Митрополит Киевский и Галицкий Платон (Городецкий) (1803 - 1891)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В миру Городецкий Николай Иванович, родился 2 мая 1803 г. в посаде Погорелом-Городище, Ржевского уезда, Тверской губернии, в семье священника.

В 1811 г. поступил в Ржевское духовное училище. В 1817 г. перешел в Тверскую семинарию. В 1823 г., по окончании курса семинарии, послан в Санкт-Петербургскую духовную академию. 7 сентября 1827 г. окончил академию со званием магистра и назначен профессором в Орловскую духовную семинарию.

С 9 марта 1828 г. занимал должность преподавателя французского языка.

С 14 апреля 1829 г. - инспектор семинарии, секретарь семинарского правления и ревизор духовных училищ.

25 сентября 1829 г. переведен бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию.

17 мая 1830 г. пострижен в монашество, 25 мая рукоположен во иеродиакона, 26 мая – во иеромонаха.

5 мая 1831 г. назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, а 6 ноября того же года возведен в сан архимандрита. В этот период исполнял и другие должности: библиотекаря, члена Совета академии, эконома академии, редактировал академический журнал "Христианское чтение".

image00220 декабря 1837 г. определен ректором Костромской духовной семинарии и профессором богословских наук. Кроме того, управлял Костромским Богоявленским монастырем, был членом консистории, цензором проповедей местного духовенства и членом Комитета попечения о тюрьмах г. Костромы.

28 апреля 1839 г., после воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью, поставлен настоятелем Виленского Свято-Духова монастыря и ректором Виленской духовной семинарии.

image003Со времени назначения настоятелем Виленского Свято-Духова монастыря у митрополита Платона начался самый важный период в его жизни - период чисто администраторского служения Церкви и Отечеству преимущественно на окраинах русского государства, где требовалась от представителя православной церкви особенная зоркость, стойкость и мудрый такт в управлении делами.

Платон сделался ревностным сотрудником преосвященного Литовского Иосифа (Семашко), который незадолго перед тем с миллионною паствою оставил унию и присоединился к православной церкви.

8 сентября 1843 г. хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии.

image004Будучи епископом Ковенским, преосвящ. Платон особенно заботился об утверждении в воссоединенном духовенстве и обществе преданности православной церкви, ее богослужению и постановлениям.

6 ноября 1848 г. переведен епископом Рижским, викарием Псковской епархии.

С 27 июня 1849 г. по 15 апреля 1856 г. управлял Псковской епархией.

С 11 марта 1850 г. - епископ вновь учрежденной самостоятельной Рижской епархии и управляющий Псковской епархией.

С переходом в Ригу архипастырская деятельность Платона расширилась. Платон с редкою твердостью характера преодолел массу интриг и увеличил православную паству присоединением 41000 человек-лютеран.

Преосвященный Платон украсил неустроенные до него храмы в Остзейском крае и построил новые, возвысил епархиальное духовенство в умственном и нравственном отношении, преобразовал Рижское духовное училище в Семинарию.

Миссионерская деятельность Платона простиралась не только на одних лютеран, но и на раскольников.

Заботами преосвященного Платона было основано в Псковской и Рижской епархиях семь единоверческих приходов и присоединено к православию 3000 раскольников. Архиепископ Платон действовал сам и других учил действовать против раскольников мирным путем и чуждался репрессивных мер.

image00521 апреля 1850 г. возведен в сан архиепископа.

С конца 1860 г. - присутствующий в Св. Синоде (почти в течение 4-х лет).

9 марта 1867 г., по личной просьбе, переведен архиепископом на кафедру Донскую и Новочеркасскую.

В 1871 г. открыл в Новочеркасске Миссионерский комитет.

В 1876 г. избран почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии.

25 апреля 1877 г. перемещен на кафедру Херсонскую и Одесскую.

В Одессе, где паства подверглась чужеземным влияния, им учреждено было Братство св. Андрея Первозванного. Здесь же им было основано женское епархиальное училище.

С 4 февраля 1882 г. - митрополит Киевский и Галицкий, член Св. Синода и священноархимандрит Киево-Печерской Успенской Лавры.

В Киеве он постоянно заботился о церковно-приходских школах и особенно о духовной семинарии и академии, преобразовал братство св. Владимира, основал и открыл два женских училища.

В 1888 г. пожертвовал 15000 рублей на возобновление Киево-Межигорского монастыря, упраздненного после пожара.

Скончался 1 октября 1891г. в Киеве.

За свою долголетнюю и полезную деятельность награжден орденами: св. Андрея Первозванного с алмазами, св. Владимира I-й степени, св. Александра Невского, св. Анны I-й и двумя панагиями, украшенными драгоценными камнями. Из иностранных орденов он имел: сербский орден Такова I-й степени, Черногорский орден князя Даниила I-й степени, болгарский орден Александра I-й степени.

Состоял членом многих ученых и благотворительных обществ и учреждений.

Отличался чрезвычайной ласковостью, добротой, сердечным, живым отношением ко всем, кто только обращался к нему с какою-либо нуждою.

Пользовался большой известностью не только как энергичны деятель, но и как талантливый проповедник.

Сочинения

  • Пастырское послание к глаголемым "старообрядцам". Киев, 1888. См. также Ц. В., 1888, № 31-32, № 33, с. 823, 886.
  • Ресь предшеств. благодарсв. молебств. по случаю избавления благ. гос. имп. Александра Николаевича от угрож. ему убийств в 19 день ноября 1879 г.
  • Пастырские вразумления посылающим безымянные письма. Киев, 1885.
  • Слова и речи на разные случаи.
  • Христос Воскрес! (слово на св. Пасху). Киев, 1890.
  • Три слова о ходатайстве святых. Киев, 1883.
  • Слова и речи, сказанные во время управления Херсонской епархией. Киев, 1883.
  • Избранные слова и беседы, произнесенные в разные годы на дни воскресн. и праздн. Киев, 1892.
  • Избранные мысли из душеспасит. поучений. СПб, 1895.
  • Две речи. Киев, 1882.
  • Речь при открытии Рижского Петропавловского Братства. СПб, 1866.
  • Беседа в день празднов. 50-летнего юбилея со времени воссоед. бывших в России униатов с правсл. греко-рос. церковью в 1839 г. Киев, 1899.
  • Прощание с рижской паствой. СПб, 1867.
  • Письма к Иннокентию, архиеп. Херсонскому и Таврическому (Труды К. Д. А., 1892).
  • Предсмертное слово увещания приснопам. старца-архипастыря к заблуждающимся в вере штундистам и прочим сектантам. Киев, 1897.

Литература

  • Снесарев Н. Донская епархия и 10-летнее управлению ею архиепю Платона. Новочеркасск, 1877.
  • Андроников Н. Историч. записки о Костром. дух. сем. Кострома, 1874, с. 49.
  • Чистович И. История СПб дух. акад. СПб, 1857, с. 273, 339, 342, 352, 371, 418, 446.
  • Колосов В. История Тверской дух. сем. Тверь, 1889, с. 433, 434.
  • Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Серг. Посад., 1901, т. III; 1902, т. IV; 1904, т. V; 1906, т. VI; 1911, т. IX.
  • Извеков Н. Д. Историч. очерк состояния правосл. церкви в Литов. еп. за время 1839-1889. М., 1899, с. 22, 23, 31, 51, 53, 150, 227, 248, 263, 311, 335, 336, 353, 395.
  • Князев А. Управление высокопреосвящ. Платоном (ныне митр. Киевским) Херсонскою епархией, 1877-1882. Киев, 1884.
  • Кириллов А. Пребывание высокопреосвящ. Платона, митр. Киев. и Галиц. в Новочеркасске с 19/V по 23/VI 1886 г. Новочеркасск.
  • Захарченко М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 251.
  • Родосский А. Слов. восп. дух. акад., с. 20, 357-359.
  • Никанор, архиеп. Минувшая жизнь. Одесса, 1913,т. I, с. 193, 203, 138, 270.
  • Булгаков, с. 1400, 1403, 1404, 1410, 1416.
  • Денисов, с. 306.
  • Толостой Ю., № 313.
  • Строев П., с. 382, 383, 539, 855, 1014, 1016.
  • Н. Д., с. 16, 73, 75, 76, 77.
  • Списки архиереев, № 313.
  • Пятидесятилетний юбилей службы св. Церкви и отечеству высокопреосвящ. Платона, архиеп. Херсонского и Одесского. Одесса, 1877.
  • Прибавлен. к твор. св. отцов, 1884, т. XXXIII, с. 328; 1889, кн. 3.
  • Чтение в общ. истории и древн. рос., 1877, кн. II, с. 35.
  • Собрание мнений и отзывов Филарета, митр. Московского, т. V. М., 1887-1888, с. 499-502.
  • Письма митр. Филарета к архим. Антонию. М., 1883, ч. III, с. 35, 36.
  • Письма Филарета к высоч. особам и другим лицам. Тверь, 1888, ч. I, с. 83; ч. II, с.211, 276.
  • Русский календарь А. Суворина на 1893 г., с. 333.
  • Письма Филарета, митр. Московского к А. Н. Муравьеву. Киев, 1869, с. 54, 56, 57, 72, 75.
  • Библиографические записки, 1892, № 1, с. 36.
  • Руководство для сельских пастырей, 1882, № 13 и 14, с. 309-352.
  • Р. Пр. Нкр., т. I, с. 946.
  • Летопись Е. А., с. 865.
  • Юбилейный сборник,с. 540; прим. I, с. 544.
  • Освящение собора в Риге митр. Платоном (Городецким) (Каталог СПб Синод. библ.).
  • Посещение костела митр. Платоном (Городецким) (Там же).
  • Благодеяние правосл. эсту митр. Платоном (Городецким) (Там же).
  • Обед в честь митр. Платона (Городецкого) от донского дворянства (Там же).
  • Письмо рижан к митр. Платону (Городецкому) (Там же).
  • Прощание с Ригой митр. Платона (Городецкого) (Там же).
  • Пребывание в Новочеркасске митр. Платона (Городецкого) (Там же).
  • Пребывание в Вильне митр. Платона (Городецкого) (Там же).
  • 25-летие его служения (Там же).
  • 40-летие его служения (Там же).
  • 60-летие его служения (Там же).
  • Промысл Божий из жизни покойного митр. Киев. Платона (Кормчий, 1907, № 42, с. 501, 502).
  • Высокопреосвящ. Платон, митр. Киев. и Галицкий (некролог). Киев, 1891.
  • Литов. еп. вед., 1891, № 41, с. 326-336.
  • Твер. еп. вед., 1891, № 20, с. 535-538.
  • Киев. еп. вед., 1891, № 20, с. 470-483.
  • Херсон. еп. вед., 1891, № 20, с. 607-612.
  • Донск. еп. вед., 1891, № 20, с. 881-885.
  • Риж. еп. вед., 1891, № 20, с. 664-683.
  • Костр. еп. вед., 1891, с. 463-466.
  • Минск. еп. вед., 1891, № 20, с. 531-533.
  • Москов. вед., 1887, № 251, 1891, № 272-273, 275, 278.
  • Труды К. Д. А. 1870, август, с. 20, 1873, январь, с. 25, 1874, январь, с. 18-20; апрель, май, июнь, с. 125, 127; июль, с. 293, 1875, май, с. XII, 1877, март, с. 654, 1879, с. 276, 1882, июнь, с. 162, 163; 168, 169, 175, 176; июль, с. 183, 186, 327; сентябрь, с. 178-206; декабрь, с. 423, 465, 1884, июнь, с. 65, 66, 78, 79, 88, 89, 96, 97, 109-112; июль, с. 141; август, с. 145, 158; сентябрь, с. 217, 218; октябрь, с. 262-264; ноябрь, с. 409-445; декабрь, с. 487, 1886, февраль, с. 272, 279; апрель, с. 12, 17-21, 28, 57, 72, 76, 93, 101; май, с. 4-6; август, с. 12, 21-27, 38, 39; декабрь, с. 65, 77, 84, 85, 97, 105-107, 1887, сентябрь, с. 81-84; октябрь, с. 116; ноябрь, с. 138, 1888, февраль, с. 249-251, 254, 255, 262, 263; апрель, с. 10; сентябрь, с. 3-56, 57-63, 329-346; ноябрь, с. 88-91, 95-96; декабрь, с. 101, 105, 106, 109, 1889, январь, с. 197, 198; май, с. 148, 154; июнь, с. 164; июль, с. 4-12, 1890, июнь, с. 119, 121-127; 146; август, с. 193, 193, 201, 645; октябрь, с. 343; декабрь, с. 10, 1891, май, с. 133, 138, 141; июнь, с. 147; август, с. 215-224; ноябрь, с. 1-38.
  • Нива, 1891, с. 938.
  • Киевлянин, 1891, № 214.
  • Север, 1891, № 41, с. 2721-2724.
  • Новое время, 1891, № 5, с. 602.
  • Душеп. чтен., 1891, № 11, с. 429-447.
  • Истор. вестн., 1884, ноябрь, с. 417, 1885, апрель, с. 188, 1895, февраль, с. 650, 1896, аперль, с. 157, 177, 180, 1908, сентябрь, с. 896.
  • Изв. Казан. еп., 1867, № 4, с. 97, 1869, № 4, с. 98, 1882, № 5, с. 73; № 7, с. 129, 130; № 21, с. 561, 1883, № 23, 24, с. 718, 1884, № 4, с. 104, 105, 1885, № 21, с. 779, 798-802.
  • Самар. еп. вед., 1867, № 9, с. 151.
  • Странник, 1891, июнь-июль, с. 320.
  • Душеп. размышл., 1884, с. 405-407.
  • Церк. вестн., 1891, № 1, с. 11, 14; № 23, с. 354; № 27, с. 426; № 39, с. 620; № 40, с. 635, № 41, с. 641, 642, 645, 651; № 43, с. 675, 676; № 46, с. 728, 729; № 47, с. 742-744, 1895, № 6, с. 177-179.
  • Прав. собес., 1898, октябрь, с. 506, 1900, ноябрь, с. 480, 1902, сентябрь, с. 139, 1904, сентябрь, с. 398, 1907, апрель, с. 539, 1911, июль-август, с. 40.
  • Рус. палом., 1888, № 16, с. 196, 1895, № 31, с. 488-490.
  • Рус. старина, 1872, декабрь, с. 676, 1881, апрель, с. 787, 790, 1882, ноябрь, с. 341, 342.
  • Прав. обозрен., 1863, апрель, с. 234, 1866, февраль, с. 93, 94; октябрь, с. 89, 1868, март, с. 133, 134, 1871, январь-декабрь, с. 167, 1873, январь, с. 58, 1874, январь-декабрь, с. 579, 1875, ноябрь, с. 604-608; декабрь, с. 779-781, 1876, май-декабрь, с. 804-806, 1877, сентябрь-декабрь, с. 376-378, 1884, февраль, с. 396; сентябрь-декабрь, с. 625-629, 635-641, 1886, сентябрь-декабрь, с. 203.
  • Христ. чтение, 1872, декабрь, с. 140, 151, 152, 1875, июль-декабрь, с. 510, 1876, ноябрь-декабрь, с. 530, 1884, сентябрь-октябрь, с. 348-384, 1899, октябрь-декабрь, с. 655-661.
  • Церк. вед., 1890, с. 449.
  • Приб. к Ц. В., 1888, № 27, с. 734, 1891, № 41, с. 1407-1419, 1903, № 50, с. 1977.
  • Ж. М. П., 1954, № 11, с. 56, 1959, № 11, с. 43, 50.
  • Рус. архив, 1893, кн. 1-я, с. 435 (Митр. Платон Киевский об имп. Николае Павловиче); кн. 2-я, с. 417-420 (Еще о Киев. митр. Платоне), 1897, кн. 1-я, с. 69 (Из дневника В. А. Муханова, 1862 г.), 1898, кн. 3-я, с. 585 (Граф В. А. Бобринский), 1899, кн. 3-я, № 12, с. 549 п/с. 1, 1910, кн. 1-я, № 1, с. 102, 103, 17, 1916, кн. 1-я, с. 137 (Письмо К. П. Победоносцева архим. Полтавскому Иллариону от 17 сентября 1910 г.).
  • Красн. архив, т. 39, с. 112.
  • БЭЛ, т. V, с. 3; т. X, с. 610, 611.
  • БЭС, т. I, с. 767; т. II, с. 1330, 1813, 1814, 1954, 2275.
  • РБС, т. XIV, с. 43-47.
  • ЭС, т. XXIII-а, с. 852.

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

140-летию со дня рождения священника Павла Флоренского посвящается

Павел Флоренский родился 9 (21) января 1882 года в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан).

Отец – Александр Иванович Флоренский, русский;

мать – Ольга (Саломия, Саломэ) Павловна Сапарова (Сапарьян) из древнего армянского рода

Подробнее...

Статьи

Рецензия на книгу иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины. 360 ответов телезрителям».

Книга книгу иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины. 360 ответов телезрителям» вышедшая в издательстве «Синтагма» раскрывает уникальный жизненный и духовный опыт человека, который сумел себя реализовать в различных областях человеческой деятельности: научной, воспитательской, коммерческой и священнической.

Подробнее...