Проповедь в Неделю 32-я по Пятидесятнице. Воскресенье. 29 января. Ин. 21 гл., 15-25.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.. .

В сегодняшнем евангельском повествовании мы слышим слова покаяния, исходящие из глубины сердца ап. Петра, который на вопрос воскресшего Господа, обращенный к нему: «Симоне Ионин, любишь ли ты Меня больше чем они?», - отвечал: «так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя».

Почему Господь, Сердцеведец, зная, наверняка, ответ, спрашивает? Тут мы должны вспомнить и о трехкратном отречении Петра во дворе первосвященника и о тех его словах, в которых он клятвенно заверял, что если даже все предадут Божественного Учителя – он не предаст. Господь, Сердцеведец, видя искреннее раскаяние апостола и желая примирить его совесть и утвердить в вере и служении, принимает его троекратным покаянием: «Любишь ли ты Меня?». Но не только призыв к покаянию отображен в этих словах, но и утверждение в апостольском служении и благословение на путь крепкой веры и любви (Петр, греч. – камень). Путь созидания Церкви Христовой, путь проповеди о Распятом и Воскресшем Сыне Бога – «паси овец Моих», - говорит Господь.. Утверждая в вере, Он указывает Петру на его кончину: « другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь». Петр всю дальнейшую жизнь сохранил твердую, как камень веру в Христа, как Сына Божия и Спасителя мира и старался предать ее другим. Он проповедовал в Сирии, Малой Азии и Египте, подтверждая силу своих слов великими чудесами: воскрешал мертвых и исцелял недужных, многие исцелялись даже от одной его тени (Деян. 5, 5,10,15). Св. Церковь прославляет его как «апостолов предначальника»: он первый исповедовал Спасителя Сыном Божиим (Мф. 16,16), первый начал проповедовать Его воскресение, первый положил начало к проповеди язычников. В царствование императора Нерона, прибыв в Рим, он претерпел мученическую кончину на кресте. Признавая себя недостойным быть распятым так, как был распят Христос, апостол Петр упросил мучителей, чтобы его распяли вниз головой. Именно этой смертью на кресте, он прославил Бога, смирившего Себя ради спасения человека (Ин. 21,19).

Этим евангельским чтением, Св. Церковь подготавливает нас к прохождению Великого Поста (следующая неделя, подготовительная неделя о Закхее), поста, как к «весне покаяния», как очищению всех наших чуств: «Покаяния отверзи ми двери». С призывом любви обращается к нам Церковь,  призывая на подвиг обновления и воскрешения. «Покаяние – это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами» - писал прп. Ефрем Сирин.

Покаяние – это осознание неправд, исправление кривых путей, утверждение в добродетелях, восстановление любви и доверия к Богу. «Благословен Бог покаяния! И благословен Богу возлюбивший покаяние и преклонивший голову под иго покаяния! Родится он свыше в инобытие соединением своей воли с волей Божией», - говорил преподобный авва Исаия.

Апостол Петр трижды отрекшийся от Христа – трехкратным покаянием возвращен к высочайшему служению апостольства. Возвращен не словами осуждения, не упреками, не угрозой наказания – возвращен словами любви. «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши», - пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов (1Ин. 4,10). Воскрешен Петр из глубины отчаяния и греха словами любви и после воссоединения в любви, облечен великой славой – славой причастника вечной жизни и Царства Любви. Он засвидетельствовал свое возвращение в это Царство своей смертью на кресте.

Слушая, сегодня этот призыв Любви к покаянию и мы вспомним, как своими грехами отреклись от Христа и Его заповедей и отзовемся словами апостола: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Сказав эти слова, встанем на дорогу покаяния и исправления, последуем путем, который заповедовал нам Спаситель. Дай Бог!

                                                          Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.

 

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Красовский Иван Александрович (1872-1938)

Родился 19 февраля 1872 года в Костроме, в священнической семье. Окончил Духовную Академию. С 1899 по 1928 гг. служил псаломщиком, диаконом, священников в костромском Ипатьевском монастыре. С. 1918 по 1931 гг. служил в с. Шишкино, Судиславского р-на, Костромской области.

Подробнее...

Статьи

Богоборческий террор 20-30-х гг. XX века (На примере Костромского заволжья)

После революции 1917 г. для Церкви наступили тяжелые времена: большевистская власть объявила войну религиозному «дурману». По сей день некоторые политические ораторы, пытаясь найти оправдание богоборческому террору 20 – 30-х гг. XXвека и преступному уничтожению памятников культового зодчества, назойливо повторяют тезис о том, что русские люди якобы легко и по собственному почину отрекались от веры в Бога, более того – сладострастно глумились над православными святынями. Конечно, это не имеет никакого отношения к истине. Подтверждением тому – история проведения антирелигиозных кампаний и уничтожения православных святынь в костромском Заволжье.

Подробнее...