Рейпольский Алексей Иванович (1845 - 1914)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился 9 марта 1845 года в селе Свято-Гороховецкого уезда Владимирской губернии в семье священника Иоанна Рейпольского.

Обучался в Муромском и Владимирском духовных училищах.

В 1865 году из высшего отделения Владимирской духовной семинарии, за год до её окончания, поступил в Киевскую духовную академию, которую закончил в 1869 году.

18 сентября 1869 года - преподаватель физико-математических наук в Костромской духовной семинарии; С 30 апреля 1871 года - кандидат богословия.

С 6 сентября 1871 года преподаватель литургики, гомилетики и практического руководства для пастырей в Вятской духовной семинарии; с 3 ноября 1872 по 20 октября 1873 года - секретарь семинарского правления.

С 16 октября 1873 до 25 августа 1879 года преподавал физику, геометрию и арифметику в Вятском епархиальном женском училище.

С 27 августа 1875 до 25 августа 1879 года состоял членом педагогического собрания правления; с 25 августа 1879 года - преподаватель Священного Писания в Костромской духовной семинарии; с 1 сентября 1880 года - преподаватель Литургики, Гомилетики и Практического руководства для пастырей церкви.

image002С 27 марта 1894 года член Костромской губернской ученой архивной комиссии.

Участник IV Областного историко-археологического съезда в Костроме 21-29 июня 1909 года.

С 1898 по 1906 гг. - пожизненный член-сотрудник и делопроизводитель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Женился, родился сын Николай (12.1876 - 13.11.1942), впоследствии преподаватель Костромского духовного училища.

С 5 октября 1884 по 12 октября 1890 года состоял членом распорядительного собрания правления; с 8 октября 1880 по 3 сентября 1902 года состоял членом педагогического собрания правления, по назначению епархиального начальства.

Корреспондент Костромских епархиальных ведомостей.

Статский советник. Кавалер орденов св. Анны II, св. Станислава II, св. Владимира IV.

Владелец личных книжных знака и собрания, завещанного Костромской духовной семинарии.

1 сентября 1910 года вышел в отставку. 24 декабря 1914 года отпевание в Никольской церкви за Волгой.

Церковь святителя Николая, что за рекою Волгою.

image003Каменная, с каменною колокольнею, построена 1771 года. Престолы в честь: Святителя Николая, св. Космы и Дамиана и великомученицы Екатерины. Причта состоит: священник, дьячек и пономарь. Земля принадлежит церкви 35 десятин, 2,367 кв. саж., в том числе под лесом 8 десят. План и межевая книга на землю при церкви имеются. Прихожан муж. пола 119, жен. 146, в числе коих 2 раскольницы, дворов 30.

Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863, 198, V с. — С. 19-20:

Николаевская церковь за Волгой каменная, с такою же в связи с церковью колокольнею, построена в 1773 г. тщанием прихожан. Обнесена каменной оградой с железными решетками; кладбище при церкви, внутри церк. ограды, без особой церкви.

image004Престолов 3: в настоящей теплой во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийскаго; в придельной теплой же правый в честь св. безсребренников Космы и Дамиана (1 июля), левый в честь св. вмч. Екатерины.

Постоянныя средства церкви – капитал – 1665 руб. От Костромы церковь находится в 1 версте. Ближайшие церкви: Спасская за Волгою, в 200 саж., с. Селищ в полуверсте и с. Городище в 1 версте.

image005Причт: священник и псаломщик; жалованья от казны не получает. Общий причтовой капитал – 6985 руб. Кроме того, причт получает до 800 руб. аренды за землю, отдаваемую под постройку домов. Кружечнаго дохода получается на долю священника 750 р., а на долю псаломщика 250 р. Для священника дом церковный, построенный на средства купца Ивана Я. Аристова, для псаломщика дома нет, и квартирных он не получает. Церковной земли во владении причта находится: усадебной 2083 кв. саж., лесного кустарника 5 дес. 1278 кв. саж.; пахотной 10 дес. 2022 кв. саж.; под церковью и кладбищем 846 кв. саж.; и неудобной (под дорогами) 17 дес. 1783 кв. саж. План и межевая книга на означенную землю имеется.

Прихожан: муж. пола 285 и жен. 314 = 599. По характеру занятий приход торговый, фабричный, отчасти кустарный и железнодорожный служащий. Приход состоит из одной Никольской слободы с прилегающей к ней станцией «Кострома» Яросл. ж.д. В городе Костроме живет лишь несколько семейств. Препятствий в сообщении с церковью нет.

Школа в приходе 1 церковно-приходская, находится близ сей церкви и на церковной земле, в собственном школьном здании.

Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Издание Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. – Кострома: Губернская Типография, 1911. – 407 с. — С. 19:

Никольская слобода впервые упоминается в 1560 г. как «слободка Юрия Васильевича Глинского». В конце ХVI в. в ней были две деревянные церкви (Никольская и Козьмодемьянская) и 54 двора. С 1614 г. непродолжительное время слобода принадлежала Оверкиевым, а также немцу А. фон Менгдену. В 1649 г. здесь насчитывалось 42 двора, в которых проживало 94 человека, а также находился патриарший двор. В 1735-1736 г.г. количество дворов почти не изменилось (44). Спасская слобода, называвшаяся в старину «слобода Голяда» до 1595 г. была «за литвином за Остафем за Зарубою». Существующая пятиглавая Спасо-Преображенская церковь с шатровой колокольней построена в 1685-1688 г.г. Каменная Никольская церковь в Никольской слободе сооружена вместо прежнего деревянного храма в 1771 г. была разобрана в начале 1930-х гг. Храм представлял собой пятиглавый четверик, к которому примыкала широкая трапезная, а к ней — шатровая колокольня. Тип колокольни, а также композиция и силуэт храма наследовали традициям ХVII в. Наружный декор церкви был выдержан в стиле барокко.

Сочинения

  • «Инстанции церковного суда в Древней России» (Киев, 1869)

В «Костромских епархиальных ведомостях» есть несколько заметок по церковно-практическим вопросам, подписанным "А.А. Р-й"

Храмы и монастыри

Церковь во имя святых бессребренникови чудотворцев Косьмы и Дамиана г. Костромы (иконы Богородицы Владимирской) на Мшанской (до 1784 г.), на Московской (после 1784 г.) улице

Современная улица А. Н. Островского д. 52.

По-видимому, это древнейшая улица Костромы или, во всяком случае, одна из самых древних. Именно на ней, на правом берегу реки Сулы, был возобновлен после татаро-монгольского нашествия 1237—1238 гг. Костромской кремль, за деревянными стенами которого стоял княжеский терем (в XIII в. Кострома была центром удельного княжества).

Подробнее...

Святые и Святыни

Блаженный инок Николай (1900-1977г)

В  последнее  время   Русская  Православная  церковь  прославила много новых святых, просиявших своими подвигами в разных кон-цах нашего Отечества. Прежде всего, конечно, это сонм новомучеников и исповедников Российских во главе с царственными страсто-терпцами,  пострадавших  в  годы   гонений  в  послереволюционный период. Мученичество за Христа - наиболее яркий пример религи-озного подвига - существовало во все века, но массовое явление мучеников довольно редко. А случай страданий и стояния за веру десятков, а может быть и сотен тысяч людей, факт исключительный за всю историю христианства. Но на небе Церковном сияют не только мученики. Промысел Божий в истории человечества одних подвига-ет к смерти за Христа, а другим повелевает жить во славу Его...

Скачать (pdf)

Статьи

«Советская» религиозность как фактор жизнеспособности религии в СССР. На примере областей Верхнего Поволжья

Аннотация: На основании документальных источников в статье доказывается, что религиозные представления неистребимо живут в обществе, даже провозгласившем атеизм основой своей идеологии. Религиозность в таком обществе воспроизводится как в формах традиционных религиозных представлений, так и принимает различные другие направления, восполняющие у человека религиозный вакуум и запросы. В целом, «советская религиозность» характеризуется неофитством, увлеченностью религией, желанием воплотить в жизнь субъективные идеалы и представления о религии в основном почерпнутые из книг и разговоров о ней. В основе поиска религиозной удовлетворенности лежит самопознание и самообразование. Как показывают исследования феномена «советской религиозности», результатом неофитских порывов является нынешнее, постсоветское состояние церковных структур, а также, религиозной жизни людей

Подробнее...