Презентация выставки «Образы Откровения»: Апокалипсис кисти Гурия Никитина»
6 октября в старинной Костроме состоялось знаковое событие: в Палатах бояр Романовых на территории Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря открылась выставка «Образы Откровения. Фрески Гурия Никитина в Даниловом монастыре Переславля-Залесского». Это не просто показ оцифрованных изображений; это глубокое погружение в творчество великого костромского изографа XVII века, чья кисть воплотила на стенах монастыря сложнейшие и самые пророческие сюжеты из книги «Апокалипсис» Иоанна Богослова.
Проект, реализуемый НПЦ «Индрик», получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив и направлен на всестороннее исследование, сохранение и популяризацию выдающегося памятника русской духовной культуры XVII века – монументальных росписей Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском.
Партнерами проекта выступили Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Императорское Православное Палестинское Общество, Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, департамент культуры города Арзамаса, Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь в городе Переславле-Залесском.
В Костроме выставка проходит по благословению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта и при поддержке Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества.
Перед собравшимися выступили спикеры презентации:
Кирилл Алексеевич Вах, директор АНО «Научно-просветительский центр «Индрик», руководитель проекта;
Вероника Андросова, доцент Николо-Угрешской семинарии научный эксперт проекта, кандидат богословия;
игумен Пантелеимон (Королев), настоятель Свято-Данилова монастыря в Переславле-Залесском, кандидат богословия, куратор проекта;
протоиерей Димитрий Сазонов, руководитель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского общества, кандидат богословия
Презентацию проекта сопровождал хор Пантелеимоновско-Елисаветинского храма г. Костромы под руководством Ольги Батог.
На открытии выставки также был представлен документальный фильм о жизни и творчестве Гурии Никитина. Имя этого выдающегося изографа, по мнению организаторов, незаслуженно остается в тени таких тружеников церковного искусства, как Андрей Рублев или Дионисий.
Гурий Никитин был центральной фигурой в русской живописи второй половины XVII века. Он не просто руководил знаменитой Костромской артелью изографов, но и сформировал стиль, который отличался невероятным динамизмом, эмоциональной насыщенностью и мастерским построением многофигурных композиций. Фрески Данилова монастыря, посвящённые полному циклу Апокалипсиса, являются одним из самых полных иконографических воплощений этого сюжета в древнерусском искусстве. Выставка дала возможность увидеть эти шедевры в беспрецедентном качестве.
Одним из организаторов и вдохновителей проекта стал настоятель Пантелеимоновско-Елисаветинсокго храма г. Костромы протоиерей Дмитрия Сазонова, руководитель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). В своей речи на открытии он рассказал об актуализации книги Апокалипсиса в жизнь каждого христианина. Он подчеркнул, что Откровение — это не только пророчество о конце света, свидетельство борьбы добра со злом в мире, но и утешение, и руководство к действию для каждого верующего, призывающее к праведной жизни здесь и сейчас. Благодаря его усилиям, выставка, демонстрирующая глубочайший богословский смысл, стала доступна костромскому зрителю.
На торжественном открытии царила атмосфера глубокого интереса и почтения к наследию.
Игумен Пантелеимон (Королев), настоятель Свято-Данилова монастыря и куратор проекта, вместе с Вероникой Андросовой, кандидатом богословия, провели для гостей подробную и увлекательную экскурсию. Они показали ключевые фрагменты росписи и объяснили сложные сюжеты Апокалипсиса – от Семи Церквей и снятия печатей до Небесного Иерусалима. Это не было сухим чтением лекции; это было живое пояснение того, как Гурий Никитин через цвет и форму удивил и пояснил «вечное Евангелие», сделав его понятным для простого человека XVII века. Спикеры подчеркнули уникальность иконографической программы, которая до сих пор интригует историков искусства и богословов.
Фото любезно предоставлено костромским фотографом Димитирем Ремизовым.