Преподобная ОЛИМПИАДА Арзамасская (СТРИГАЛЕВА)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

019923Олимпиада (Стригалёва)[1] (1771 - 1828), настоятельницаАрзамасской Алексеевской общинысхимонахиняпреподобная, местночтимая святая Киевской епархии.

Память 6 (19) августа (РПЦЗ [2]), 7(20) августа (Киев.), 2 сентября (15) (обретение мощей, Киев.) и в Соборе Киевских святых

В миру Ольга Васильевна Стригалёва, родилась 29 июня 1771 года в городе Костроме в семье благочестивых и именитых родителей из древнего купеческого рода - Василия и Параскевы Стригалёвых. Род Стригалевых отличался любовью к Отечеству и благотворительностью на пользу Церкви и общества. Получила хорошее образование. Воспитанная в благочестии и твердой вере, она возымела твердое намерение посвятить себя Богу. Тайно от всех домашних она со своей сестрой Феклой Васильевной долгие ночи проводила в молитвах. После замужества сестры стремление Ольги Васильевны посвятить себя Богу еще более укрепилось. За советом она обратилась к настоятельнице Арзамасской Алексеевской женской общины схимонахине Марфе (Протасьевой), которая также происходила из старинного и знатного рода. Мать Марфа, преданная ученица преподобного Феодора Санаксарского которая в своё время тайно ушла из отцовского дома, укрепила юную подвижницу. Преодолев колебания, Ольга решилась тайно уйти из дома.

В Арзамасской обители

Покинув родительский дом, пришла в Арзамасскую Алексеевскую общину. Настоятельница с радостью приняла её и оставила под видом странницы, одев в самое простое платье. Родители за это время совершенно убедились в непреклонном решении дочери посвятить себя Господу Богу. И тогда по отеческому благословению 17 марта 1793 года, на 20 году от рождения, Ольга Васильевна приехала в Алексеевскую обитель.

Справка: Новодевичий Алексия человека Божия монастырь, 1 класса, общежительный, в городе Арзамасе. Учрежден в 1897 году из Алексеевской женской общины, образовавшейся в 1764 году на месте упраздненного Алексеевского монастыря, который был основан в 1634 году. В храме Вознесения находится местно чтимые иконы: Божией Матери «Утоли моя печали» и святого Николая чудотворца. В монастыре хранится замечательная резная группа, изображающая погребение Спасителя; она сделана в 1776 году священником городской Спасской церкви Василием Ильиным. При монастыре странноприимный дом, две больницы и золотошвейная мастерская, работы которой славятся не только в Европейской России и Сибири, но и в Греции и Палестине.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

arsamas monastyrЗдесь она стала духовным чадом и сподвижницей настоятельницы. 17 марта 1795 года через отца Адриана, "тайно от человек, но явно Богу" приняла иноческий образ и была наречена Олимпиадой. Через несколько лет ее постригли в схиму с тем же именем. Наставница передала ученице приверженность к преподобному Феодору Санаксарскому. С годами мать Олимпиада сделалась примером для сестер и приобрела их доверие.

Под руководством схимонахини Марфы ревностно проходила разные обительские послушания. Основными послушаниями сестер Алексеевской общины в то время являлись различные рукоделия, прежде всего золотое шитье. К черной работе относились различные труды по хозяйству: при трапезной, в хлебопекарне, квасоварне, на скотном дворе или на огородах.

Родители Ольги Василий и Параскева Стригалевы впоследствии неоднократно посещали свою дочь и многое сделали для Алексеевской обители, внося обильные пожертвования.

Настоятельница

В 1813 году, по кончине матери Марфы, была единодушно избрана сестрами начальницей общины. В том году обитель получила самостоятельность от Арзамасского Никольского монастыря, в связи с чем мать Олимпиада стала первой настоятельницей утвержденной резолюцией епископа [3] и Высочайшим указом.

iПосле избрания в должность сочла долгом побывать в Санаксарской обители и просить на могиле отца Феодора его святых молитв в помощь себе. Став четвертой начальницей, но первой самостоятельной настоятельницей общины, стала главной устроительницей порядка духовной и подвижнической жизни во вверенной ей обители. Управляя общиною на протяжении 15 лет, схимонахиня Олимпиада заслужила уважение всего города, любовь и неограниченную преданность сестер.

Благоустроение обители

В её настоятельство был перестроен и украшен великолепный Вознесенский храм с приделом Казанской иконы Божией Матери, 1777-1787 годов постройки. Получив 6 июня 1821 года разрешение на строительство, 9 июня приступили к работам, а уже 28 августа богослужение было перенесено в обширный, новоосвященный Вознесенский храм. Усердием матушки в обители также были построены три каменных корпуса, один из которых, предназначавшийся для золотошвейной мастерской, был сооружен отцом настоятельницы Василием Ивановичем Стригалёвым. Она же возвела больничный корпус с церковью, большую часть крепостных стен, деревянную мельницу и колодец с водопроводной машиной, а также приобрела несколько участков земли для огородов. Из уважения к матушке Олимпиаде многие благотворители сами предлагали средства на нужды общины, на украшение храмов, возведение общинных построек.

Духовное руководство

От Бога обладая даром слова и убеждения, сочиняла наставления сестрам и произносила их так, словно читала по книгам. Иногда, по немощи не выходя из кельи, матушка Олимпиада писала назидания своим духовным чадам, и эти поучения читались во время трапезы, питая душу насельниц небесным хлебом. Имела прекрасную память: знала многие молитвы, читала наизусть Псалтырь, отрывки из Священного Писания. Часто обращалась за духовным подкреплением к книгам святителя Димитрия Ростовского, во имя которого был устроен придел в Вознесенском храме обители.

Жизнь матушки Олимпиады была построена на основах евангельской любви к Богу и ближним, и чем выше становилось ее положение, тем смиреннее становилась она пред Господом, особенно в годы настоятельства.

Кончина в Киеве

Всю свою жизнь имела желание посетить и поклониться преподобным отцам Печерским. В 1827 году, после видения преподобных Антония и Феодосия, явившихся ей во сне, стала просить епископа Нижегородского Афанасия (Протопопова) отпустить ее в Киев. Однако в тот год ей не было дано благословение на оставление Алексеевской общины. Только после нескольких настойчивых просьб владыка в 1828 году уволил её, разрешив осуществить намерение.

14 июня 1828 года она отправилась в Киев, причем сестры после последней молитвы в церкви перед иконой Божией Матери "Утоли мои печали" на руках, больную, перенесли её в дорожный экипаж. 9 июля 1828 года прибыла в Киев. Пребывая в Киеве в тяжелой болезни, старалась бывать в храме и причащаться Святых Тайн, в чем получала подкрепление и силы.

По благословению митрополита Киевского Евгения лаврский иеромонах Логгин, духовник матушки Олимпиады, сам причастил ее, соборовал и прочитал над умирающей отходную для упокоения души. Едва он вышел из покоев больной, она без малейшего страдания, взирая угасающим взором на образ Спасителя, отошла ко Господу. Случилось это 6 августа 1828 года в 9 часов вечера.

Никого из умерших женского пола не хоронили в Лавре, даже монахов самой Лавры отвозили в Китаевскую пустынь. Однако, по благословению митрополита Евгения отпевание и погребение совершалось в Лавре, причем митрополит распорядился похоронить матушку на Дальних Пещерах. Погребена она была возле церкви Рождества Богородицы.

После матери Олимпиады осталось предсмертное духовное завещание сестрам. В завещании она заповедала именем Божиим хранить залог веры Христианской, быть непоколебимыми в исповедании Греко-Росийской Церкви, читать Божественное Писание, храниться ересей и расколов, соблюдать келейное правило как очистилище ежедневных грехов.

Почитание

Со временем тщанием благотворителя Алексеевской общины купца Киселева на могиле матери Олимпиады была установлена ограда и чугунная надгробная плита с надписью, в тексте которой кратко отображена вся её жизнь.

В ночь на 15 сентября 1999 года состоялось обретение её мощей по благословению архиепископа Вышгородского Павла (Лебедя). Впоследствии гробница с её святыми мощами была на время помещена в храме Киевского Введенского мужского монастыря. Есть свидетельства об исцелениях по молитвам у святых мощей схимонахини Олимпиады.

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил её местное почитание в Киевской епархии в лике преподобных, установив память в день преставления [5].

Труды

Сохранился сборник наставлений схимонахини Олимпиады, ее письма к духовным чадам и родственникам. Также сохранилось её "Духовное завещание" сестрам, более чем на 14 листах.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Любовь Христову паче любвé отéческия возлюбивше,/ и к Томý потéкше, иноческим образом украсилася еси./ Великою схимою облéкшеся,/ к собору отцéв Печéрских сопречтенá была еси./ Моли милостиваго Владыку/ преподобная наша мати Олимпиáдо,/ да и мы в любви Христовей ходити будем.

Использованные материалы

[1]  В некоторых архивных источниках фамилия указывается как Стриганова.

[2]  «Преподобная Олимпiады Арзамасскiя (1828)» // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, - https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/August-2019.pdf

[3]  Указ Нижегородской консистории от 13 августа 1813 г. за № 1915.

[4]  Вероятно имеется ввиду память равноапостольной Ольги.

[5]  Журнал №34 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви - http://ruskline.ru/analitika/2008/05/12/zhurnaly_zasedanij_s...vi/

Использованные материалы

[1]  В некоторых архивных источниках фамилия указывается как Стриганова.

[2]  «Преподобная Олимпiады Арзамасскiя (1828)» // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, - https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/August-2019.pdf

[3]  Указ Нижегородской консистории от 13 августа 1813 г. за № 1915.

[4]  Вероятно имеется ввиду память равноапостольной Ольги.

[5]  Журнал №34 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви - http://ruskline.ru/analitika/2008/05/12/zhurnaly_zasedanij_s...vi/

Храмы и монастыри

История одной церкви. Костромской Иоанно-Богословский храм в Ипатьевской слободе

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Череповецкий Макарий (Николай Михайлович Опоцкий, 1872-1941).

9 ноября 1941 году отошел ко Господу епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий) – выдающийся пастырь, миссионер, основатель нескольких православных братств. Именно созидание братских общин владыка Макарий видел главным делом своей жизни. 14 сентября 1932 года владыка в окружении своих духовных чад отмечал 10-летие епископской хиротонии. Это происходило в Новгороде, когда созданное им Трудовое братство переживало особый духовный подъем.

Подробнее...

Статьи

Мотивы и последствия реформы приходского управления принятой на Архиерейском соборе 1961 года

Аннотация. В результате давления государства Церковь вынуждена была пойти на отстранение настоятеля от управлением приходом. В результате чего церковная иерархия была фактически отстранена от управления церковными структурами. Но Церковь выстояла и на Поместном соборе 1988 года был принят Устав, по которому управление возвращалось в церковные структуры и благодаря которому стал возможен новый тип взаимоотношений Церкви и государства.

Ключевые слова: Церковь, реформа приходского управления, государство, Поместный собор, гонения, верующие.

THE MOTIVES AND CONSEQUENCES OF THE REFORM OF THE PARISH ADMINISTRATION ADOPTED AT THE COUNCIL OF BISHOPS OF 1961.
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate of the Church postgraduate school of saints Cyril and Methodius.

Annotation. As a result of pressure from the state Church had to go to the dismissal of the rector of running arrival. In the result of which the Church hierarchy had actually removed from the administration of Church structures. But the Church survived and at the local Council of 1988 Charter was adopted, according to which the management of return in Church structures and through which became possible new type of relations between the Church and the state.

Keywords: Church, parish administration reform, state, local Council, persecution, believers.

Подробнее...