Епископ Софроний (Иванцов, 1880- 1947)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В миру Сергей Николаевич Иванцов, родился 21 июня 1880 года в Москве в семье протоиерея храма Христа Спасителя.

В 1906 году окончил юридический факультет Московского университета со степенью кандидата права, а в 1914 году окончил там же филологический факультет. В 1914 году – помощник присяжного поверенного при Московском окружном суде. В 1915 году окончил Психологический экспериментальный институт.

В том же году был мобилизован в действующую армию. Как прапорщик запаса служил в чине поручика.

Член Поместного Собора Православной Российской Церкви по избранию от армии Западного фронта. В 1919-1922 годы служил в Красной Армии.

С 1920 года работал в Красноармейском университете в Могилёве (лектор по общеобразовательным предметам, заведующий кабинетом социально-экономических наук, учёный секретарь, помощник ректора, редактор журнала «Красная кузница»), одновременно при Могилёвском губернском отделе народного образования — городской исполнительный инструктор, преподаватель философской пропедевтики в школе, социально-экономических предметов и экономической географии на рабфаке и в Педагогическом институте.

image002В 1922 году был пострижен в монашество в Могилёвском братском монастыре с именем Софроний и рукоположен во иеромонаха.

Вскоре после этого уклонился в обновленческий раскол. В конце 1922 года был хиротонисан обновленцами во епископа Могилёвского. Хиротонию совершали в Москве обновленческие женатые архиереи нового поставления. С этого времени обновленческий Синод запретил ему носить монашеское имя Софроний, а приказали именоваться Сергием. Кафедра располагалась в Иосифовском соборе города Могилёва.

В марте 1923 года — участник Всероссийского съезда СОДАЦ. В апреле — мае 1923 года — участник Второго всероссийского поместного собора (первого обновленческого).

15 мая 1923 года обновленческим ВЦУ назначен епископом Минским и Туровским, председателем обновленческого Минского епархиального управления. Летом 1922 года епископ Минский и Туровский Мелхиседек (Паевский), также ранее примкнувший к обновленцам, без согласования с ВЦУ провозгласил создание автономной Белорусской митрополии. Местное духовенство и верующие выступили за возвращение Мелхиседека и бойкотировали новоназначенного Сергия Иванцова. В январе 1924 года, в связи с развалом обновленческой епархии, выехал в Москву.

image003С 1924 года – обновленческий епископ Костромской, а по другим данным – обновленческий епископ Проскуровский. Служил в кафедральном Успенском соборе г. Костромы. В мае того года дал письменное обязательство секретно сотрудничать с органами ОГПУ, периодически получал за это денежное вознаграждение. В том же году был возведён в сан архиепископа.

 Первый деревянный Успенский собор в новом (втором) Костромcком Кремле, перенесенном с устья реки Сулы на холме над Волгой после того, как первый Костромской Кремль сгорел в 1416 г., был возведен уже во 2-й половине 10-х г.г. ХV в. В середине ХVI в. взамен деревянного выстроили каменный Успенский собор - одноглавый, двухстолпный, трехапсидный (причем все апсиды были ориентированы не на восток, как положено, а на север - в сторону Запрудни, где, по преданию, в XIII в. произошло явление Феодоровской иконы Божией Матери). Во 2-й половине ХVII в. собор с запада был существенно расширен, став четырехстолпным, возведены 4 боковые главы. В 1666 г. к собору пристроили придельный храм св. Феодора Стратилата.

В 1773 г. Успенский собор очень сильно пострадал от пожара, его восстановление происходило в 1775-1778 г.г. Вероятно, именно тогда главы собора получили характерную для украинского барокко грушевидную форму. Главы были позолочены в 1820-1821 г.г. С 1835 г. по распоряжению императора Николая I Успенский собор стал кафедральным, здесь стали служить костромские архиереи. С начала ХV в. и пo I929 г. здесь пребывала главная святыня Костромы и Костромского края, одна из главных святынь России - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.

Собор неоднократно посещали представители Дома Романовых: царь М.Ф. Романов (1619 г.), имп. Екатерина II (1767 г.), имп. Николай I (1834 г.), имп. Александр II (1858 г.), имп. Александр III (1881 г.), имп. Николай II (1913 г.). Внутри собора на боковых стенах находились знамена костромских ополчений 1812 и 1853 гг.

В марте-апреле 1922 г. из соборных храмов были конфискованы уникальные предметы церковной старины и отдельные драгоценные пожертвования. Летом 1922 г. оба соборных храма были захвачены обновленцами. В Костроме к обновленцам примкнул и управлявшие епархией архиепископ Костромской и Галичский Серафим. Таким образом, чудотворная Федоровская икона оказалась в руках обновленцев. Новым кафедральным собором тихоновцев стал храм Ильи Пророка. В 1923 г. Федоровская икона Божией Матери была перенесена обновленцами в их новый «кафедральный собор» – Иоанно-Богословскую церковь на Каткиной горе. В 1929 г. Успенский собор был закрыт. В храмах разместили зернохранилища. Весной 1934 г. костромской горисполком продал ансамбль кремлевских соборов для разборки на кирпич и щебень для строительства льнокомбината льнокомбината им. И.Д. Зворыкина.

 В июне 1924 года участник Всероссийского предсоборного совещания.

image004 С 1925 года – обновленческий архиепископ Черниговский, а затем Рязанский. С 1928 года – обновленческий архиепископ Запорожский. С 1933 года – обновленческий архиепископ Ирбитский. В 1934 году – обновленческий архиепископ Нижне-Тагильский, затем Пермский, а позднее – обновленческий митрополит Коломенский и Звенигородский .25 февраля 1935 года арестован, а 22 июля того года заключён в исправтрудлагерь на три года за разглашение сведений о своём сотрудничестве с органами ГПУ-НКВД. 22 июля 1935 года постановлением Особого совещания при НКВД СССР приговорен к 3 годам исправительно-трудовых лагерей. Этапирован в Карлаг НКВД (Карагандинская область). 19 января 1938 года освобождён досрочно. 20 декабря 1943 года подал прошение о принятии в Русскую Православную церковь МП. По неизвестным причинам принят не был.

После отбытия срока проживал в Костроме, находясь за штатом. С 1944 года — управляющий делами при митрополите Александре Введенском. 21 сентября 1945 года назначен митрополитом Звенигородским. В начале 1946 года назначен обновленческим митрополитом Крутицким.

Не получил регистрации в качестве обновленческого “служителя культа”.

Возвращение в каноническую Церковь. В феврале 1946 года принёс покаяние и принят в общение с Московской Патриархией в сане иеромонаха, служил священником в Костроме.

7 февраля того года был хиротонисан во епископа Ульяновского и Мелекесского. Чин хиротонии совершили патриарх Алексий I, архиепископ Тульский и Белёвский Виталий (Введенский), епископ Кировоградский Сергий (Ларин).

С 4 августа 1947 года – епископ Красноярский, викарий Новосибирской епархии.

24 декабря 1947 года скоропостижно скончался в Красноярске. Отпевание совершал епископ Иоанникий (Сперанский) в Красноярском Покровском кафедральном соборе. Погребён в Красноярске.

Характеристика. Был низкого роста. Вёл аскетическую жизнь и наряду с этим, по отзыву епископа Сергия, сомневался в действительности загробной жизни.

Литература

Мануил [Лемешевский В.В.], митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно).- Эрланген, 1989.- Т. VI.- С. 228-229; Некролог // Журнал Московской Патриархии.- М., 1948.- № 3.- С. 54-55; Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях [сост. М. Е. Губонин], М., 1994, 991, 993; Цыпин В., прот., История Русской Церкви, 1917-1997, т. 9, М., 1997, 764; Простите, звезды Господни: Исповедники и соглядатаи в документах, или Зачем русскому Церковь? [сост. В. Королев], Фрязино: Содружество Православный паломник, 1999, 231-238; Лавринов В., прот., Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы, Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001, 167; Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918гг. Обзор деяний. Первая сессия [сост. Кравецкий А. Г., Плетнева А. А., Шредер Г-А, Шульц Г.], М.: Крутицкое подворье, 2002, 294.

 

Храмы и монастыри

Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь

Успенская слобода близ города Галича

Среди многочисленных монастырей, окружавших в прошлом древний Галич, особое место принадлежит Паисиеву Успенскому монастырю. Погребенный в обители преподобный Паисий Галичский издавна почитается как покровитель города, а находившаяся в нем чудотворная Овиновская икона Божией Матери являлась главной православной святыней галичского края. Находясь на высокой горе с поэтичным названием Красница, монастырь высоко вознесен и над городом, и над зеркалом Галичского озера, занимая господствующее положение в неповторимой панораме окрестных далей.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Карталинский и Кахетинский Никон (Софийский), экзарх Грузии (1861 - 1908), член Императорского Православного Палестинского Общества.

Родился 14 (26) мая 1861 г. в с. Озарниково, Чухломского уезда, Костромской губернии в семье сельского священника Андрея Павловича Софийского. Когда Николаю было три года, умер отец. Семья, в которой было семь детей (шесть мальчиков и одна девочка), и без того жившая бедно, осталась без средств к существованию. Смог получить образование только благодаря трудам его матери, которая кормила семью, занимаясь тяжелой крестьянской работой. Точно так же и другие дети получили образование (исключая родившегося глухонемым брата Василия), а старший брат Иван позднее был протоиереем в чухломском Преображенском соборе.

Подробнее...

Статьи

ЗА КОГО «ПОЛОЖИЛ СВОЙ ЖИВОТ» ИВАН СУСАНИН В 7121 ГОДУ? (1)

Аннотация: Подвиг крестьянина Ивана Сусанина был совершен в период кульминации российской «Смуты» начала XVII в. В разгар работы Земского собора, на котором решался вопрос о преемственности верховной власти, М.Ф. Романов, один из главных претендентов на престол, проживал вместе с матерью старицей Марфой в своей костромской вотчине с. Домнино. Оказавшийся в это время в пределах владений Романовых отряд польско-литовских людей целенаправленно искал Михаила Федоровича. Домнинский крестьянин И. Сусанин ценой собственной жизни не выдал тайну его местонахождения. Спасая М.Ф. Романова от врагов, Сусанин, сам того не ведая, уберегал страну от нового витка «Смуты», а, возможно, и от полного распада государства.

Ключевые слова: Иван Сусанин, Костомаров, Михаил Романов, старица Марфа, Салтыковы, претендент на престол, польские и литовские люди, Домнино, Костромской край, Ипатьевский монастырь.

Подробнее...