Слово в неделю 25-ю по пятидесятнице

Автор: Прот. Иоанн Сазонов. .

«Возлюби… ближнего твоего,
как самого себя» (Лк. 10,27).

Братия и сестры! Господь наш Иисус Христос, наставляя нас, говорил о двух заповедях, на которых может быть построен совершенный мир - заповедь любви к Богу, и заповедь любви к ближним. Заповедь о любви к ближним имеет очень важное значение в деле нашего спасения. И любить мы должны ближних наших, как самих себя. Бог дал нам заповедь совершеннейшую. Ведь не имеет границ и пределов любовь. Глубоко и ясно изъясняет значение слов Спасителя великий апостол Иоанн Богослов.

«Потому, - говорит он,- что Бог Сам есть любовь, и потому только пребывающий в любви, пребывает в Боге, а Бог в нем» (1Ин. 4,16). Потому что любовь от Бога (ст.7), и Бог Сам прежде возлюбил людей так, что Сына Своего Единородного предал за них. Поэтому люди должны любить друг друга (1Ин. 11,19).

Ненавидящих своих ближних, не имеющих любви к ближним, апостол называет пребывающими во тьме: «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме(1Ин. 2,10-11). «Кто говорит «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (1Ин. 4,20).

Итак, любовь к ближним служит основой нашей жизни и пребывания на Земле как образа Божьего.

Кто же наш ближний? Господь в прочитанной за литургией евангельской притче о милосердном самарянине говорит, что ближний наш – это всякий человек, какого бы звания, происхождения и состояния он не был. Да и в самом деле, как нам не любить всех людей, когда Господь любит всех: «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2,4-6). Господь терпит грешника, ждет его обращения, открывает ему путь и средства к спасению. Он, по милосердию своему, светит солнцем и кропит дождем на праведных и неправедных. Все мы сотворены по образу Божьему, все во Христе Иисусе его дети, все члены одного духовного тела, все имеем надежду на наследие вечной жизни. Поэтому во Христе мы все равны и всех должны любить как своих братьев!

Но, посмотрим каждый на себя – выполняем ли мы заповедь Спасителя о любви к ближним? Любим ли мы каждого человека так же, как любим самих себя?

К прискорбию нашему, всматриваясь в жизнь людскую, мы должны сознаться, что у нас почти нет никакой взаимной любви. Посмотрите, часто ли мы встречаем примеры истинной христианской любви даже между близкими и родными в семье?

Родители не радеют о воспитании своих детей; дети не оказывают никакого почтения своим родителям, своим поведением они позорят отца и мать, взрослея и становясь самостоятельными - отказывают им в пропитании, выгоняют и собственного дома. Мужья ссорятся с женами, жены, поносят и злословят мужей. Братья и сестры живут между собой хуже чужих. Везде вражда, ненависть, споры, стычки, везде отсутствие взаимной любви. Найти семейство, в котором бы все члены были связаны между собой взаимной, чистой и искренней любовью, теперь уже редкость. Если так живут родные по крови люди, то, что говорить об обществе людей, которые не связаны между собой узами родства! Здесь и помину нет взаимной любви! Здесь постоянно приходится слышать жалобы на вражду и ненависть между собой. Постоянно приходится видеть, как люди стараются притеснять один другого, оскорбить, погубить, даже, стереть с лица земли. О, если бы люди поняли, что вся погибель их заключена в неисполнении заповеди взаимной любви!

Притча о милосердном самарянине (Лк.10,25-37), услышанная нами за сегодняшней Литургией зовет нас всех быть милосердными, отзывчивыми на всякую беду, на всякое горе, где бы и с кем бы эта беда и горе не произошли. Господь велит нам в каждом человеке видеть своего ближнего.

Братия и сестры! Помолимся, да поможет нам Господь нелицемерно, искренне, возлюбить Его, нашего Спасителя и Бога, всем сердцем, всей душой, всей крепостью и всем помышлением! И ближних наших всех, нуждающихся в помощи, в поддержке и молитве, будем любить как самих себя!

Этого ждет от нас Господь – Источник любви, света и вечной жизни! Победитель смерти и зла. Спаситель души нашей, указывающий нам истинный путь жизни – «да все любовь имеют между собою» (Ин.13,35). Он со властью говорит каждому человеку : так поступай и будешь жить»

28.11. 1970г.                       Воскресенский кафедральный собор г. Костромы.

 

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Голоушин Николай Петрович (1883-1964)

Родился Николай Голоушин в семье Чухломского купца Петра Васильевича Голоушина в 1883 году. После окончания в 1906 году Петербургской духовной семинарии, он три года служил в Петербурге учителем Закона Божия в школе для взрослых при Иоанно-Предтеченской церкви.

Подробнее...

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...