Социально-просветительский проект КОО Костромского церковно-исторического общества «Костромская Голгофа» завершен. Но будет продолжен…

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

DSC06533Проект «Костромская Голгофа» прошедший в семи школах г. Костромы (№№ 4, 6, 13, 26, 29, 35, 41) поднимает большой пласт общественной жизни Костромской земли первой половины двадцатого века. Своей целью он полагает возвращение исторической памяти, и в частности, имен священнослужителей и мирян, пострадавших в годы гонений, что является актуальным в юбилейный год 100-летия Февральской и Октябрьской революций 1917 года, и важным для восстановления связи поколений.

Вовлечение детей, молодежи, в процесс изучения истории своей «малой Родины» - это живая интересная работа, которая стала частью большой программы совместного проекта Администрации Костромской области и Костромской митрополии Русской Православной Церкви «Открывая двери храма», которая также реализуется на территории Костромской области.

Перед учащимися выступили митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, духовенство Костромской митрополии, директора школ, педагоги, учащиеся, победившие в конкурсе тематических сочинений.

Данный проект наглядно показывает, что духовно-нравственное воспитание столь же осязаемо, как и любой другой предмет общеобразовательного курса школы.

Реализованный охват целевой группы = 300 школьников в каждой школе. Итого: в 7 школах: 2100 школьников.

Сведения о репрессированном духовенстве помогло некоторым учащимся восстановить память о своих репрессированных родственниках, расширило их кругозор, в представляемом материале многие почерпнули много новых сведений как о своей малой Родине, так и сведения о местах проживания предков, родственников, что несомненно подготовило заинтересованных учащихся к самостоятельному творческому поиску. Мы выражаем надежду, что и поможет в дальнейшем, как в учебе, так и в освоении выбранной специальности.

 

Организаторами проекта поставлены следующие цели и задачи (программы):

Цели проекта:

- историко-культурное просвещение детей и молодежи образовательных учреждений Костромской области;

- возвращение незаслуженно забытых славных имен Костромской земли.

Задачи проекта:

- организация постоянно действующей мобильной выставки для историко-культурного просвещения в образовательном пространстве Костромской области;

- восполнение пробелов истории Костромской земли, возвращение имен священнослужителей в общую палитру нашего края двадцатого века;

- создание условий для духовно-нравственного воспитания детей и молодежи образовательных учреждений Костромской области.

Параллельно с ним, в рамках проекта «Костромская Голгофа» созданы и представлены: передвижная мобильная выставка (15 стендов в формате roll up), буклеты «Новомученики и исповедники Костромского края», слайд - презентация проекта «Костромская Голгофа», методическое пособие, посвященные, пострадавшим в годы гонений на Церковь верующим людям, нашим землякам.

В течение учебного года выставка и буклеты становятся наглядным пособием историко-краеведческой работы с участием школьников в форме открытых уроков, бесед, интересных тематических встреч, сочинений, поисковой работы. С точки зрения возрастной психологии подростки крайне нуждаются в героях, а тем более им близки и понятны судьбы людей, живших на земле их малой Родины, их предков, которые являли примеры мужества, терпения и любви.

Процесс работы проекта выглядел так: по желанию не заявленных в проекте школ г. Костромы, выставка может проходить в течение года по просьбе руководства школ, с которыми были заключены соответствующие договора. За неделю до приезда проекта «Костромская Голгофа» в школу, учащимся 8-11 классов организаторы предлагают написать тематическое сочинений-эссе, которые пишутся до начала «Недели выставки»:

  • «Положение Православной Церкви в России в первой половине ХХ-го века»;
  • «Жизнь и судьба наших земляков, за веру в 20-м веке пострадавших»;
  • «Каким может быть подвиг верующего человека»;
  • «Как вера в годы Великой Отечественной войны помогала».

Параллельно готовятся доклады и выступления, составляется поэтапный план мероприятий. Собранный организаторами классные наставники и школьный актив знакомят учащихся с итогами подготовительной работы (макетами презентации, исследовательским материалами, методическими пособиями). Всю неделю проводятся тематические классные часы, проходит знакомство тематикой конференции, проводятся экскурсии.

Затем проходит школьная конференция, на которой организаторы и победители конкурса сочинений-эссе проводят совместные выступления.

В конце недели подводятся итоги работы «Недели выставки «Костромская голгофа» в школе». Отмечаются лучшие учащиеся и педагоги. По итогам городского проекта определяются и награждаются победители проекта, которые премируются подарками, призами и поездкой по храмам и монастырям Костромской епархии.

Перед учащимися выступили митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, духовенство Костромской митрополии, директора школ, педагоги, учащиеся, победившие в конкурсе тематических сочинений.

Предполагаемый охват целевой группы, на которую направлен проект (программа):

200 школьников в каждой школе (из заявленных 7 школ в проекте принимали участие 1400 школьников), итого: 2000 человек только за первый год работы проекта.

Реализованный охват целевой группы = 300 школьников в каждой школе. Итого: в 7 школах: 2100 школьников.

 

Результаты реализации проекта (программы):

На протяжении срока осуществления проекта «Костромская Голгофа», осуществлялся подбор и обучение активистов из числа учащихся школ навыкам исследователя: основам исследовательской, историко-архивной, литературной работы, работы с документами. Дети получили сведения                    о малоизвестных фактах истории страны и судьбах людей, сведения                      о конкретных личностях, жизнь и подвиг которых стали общим достоянием, что вызвало у учащихся интерес к малоизученным страницам истории России и многих мотивировало к исследовательской работе:

  • поиску информации и сведений о репрессированном духовенстве в архивах, библиотеках,
  • написанию рефератов, сочинений, составлению презентаций,
  • оформлению стендов памяти, навыкам исследования,
  • способствовало развитию их критического и логического мышления, восполнило историческую память,
  • восполнило сведения, подчерпнутые из курса истории, преподаваемого в школах.

 

 

             Председатель КЦИО прот. Дмитрий Сазонов

 

628751001
DSC00253
DSC00257
DSC00261
DSC00275
DSC00286
DSC00293
DSC00310
DSC06344
DSC06351
DSC06354
DSC06358
DSC06360
DSC06364
DSC06368
DSC06377
DSC06398
DSC06411
DSC06453
DSC06457
DSC06459
DSC06460
DSC06482
DSC06488
DSC06493
DSC06497
DSC06510
DSC06511
DSC06517
DSC06520
DSC06521
DSC06533
DSC06535
IMG 5873
IMG 5881
IMG 5899
XXL
cPDhSqqhrdA

 

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобный Макарий (Глухарев), апостол Алтая (1792-1847)

24 февраля 2024 года были обретены мощи преподобного Макария Алтайского, лежавшие под спудом. Память его празднуется в дни памяти Соборов святых Смоленских, Костромских и Сибирских.

5 февраля совершается память преподобного Макария в сонме Собора Костромских святых.

Подробнее...

Статьи

Репрессии по отношению к духовенству в Костромской губернии в 1918-1919 годах. К вопросу об идеологических мифах.

Идеологические мифологемы советского периода еще живы среди определенной части населения нашей страны. В представлении о советском периоде нашей истории на память приходят такие достижения как строительство Днепрогэса, Волго-Донского канала, Транссиба, Магнитки. В статье автор на примере народных волнений в Костромской губернии в 1918-1919 гг. показывает, что годы «красного террора» направленного против целых социальных групп населения, в том числе духовенства, провозглашенных большевиками «классовыми врагами», и обвиняемых в контрреволюционной деятельности, заложили основу для таких явлений как голод, нищета, появление в больших количествах сирот, беспризорников, необоснованные репрессии 20-30-х гг., «изъятие церковных ценностей», борьба с Церковью. Документально показано, что государственная политика большевистского правительства применялась в отношении духовенства как путём реализации законодательных актов, так и вне рамок какого-либо законодательства. Террор служил средством устрашения как антибольшевистских сил, так и не принимавшего участия в Гражданской войне населения. Поэтому, мнения о «строительстве общества социального равенства», «светлого будущего» являются идеологическим мифом, в основе которого лежала банальная борьба за удержание власти захватившей власть группы людей.

Подробнее...