Архиепископ Тамбовский и Козловский Зиновий (Дроздов, 1875 – 1942)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image002

Архиепископ Зиновий (в миру Дроздов Николай Петрович) родился 14.07.1875 г. в с. Холм Галичского у. Костромской губ. Из семьи священника. По окончании Костромской ДС (1897) рукоположен во диакона, затем - во иерея. Вскоре овдовел.

В 1899 г. поступил в СПбДА, 2 года учился на 1-м курсе. В 1903 г. пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1904 г. окончил Академию со званием кандидата богословия. 14 авг. 1904 г. командирован священником на госпитальное судно «Орел» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала З. П. Рожественского. Участвовал в походе эскадры из Балтийского м. на Дальн. Восток во время русско-япон. войны. Во время плавания вел дневник, впосл. изданный. В Цусимском сражении в мае 1905 г. судно «Орел» было захвачено япон. крейсером и отведено в Шанхай. После возвращения в Россию был назначен 23 сент. 1905 г. преподавателем Вятской духовной семинарии. С 28 сент. 1906 г. смотритель Кутаисского духовного училища. С 14 июля 1907 г. правитель канцелярии Грузинского Экзархата. 12 сент. возведен в сан архимандрита.

В период обострения ситуации в Экзархате из-за активизации сторонников автокефалии принял сторону экзарха Грузии архиеп. Никона (Софийского). После убийства архиеп. Никона назначен 13 июля 1908 г. смотрителем Екатеринбургского ДУ. С 22 янв. 1909 г. ректор Кишинёвской ДС.

image00111 дек. 1911 г. хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге во епископа Измаильского. Стал викарием Кишинёвской епархии. 17 янв. 1913 г. назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. После назначения 1 апр. 1918 г. Тамбовского и Шацкого архиеп. сщмч. Кирилла (Смирнова; впосл. митрополит) на Тифлисскую кафедру еп. Зиновий вступил во временное управление Тамбовской епархией. 22 мая 1918 г. был избран епархиальным собранием священнослужителей и мирян епископом Тамбовским и Шацким. Избрание было утверждено Патриархом Московским и всея России св. Тихоном 4 июня того же года. В июле-сент. 1918 г. участвовал в работе 3-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был членом соборного Отдела о богослужении, проповедничестве и храме. В выступлении на заседании отдела говорил о том, что в случае проведения церковной реформы может возникнуть опасность «потери векового наследия красоты богослужебного языка». Предложил для лучшего управления епархией образовать полусамостоятельные Шацкое и Липецкое викариатства, что было утверждено Патриархом Тихоном 28 нояб. 1918 г. После этого Зиновий стал именоваться епископом Тамбовским и Козловским.

Во время гражданской войны придерживался позиции невмешательства в политические события. Вставал на защиту священнослужителей и мирян, подвергавшихся гонениям со стороны красноармейцев, но не поддерживал антисоветских выступлений. Во время занятия в авг. 1919 г. Тамбова отрядом ген. К. К. Мамонтова отказался провести благодарственный молебен, отклонил предложение выехать с белыми из города и покинуть паству. Был арестован 25 сент. 1919 г. органами ВЧК, освобожден через неделю.

image003Епископ Зиновий выступил решительным противником обновленчества. 28 июля 1922 г. организаторы местной группы «Живой церкви» явились к З. и потребовали признания обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). З. ответил резким отказом, назвав обновленцев богоотступниками. 30 июля, во время воскресного богослужения, епископ Зиновий объявил, что запрещает членов образованного обновленцами епархиального управления в священнослужении. 16 авг. руководитель «Живой церкви» В. Д. Красницкий от имени ВЦУ известил Тамбовский губисполком об увольнении еп. Зиновия на покой с удалением из пределов епархии, однако авторитет епископа был столь значителен, что власти не решились на его немедленный арест.

24 авг. уполномоченный ВЦУ путем обмана убедил собрание тамбовского духовенства признать обновленческое руководство. Зиновий был вынужден согласиться на совместное управление епархией, встав во главе нового епархиального управления с участием обновленцев. При поддержке властей обновленцы стремились устранить Зиновий от управления епархией. В сент. 1922 г. против З. было начато следственное дело по обвинению в сокрытии церковных ценностей в тамбовском Покровском соборе. Уполномоченный ВЦУ потребовал от З. на время следствия оставить должность епархиального архиерея. В ответ 27 сент. Зиновий объявил о разрыве с обновленцами, т. к. «представители новой церковной власти перестали считаться с канонами и в основу своей деятельности положили не апостольские и соборно-отеческие правила, а программу Живой церкви». 13 окт. 1922 г. епископ Зиновий произнес в Покровском соборе получившую широкую известность т. н. громовую проповедь против обновленцев, после чего городское духовенство Тамбова порвало с обновленческим ЕУ.

В кон. окт. 1922 г. Зиновий был арестован вместе с клиром Покровского собора по обвинению в сокрытии церковных ценностей. Находился в тамбовской тюрьме в строгой изоляции. Приговорен революционным трибуналом к 6 годам тюремного заключения.

В 1923 г. был возведен в сан архиепископа, о чем узнал, находясь в Александровском централе (близ Иркутска), где отбывал наказание. В связи с амнистией срок заключения был сокращен до 4 лет. Досрочно освобожден в нач. 1924 г. по ходатайству Патриарха Тихона. Приезд З. в Тамбов вызвал массовое возвращение правосл. приходов из обновленчества в Патриаршую Церковь. По требованию местных властей З. выехал из Тамбова в Москву. Участвовал в Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г. Подал прошение об увольнении на покой Патриаршему Местоблюстителю Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому). В апр. 1926 г. выслан из Москвы. Проживал в Серафимовом Дивеевском во имя Св. Троицы женском монастыре, который продолжал существовать после офиц. закрытия как трудовая артель.

image005

21 сент. 1927 г. при изгнании властями монашеской общины из Дивеевского монастыря арестован вместе с Дмитровским архиеп. сщмч. Серафимом (Звездинским) и отправлен в Н. Новгород. 8 окт. освобожден из тюрьмы, доставлен в Москву, затем выслан в Муром, куда прибыл 15 окт. 1927 г. Устраивал на дому богослужения, на которых присутствовали дивеевские инокини, поселившиеся в Муроме после закрытия монастыря. Негативно встретил «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и повторно подал прошение об увольнении на покой. При этом не признавал возможным осуждать митр. Сергия, с которым, по его признанию, имел прекрасные личные отношения. По некоторым данным, З. принадлежал к мечёвской группе «непоминающих». Весной 1930 г. встречался в Муроме с архиепископом Серафимом (Звездинским).

image00426 апр. 1932 г. задержан (официально арест был оформлен 27 апр.) в Муроме вместе с большой группой монахинь и послушниц, с которыми проходил по следствию. Содержался в тюрьме ОГПУ в Н. Новгороде. Был обвинен в создании нелегального жен. монастыря как «базы контрреволюционной церковно-монархической организации». Не признал обвинений в антисоветской деятельности, но на следствии заявил о том, что «церкви закрываются, монастыри закрываются, святые мощи и чудодейственные иконы изымаются», нет возможности издавать духовные книги, преподавать Закон Божий, духовенство лишено гражданских прав и находится под постоянным подозрением в антиправительственной деятельности. В связи с этим выразил несогласие с получившей известность фразой митр. Сергия из «Декларации» 1927 г., что радости и успехи Советского гос-ва - «наши радости и успехи», подчеркнув, что «интересы Церкви не совпадают с интересами государства». 16 дек. 1932 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ИТЛ. Отбывал заключение в Свирских лагерях. 23 апр. 1934 г. Президиум ЦИК СССР удовлетворил ходатайство З. о помиловании и принял решение о его досрочном освобождении из заключения.

После освобождения проживал с 1936 г. в г. Коврове (ныне Владимирской обл.). Продолжал устраивать богослужения на дому, принимал приезжавших к нему духовных чад. Ободрял отчаявшихся, говоря: «Не нужно падать духом, не в год, не в два, а может, через пять лет, но религия должна восторжествовать». 22 июня 1940 г. арестован по обвинению в «сколачивании группы антисоветски настроенного монашеского элемента». Содержался в ковровской внутренней тюрьме. Изъятая у Зиновия при обыске богословская библиотека была уничтожена «путем сожжения как не представляющая оперативной ценности». Во время следствия епископ Зиновий отказался признать себя виновным в создании контрреволюционной организации и в антисоветской деятельности. Заявил на допросе, что не одобряет действия советской власти, направленные на гонение Церкви и веры, и что «придет такое время, когда вера восторжествует и народ пойдет за Богом». 21 сент. 1940 г. особым совещанием при НКВД приговорен к 8 годам ИТЛ. Отбывал срок в Ивдельском, затем в Богословском лагерях в северной части Свердловской обл.

Скончался от тягот заключения и каторжных работ 9.09. 1942 г. в пос. Турьинские Рудники, ныне г. Краснотурьинск Свердловской области.

21 марта 1989 года был реабилитирован заместителем прокурора Владимирской области (по 1932 году репрессий).

Бибилиография:

  • Высокопреосвященный Никон, архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии (1861—1908). М., 1909. С. 130—131.
  • ГА Тамбовской обл. Ф. Р-1.Д, 462. Л.39, 43; Архив УФСБ по Владимирской обл. Д, П-8540; Р-92.

Церковь Собора Пресвятой Богородицыв с. Холм, Галичского р-на Кострмоской обл.(1552) впервые описана экспедицией Академии архитектуры СССР в 1946 году у села Холм под городом Галич (Костромская обл.). Памятник датируется 1552 годом. По преданию, распространенному в среде холмских жителей, церковь Собора Пресвятой Богородицы срубили два брата — плотники Карп и Папила, которые будто бы впоследствии были похоронены под этим храмом. Участниками экспедиции, возглавляемой С. Л. Агафоновым, в подцерковье здания действительно были обнаружены два захоронения, но находились они в разных частях подклета (одно захоронение под алтарем, второе — под трапезной). В 1960—1962 гг. памятник был перевезен в Кострому и установлен за рекой Костромой у северной стены Ипатьевского монастыря.

 

 

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Служба Собору Комстромских Святых

Подробнее...

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...