • Нива, 1891, с. 938.
  • Киевлянин, 1891, № 214.
  • Север, 1891, № 41, с. 2721-2724.
  • Новое время, 1891, № 5, с. 602.
  • Душеп. чтен., 1891, № 11, с. 429-447.
  • Истор. вестн., 1884, ноябрь, с. 417, 1885, апрель, с. 188, 1895, февраль, с. 650, 1896, аперль, с. 157, 177, 180, 1908, сентябрь, с. 896.
  • Изв. Казан. еп., 1867, № 4, с. 97, 1869, № 4, с. 98, 1882, № 5, с. 73; № 7, с. 129, 130; № 21, с. 561, 1883, № 23, 24, с. 718, 1884, № 4, с. 104, 105, 1885, № 21, с. 779, 798-802.
  • Самар. еп. вед., 1867, № 9, с. 151.
  • Странник, 1891, июнь-июль, с. 320.
  • Душеп. размышл., 1884, с. 405-407.
  • Церк. вестн., 1891, № 1, с. 11, 14; № 23, с. 354; № 27, с. 426; № 39, с. 620; № 40, с. 635, № 41, с. 641, 642, 645, 651; № 43, с. 675, 676; № 46, с. 728, 729; № 47, с. 742-744, 1895, № 6, с. 177-179.
  • Прав. собес., 1898, октябрь, с. 506, 1900, ноябрь, с. 480, 1902, сентябрь, с. 139, 1904, сентябрь, с. 398, 1907, апрель, с. 539, 1911, июль-август, с. 40.
  • Рус. палом., 1888, № 16, с. 196, 1895, № 31, с. 488-490.
  • Рус. старина, 1872, декабрь, с. 676, 1881, апрель, с. 787, 790, 1882, ноябрь, с. 341, 342.
  • Прав. обозрен., 1863, апрель, с. 234, 1866, февраль, с. 93, 94; октябрь, с. 89, 1868, март, с. 133, 134, 1871, январь-декабрь, с. 167, 1873, январь, с. 58, 1874, январь-декабрь, с. 579, 1875, ноябрь, с. 604-608; декабрь, с. 779-781, 1876, май-декабрь, с. 804-806, 1877, сентябрь-декабрь, с. 376-378, 1884, февраль, с. 396; сентябрь-декабрь, с. 625-629, 635-641, 1886, сентябрь-декабрь, с. 203.
  • Христ. чтение, 1872, декабрь, с. 140, 151, 152, 1875, июль-декабрь, с. 510, 1876, ноябрь-декабрь, с. 530, 1884, сентябрь-октябрь, с. 348-384, 1899, октябрь-декабрь, с. 655-661.
  • Церк. вед., 1890, с. 449.
  • Приб. к Ц. В., 1888, № 27, с. 734, 1891, № 41, с. 1407-1419, 1903, № 50, с. 1977.
  • Ж. М. П., 1954, № 11, с. 56, 1959, № 11, с. 43, 50.
  • Рус. архив, 1893, кн. 1-я, с. 435 (Митр. Платон Киевский об имп. Николае Павловиче); кн. 2-я, с. 417-420 (Еще о Киев. митр. Платоне), 1897, кн. 1-я, с. 69 (Из дневника В. А. Муханова, 1862 г.), 1898, кн. 3-я, с. 585 (Граф В. А. Бобринский), 1899, кн. 3-я, № 12, с. 549 п/с. 1, 1910, кн. 1-я, № 1, с. 102, 103, 17, 1916, кн. 1-я, с. 137 (Письмо К. П. Победоносцева архим. Полтавскому Иллариону от 17 сентября 1910 г.).
  • Красн. архив, т. 39, с. 112.
  • БЭЛ, т. V, с. 3; т. X, с. 610, 611.
  • БЭС, т. I, с. 767; т. II, с. 1330, 1813, 1814, 1954, 2275.
  • РБС, т. XIV, с. 43-47.
  • ЭС, т. XXIII-а, с. 852.

Храмы и монастыри

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтинский женский монастырь

Село Троица близ города Нерехты.

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нехтский монастырь был основан во торой половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мир-кое имя — Иаков. Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано — в 12 лет — во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский.

Подробнее...

Святые и Святыни

Образы Троицы в Ипатьевском монастыре (К вопросу о Годуновских вкладах)

Древности Ипатьевского монастыря, занимающие видное место в ряду русских древностей, как писали в начале XXвека братья Г. и В. Лукомские, «особенно возвышают художественно-археологическое значение Костромы» (1).

Подробнее...

Статьи

Рецензия на выход в свет трилогии А. А. Федотова «Сломанный мир».

Относительно недавно появилась на полках библиотек трилогия доктора исторических наук, кандидат богословия, профессора Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск) А. А. Федотова. Не раз мы знакомили читателя «Северной правды» с литературными произведениями этого замечательного автора:  его трилогии «Свет во тьме», повестей-сказок «Черный карликовый тигр», « «Орден крылатого Льва», «Последний кот Зверландии», повести «У истоков системы», и др.

Подробнее...