9 мая. День Победы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

019 мая, в день Победы, наряду с праздничными торжествами определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, установлено совершать панихиды, особое поминовение воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, от ран и болезней скончавшихся, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Во всех храмах Костромы будут служиться панихиды памяти жертв войны. Поминальные торжества по случаю дня Победы и 70-летия окончания войны по традиции начнутся панихидой в часовне великомученика Феодора Стратилата на кладбище в конце пр-та Мира, воздвигнутой к 50-летию Победы.

image004image007В этот день, наряду с именами воинов, отдавших свою жизнь во имя Победы, мы назовем и воинов-костромичей в священном сане, а также, священнослужителей Костромской епархии, которые внесли свой вклад в дело Победы: протоиерея Константина Ильчевского архимандрита Никандра (Манчева), иерея Николая Лапшанского, архимандрита Михаила (Беляева) и др. Среди них уместно будет назвать временно управляющего Костромской епархией в 1957 г. епископа Пимена (Извекова), ставшего впоследствии Патриархом Московским и всея Руси. Согласно документам, обнаруженным писателем Алексеем Григоренко, в Центральном архиве Министерства обороны (Подольск), был мобилизован в 1941 году, служил на должностях помощника по тылу начальника штаба 519-го стрелкового полка, заместителем командира роты 702-го стрелкового полка 213-й стрелковой дивизии.

image009Приведем выдержку из воспоминаний протоиерея Бориса Васильева, который до войны диакон Костромского кафедрального собора, в Сталинграде командовал взводом разведки: “У меня отец был священником, дед и прадед были священниками. Пошел служить псаломщиком... В 1938 г. был рукоположен в сан диакона... Перед самой войной служил диаконом в Костромском кафедральном соборе. Оттуда меня и взяли в армию. Призвали, когда началась Великая Отечественная война. Увезли сразу на окопы. Подходит ко мне офицер, видит, я человек грамотный, спрашивает: “Вы где учились?” — “Я окончил четыре класса”. — “Не может быть! А дальше?” — “Я — диакон”. — “Все ясно. Вы служили у священноначалия. Принимайте все бригады под ваше руководство…»Протоиерей Борис Васильев становится заместителем начальника полковой разведки. Участвует в разработке и осуществлении операций на Северском Донце и Юге Украины: «…мы-то шли со знаменами — там была красная звезда. Но была еще иконка в кармане и крест. У меня до сих пор хранится “Святитель Николай”, пробитый пулей”.

02

image017Протоиерей Константин Ильчевский, почетный гражданин г. Костромы, с декабря 1944 года принимал участие в боевых действиях в составе 1116 гаубичного артиллерийского полка I-го Белорусского фронта. 27 марта 1945 года вблизи немецкого города Кюстрин был ранен, а в ноябре того же года после прохождения лечения был демобилизован и вернулся на родину. За боевые заслуги был награжден орденом Отечественной войны I степени, 11 медалями, в том числе «За отвагу» и «За боевые заслуги». В воспоминаниях о. Константина находим: «Перелистывая сейчас свой фронтовой дневник, на каждой странице нахожу в нем памятование о Боге: «Бог хранил меня…», «И здесь Господь хранил меня…», «По Промыслу Божию…», «Милость Божия надо мной…». Страдания, тяжелые испытания человеческие… Они попущены Богом, но ценны сами по себе, а только по своим результатам с точки зрения духовного роста человека. Они ценны, когда заставляют нас открыть глаза на мир Божий и на самих себя, когда обращают нас к Богу, ставя лицом к лицу с высшими ценностями. Если же они огрубляют или озлобляют человека, если они не преображают его – подлинный смысл их уходит, как вода в песок. Ибо христианство не есть философская система; оно – сама жизнь и особый ток жизни, в нем все самой жизнью проверяется и скрепляется…»

03В судьбе архимандрита Михаила (Беляева) отразились и радость Великой Победы, и скорбь гонений на Церковь ХХ столетия. Он родился в 1925 году в деревне Семунино Буйского района Костромской области, в благочестивой, искренне верующей крестьянской семье. С началом войны на фронт ушел его отец Александр Васильевич, а в 1943 году в армию призвали и восемнадцатилетнего Михаила. Он стал сапером, сражался под Выборгом, на финской границе, в июне 1944 года был тяжело ранен, а в декабре — контужен. В марте 1945 года рядовой Михаил Беляев вернулся в строй, но с днем Победы его военная биография еще не завершилась: стрелковый полк, в котором он служил, был переведен на Дальний Восток и принимал участие в разгроме японских войск. В январе 1946 года двадцатилетний фронтовик, награжденный медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и «За победу над Японией», вернулся в родной колхоз. Но скоро Михаилу пришлось пережить еще более тяжелые испытания. В 1949 году его арестовали за религиозные убеждения и, после безуспешных попыток убедить публично отречься от веры, осудили на десять лет по печально известной 58-й статье image011Уголовного кодекса. Заключение он отбывал в Казахстане и в Иркутской области. В 1956 году Михаил Беляев был реабилитирован и освобожден со снятием судимости, однако фронтовых наград, изъятых при аресте, ему так и не вернули.В 1971 году архиепископ Кассиан (Ярославский) рукоположил его во священника и назначил настоятелем Преображенской церкви погоста Макарий-на-Письме Буйского района.Лишь 30 сентября 2005 года архимандрит Михаил (Беляев) в торжественной обстановке вновь получил свои фронтовые медали.

Вспомним в эти дни и многочисленных тружеников тыла, которые не щадя сил трудились во имя Победы, которые жертвовали в фонд помощи фронту все свои сбережения. В годы войны духовенством и верующими Костромской епархии было перечислено в фонд обороны 400тыс. рублей. Вечная память и низкий поклон всем, кто отдал свою жизнь и силы во имя Великой Победы!

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

Образы Троицы в Ипатьевском монастыре (К вопросу о Годуновских вкладах)

Древности Ипатьевского монастыря, занимающие видное место в ряду русских древностей, как писали в начале XXвека братья Г. и В. Лукомские, «особенно возвышают художественно-археологическое значение Костромы» (1).

Подробнее...

Статьи

«Монастырские слуги» и «монастырские детёныши»

О монастырских слугах и детёнышах документы заговорили тогда, когда они стали играть в монастырском хозяйстве довольно заметную роль. Их использовали на разных работах, как внутри монастыря, так и за его пределами: они были конюхами, пастухами, сторожами, рыболовами, бортниками, ремесленниками и т.п. По мере увеличения территории монастыря, в связи со строительством новых пристроек, зданий, конюшен, амбаров и т. д., росло и число монастырских слуг. Они получали от монастыря жильё, одежду и продовольствие, частично также и денежное вознаграждение, обычно в виде подарков к Рождеству, Пасхе, Троице или в день святых апостолов Петра и Павла. Эта группа людей состояла из обедневших крестьян, которые уже не могли и не хотели обрабатывать свои земельные наделы, из слобожан, инвалидов войны и т. д. В XVII веке монастырские слуги обычно заключали с монастырем устный договор или письменную порядную запись (письменное обязательство о вступлении во временную феодальную зависимость с перечислением условий работы).

Подробнее...