Епископ Софроний (Иванцов, 1880- 1947)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В миру Сергей Николаевич Иванцов, родился 21 июня 1880 года в Москве в семье протоиерея храма Христа Спасителя.

В 1906 году окончил юридический факультет Московского университета со степенью кандидата права, а в 1914 году окончил там же филологический факультет. В 1914 году – помощник присяжного поверенного при Московском окружном суде. В 1915 году окончил Психологический экспериментальный институт.

В том же году был мобилизован в действующую армию. Как прапорщик запаса служил в чине поручика.

Член Поместного Собора Православной Российской Церкви по избранию от армии Западного фронта. В 1919-1922 годы служил в Красной Армии.

С 1920 года работал в Красноармейском университете в Могилёве (лектор по общеобразовательным предметам, заведующий кабинетом социально-экономических наук, учёный секретарь, помощник ректора, редактор журнала «Красная кузница»), одновременно при Могилёвском губернском отделе народного образования — городской исполнительный инструктор, преподаватель философской пропедевтики в школе, социально-экономических предметов и экономической географии на рабфаке и в Педагогическом институте.

image002В 1922 году был пострижен в монашество в Могилёвском братском монастыре с именем Софроний и рукоположен во иеромонаха.

Вскоре после этого уклонился в обновленческий раскол. В конце 1922 года был хиротонисан обновленцами во епископа Могилёвского. Хиротонию совершали в Москве обновленческие женатые архиереи нового поставления. С этого времени обновленческий Синод запретил ему носить монашеское имя Софроний, а приказали именоваться Сергием. Кафедра располагалась в Иосифовском соборе города Могилёва.

В марте 1923 года — участник Всероссийского съезда СОДАЦ. В апреле — мае 1923 года — участник Второго всероссийского поместного собора (первого обновленческого).

15 мая 1923 года обновленческим ВЦУ назначен епископом Минским и Туровским, председателем обновленческого Минского епархиального управления. Летом 1922 года епископ Минский и Туровский Мелхиседек (Паевский), также ранее примкнувший к обновленцам, без согласования с ВЦУ провозгласил создание автономной Белорусской митрополии. Местное духовенство и верующие выступили за возвращение Мелхиседека и бойкотировали новоназначенного Сергия Иванцова. В январе 1924 года, в связи с развалом обновленческой епархии, выехал в Москву.

image003С 1924 года – обновленческий епископ Костромской, а по другим данным – обновленческий епископ Проскуровский. Служил в кафедральном Успенском соборе г. Костромы. В мае того года дал письменное обязательство секретно сотрудничать с органами ОГПУ, периодически получал за это денежное вознаграждение. В том же году был возведён в сан архиепископа.

 Первый деревянный Успенский собор в новом (втором) Костромcком Кремле, перенесенном с устья реки Сулы на холме над Волгой после того, как первый Костромской Кремль сгорел в 1416 г., был возведен уже во 2-й половине 10-х г.г. ХV в. В середине ХVI в. взамен деревянного выстроили каменный Успенский собор - одноглавый, двухстолпный, трехапсидный (причем все апсиды были ориентированы не на восток, как положено, а на север - в сторону Запрудни, где, по преданию, в XIII в. произошло явление Феодоровской иконы Божией Матери). Во 2-й половине ХVII в. собор с запада был существенно расширен, став четырехстолпным, возведены 4 боковые главы. В 1666 г. к собору пристроили придельный храм св. Феодора Стратилата.

В 1773 г. Успенский собор очень сильно пострадал от пожара, его восстановление происходило в 1775-1778 г.г. Вероятно, именно тогда главы собора получили характерную для украинского барокко грушевидную форму. Главы были позолочены в 1820-1821 г.г. С 1835 г. по распоряжению императора Николая I Успенский собор стал кафедральным, здесь стали служить костромские архиереи. С начала ХV в. и пo I929 г. здесь пребывала главная святыня Костромы и Костромского края, одна из главных святынь России - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.

Собор неоднократно посещали представители Дома Романовых: царь М.Ф. Романов (1619 г.), имп. Екатерина II (1767 г.), имп. Николай I (1834 г.), имп. Александр II (1858 г.), имп. Александр III (1881 г.), имп. Николай II (1913 г.). Внутри собора на боковых стенах находились знамена костромских ополчений 1812 и 1853 гг.

В марте-апреле 1922 г. из соборных храмов были конфискованы уникальные предметы церковной старины и отдельные драгоценные пожертвования. Летом 1922 г. оба соборных храма были захвачены обновленцами. В Костроме к обновленцам примкнул и управлявшие епархией архиепископ Костромской и Галичский Серафим. Таким образом, чудотворная Федоровская икона оказалась в руках обновленцев. Новым кафедральным собором тихоновцев стал храм Ильи Пророка. В 1923 г. Федоровская икона Божией Матери была перенесена обновленцами в их новый «кафедральный собор» – Иоанно-Богословскую церковь на Каткиной горе. В 1929 г. Успенский собор был закрыт. В храмах разместили зернохранилища. Весной 1934 г. костромской горисполком продал ансамбль кремлевских соборов для разборки на кирпич и щебень для строительства льнокомбината льнокомбината им. И.Д. Зворыкина.

 В июне 1924 года участник Всероссийского предсоборного совещания.

image004 С 1925 года – обновленческий архиепископ Черниговский, а затем Рязанский. С 1928 года – обновленческий архиепископ Запорожский. С 1933 года – обновленческий архиепископ Ирбитский. В 1934 году – обновленческий архиепископ Нижне-Тагильский, затем Пермский, а позднее – обновленческий митрополит Коломенский и Звенигородский .25 февраля 1935 года арестован, а 22 июля того года заключён в исправтрудлагерь на три года за разглашение сведений о своём сотрудничестве с органами ГПУ-НКВД. 22 июля 1935 года постановлением Особого совещания при НКВД СССР приговорен к 3 годам исправительно-трудовых лагерей. Этапирован в Карлаг НКВД (Карагандинская область). 19 января 1938 года освобождён досрочно. 20 декабря 1943 года подал прошение о принятии в Русскую Православную церковь МП. По неизвестным причинам принят не был.

После отбытия срока проживал в Костроме, находясь за штатом. С 1944 года — управляющий делами при митрополите Александре Введенском. 21 сентября 1945 года назначен митрополитом Звенигородским. В начале 1946 года назначен обновленческим митрополитом Крутицким.

Не получил регистрации в качестве обновленческого “служителя культа”.

Возвращение в каноническую Церковь. В феврале 1946 года принёс покаяние и принят в общение с Московской Патриархией в сане иеромонаха, служил священником в Костроме.

7 февраля того года был хиротонисан во епископа Ульяновского и Мелекесского. Чин хиротонии совершили патриарх Алексий I, архиепископ Тульский и Белёвский Виталий (Введенский), епископ Кировоградский Сергий (Ларин).

С 4 августа 1947 года – епископ Красноярский, викарий Новосибирской епархии.

24 декабря 1947 года скоропостижно скончался в Красноярске. Отпевание совершал епископ Иоанникий (Сперанский) в Красноярском Покровском кафедральном соборе. Погребён в Красноярске.

Характеристика. Был низкого роста. Вёл аскетическую жизнь и наряду с этим, по отзыву епископа Сергия, сомневался в действительности загробной жизни.

Литература

Мануил [Лемешевский В.В.], митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно).- Эрланген, 1989.- Т. VI.- С. 228-229; Некролог // Журнал Московской Патриархии.- М., 1948.- № 3.- С. 54-55; Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях [сост. М. Е. Губонин], М., 1994, 991, 993; Цыпин В., прот., История Русской Церкви, 1917-1997, т. 9, М., 1997, 764; Простите, звезды Господни: Исповедники и соглядатаи в документах, или Зачем русскому Церковь? [сост. В. Королев], Фрязино: Содружество Православный паломник, 1999, 231-238; Лавринов В., прот., Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы, Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001, 167; Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918гг. Обзор деяний. Первая сессия [сост. Кравецкий А. Г., Плетнева А. А., Шредер Г-А, Шульц Г.], М.: Крутицкое подворье, 2002, 294.

 

Храмы и монастыри

Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь

Успенская слобода близ города Галича

Среди многочисленных монастырей, окружавших в прошлом древний Галич, особое место принадлежит Паисиеву Успенскому монастырю. Погребенный в обители преподобный Паисий Галичский издавна почитается как покровитель города, а находившаяся в нем чудотворная Овиновская икона Божией Матери являлась главной православной святыней галичского края. Находясь на высокой горе с поэтичным названием Красница, монастырь высоко вознесен и над городом, и над зеркалом Галичского озера, занимая господствующее положение в неповторимой панораме окрестных далей.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Груздев Федор Васильевич (1876 -1937)

Родился 27 декабря 1876 года в с. Красном Красносельского уезда Костромской губернии в семье протоиерея Василия Петровича Груздева (+17.12.1916) и его жены Марии Иоанновны (+26.09.1931), дочери протоиерея Иоанна Клиентова.

Подробнее...

Статьи

Как это было

К вопросу возвращения Русской Православной Церкви ее бывших музеев на примере истории костромского Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря в ХХ веке.

Подробнее...