Проповедь в неделю 21-ю по Пятидесятнице

Автор: Прот. Иоанн Сазонов. .

Образно и просто Господь наш Иисус Христос говорил слова о вечной жизни. В сегодняшнем Евангельском чтении, братия и сестры, слышали мы притчу о сеятеле (Лк. 8; 5-15), объясняющую одну из тайн духовной жизни – неодинаковое восприятие Божественной истины и, как следствие – разные плоды сеяния.

Слово Божие - это «дух и жизнь» (Ин. 6,63), оно всегда живо и действенно» (Евр. 4,12), но не каждый слушающий приносит плод», потому что различна почва, на которую падают семена Благой вести. Почва – это наши сердца. «Они-то, - пишет блаженный Феофилакт. – оказываются или дорогой, или камнем, или тернием, или же землею доброй».

С тех пор как грех вошел в мир, сердце человеческое сделалось непостоянным в добре и преклонным к греху. Слово Божие, падая в такое непостоянное сердце, в котором из-за всегдашней рассеянности гуляет, как по дороге, ветер суетных помыслов, не может укрепиться в нем, и его постигает участь зерна, упавшего при пути и склеванного птицами.

Иной раз, сердце наше может быть подобно камню, на котором ничего не может вырасти. Когда сердце человека долго находится в плену низменных страстей, оно становится черствым и равнодушным к тому, о чем возвещает нам Слово Божие. Если человек с черствым сердцем и слышит Бога, то слово Всевышнего касается лишь слуха его, а не сердца, и потому не приносит духовных плодов в его жизни.

   Слово Божие не приносит плода если сердце наше подобно полю, заросшему терниями и сорняками. Если в сердце укоренится забвение о душе и ее нуждах, если все внимание наше сосредоточено вокруг нашего «я», если все мысли наши носят эгоистический, корыстный характер, подобно сорнякам в поле, то зарастает оно грехами, и заглушают грехи все доброе и спасительное. Все то, что дано нам Богом от рождения нашего.

Вот поэтому, из-за неподготовленности нашего сердца мы не приносим духовных плодов, которых ждет от нас Господь.

Что же означает добрая земля нашего сердца?

Сам Господь дал объяснение доброй сердечной земли своим ученикам говоря:                «…упавшее на добрую землю, это те, которые услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8;15).

Итак, первое условие плодоношения – добрая земля. Если же земля непригодна, то и хорошие семена пропадут напрасно и не принесут плода. Поэтому земледелец, прежде чем засеять ниву, разрыхляет почву, удобряет ее, очищает от сорняков. И только очистив – высевает семена. Подобно земледельцу и христианин должен так же трудиться, приготовляя сердце свое для Бога. В основе сеяния и взращивания урожая – терпеливый труд. В основе жизни христианина, мало слышать слово Божие, мало хранить его в добром и чистом сердце. Необходимо всегда терпеливо пребывать в деле духовного самосовершенствования.

«Царство Небесное силою берется, - говорит Господь, - и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11,12).

Следовательно, главным условием успешного духовного возрастания христианина является постоянная верность пути богоугодной жизни, на который он вступил в Таинстве Крещения. На этом пути, несомненно, он встретит препятствия и соблазны, уклоняющие его от избранного пути. Преодоление соблазнов потребует от христианина терпения. Свв. отцы называют терпение «корнем всех благ» и «матерью благочестия». Продолжая раскрывать их мысли по поводу приобретения терпения как добродетели отметим, что терпение это не пассивность или малодушие при возникновении соблазнов и испытаний, а стойкость и крепость человеческого духа, противостоящего всем препятствиям, встречающимся на пути человека к Богу. «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21,19). Земледелец, ожидая драгоценного плода от земли, терпит долго (Иак. 5,7).

«Терпение, - пишет св. Феофан Затворник, - необходимо как в начале, и в продолжении, и в конце каждого дела, так и всей жизни. Везде требуется напряжение сил, всегда упасть готовых, преодоление препятствий как внутри, так и вовне,, придумывание средств и приведение их в дело. Все же сие без терпения выдержано быть не может». Далее он пишет, что нельзя стать причастником спасительной жизни во Христе Иисусе во всей ее силе иначе, как через сопострадание Ему: « В крещении спогребаемся Ему таинственно, а в жизни потом прививаемся к крестному живоносному древу страданий и смерти Его через невольные страдания и произвольные лишения или разные подвиги самоотвержения».

Итак, братия и сестры, когда мы терпеливым подвигом сомосовершенствования приготовим себя в «жилище Божие» (Еф. 2,22), тогда слово Божие будет вселяться в нас обильно, и приносить в жизни нашей плод истинно христианской добродетели, а души наши соделает храмами «Бога живаго»(2 Кор. 6,16) и Сам Господь будет производить в нас «и хотение и действие по Своему благоволению» (Филип. 2,13).

Мне хочется, братия и сестры, свое небольшое поучение закончить словами Евангелия: «имеяй уши слышати, да слышит» (Мф.13,9).

31.10. 1971г.                                             Воскресенский кафедральный собор г. Костромы.

 

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Блаженный инок Николай (1900-1977г)

В  последнее  время   Русская  Православная  церковь  прославила много новых святых, просиявших своими подвигами в разных кон-цах нашего Отечества. Прежде всего, конечно, это сонм новомучеников и исповедников Российских во главе с царственными страсто-терпцами,  пострадавших  в  годы   гонений  в  послереволюционный период. Мученичество за Христа - наиболее яркий пример религи-озного подвига - существовало во все века, но массовое явление мучеников довольно редко. А случай страданий и стояния за веру десятков, а может быть и сотен тысяч людей, факт исключительный за всю историю христианства. Но на небе Церковном сияют не только мученики. Промысел Божий в истории человечества одних подвига-ет к смерти за Христа, а другим повелевает жить во славу Его...

Скачать (pdf)

Статьи

Молитва на сохранение и спасения семьи мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву.

О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощникам и теплым молитвенникам, мы, немощнии и недостойнии, прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблудшия, исцелите страждущия и скорбяшия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровители супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощныя исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати, и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.