17 июня в Благовещенском соборе города Буй прошло открытие выставки «Костромская Голгофа»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

5da9d7ca af0c 46e3 9a3f 237d4e77152817 июня в Благовещенском соборе города Буй прошло открытие выставки «Костромская Голгофа» и презентация монографии «За святую правду любви и братства: епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий)».

Основу краеведческой выставки «Костромская Голгофа» составляют исторические документы и фотографии, повествующие о репрессиях в отношении священнослужителей и мирян Костромской губернии в 1917-1953 годах. Выставка создана Костромским церковно-историческим обществом и уже демонстрировалась в Галичском, Нерехтском и Шарьинском краеведческих музеях, в Костромской духовной семинарии, в Костромской областной универсальной научной библиотеке, в Духовно-просветительском центре «Кострома», а также в шести храмах и десяти учебных заведения Костромы и Нерехты.

Епископ Макарий (Опоцкий) (1872-1941) – выдающийся церковный деятель, проповедник и катехизатор, в 1934-1937 годах возглавлявший православные братства в Галиче и Буе. Его фигура уникальна в истории Русской Православной церкви. Призвание к духовному просвещению народа и собиранию православных братств открылось ему в первые годы пастырского служения. Воплощению этого призвания была посвящена вся его дальнейшая жизнь. Первое православное братство он создал в 1908 году. После революции, в годы гонений на церковь, епископ-катехизатор не изменил своему делу, продолжая созидать братскую жизнь.

В монографии Анны Дмитренко впервые представлены полная биография и духовное наследие епископа Макария (Опоцкого), приведены воспоминания и свидетельства о нём и о созданных им братствах. Большинство архивных документов и фотографий публикуется впервые.

На мероприятии выступили:

благочинный Буйского и Сусанинского районов, Почетный гражданин города Буя, настоятель Воскресенского прихода города Буя протоиерей Аркадий КЛИМОВ;

настоятель Пантелеимоновско-Елисаветинского храма города Костромы, председатель Костромского церковно-исторического общества (КЦИО), автор выставки «Костромская Голгофа» д-р философских наук, профессор протоиерей Дмитрий САЗОНОВ,

Анна Геннадьевна ДМИТРЕНКО, магистр теологии, автор монографии «За святую правду любви и братства: епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий)»;

Лариса Ивановна СИЗИНЦЕВА, кандидат культурологии, краевед, член КЦИО, заместитель председателя Костромского областного отделения Русского географического общества;

Екатерина Николаевна КУКОВА, руководитель Духовно-просветительского центра «Благовещение»;

Николай Валерьевич СОРОКИН, кандидат исторических наук, заместитель председателя КЦИО, председатель Костромского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).

Выступавшими были раскрыты не только неизвестные многим трагические страницы отечественной истории ХХ века, но большинство из них говорило о возвращении такой функции человеческого самосознания и культуры как историческая память, фундаментальные основы веры, необходимые для восстановления полноценной и осознанной жизни человека. Восстановление памяти и веры через возвращение забытых имен, семейных архивов, артефактов, восстановление разрушенных храмов, архитектурного облика городов и деревень, наследия предков, поможет людям восстановить духовные основы, без которой невозможно построение будущего.

Страница выставки: https://vk.com/kostromskayagolgofa

0a500ef1-7549-4c9b-8e2c-6dce44192a05
1ccf9ab3-5a64-4e6d-912e-56b05a4a1bd2
5da9d7ca-af0c-46e3-9a3f-237d4e771528
87c7a545-e912-444d-88d6-81f8179c1bdf
b58bb1d0-d61b-40dd-90b3-06fb77957043
b6f30877-1fc3-495b-85c5-acdc6ee02be5
d76c59b9a04328ada876d78d8974ef44
e444512c-f0cd-4a52-8f54-78a5fe1522a3

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Образы Троицы в Ипатьевском монастыре (К вопросу о Годуновских вкладах)

Древности Ипатьевского монастыря, занимающие видное место в ряду русских древностей, как писали в начале XXвека братья Г. и В. Лукомские, «особенно возвышают художественно-археологическое значение Костромы» (1).

Подробнее...

Статьи

Значение подвига Новомучеников и исповедников Российских для современной церковной жизни

Впервые тема канонизации новомучеников и исповедников Российских в Русской Православной Церкви была затронута на Поместном Соборе 1988 года. Пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости их прославления. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла Церковь от совершенного разрушения - это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все ХХ столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви».[1] По тем временам это были смелые слова, проблему гонения на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

Подробнее...