4 февраля 2024 в Пантелеимоновско-Елисаветинском храме г. Костромы была освящена памятная доска «в честь подвига милосердия святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image0014 февраля, в день Новомучеников исповедников Церкви Русской в Пантелеимоновско-Елисаветинском храме г. Костромы была освящена памятная доска «в честь подвига милосердия святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны», под покровительством и деятельном которой в годы Первой Мировой войны в России, в том числе в Костроме, были организованы лазареты для раненых воинов.

image002В 2022 году Пантелеимоновско-Елисаветинский храм уже украсила доска, посвященная памяти председателя Императорского Православного Палестинского Общества святой преподобномученицы Елисаветы, которая напоминала о вкладе Великой княгини в дела милосердия и благотворительности на Костромской земле.

В 2024 году Костромское отделение ИППО, посчитало необходимым напомнить костромичам о ее подвиге в лечебном учреждении, на территории которого был возведен храм в честь святой преподобномученицы. Идею создания памятной доски поддержал прихожанин храма В. Мурзин, который отлил в своей мастерской памятную доску, запечатлев историческое свидетельство в металле.

В день памяти святых Новомучеников и исповединков церкви Русской в сонме которых воспоминается святая преподобномученица Елисавета, накануне празднования Собора Костромских святых, в котором также запечатлено ее имя, «во свидетельство подвига милосердия преподобномученицы и в назидание потомкам» руководителем Костромского отделения ИППО, настоятелем Пантелеимоновско-Елисаветинского храма протоиереем Дмитрием Сазоновым памятная доска была освящена. «В память вечную будет праведник» - звучат слова о значении подвига праведников для живущих на  Земле людей в псалмах пророка, царя Давида (Пс. 111:6).

Верим, что память подвига милосердия святой преподобномученицы Елисаветы никогда не будет забыта нашим народом, для которого она не жалела своей жизни!

Как известно, Елизавета Федоровна возглавляла Дамский комитет «Российское общество Красного Креста» (РОКК), учредила в 1892 году Елисаветинское благотворительное общество для призрения «законных младенцев беднейших матерей», а также Елисаветинские комитеты при всех московских церковных приходах и во всех уездных городах Московской губернии, затем по всей России. На 28 октября 1914 года стараниями комитетов, которым патронировала св. преподобномученикцы Елисавета в Костроме функционировало 17 лазаретов для излечения раненых на полях стражения I Мировой воны воинов. Одним из таких лазаретов располагался в при Костромской уездной земской больнице  расположенной на Царевской улице (ныне улица Спасокукоцкого вместимостью на 85 мест. РОКК помогало раненым воинам и в мирной жизни: они получали бесплатное лечение, для увечных воинов открывались инвалидные дома, а для семей погибших – детские приюты, вдовьи дома, училища для сирот. При своем посещении Костромы в 1913 и 1916 годах она интересовалась деятельностью комитетов и самолично посещала лазареты, расположенные в монастырях и больницах.

image00317 марта (по старому стилю) 1902 г. в городе Костроме на Царевской улице (ныне улица Спасокукоцкого) торжественно открылось новое медицинское учреждение — Костромская уездная земская больница (ныне ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1»). Основой для строительства лечебницы послужили земельный участок и недостроенное здание на нем, выкупленные земством у Елизаветы Дмитриевны Малышевой в 1900 г. Вскоре на этом месте были обустроены главный корпус, родовспомогательное заведение, заразный барак, административный дом и помещение для сиделок. В зданиях провели паровое отопление, водопровод, сделали дезинфекционные шкафы и печи для сжигания перевязочного материала, в 1912 г. появилось электричество. В 1914 г. при больнице создали лазарет для воинов, раненых на фронтах Первой Мировой войны (1914–1918 гг.). Окружная больница костромского округа №1 (бывшая 2 городская больница Костромы) располагается на бывшей Царевской улице, которую вскоре после революции переименовали в Больничную, позднее ей было присвоено имя выдающегося советского хирурга академика С.И.Спасокукоцкого, костромича по рождению. В 2021 году на ее территории был освящен Пантелеимоновско-Елисаветинский храм.

03095424-74bd-4a7c-bbb1-d7ee63375d69
25b8bbce-f912-484f-acd8-0c6820e8a906
2aa7c1b3-0c3a-49ed-b7d9-dd2b130a5d44
2ec67383-38f4-4d28-aca6-5deac85fcce4
QXvVPKL5N1g
fb7929a9-41d5-4d8f-8408-e8c6758e1d84
scale 2400

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Материалы к истории прославления преподобнаго Макария Желтоводского и Унженского

Ключевые слова: Прп. Макарий Желтоводский и Унженский, царь М. Ф. Романов, игумен Никита, патриарх Иоаким, архиепископ Симеон, обретение мощей.

Среди рукописей, хранящихся в ценном книжном фонде ЦИАМ, заметно выделяется «Костромская Вивлиофика», составленная действительным членом Императорского Общества истории и Древностей Российских, сотрудником общества Российской словесности, сотрудником комиссии Священного Синода об исправлении истории Российской иерархии, протоиереем Михаилом Диевым (1794-1866).

«Костромская Вивлиофика» - рукопись в лист, судя, по имеющимся на бумаге штемпелям, датируется 1846-1847 гг. Сборник содержит огромное количество неизвестной и малоизвестной информации из истории Костромы, Нерехты, Галича, Чухломы; сюда вошли копии грамот и челобитных, прошений, житий Костромских святых. Поражаясь разнообразию форм материалов рукописи, невольно возникает вопрос: использовали ли когда-нибудь исследователи материалы из этого кладезя информации, публиковали ли когда-либо документы из собрания М. Я. Диева?

Подробнее...

Статьи

Русская религиозная философия: единство versus фрагментарность.

 Глобализация предполагает распространение системы ценностей, основанной на процессе потребления, постольку ценность человека в этой системе измеряется, если обратиться к известной дихотомии Э. Фромма «иметь или быть?», именно по шкале потребления, то есть не тем, кто он действительно есть, а тем, что он имеет, какими потребительскими символами владеет. Оказавшись вершиной ценностной иерархии, уровень потребления становится основным показателем, определяющим место человека в социальной структуре, и неминуемо превращается в индикатор его самооценки.

Подробнее...