Епископ Софроний (Иванцов, 1880- 1947)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В миру Сергей Николаевич Иванцов, родился 21 июня 1880 года в Москве в семье протоиерея храма Христа Спасителя.

В 1906 году окончил юридический факультет Московского университета со степенью кандидата права, а в 1914 году окончил там же филологический факультет. В 1914 году – помощник присяжного поверенного при Московском окружном суде. В 1915 году окончил Психологический экспериментальный институт.

В том же году был мобилизован в действующую армию. Как прапорщик запаса служил в чине поручика.

Член Поместного Собора Православной Российской Церкви по избранию от армии Западного фронта. В 1919-1922 годы служил в Красной Армии.

С 1920 года работал в Красноармейском университете в Могилёве (лектор по общеобразовательным предметам, заведующий кабинетом социально-экономических наук, учёный секретарь, помощник ректора, редактор журнала «Красная кузница»), одновременно при Могилёвском губернском отделе народного образования — городской исполнительный инструктор, преподаватель философской пропедевтики в школе, социально-экономических предметов и экономической географии на рабфаке и в Педагогическом институте.

image002В 1922 году был пострижен в монашество в Могилёвском братском монастыре с именем Софроний и рукоположен во иеромонаха.

Вскоре после этого уклонился в обновленческий раскол. В конце 1922 года был хиротонисан обновленцами во епископа Могилёвского. Хиротонию совершали в Москве обновленческие женатые архиереи нового поставления. С этого времени обновленческий Синод запретил ему носить монашеское имя Софроний, а приказали именоваться Сергием. Кафедра располагалась в Иосифовском соборе города Могилёва.

В марте 1923 года — участник Всероссийского съезда СОДАЦ. В апреле — мае 1923 года — участник Второго всероссийского поместного собора (первого обновленческого).

15 мая 1923 года обновленческим ВЦУ назначен епископом Минским и Туровским, председателем обновленческого Минского епархиального управления. Летом 1922 года епископ Минский и Туровский Мелхиседек (Паевский), также ранее примкнувший к обновленцам, без согласования с ВЦУ провозгласил создание автономной Белорусской митрополии. Местное духовенство и верующие выступили за возвращение Мелхиседека и бойкотировали новоназначенного Сергия Иванцова. В январе 1924 года, в связи с развалом обновленческой епархии, выехал в Москву.

image003С 1924 года – обновленческий епископ Костромской, а по другим данным – обновленческий епископ Проскуровский. Служил в кафедральном Успенском соборе г. Костромы. В мае того года дал письменное обязательство секретно сотрудничать с органами ОГПУ, периодически получал за это денежное вознаграждение. В том же году был возведён в сан архиепископа.

 Первый деревянный Успенский собор в новом (втором) Костромcком Кремле, перенесенном с устья реки Сулы на холме над Волгой после того, как первый Костромской Кремль сгорел в 1416 г., был возведен уже во 2-й половине 10-х г.г. ХV в. В середине ХVI в. взамен деревянного выстроили каменный Успенский собор - одноглавый, двухстолпный, трехапсидный (причем все апсиды были ориентированы не на восток, как положено, а на север - в сторону Запрудни, где, по преданию, в XIII в. произошло явление Феодоровской иконы Божией Матери). Во 2-й половине ХVII в. собор с запада был существенно расширен, став четырехстолпным, возведены 4 боковые главы. В 1666 г. к собору пристроили придельный храм св. Феодора Стратилата.

В 1773 г. Успенский собор очень сильно пострадал от пожара, его восстановление происходило в 1775-1778 г.г. Вероятно, именно тогда главы собора получили характерную для украинского барокко грушевидную форму. Главы были позолочены в 1820-1821 г.г. С 1835 г. по распоряжению императора Николая I Успенский собор стал кафедральным, здесь стали служить костромские архиереи. С начала ХV в. и пo I929 г. здесь пребывала главная святыня Костромы и Костромского края, одна из главных святынь России - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.

Собор неоднократно посещали представители Дома Романовых: царь М.Ф. Романов (1619 г.), имп. Екатерина II (1767 г.), имп. Николай I (1834 г.), имп. Александр II (1858 г.), имп. Александр III (1881 г.), имп. Николай II (1913 г.). Внутри собора на боковых стенах находились знамена костромских ополчений 1812 и 1853 гг.

В марте-апреле 1922 г. из соборных храмов были конфискованы уникальные предметы церковной старины и отдельные драгоценные пожертвования. Летом 1922 г. оба соборных храма были захвачены обновленцами. В Костроме к обновленцам примкнул и управлявшие епархией архиепископ Костромской и Галичский Серафим. Таким образом, чудотворная Федоровская икона оказалась в руках обновленцев. Новым кафедральным собором тихоновцев стал храм Ильи Пророка. В 1923 г. Федоровская икона Божией Матери была перенесена обновленцами в их новый «кафедральный собор» – Иоанно-Богословскую церковь на Каткиной горе. В 1929 г. Успенский собор был закрыт. В храмах разместили зернохранилища. Весной 1934 г. костромской горисполком продал ансамбль кремлевских соборов для разборки на кирпич и щебень для строительства льнокомбината льнокомбината им. И.Д. Зворыкина.

 В июне 1924 года участник Всероссийского предсоборного совещания.

image004 С 1925 года – обновленческий архиепископ Черниговский, а затем Рязанский. С 1928 года – обновленческий архиепископ Запорожский. С 1933 года – обновленческий архиепископ Ирбитский. В 1934 году – обновленческий архиепископ Нижне-Тагильский, затем Пермский, а позднее – обновленческий митрополит Коломенский и Звенигородский .25 февраля 1935 года арестован, а 22 июля того года заключён в исправтрудлагерь на три года за разглашение сведений о своём сотрудничестве с органами ГПУ-НКВД. 22 июля 1935 года постановлением Особого совещания при НКВД СССР приговорен к 3 годам исправительно-трудовых лагерей. Этапирован в Карлаг НКВД (Карагандинская область). 19 января 1938 года освобождён досрочно. 20 декабря 1943 года подал прошение о принятии в Русскую Православную церковь МП. По неизвестным причинам принят не был.

После отбытия срока проживал в Костроме, находясь за штатом. С 1944 года — управляющий делами при митрополите Александре Введенском. 21 сентября 1945 года назначен митрополитом Звенигородским. В начале 1946 года назначен обновленческим митрополитом Крутицким.

Не получил регистрации в качестве обновленческого “служителя культа”.

Возвращение в каноническую Церковь. В феврале 1946 года принёс покаяние и принят в общение с Московской Патриархией в сане иеромонаха, служил священником в Костроме.

7 февраля того года был хиротонисан во епископа Ульяновского и Мелекесского. Чин хиротонии совершили патриарх Алексий I, архиепископ Тульский и Белёвский Виталий (Введенский), епископ Кировоградский Сергий (Ларин).

С 4 августа 1947 года – епископ Красноярский, викарий Новосибирской епархии.

24 декабря 1947 года скоропостижно скончался в Красноярске. Отпевание совершал епископ Иоанникий (Сперанский) в Красноярском Покровском кафедральном соборе. Погребён в Красноярске.

Характеристика. Был низкого роста. Вёл аскетическую жизнь и наряду с этим, по отзыву епископа Сергия, сомневался в действительности загробной жизни.

Литература

Мануил [Лемешевский В.В.], митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно).- Эрланген, 1989.- Т. VI.- С. 228-229; Некролог // Журнал Московской Патриархии.- М., 1948.- № 3.- С. 54-55; Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях [сост. М. Е. Губонин], М., 1994, 991, 993; Цыпин В., прот., История Русской Церкви, 1917-1997, т. 9, М., 1997, 764; Простите, звезды Господни: Исповедники и соглядатаи в документах, или Зачем русскому Церковь? [сост. В. Королев], Фрязино: Содружество Православный паломник, 1999, 231-238; Лавринов В., прот., Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы, Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001, 167; Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918гг. Обзор деяний. Первая сессия [сост. Кравецкий А. Г., Плетнева А. А., Шредер Г-А, Шульц Г.], М.: Крутицкое подворье, 2002, 294.

 

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святитель Митрофаний Воронежский и костромская земля

Святитель Митрофаний Воронежский в 1675-1682 гг. был настоятелем знаменитого костромского Макариево-Унженского монастыря. В жизни святителя эти годы оставили значительный след. Приняв сан воронежского епископа, в 1682 г. Митрофаний прислал грамоту своему преемнику, игумену Ионе, в которой писал: «…а мы за дом Живоначальной Троицы и чудотворца Макария ныне и впредь будем заступать и работать, а милость Божия и Пресвятыя Богородицы молитвы и нашего смирения благословения с вами есть и будет, ныне и во веки…»[1]. В 1703 г. перед кончиной святитель принял схиму с именем Макарий в честь преподобного[2]. В свою очередь в обители хранили память о пребывании здесь святителя Митрофания. После его канонизации в 1832 г. в Благовещенском соборе, построенном при будущем воронежском епископе, был устроен придел Митрофания Воронежского[3].  

Подробнее...

Статьи

Религиозное «диссиденство» как явление духовного возродения в СССР в 60-80-х годах XX века

Аннотация. В статье дан анализ такому явлению 60-80-х годов ХХ века как «религиозное диссидентство». Средой, в которой возникло диссидентство стала интеллигенция, которая в 60-х годах начала открывать для себя русскую культуру. Через духовные искания образованные люди пришли в Церковь, нашли Бога, и не смогли смириться с давлением государства, провозгласившего своей идеологической платформой атеизм и борьбу против религии и выражавшегося в форме закрытия храмов, запрещения свободного проявления религиозных чувств, подавлении прав и свобод личности и т.д.

Ключевые слова: диссидентство, Патриархия, возрождение, интеллигенция, атеизм, верующие, культура.

«RELIGIOUS «DISSIDENS» AS A PHENOMENON OF SPIRITUAL REVIVAL IN THE USSR IN THE 60-80s OF THE XX CENTURY».
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate postgraduate them saints Cyril and Methodius.

Annotation. The article analyzes the phenomenon of the 60-80s of the XX century as «religious dissidence». Environment, in which there was a dissidence intelligentsia, which in the 60s began to discover Russian culture. Through spiritual quest educated people come to Church, have found God, and could not reconcile with the pressure of state, declared its ideological platform for the struggle against atheism and religion, and which was expressed in the form of the closure of churches, the prohibition of free expression of religious feelings, suppression of the rights and freedoms of the individual etc.

Keywords: dissidence, Patriarchy, revival, intellectuals, atheism, believers,culture.

Подробнее...