В Самети – вновь колокольный звон

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

0115 ноября 2015 года в Никольской церкви с. Саметь Костромского района состоится освящениеи установка 4-х новых колоколов на колокольню храма. Полноценный колокольный звон в Никольской церкви не производился с конца 29-го года ХХ века, когда 14 колоколов были сброшены с колокольни во время проводимой в районе очередной антирелигиозной компании. Колокольный звон был запрещен. В оставшиеся 2 колокола небольшой величины иногда звонили по большим праздникам уже в 2000-е годы. Звон слышался также, когда они были раскачиваемы ветром, напоминая о святом месте и служа укором людям, ради страха, или благ земных отвернувшихся от веры отцов и их духовного наследия.

Правнук последнего настоятеля Никольской церкви священника С. Введенского, репрессированного в 1941 году и умершего в заключении, московский поэт Глеб Шульпяков и его сестра Анна Шульпякова, и услышавшие их призыв люди, в память о благочестивом священнике-исповеднике, жизнь свою отдавшем служению Богу и Никольскому приходу с. Саметь, пожертвовали колокола, которые были отлиты в Тутаеве (Романове-Борисоглебске).

Водружение колоколов стало возможным лишь после капитальной замены лестничных пролетов и площадок на колокольне, из-за времени и погодных условий пришедших уже в негодность. Последний ремонт на колокольне производился в XIX веке.

Приход Никольской церкви благодарит Костромское отделение Русского географического общества (РГО) и всех потрудившихся людей, за их вклад в дело восстановления исторического и культурного наследия нашего народа.

02Приглашаем всех посетить столь значимое для нашей памяти мероприятие, которое начнется после Божественной Литургии (начало в 9.00), в 10.30 ч. Благодарсвенным молебном и освящением колоколов.

Информация/Контакты: 8 (4942) 55 81 88

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Настоятель Никольской церкви протоиерей Дмитрий Сазонов

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Храм в Самети впервые упоминается в 1616 г., когда на погосте стояла деревянная церковь во имя Николы. По-видимому, изначально второй храм погоста был посвящён апостолам Петру и Павлу, традиционно почитаемым на Руси покровителям рыбаков: в 1629-1630 гг. В начале 50-х гг. XVII века в «селе Самите» стояли две деревянные церкви — во имя Свт.Николы и во имя свт.Алексия, митр.Московского.

В 60-е годы XVIII века взамен деревянных церквей в селе был возведён каменный пятиглавый храм с трёхъярусной колокольней, освящённый в 1768 году. В него перенесли три престола из прежних деревянных церквей: В 1-й пол.XIX века была возведена новая колокольня. Во 2-й пол. XIX в. церковь была окружена кирпичной оградой (утрачена и воспроизведена в старых формах в 1980-1990-х гг.) с воротами и угловой часовней. К западу от храма в ограде стоит дом причта нач. ХХ в., неподалеку от него у юго-западного угла колокольни сохранилась часовня — столп того же времени.

03В 1914 г. Император Николай Второй — в память своего посещения в 1913 г. Костромской губернии — прислал в дар этой церкви в Самети список Феодоровской иконы Божией Матери, которую 28 июля 1914 г.- за несколько дней до начала 1-й Мировой войны — массовый крестный ход, возглавляемый настоятелем саметской церкви священником Сергеем Введенским перенёс из церкви свв. Богоотец Иоакима и Анны в Костроме (где она была освящена) в Никольскую церковь в Самети (образ был похищен из храма осенью 2002 г.). 14 июня 1919 года карательным отрядом красногвардейцев Саметь была сожжена ввиду выступлений местных жителей против грабительских хлебозаготовок. За несколько часов от одного из самых больших сел Костромского уезда осталось только несколько каменных домов и обгоревший Народный дом. Каким-то чудом не пострадала от огня Никольская церковь. Сгорела и недавно построенная электростанция – первая сельская электростанция в Костромской губернии.

В советское время в селе Саметь находился известный на всю страну колхоз «12 Октябрь», возглавляемый легендарной Прасковьей Андреевной Малининой — дважды Героем Социалистического труда, кавалером шести орденов Ленина. Благодаря именно этому человеку церковь в селе не была закрыта в те годы.

Богослужения в церкви из-за отсутствия священника прекратились в 1942 г., и несмотря на все усилия верующих, храм не действовал 4 года. 1 апреля 1946 г. Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР отказал религиозной общине Самети в разрешении на открытие храма, т.е. фактически закрыл его. Однако, благодаря знаменитой П.А.Малининой, пустившей в ход все свои высокие связи, случилось небывалое: уже 8 июля 1946 г. Совет отменил своё предыдущее решение и разрешил открыть церковь в Самети. С августа 1946 г. богослужения в церкви не прерывались. По свидетельству Л.С. Ивановой (дочери П.А. Малининой), священник Сергий Введенский, прослуживший в церкви 38 лет, в нач. 40-х репрессированный советской властью, когда-то приютил в церковной сторожке молодую Прасковью с мужем,, знавший Прасковью Андреевну с детства: когда-то он крестил младенца Параскеву, затем преподавал ей в школе Закон Божий, венчал. Сергей Грибанов (муж П. А. Малининой) стал звонарем и сторожем, а Прасковья Андреевна прислуживала в храме. Жили они в церковной сторожке (её краснокирпичное здание и сейчас стоит в церковной ограде). Именно в этой сторожке 20 июня 1927 г. у Прасковьи Андреевны и родился её первый ребенок - дочь Лидия, через несколько дней крещенная в церкви о. Сергием. Молодые супруги прожили при церкви более двух лет – до начала 1929 г. Потом Прасковья, став Прасковьей Андреевной Малининой, известной на всю страну председателем колхоза, спасла от закрытия и гибели саметский храм.

17 мая 2015 года при храме создан церковный музей Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества. 28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, отдавая память великому святому и своему царственному предку, отметившему патриотизм и верность саметцев своей Отчизне, и вложившему в церковь список с чудотворной иконы Божией Матери Феодоровской, а также, самоотверженному поступку П. А. Малининой, защитившей храм от закрытия, Никольскую церковь посетил Цесаревич, Наследник Российского Императорского Дома великий князь Георгий Михайлович, который остался доволен посещением российской глубинки и встречей с простыми русскими людьми.

 

Храмы и монастыри

Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протодиакон Василий Степанович Померанцев (1875 – 1931).

Василий Степанович Померанцев родился в 1875 г. в семье псаломщика Никольской церкви с. Корба Кинешемского уезда Костромской губернии. В Костромской духовной семинарии он учился на одном отделении с Вениамином Преображенским (св. Василий, еп. Кинешемский), Александром Кротковым (свщмч. Никодим, архиепископ Костромской и Галичский), Александром Поздеевским (свщмч. Феодор, епископ Волоколамский). В 1897 году он становится диаконом Успенского кафедрального собора г. Костромы.

Подробнее...

Статьи

Подвиг 40 мучеников Севастийских

22 марта Церковь призывает нас к твердому исповеданию своей веры посредством памяти мученического подвига 40 мучеников Севастийских. Они были воинами, и пострадала за веру во Христа в Армении (Севастии) в 320 г. После безуспешных уговоров принести жертву языческим богам, они были подвергнуты страшным мучениям – в мороз, их, раздетых, поставили на льду озера, разместив на берегу натопленную баню. Мучители поставили исповедникам Христовым условие – те, кто изменят своим убеждениям и вере - могут спастись от холода в бане. Лишь один из сорока соблазнился и побежал к ней. Возле самого порога, он упал замертво. В 3-ем часу ночи, небесный свет озарил озеро и согрел в нем воду. В то же время, сошли на страдальцев с неба 39 венцов. Видя это чудо, один из стражей, по имени Аггей, пораженный мужеством верных Христу воинов, исповедал себя христианином, сам вошел в озеро и присоединился к мученикам за Христа. Все они скончались с молитвой на устах. Тела их, после смерти были сожжены, оставшиеся кости брошены в воду. Останки мучеников собрал севастийский епископ и затем, они были распределены по всему христианскому миру, чтобы каждая область получила благословение.

Подробнее...