Проповедь в Неделю 4-я великого поста. 2-е апреля. Прп. Иоанна Лествичника. Евангелие Мк. 9, 17-31.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.. .

«На высоте Господь, воздержания, истинна Тя
положи, яко звезду нелестную,
световодящую концы, наставниче, Иоанне,
отче наш» (кондак святого).

В богослужении 4-ой недели Великого поста, св. Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице вспоминаемого в этот день святого - преподобного Иоанна Лествичника, который «принял божественное богатство Духа: непорочную молитву, чистоту, честность, молитвенное бодрствование всегдашнее». Постническим и молитвенным трудом он стяжал благодать Духа Святого и стал воистину «врач болящим в прегрешениях». Его письменный труд –«Лествица (лестница) рая», до сих пор является духовным руководством для желающих восхождения от «земли на небо», из глубины греха до вершин любви и соединения с Богом.

На первой ступени этого восхождения он пишет, что не за то мы будем осуждены на вечном суде, что не совершали чудес, а за то будем осуждены, что не плакали о своих грехах…

Именно плачем о грехах, плачем о духовных наших болезнях, отделяющих нас от Бога и ближнего - начинается путь нашего спасения. Потому что грех – это самое главное наше несчастье, наше действительное и единственное горе. Грех убивает в нашей жизни все – мы заживо умираем, оставляя пустыней все вокруг себя. Как предстанем перед праведным Судией? Вот о чем плачь. Плачь – это видение греха и желание исправления. Вот почему в основу нашего спасения прп. Иоанн Лествичник ставит призыв о том, чтобы мы плакали о грехах своих. Этим плачем мы смиряем себя перед Богом и человеком. В этом плаче мы просим: исцеления, милости, очищения, прощения не только для самих себя, но, так же, и для жертв наших греховных деяний.

Сегодняшнее евангельское чтение повествует об исцелении Христом Спасителем одержимого бесом глухонемого юноши. Отец несчастного просил учеников Христовых помочь его сыну освободиться от духов злобы – они отказали ему в его просьбе. Тогда несчастный отец обращается к Христу: «сжалься над нами и помоги нам». Иисус отвечает ему: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9,23). Потрясенный этими словами до глубины души, отец произносит со слезами слова своеобразной молитвы: «верую, Господи, помоги моему неверию». И Господь исцеляет несчастного сына несчастного отца.

Ученики Христовы спрашивали Спасителя, почему они не могли исцелить? И получили ответ: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

Какой назидательный урок мы можем извлечь из этого евангельского повествования? Что в нем может относиться к нам?

Иногда и мы бываем бесноватыми от гордости и злобы, бываем глухими и немыми для милости и жертвы. Как бывает страшно и больно, когда встречаем вокруг себя – глухой и немой мир хаоса, горечи, нелюбви, жадности – все, что разрушает жизнь, разделяет людей, убивает души. Как справиться с постигшей нас бедой? Услышим слова Христа: «этот род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Добавим к сказанному и слова прп. Иоанна Лествичника – «от плача о грехах своих». Плачь – это не уныние, не безнадежность. И если постигнет нас это искушение – не будем отчаиваться. Вспомним слова молитвы несчастного отца и произнесем ее от всего сердца со слезами покаяния и надежды на милость: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Затем, да не смущается сердце наше – получив разрешение от священника, со страхом Божиим и верой приступим Животворящему Телу и Всечестной Крови Христа Спасителя.

                                                 Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.

 

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик протоиерей Сергей Константинович Заварин (1885 - 1938)

Память 1/14 апреля

Родился 10 сентября1885 года в селе Вознесенское Любимского уезда Ярославской губернии[1] в семье священника Константина Заварина.

Подробнее...

Статьи

Таинство брака (венчание)

Таинство брака это священнодействие, в котором жених и невеста, после их свободного обещания взаимной верности и любви перед алтарём храма, по молитве священника соединяются в одно существование, в образ союза Христа и Церкви, и в таком единстве любви получают Божие благословение на рождение и христианское воспитание детей. Священное Писание говорит нам о браке, как о Божественном установлении: «Потому оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Быт. 11,24). «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19,4-6).

Подробнее...