Проповедь в неделю 21-ю по Пятидесятнице

Автор: Прот. Иоанн Сазонов. .

Образно и просто Господь наш Иисус Христос говорил слова о вечной жизни. В сегодняшнем Евангельском чтении, братия и сестры, слышали мы притчу о сеятеле (Лк. 8; 5-15), объясняющую одну из тайн духовной жизни – неодинаковое восприятие Божественной истины и, как следствие – разные плоды сеяния.

Слово Божие - это «дух и жизнь» (Ин. 6,63), оно всегда живо и действенно» (Евр. 4,12), но не каждый слушающий приносит плод», потому что различна почва, на которую падают семена Благой вести. Почва – это наши сердца. «Они-то, - пишет блаженный Феофилакт. – оказываются или дорогой, или камнем, или тернием, или же землею доброй».

С тех пор как грех вошел в мир, сердце человеческое сделалось непостоянным в добре и преклонным к греху. Слово Божие, падая в такое непостоянное сердце, в котором из-за всегдашней рассеянности гуляет, как по дороге, ветер суетных помыслов, не может укрепиться в нем, и его постигает участь зерна, упавшего при пути и склеванного птицами.

Иной раз, сердце наше может быть подобно камню, на котором ничего не может вырасти. Когда сердце человека долго находится в плену низменных страстей, оно становится черствым и равнодушным к тому, о чем возвещает нам Слово Божие. Если человек с черствым сердцем и слышит Бога, то слово Всевышнего касается лишь слуха его, а не сердца, и потому не приносит духовных плодов в его жизни.

   Слово Божие не приносит плода если сердце наше подобно полю, заросшему терниями и сорняками. Если в сердце укоренится забвение о душе и ее нуждах, если все внимание наше сосредоточено вокруг нашего «я», если все мысли наши носят эгоистический, корыстный характер, подобно сорнякам в поле, то зарастает оно грехами, и заглушают грехи все доброе и спасительное. Все то, что дано нам Богом от рождения нашего.

Вот поэтому, из-за неподготовленности нашего сердца мы не приносим духовных плодов, которых ждет от нас Господь.

Что же означает добрая земля нашего сердца?

Сам Господь дал объяснение доброй сердечной земли своим ученикам говоря:                «…упавшее на добрую землю, это те, которые услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8;15).

Итак, первое условие плодоношения – добрая земля. Если же земля непригодна, то и хорошие семена пропадут напрасно и не принесут плода. Поэтому земледелец, прежде чем засеять ниву, разрыхляет почву, удобряет ее, очищает от сорняков. И только очистив – высевает семена. Подобно земледельцу и христианин должен так же трудиться, приготовляя сердце свое для Бога. В основе сеяния и взращивания урожая – терпеливый труд. В основе жизни христианина, мало слышать слово Божие, мало хранить его в добром и чистом сердце. Необходимо всегда терпеливо пребывать в деле духовного самосовершенствования.

«Царство Небесное силою берется, - говорит Господь, - и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11,12).

Следовательно, главным условием успешного духовного возрастания христианина является постоянная верность пути богоугодной жизни, на который он вступил в Таинстве Крещения. На этом пути, несомненно, он встретит препятствия и соблазны, уклоняющие его от избранного пути. Преодоление соблазнов потребует от христианина терпения. Свв. отцы называют терпение «корнем всех благ» и «матерью благочестия». Продолжая раскрывать их мысли по поводу приобретения терпения как добродетели отметим, что терпение это не пассивность или малодушие при возникновении соблазнов и испытаний, а стойкость и крепость человеческого духа, противостоящего всем препятствиям, встречающимся на пути человека к Богу. «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21,19). Земледелец, ожидая драгоценного плода от земли, терпит долго (Иак. 5,7).

«Терпение, - пишет св. Феофан Затворник, - необходимо как в начале, и в продолжении, и в конце каждого дела, так и всей жизни. Везде требуется напряжение сил, всегда упасть готовых, преодоление препятствий как внутри, так и вовне,, придумывание средств и приведение их в дело. Все же сие без терпения выдержано быть не может». Далее он пишет, что нельзя стать причастником спасительной жизни во Христе Иисусе во всей ее силе иначе, как через сопострадание Ему: « В крещении спогребаемся Ему таинственно, а в жизни потом прививаемся к крестному живоносному древу страданий и смерти Его через невольные страдания и произвольные лишения или разные подвиги самоотвержения».

Итак, братия и сестры, когда мы терпеливым подвигом сомосовершенствования приготовим себя в «жилище Божие» (Еф. 2,22), тогда слово Божие будет вселяться в нас обильно, и приносить в жизни нашей плод истинно христианской добродетели, а души наши соделает храмами «Бога живаго»(2 Кор. 6,16) и Сам Господь будет производить в нас «и хотение и действие по Своему благоволению» (Филип. 2,13).

Мне хочется, братия и сестры, свое небольшое поучение закончить словами Евангелия: «имеяй уши слышати, да слышит» (Мф.13,9).

31.10. 1971г.                                             Воскресенский кафедральный собор г. Костромы.

 

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Парийский Леонид Александрович (1885 – 1931 гг.)

Публикация о Леониде Александровиче Парийском вызвает смешанные чувства. С одной стороны, мы публикуем сведения о краеведе, не лишенном литературных способностей, пусть и бывшем, священнике, с другой стороны, человеке, который сыграл трагическую роль в закрытии костромских церквей в 1929 году.

Подробнее...

Статьи

О СНИЛСах

Вопрос:  Отец Дмитрий, обратилась к нам одна женщина и требует, чтобы мы выпустили статью о СНИЛСах. О том, чтобы люди начали массово отказываться от них. Будто бы из-за наличия СНИЛСа человек гарантированно попадёт после смерти в ад. Особенно женщину беспокоит посмертная судьба своих детей и сейчас она собирается добиваться, чтобы пенсионный фонд вычеркнул их из своей базы.
Женщина эта воцерковлена и убеждает, что именно из православных источников почерпнула приведённую информацию. Будьте добры, выскажите хотя бы кратко-кратко своё мнение о проблеме. 

Подробнее...