Проповедь в неделю 21-ю по Пятидесятнице

Автор: Прот. Иоанн Сазонов. .

Образно и просто Господь наш Иисус Христос говорил слова о вечной жизни. В сегодняшнем Евангельском чтении, братия и сестры, слышали мы притчу о сеятеле (Лк. 8; 5-15), объясняющую одну из тайн духовной жизни – неодинаковое восприятие Божественной истины и, как следствие – разные плоды сеяния.

Слово Божие - это «дух и жизнь» (Ин. 6,63), оно всегда живо и действенно» (Евр. 4,12), но не каждый слушающий приносит плод», потому что различна почва, на которую падают семена Благой вести. Почва – это наши сердца. «Они-то, - пишет блаженный Феофилакт. – оказываются или дорогой, или камнем, или тернием, или же землею доброй».

С тех пор как грех вошел в мир, сердце человеческое сделалось непостоянным в добре и преклонным к греху. Слово Божие, падая в такое непостоянное сердце, в котором из-за всегдашней рассеянности гуляет, как по дороге, ветер суетных помыслов, не может укрепиться в нем, и его постигает участь зерна, упавшего при пути и склеванного птицами.

Иной раз, сердце наше может быть подобно камню, на котором ничего не может вырасти. Когда сердце человека долго находится в плену низменных страстей, оно становится черствым и равнодушным к тому, о чем возвещает нам Слово Божие. Если человек с черствым сердцем и слышит Бога, то слово Всевышнего касается лишь слуха его, а не сердца, и потому не приносит духовных плодов в его жизни.

   Слово Божие не приносит плода если сердце наше подобно полю, заросшему терниями и сорняками. Если в сердце укоренится забвение о душе и ее нуждах, если все внимание наше сосредоточено вокруг нашего «я», если все мысли наши носят эгоистический, корыстный характер, подобно сорнякам в поле, то зарастает оно грехами, и заглушают грехи все доброе и спасительное. Все то, что дано нам Богом от рождения нашего.

Вот поэтому, из-за неподготовленности нашего сердца мы не приносим духовных плодов, которых ждет от нас Господь.

Что же означает добрая земля нашего сердца?

Сам Господь дал объяснение доброй сердечной земли своим ученикам говоря:                «…упавшее на добрую землю, это те, которые услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8;15).

Итак, первое условие плодоношения – добрая земля. Если же земля непригодна, то и хорошие семена пропадут напрасно и не принесут плода. Поэтому земледелец, прежде чем засеять ниву, разрыхляет почву, удобряет ее, очищает от сорняков. И только очистив – высевает семена. Подобно земледельцу и христианин должен так же трудиться, приготовляя сердце свое для Бога. В основе сеяния и взращивания урожая – терпеливый труд. В основе жизни христианина, мало слышать слово Божие, мало хранить его в добром и чистом сердце. Необходимо всегда терпеливо пребывать в деле духовного самосовершенствования.

«Царство Небесное силою берется, - говорит Господь, - и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11,12).

Следовательно, главным условием успешного духовного возрастания христианина является постоянная верность пути богоугодной жизни, на который он вступил в Таинстве Крещения. На этом пути, несомненно, он встретит препятствия и соблазны, уклоняющие его от избранного пути. Преодоление соблазнов потребует от христианина терпения. Свв. отцы называют терпение «корнем всех благ» и «матерью благочестия». Продолжая раскрывать их мысли по поводу приобретения терпения как добродетели отметим, что терпение это не пассивность или малодушие при возникновении соблазнов и испытаний, а стойкость и крепость человеческого духа, противостоящего всем препятствиям, встречающимся на пути человека к Богу. «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21,19). Земледелец, ожидая драгоценного плода от земли, терпит долго (Иак. 5,7).

«Терпение, - пишет св. Феофан Затворник, - необходимо как в начале, и в продолжении, и в конце каждого дела, так и всей жизни. Везде требуется напряжение сил, всегда упасть готовых, преодоление препятствий как внутри, так и вовне,, придумывание средств и приведение их в дело. Все же сие без терпения выдержано быть не может». Далее он пишет, что нельзя стать причастником спасительной жизни во Христе Иисусе во всей ее силе иначе, как через сопострадание Ему: « В крещении спогребаемся Ему таинственно, а в жизни потом прививаемся к крестному живоносному древу страданий и смерти Его через невольные страдания и произвольные лишения или разные подвиги самоотвержения».

Итак, братия и сестры, когда мы терпеливым подвигом сомосовершенствования приготовим себя в «жилище Божие» (Еф. 2,22), тогда слово Божие будет вселяться в нас обильно, и приносить в жизни нашей плод истинно христианской добродетели, а души наши соделает храмами «Бога живаго»(2 Кор. 6,16) и Сам Господь будет производить в нас «и хотение и действие по Своему благоволению» (Филип. 2,13).

Мне хочется, братия и сестры, свое небольшое поучение закончить словами Евангелия: «имеяй уши слышати, да слышит» (Мф.13,9).

31.10. 1971г.                                             Воскресенский кафедральный собор г. Костромы.

 

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Игумен Сергий (Моряков 1898 – 1967)

Игумен Сергий (в миру Моряков Сергей Прокофьевич) родился 8 ноября 1898 года в деревне Пензино Солигалического уезда Костромской губернии. Русский, из крестьян. Окончил семилетнюю школу. Поступил послушником в Иаково-Железноборовскоий монастырь Буйского района Костромской области по совету духовной подвижницы, проживавшей в начале ХХ века в Буйском уезде, монахини Ангелины (Борисовой). Был духовным чадом иеромонаха Иоасафа (Сазанова, в схиме Серафима), — духовника монастыря. Неоднократно общался и с другой подвижницей благочестия того времени монахиней Верой (Меркуловой, в схиме Михаилой), с которой поддерживал духовную связь до ее кончины.

Подробнее...

Статьи

Отречение от веры. Мировоззренческая убежденность или сумма обстоятельств? К теме ренегатства 1960-х годов.

Аннотация: В статье, на примере отречения от религиозных убеждений священника И. Н. Кубина дается анализ его «мировоззренческому перевороту». На основании архивных данных показаны действительные мотивы, которые двигали Кубиным пожелавшим, чтобы его антирелигиозные откровения были опубликованы: они находились в сфере бытовой заинтересованности. Логика действий Кубина показывает, что его поступок был актом досады в отношении астраханского епископа, с которым у него не сложились личные отношения, что и выразилось впоследствии актом «отречения». Таковые психологические ситуации были использованы  властями в антирелигиозных целях, но негативно отобразились на судьбе «пострадавших» бывших священнослужителей. Их жизненные ситуации были использованы властями в качестве пропагандистского приема, оставив безразличным отношение в судьбе «обиженных» церковной властью ренегатов.

Подробнее...