Презентация выставки «Образы Откровения»: Апокалипсис кисти Гурия Никитина»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

9Y2A48246 октября в старинной Костроме состоялось знаковое событие: в Палатах бояр Романовых на территории Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря открылась выставка «Образы Откровения. Фрески Гурия Никитина в Даниловом монастыре Переславля-Залесского». Это не просто показ оцифрованных изображений; это глубокое погружение в творчество великого костромского изографа XVII века, чья кисть воплотила на стенах монастыря сложнейшие и самые пророческие сюжеты из книги «Апокалипсис» Иоанна Богослова.

Проект, реализуемый НПЦ «Индрик», получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив и направлен на всестороннее исследование, сохранение и популяризацию выдающегося памятника русской духовной культуры XVII века – монументальных росписей Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском.

Партнерами проекта выступили Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Императорское Православное Палестинское Общество, Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, департамент культуры города Арзамаса, Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь в городе Переславле-Залесском.

В Костроме выставка проходит по благословению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта и при поддержке Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества.

Перед собравшимися выступили спикеры презентации:

Кирилл Алексеевич Вах, директор АНО «Научно-просветительский центр «Индрик», руководитель проекта;

Вероника Андросова, доцент Николо-Угрешской семинарии научный эксперт проекта, кандидат богословия;

игумен Пантелеимон (Королев), настоятель Свято-Данилова монастыря в Переславле-Залесском, кандидат богословия, куратор проекта;

протоиерей Димитрий Сазонов, руководитель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского общества, кандидат богословия

Презентацию проекта сопровождал хор Пантелеимоновско-Елисаветинского храма г. Костромы под руководством Ольги Батог.

На открытии выставки также был представлен документальный фильм о жизни и творчестве Гурии Никитина. Имя этого выдающегося изографа, по мнению организаторов, незаслуженно остается в тени таких тружеников церковного искусства, как Андрей Рублев или Дионисий.

Гурий Никитин был центральной фигурой в русской живописи второй половины XVII века. Он не просто руководил знаменитой Костромской артелью изографов, но и сформировал стиль, который отличался невероятным динамизмом, эмоциональной насыщенностью и мастерским построением многофигурных композиций. Фрески Данилова монастыря, посвящённые полному циклу Апокалипсиса, являются одним из самых полных иконографических воплощений этого сюжета в древнерусском искусстве. Выставка дала возможность увидеть эти шедевры в беспрецедентном качестве.

Одним из организаторов и вдохновителей проекта стал настоятель Пантелеимоновско-Елисаветинсокго храма г. Костромы протоиерей Дмитрия Сазонова, руководитель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). В своей речи на открытии он рассказал об актуализации книги Апокалипсиса в жизнь каждого христианина. Он подчеркнул, что Откровение — это не только пророчество о конце света, свидетельство борьбы добра со злом в мире,  но и утешение, и руководство к действию для каждого верующего, призывающее к праведной жизни здесь и сейчас. Благодаря его усилиям, выставка, демонстрирующая глубочайший богословский смысл, стала доступна костромскому зрителю.
На торжественном открытии царила атмосфера глубокого интереса и почтения к наследию.

Игумен Пантелеимон (Королев), настоятель Свято-Данилова монастыря и куратор проекта, вместе с Вероникой Андросовой, кандидатом богословия, провели для гостей подробную и увлекательную экскурсию. Они показали ключевые фрагменты росписи и объяснили сложные сюжеты Апокалипсиса – от Семи Церквей и снятия печатей до Небесного Иерусалима. Это не было сухим чтением лекции; это было живое пояснение того, как Гурий Никитин через цвет и форму удивил и пояснил «вечное Евангелие», сделав его понятным для простого человека XVII века. Спикеры подчеркнули уникальность иконографической программы, которая до сих пор интригует историков искусства и богословов.

Фото любезно предоставлено костромским фотографом Димитирем Ремизовым.

9Y2A4764
9Y2A4824
9Y2A4838
9Y2A4856
9Y2A4882
9Y2A4906
9Y2A4952
9Y2A4965

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Икона Собора Костромских святых. Память 23 января /5 февраля

В центре – преподобный Никита Костромской, небесный покровитель Костромы.

Подробнее...

Статьи

Подготовительные недели к Великому посту

В воскресенье, 3 марта, Церковь, евангельской притчей о блудном сыне, призывает к покаянию людей находящихся в греховном состоянии. Тех, кто по каким либо причинам не может и не хочет освободиться от греховных привычек.

Подробнее...