9 января 2023 года. Настоятель заволжского храма свв. мчч. Александра и Антонины протоиерей Игорь Шашков передал в дар церкви икону свв. мчч. Александра и Антонины Римских с мощами

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

hJFDuBVZoOQ9 января в Святые дни праздника Рождества Богомладенца Христа в Пантелеимоновско-Елисаветинском храме г. Костромы произошло знаменательное событие - настоятелем заволжского храма свв. мчч. Александра и Антонины протоиереем Игорем Шашковым была передана в дар церкви и освящена икона свв. мчч. Александра и Антонины Римских с мощами.

Это уже второй драгоценный вклад, который получила Пантелеимоновско-Елисаветинская церковная община от протоиерея Игоря Шашкова, который в 2014 по 2016 годы был настоятелем строящегося храма во имя св. вмч. Пантелеимона. Первый вклад -  икону св. великомученика Пантелеимона Целителя с мощами о. Игорь вручил Пантелеимновскому приходу в день освящения креста на купол храма в 26 марта 2020 года. Присутствовавший при освящении иконы свв. мучеников Римских Александра и Антонины главный врач Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Окружная больница Костромского округа № 1» В. А. Храмов выразил уверенность, что еще одна святыня, ставшая достоянием прихода при больнице, станет духовным символом надежды и веры в милосердие Господне, а также, молитвенного предстательства святых для находящихся в ней на излечении пациентов.  

Приходской совет Пантелеимоновско-Елисаветинского храма сердечно благодарит о. Игоря Шашакова за дар и духовную радость, которой он поделился в Святые для каждого христианина дни.

Святые римские мученики Александр и Антонина дева († 312 или 313).

Память совершается 23 июня.

АЛЕКСАНДР и Антонина, св. мучч. — по приговору правителя (игемона) Ефеса непорочная и благочестивая девица Антонина за исповедание Христа, была отведена на посрамление „в блудилище — ad lupanar damnatur“ (Мен. Вас.); Александр. воин, одевши ее в свое платье, дал ей средство спастись от поругания и за это оба они были сожжены в 313 г., в то время, когда по указу императора Константина Великого было только что прекращено гонение на христиан. Память их 10 июня, Рим. Мар. 3 мая.

В Прологах их память помещается под 10 июня. Мощи святых были перенесены в Константинополь и положены в Максимовом монастыре.

Молитва святым мученикам:

Святии мученицы Александре и Антонино!

Призрите с небеснаго чертога на требующих вашей помощи и не отвергните прошений наших; но яко приснии благодетели и ходатаи наши, молите Христа Бога, да человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от всещедраго Бога, но во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго вашего заступления. Да молитвами вашими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны; и да укрепит во всем мире Свою едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею кровию. Молитеся прилежно, святии мученицы, да утвердит Христос Бог во Святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия; да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей; да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Храм Александра и Антонины в Костроме.

Александро-Антониновский храм расположен в одном из древнейших районов Костромы – бывшем селе Селище, на правом берегу Волги.

В городскую черту Селище вошло лишь в 1932 году, но известно оно еще с XIV века. Его история самым тесным образом связана со многими важными событиями в жизни России. И самое знаменитое из них – призвание на царство Михаила Феодоровича Романова. Как всем известно, само это событие произошло в Ипатьевском монастыре, где вместе с матерью инокиней Марфой в то время жил юный боярин Михаил Романов. Но именно в Селище вечером 13 марта 1613 года остановилось прибывшее из Москвы Великое Земское посольство. А утром 14 марта, прежде чем отправиться в Ипатьевский монастырь, члены посольства молились на Божественной Литургии в Александро-Антониновском храме.

Этот храм единственный в мире носит имя святых Александра и Антонины РимскихУдивительна и история создания храма. В старину один «именитый муж» проезжал через эти места вместе со своей беременной супругой. И случилось так, что именно на этом месте женщина родила двойню – сына и дочь. Это событие произошло 10 июня по старому стилю или 23 июня по новому. В день святых мучеников Александра и Антонины. И близнецам дали имена этих святых. В честь благополучного рождения детей счастливый отец дал обет Богу устроить в этом месте храм в честь святых мучеников. Есть обоснованная версия, что это был основатель Ипатьевского монастыря мурза Чет (в святом крещении Захария), предок таких знаменитых в истории России родов, как Годуновы, Сабуровы и Вельяминовы-Зерновы. Известно, что одного из сыновей Захарии звали Александр.

Первая церковь была деревянной. Рядом с Александро-Антониновским храмом располагались еще две церкви – в честь святого великомученика Георгия Победоносца и во имя святого пророка Илии. Когда в 1779-1786 годах был воздвигнут каменный, нынешний храм, взамен этих двух церквей были устроены два придела – Георгиевский и Ильинский.

В 1930 году с колокольни храма были сброшены колокола. Новые перемены в жизни храма стали происходить в конце XX века. В 1991 году при храме открылась воскресная школа. В 1994 году Иеромонах Андрей Вейде привез в дар храму великую реликвию – частицу мощей святого мученика Александра. В 2008 году храм принял еще одну святыню – список со знаменитой Игрицко-Смоленской иконы Божией Матери. Сам Игрицкий образ Пресвятой Богородицы был украден в послевоенное время из Воскресенской церкви села Любовниково, где он пребывал после разорения и закрытия Игрицкого Песоченского монастыря. Кроме этого, среди святынь в храме есть частички мощей святителя Климента, святого великомученика Пантелеимона — Исцелителя, святого праведного Феодора Ушакова, мученика Валериана. Есть икона блаженной Матроны Московской с частичкой гроба, в котором была погребена святая.

6wIGDPqvz-E
9YtjaedTBiI
APve5xBzwG0
IFyuPAZbnFY
hJFDuBVZoOQ
hw-szKB8sGM
rdcTiY Zs1Q
wZ31yFPyVlY

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Федор (Поздеевский), архиепископ Волокламский (1876-1937)

Память 10/23 октября

Архиепи́скоп Фео́дор (в миру Александр Васильевич Поздеевский); родился 21 марта 1876 года в селе Макарьевское, Ветлужского уезда, Костромской губернии, в многодетно йсемье священника (всего в семье было 9 детей). Окончил Макарьевское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1896), Казанскую духовную академию (1900) со степенью кандидата богословия. В 1900—1901 гг.— профессорский стипендиат по кафедре патрологии. В 1903 году получил учёную степень магистра богословия за сочинение: «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина» (удостоена Макарьевской премии). В 1900 году пострижен в монашество, возведён в сан иеродиакона, с 24 июля 1900 — иеромонах. С 17 октября 1901 года — преподаватель Калужской духовной семинарии. С 3 июля 1902 году — инспектор Казанской духовной семинарии.

Подробнее...

Статьи

Экзегетический анализ книги Иисуса Навина

Адекватное толкование ветхозаветного текста — проблема, с которой столкнулась христианская Церковь с самого начала своего существования. Актуальная проблема экзегетического анализа Священного Писания (и книги Иисуса Навина, как составной части Священного Писания) отсутствие понимания основных методов толкования, а соответственно и малая изученность данных текстов.

Подробнее...