14 мая 2021. Открытие и освящение мемориальной доски в честь Елены и Владимира Филаретовых на здании школы-интерната для детей с ограниченными возможностями по слуху (Березовый пр-зд 1)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

DSC 001814 мая на здании школы-интерната для детей с ограниченными возможностями по слуху (Березовый пр-зд 1) была открыта и освящена мемориальная доска в честь основателей этого уникального учебного заведения - Елены и Владимира Филаретовых.

 8 мая этого года одной из старейших школ для глухонемых - костромской исполнилось 100 лет. Уникальна она тем, что создана в тяжелейшее для страны время – в 1921 году. Создана школы была усилиями супругов Владимира Александровича и Елены Константиновны Филаретовых. Он - военный инженер, полковник, дворянин. Она - выпускница Петербургского Сиротского Николаевского института и двухгодичных курсов обучения глухонемых детей.

156242698 922322731939489 2606226085459794823 nЗа шесть лет, которые Е. К. Филаретова  возглавляла новое учебное заведение, была налажена умная педагогическая система, включающая в себя не только постановку звуков, исправление речи, общеобразовательные дисциплины, но и трудовое воспитание, нормальный быт и пропитание. В 1925 году как «бывший царский офицер и религиозный человек» В.А. Филаретов уволен из школы. А в 1930-м по абсурдному обвинению был репрессирован и сослан в северные лагеря, где погиб. За отсутствием состава преступления реабилитирован в 1990-м.

По постановлению ГК ВКП (б) от 11.11.27 г. Елену Константиновну отстранили от заведования школой с формулировкой: «жена полковника и плохой хозяйственник».

Под ее руководством выросла численность учащихся и педагогического состава, школа твёрдо встала на ноги и пользовалась популярностью.

Не одно десятилетие в школе трудилась приемная дочь супругов Филаретовых - Людмила Владимировна... Несомненно одно: если б не Филаретовы, такой школы в Костроме не было бы.

Среди выпускников школы - ведущий актёр Театра Мимики и Жеста, Заслуженный артист РФ Иван Лесников, футбольный судья первой категории Евгений Сорокин, серебряный призёр десятых Олимпийских игр среди глухих (г.Вашингтон) и выдающийся художник-ювелир Николай Суслов. А также - многочисленные отличные работники заводов и фабрик, ведь в школе им давали великолепное профессиональное образование швей, столяров, слесарей.

pics2003

«Слава Богу, что пришло время возвращения имён. Имён тех беззаветных тружеников, патриотов, служителей своего дела, отдавших свою жизнь для того, чтоб этот мир преобразился», - сказал председатель Костромского церковно-исторического общества протоиерей Дмитрий Сазонов в своем кратком выступлении перед собравшимися. Он выразил благодарность всем потрудившимся для увековечения памяти супругов Филаретовых, и выразил надежду, что школе будут присвоены имена ее основателей.

DSC 0005DSC 0018DSC 0021DSC 0035DSC 0037DSC 0056

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Карталинский и Кахетинский Никон (Софийский), экзарх Грузии (1861 - 1908), член Императорского Православного Палестинского Общества.

Родился 14 (26) мая 1861 г. в с. Озарниково, Чухломского уезда, Костромской губернии в семье сельского священника Андрея Павловича Софийского. Когда Николаю было три года, умер отец. Семья, в которой было семь детей (шесть мальчиков и одна девочка), и без того жившая бедно, осталась без средств к существованию. Смог получить образование только благодаря трудам его матери, которая кормила семью, занимаясь тяжелой крестьянской работой. Точно так же и другие дети получили образование (исключая родившегося глухонемым брата Василия), а старший брат Иван позднее был протоиереем в чухломском Преображенском соборе.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...