Протоиерей Михаил Иванович Горчаков (1838 — 5 [18] августа 1910)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился 20 мая или 8 ноября 1838 года в селе Палкино Галичского уезда Костромской губернии, в семье диакона Ивана Петровича Горчакова.

В 1845 году поступил в Галичское духовное училище и окончил курс первым учеником. Затем учился в Костромской семинарии, где обратил на себя внимание знанием языков. После окончания семинарии в 1857 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

По окончании Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия (за работу «Шлейермахер, протестантский реформатор новейшего времени») 3 октября 1861 года был назначен преподавателем Костромской семинарии, где преподавал латинский язык, гражданскую и русскую историю, богослужебные книги. С 22 (или 28) января 1862 года занял место псаломщика при русской церкви в Штутгарте. Посещал лекции в германских и швейцарских университетах.

image002По возвращении в Петербург в январе 1865 года поступил вольнослушателем на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета; 15 февраля 1865 года назначен законоучителем Мариинского женского института, в церкви при котором 9 мая того же года был посвящён в сан иерея. В конце 1865 года признан заслуживающим степени магистра богословия за обзор раннехристианской церковно-исторической литературы «О церковных историках первых восьми веков христианства», удостоен серебряной медали за сочинение «О происхождении и системе преторского эдикта».

Выдержав в мае 1866 года экзамен на кандидата права, окончил университет и в 1867 году был назначен законоучителем 2-й Санкт-Петербургской прогимназии (до 1869).

В 1868 году, после защиты диссертации «Монастырский приказ: 1649—1725», Горчаков получил степень магистра государственного права и стал штатным доцентом университета по кафедре церковного законоведения. Диссертация была отмечена Уваровской премией (1869)

В 1870 году назначен священником в Карлсбад (Карловы Вары). В 1871 году за диссертацию «О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Святейшего Синода: 988—1738» получил степень доктора государственного права и был избран экстраординарным профессором. Диссертация вновь была отмечена Уваровской премией. С 1874 года — ординарный профессор.

В 1881 году Киевская духовная академия удостоила Горчакова степени доктора богословия за сочинение «О тайне супружества — происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й главы печатной Кормчей» (СПб., 1880); с 4 апреля Горчаков — в сане протоиерея. Последующее тридцатилетие Горчаков отдал преподаванию и церковно-административной деятельности. В 1882/83 учебном году исполнял обязанности декана юридического факультета Санкт-Петербургского университета; с 1889 года — член испытательной комиссии юридического факультета. С 13 мая 1893 года — заслуженный ординарный профессор университета по кафедре церковного права. Во время волнений в университете в 1899 году Горчаков выступил в защиту студентов.

image003В 1883 году в третий раз удостоен Уваровской премии за сочинение «О тайне супружества — происхождение, историко-юридическое значени и каноническое достоинство 50-й главы печатной Кормчей».

В 1891 году принимал экзамен по церковному праву у Владимира Ульянова, поставил высшую оценку — «весьма удовлетворительно».

Горчаков был не только кабинетным учёным. Его статьи в «Голосе» Краевского с 1868 года в своё время обращали на себя внимание. Немало статей было опубликовано в «Журнале гражданского и уголовного права», в «Юридической летописи», «Сборнике государственных знаний», «Церковных Ведомостях», «Энциклопедическом словаре» Березина и других изданиях. Перу Горчакова принадлежат три монографии в виде рецензий на сочинения: А. С. Павлова «О Номоканоне при большом требнике» (1874); священника К. Никольского «Анафематствование в древней церкви» (1881) и И. А. Чистовича «Санкт-Петербургская духовная академия за 1858—1888 гг.» (1892). В 1877 году опубликована книга Горчакова об известном священнике-публицисте «Александр Тимофеевич Никольский (1821—1876), приходской священник Входоиерусалимской (Знаменской) церкви в С.-Петербурге». Как член синодальной архивной комиссии принял участие в составлении III и VI томов «Полного собрания постановлений св. Синода».

7 декабря 1902 года избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению истории и филологии разряда историко-политических наук.

  23 сентября 1905 года назначен настоятелем Почтамтской церкви во имя святых Двенадцати апостолов в Санкт-Петербурге (Почтамтская улица, 7). В этом же году Горчаков включён в комиссию для предварительных работ по вопросам, подлежащим рассмотрению предстоящим Поместным собором, в 1906-м — членом Предсоборного присутствия Русской Православной Церкви и избран Синодом в члены Государственного совета от белого духовенства.

Награждён орденами Святой Анны 3-й (1883) и 1-й (1900) степени и Святого Владимира 4-й (1890) и 2-й (1904) степени; имел золотые кресты с украшениями за заслуги. В 1884 году получил бриллиантовый перстень от императора Александра III.

 Почётный член Юрьевского университетаПетербургской (1899) и Киевской духовных академий, Русского астрономического общества и Владимирской учёной архивной комиссии, член-сотрудник Вольного экономического общества.

Умер 5 (18) июня 1910 года от «паралича сердца». Завещал не возлагать на его могилу венков и не говорить речей, передать собрание книг по юриспруденции, истории, богословию (2448 томов) в библиотеку Санкт-Петербургского университета. Похоронен на Волковском православном кладбище (могила сохранилась).

Труды:

Литература:

Церковь Николая Чудотворца на Дору (1809)

image005Кирпичная церковь с такой же колокольней, построена в 1809 прихожанами. Основной объём храма - трёхсветный четверик, имевший пятиглавое завершение, с декором в стиле классицизма. Колокольня трёхъярусная, соединена с основным объёмом широкой трапезной. Приделы Илии Пророка и Флора и Лавра пристроены ок. 1910. В кон. 1930-х храм был закрыт, утрачены верхние ярусы колокольни. Пустует.

При въезде в с. Палкино с левой стороны, на высоком холме, величественно бросается в глаза церковь — именуемая Николо-Дор. Она была построена вместо старой деревянной, в честь Победы над Наполеоном Бонапартом 1812 г. Народ глубоко скорбит о разрушенных святынях: храмах, часовнях, погостах. Церковь состояла из трех строений: для летнего и зимнего богослужения, а так же стояла сторожка. Здесь было немало уникальных икон в золотых и серебряных окладах, особо выделялось распятие Христа. Стены и потолки расписывались палехскими мастерами. В течение десятилетий и до сих пор, несмотря на непогоду в летней церкви сохранились остатки прекрасной живописи о сотворении мира на земле.

image006Вокруг церкви была выстроена кирпичная ограда, а по обеим сторонам ворот при входе на территорию церкви святились богатые подсвечники. Еще в послевоенные годы по всему периметру ограды на захоронениях святых лежали мраморные плиты, обелиски, памятники, на которых золотыми буквами высечены тексты. В летний зной здесь всегда можно было найти спасение – вековые березы создают особую атмосферу умиротворения и благополучия, духовного ощущения.

В алтарях хранились древние книги в кожаных переплетах с богатой, золотой и серебряной инкрустацией. Службу правили в церкви два священника, два дьякона, два дьячка. Богослужения, религиозные обряды проводились в тепле и присущей церкви особой чистоте и благости. Это продолжалось до 1930 года. Вот фамилии священников, которые служили в церкви в разные годы:

Преображенский, Рязановский, Лазарин, Покровский, Вознесенский, Померанцев.

Советская власть расправилась со священнослужителями просто, наложив тяжелый хлебный и денежный налог.

В народе сложилось мнение, что церковно-служители – богатые люди. Но это не так, и среди них были отчаянные бедняки, такие, например, как дьяк Никольской церкви М. Лебедев. Зимой и летом вся его одежда – подрясник и камилавка.

Церковная служба была закрыта в начале 30х годов. Власть использовала летнюю церковь в 1934-1935 годах под склад для хранения зерна. Его сыпали по всему полу на высоту четырех метров, в результате чего оно сгорелось и погибло.Живопись, резьба, иконы подвергались порче. Утварь расхищалась, шло надругательство над чувствами верующих.

Власть из церкви изъяла 8 кг. золотой утвари, 47 кг серебряной для спасения голодающих.

В 1938-39 году. Никольская церковь, вновь открылась. Священником в ней стал Рябцовский, прошедший Гулаг. Эрудированный, умный человек, знаток истории, он пользовался большим уважением у прихожан. А когда церковь окончательно закрыли, работал в Советских учреждениях, воевал и погиб во время Великой Отечественной войны.

 Галичское духовное училище и его воспитанники

Л. Сизинцева

image007Страницы времен : историко-краеведческий журнал. 2009. №2. С.112-118.

Историк Костромской духовной семинарии, протоиерей И. Сырцов писал, что галичское училище, наряду с нерехотским, луховским и макарьевским,  было открыто в 1790 г.[11]. Между тем известно, что распоряжение владыки в Нерехте и Макарьеве удалось исполнить лишь в следующем, 1791 г.  При этом «при устройстве училищного дома в г. Галиче не хотели было принимать участия священно- церковно- служители Судиславского Духовного Правления и смотрения благочинного города Чухломы протопопа Гавриила, но консистория обязала их к этому»[12].

В Нерехте детей удалось собрать только на первый выпуск, в 1793 г. «священники и диаконы по подписам своим детей своих не представили»[13]. Вероятно, то же произошло и в Макарьеве и Галиче, потому что новый владыка, назначенный в Костромскую епархию, Евгений (Романов), в своем указе от 12 января 1801 г. как о существующем говорит только о духовном училище в г. Лух и снова «полагает необходимым, чтобы в Макарьеве, в Галиче, в Юрьевце, в Нерехте и других городах […] завели школы в монастырях, или, купивши домы, до пиитики, производя от себя содержание нужное для детей училища и учителей»[14].

Вероятно, именно в связи с этим распоряжением и было в 1803 г. вновь открыто духовное училище в Галиче. К этому времени «учеников от 9 до 12 лет оказалось по оному Галичскому правлению 106, да по Усолскому 74 человека»[15]. Учителем был определен семинарист Александр Альбов, а надзирателем протоиерей Галичского Успенского собора Иоанн Крутиков.

Вероятно, на этот раз попытка организации училищ в уездах оказалась более удачной. Так, в 1818 г. в качестве ректора духовного и уездного училища в Галиче упоминался А. Калинников[16], — значит, история  училища уже не прерывалась. Главный упор в учёбе делался на изучение древних языков, латинского и греческого. Вооруженные этим знанием, всё остальное  — философию, богословие, физику с метафизикой  — выпускники училищ должны были получить в семинарии. По окончании среднего образования желающие поступали в духовные академии, а в начале XIX в. их стали направлять и в светские учебные заведения — по медицинской части, позже — по научной и педагогической.

Духовное ведомство избрал для себя выпускник Галичского духовного училища Семен Иванович Ширский (1822-1891), сын священника из с. Потрусово Кологривского уезда. Он закончил в 1843 г. Костромскую семинарию, а по завершении учебы в Петербургской духовной академии он вернулся в родную семинарию преподавателем (1848-1856), много писал для Костромских епархиальных ведомостей, принимал участие в других изданиях[17].

Ученик С.И. Ширского по семинарии, а впоследствии известный историк церкви, Е.Е. Голубинский отзывался о нем так: «Он был человек умный и речистый и преподаватель очень хороший. При этом, кроме объяснения уроков, он привлекал нас к себе рассказами либерально-сатирического свойства на темы житейско-политического характера»[18]. Правда, потом его обвиняли во взяточничестве, а перевод в секретари Грузинской синодальной конторы относили на счет того, что он купил это место.

Сам Е.Е. Голубинский оказался в 1843 г. не в Галичском училище, а в открытом позже Солигаличском потому, что его отец считал: «в Солигаличе лучше учили и лучше секли, чем в Галиче. Относительно последней причины предпочтения Солигалича Галичу отец вовсе не секретничал со мной, а добродушно толковал мне, что лучше будут сечь — лучше будет потом, что вообще это лучше… На самом деле причина предпочтения Солигаличу Галича могла быть иная. Мой отец, великий лентяй, учился в двух училищах — Галичском и Солигаличском, из которого-то он был исключен и переведен был дедушкой в другое. Может быть, Солигаличское училище оставило в нем лучшие воспоминания»[19].

Среди преподавателей Галичского училища этого периода – второй четверти XIX в. – приобрел известность Иван Степанович Беляев, член Костромского губернского статистического комитета, автор описания соборов и церквей епархии[20]. Правда, он был смотрителем  училища недолго, уехал в Кострому и занял почетное место протоиерея Костромского Успенского собора[21].

Секли, может, в Галиче и слабее, но на знании языков это не сказывалось. Так, уроженец села Палкино Михаил  Горчаков (1838-1910), придя из Галичского училища в Костромскую семинарию, обратил на себя внимание именно хорошим знанием языков.  Закончив Петербургскую Академию, он вернулся было в родную семинарию, но был назначен псаломщиком в православную немецкого города Штутгарта. Должность, незавидная в обычной церкви, она давала ему возможность слушать лекции в Гейдельбергском, Страсбургском, и Тюбингенском университетах, он начал изучать церковное право . Вернувшись в Петербург и служа священником, он вольным слушателем посещал университет, получил степень  доктора государственного права.  В  1871 г. Михаил Иванович стал  экстраординарным профессором, потом — заслуженным ординарным профессором Санкт-Петербургского Университета, секретарём и деканом юридического факультета, членом Государственного Совета, митрофорным протоиереем[22].

То же отличное владение иностранными языками проложило широкую дорогу и другому выпускнику Галичского духовного училища, чьё имя и сегодня значится на памятной доске здания  на ул. Свободы. Фёдор Иванович Успенский (1845-1928) родился в с. Горки Галичского у. По окончании семинарии вернулся в родное училище преподавателем (1866-1870), потом поступил на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Преподавал в Новороссийском университете, в 1879 г. защитил докторскую диссертацию, стал академиком Российской Академии наук. Его труды по истории Византии издаются и сегодня, но всё же главное дело его жизни – создание  русского археологического института в Константинополе, директором которого он был с 1894 года[23].

Когда после октябрьского переворота его детище сохранить не удалось, ученый приложил все усилия к сохранению другого сообщества, осуществлявшего научную деятельность по изучению православного Востока, – Российского Палестинского общества. Он принял на себя тяжкую ношу председательства в трудном 1921 г. Его положение в обществе (академик, профессор) и научный авторитет помогли сохранить общество, продолжающее и сегодня свою деятельность[24].

Другой выпускник Галичского училища, младший современник Ф.И Успенского, Федор Никанорович Лаговский (1850-1920), не  достиг такого высокого положения.  Сын дьякона прихода  Троица-Чудца  Галичского  уезда,  он после училища и семинарии учился на юридическом факультете Петербургского университета, избрал служение светское. В 1870-х годах  он  служил секретарем окружного суда в Череповеце, а с 1874 г. преподавал  в том же городе пение в реальном и техническом училищах, в учительской семинарии.

Интерес к традиционной народной культуре превратил его в первоклассного фольклориста. Собирая и обрабатывая народные песни, в 1877 г. в Череповце он выпустил сборник «Народные песни Костромской, Вологодской, Новгородской, Нижегородской и Ярославской губерний, собранные и положенные на ноты учителем пения при Череповецком техническом училище Ф. Н. Лаговским. Песни посиделочные, хороводные и плясовые». Предполагалась публикация второго и даже третьего выпусков, но по каким-то обстоятельствам (вероятно, из-за отсутствия средств) она не удалась[25].

Светскую же карьеру избрал для себя и Иван Васильевич Годнев (1854-1919). Родившись всего четырьмя годами позже Лаговского, он был сыном преподавателя Галичского духовного училища, там же, естественно, получил и начальное образование. Только вот поступать уехал не в Кострому, а в Нижегородскую семинарию, по окончании которой пошел учиться на медицинский факультет Казанского университета. Стал доктором медицины, вел научные исследования в этой области, много занимался общественной деятельностью – его избирали в органы городского и земского самоуправления.

Он был хороший врач, практичный человек. Это позволило ему стать землевладельцем, приобрести в собственность несколько домов в Казани[26]. Но в историю он вошел, прежде всего, как депутат III и IV Государственных дум. После Октябрьской революции — член Временного комитета Государственной думы, в первом составе Временного правительства занимал пост государственного контролера[27].

Историк  Светлана Малышева приводит такой отзыв о Годневе отца будущего известного писателя, В.Д.Набокова: «Постоянно встречая его фамилию в думских отчетах в связи с разного рода юридическими вопросами и спорами по толкованию закона, я составил себе представление о нем как о знатоке нашего права… Кроме того, я полагал, что Годнев — одна из крупных политических фигур Государственной думы». Однако первая же встреча с ним глубоко разочаровала: «На нем самом, на всей его повадке и, конечно, всего более на тех приемах, с какими он подходил к тому или другому политическому или юридическому вопросу, лежала печать самой простодушной обывательщины, глубочайшего провинциализма, что-то в высшей степени наивное и ограниченное… Как политическая величина, он держался совершенно пассивно… Человек, безусловно, чистый, исполненный самых лучших намерений и заслуживающий самого нелицемерного уважения, он был в среде Временного правительства — воплощенным недоразумением…» [28]

После Октябрьской революции И.В. Годнев эмигрировал, но вскоре умер. Вспоминал ли он на чужбине о Галиче? Вот другой выпускник училища, Александр Петрович Голубцов (1860-1911), профессор Московской духовной академии, трогательно вспоминал о своем преподавателе греческого языка, И.В. Груздеве. В 1908 г. коллеги отмечали 40-летие его преподавательской деятельности в училище. Скромный учитель получил многочисленные поздравления, одно из них пришло из Троице-Сергиевой лавры, где размещалась МДА. А.П. Голубцов писал, что это праздник всего училища, где «с таким незаурядным выдающимся успехом Вам суждено было еллинской мудрости учить. Преподавать греческий язык четыре десятка лет малышам, убить почти всю силу-моченьку, превратиться в седенького старичка без надежды на «маленький покой и отдых»  и хотя какого-либо просвета в будущем, — да ведь это не часто наблюдаемый у нас подвиг[…] Не стану и повторять Вам своих впечатлений от Вашего блестящего по аккуратности, живости, отчетливости и законченно-художественной отделанности преподавания… Но не одним формам и словам языка учились мы у Вас слишком 30 лет тому назад. Мы, малыши, перенимали у Вас по преимуществу правила благоповедения и благонравия, — стояли ли Вы в классе возле парты, в храме Божием возле клироса; шли ли в класс по улицам города, следили ли за нами, играющими в лапту на горе по дороге в Кострому…»[29].

Конечно, не только по поприщу светского служения шли выпускники Галичского духовного училища. Огромное количество священников и  дьяконов вышли из этих стен. Известно уже, что в годы жестоких гонений на церковь некоторые из них стали мучениками и исповедниками. Как праведника почитают в Решме священника Николая Горского (1864-1920)[30], как священномученик причтен к лику святых Петр Лебедев (1889-1937)[31], —    их отцы тоже были учителями духовного училища в Галиче. А кто-то из его выпускников, напротив, искренне отстаивал правоту новой власти… Активным бойцом идеологического фронта, заслуженным учителем РСФСР и краеведом стал Василий Васильевич Касторский (1896 – 1973), хорошо известный многим галичанам…

[1] Белов Л. Улица Свободы // Ленинский путь (Галич) . 1972. 15 мая. №72.  С.2.

[2] [Вичуговский П.Ф.] Историческая записка  о Галичском городском трехклассном училище 1800-1900 гг. – Макарьев на Унже : тип. Е.П. Троицкой, 1900 ; Шкотов М.П. Четвертой школе им. Ф.Н. Красовского г. Галича – 200 лет. В 2-х тт. [Галич] : галичская тип., 1991.

[3] Сытина Т.М. Гражданская архитектура Верхнего Поволжья второй половины XVIII – первой трети XIX  в.в. Костромской край. Автореферат дисс…. канд. искусствоведческих наук / АН СССР;  Ин-т истории искусств. Т.М.Сытина. М., 1852 ; Памятники архитектуры  Костромской области : Каталог / Комитет по делам культуры и искусства адм. Костромской обл.; ГНПЦ по сохранению, реставрации и использованию историко-культурного наследия; И.Ю. Кондратьева, Г.К. Смирнов, Е.Г. Щеболева. Вып. 3 : Город Галич; Галичский район.  Кострома, 2001. С.145-146.

[4] Сытин, С. Древний город Галич Костромской губернии.  М., 1905. С. 58.

[5] Белов, Л. Галич / Л. Белов, В. Зубова, В. Касторский, Н. Соколов, Н.  Щеголев.  Ярославль : Верхне-Волжское кн. изд-во., 1983.   С.72.

[6] Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР : Костромская область. М., 1976. С. 107.

[7] Херсонский И.К. К истории Костромской епархии // КЕВ. 1891. 1 июня. №11. Часть неофиц. С.241-243.

[8] Там же, с. 242.

[9] Очерк развития народной школы в Костромской губернии. Кострома, 1913.

[10] Материалы для истории Костромской семинарии. Отдел второй. Семинария, содержимая казенными средствами при пособии средств епархиальных с 11-го июля 1765 г. по 26 марта 1800 года. Рукопись 1860-х гг. //  Костромской музей-заповедник. КОК 25126.  С. 95-96.

[11] 150-летие Костромской духовной семинарии. [1747-1897 гг.] / Сост. И.Я. Сырцов. Кострома, 1897. С. 22.

[12] Материалы для истории Костромской семинарии, с. 100.

[13] Государственный архив Костромской области (далее — ГАКО). Ф.31. Оп.1. Д.130. Л.1.

[14] Червинский, Агафон. История Макарьевского духовного училища // Костромские епархиальные ведомости. 1905. Приложение к неофициальной части. С.

[15] Херсонский И.К. К истории Костромской епархии, с. 242.

[16] О преобразовании приходских духовных училищ // Костромские губернские ведомости (далее — КГВ). – 1852. Ч. официальная. – Отд.2, местный. – Л. 313-314, 424.

[17]  Ширский Семен Иванович // Биография.ру: биографическая энциклопедия. Режим доступа: http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=137188

[18] Голубинский Е.Е. Воспоминания // Третий исторический сборник / КНОИМК. Кострома : Костромское научное общество, 1923. (Труды / КНОИМК. – Вып.ХХХ). С. 19.

[19] Голубинский Е.Е. Воспоминания, с. 4-5.

[20] Беляев, И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской губернии. – СПб. : тип. Почтового департамента, 1863.

[21] Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов С.-Петербургской духовной академии 1814-1869 гг. / Сост. Алексей Родосский. СПб : тип. И.В. Леонтьева, 1907. С.62.

[22] Краткое жизнеописание прот. Михаила Ивановича Горчакова  (20.05.1838-5​.08.1910). Режим доступа: http://www.orthodox.spbu.ru/gorch.htm

[23] Удальцова З. В. Успенский Федор Иванович // БСЭ. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/bse

[24] Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в святой земле и на Ближнем Востоке    в XIX —  начале XX в. Режим доступа: http://palomnic.org/ippo/h/4/10/ ; Юзбашян К.Н. Палестинское общество. Страницы истории // Исторический вестник. 2000. №7. Режим доступа: http://www.krotov.info/history/19/57/yuzb02.html

[25] Череповецкий район. Город Череповец. Здание бывш. Реального училища, в котором преподавал фольклорист Ф.Н. Лаговский. Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/mat/eri/aly/62.htm

[26] Годнев, Иван Васильевич // Википедия, свободная энциклопедия.  Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Годнев

[27] Годнев И. В. // Хронос. Биография. Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/godnev.html

[28] Цит. по: Малышева С. Казанец — министр временного правительства. Режим доступа:

http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/1999_1_2/14/14_3/

[29] 40-летие службы учителя д[уховного] училища Ив.В. Груздева // КЕВ. 1909. №3. Неоф.ч.. С.62.

[30] Священник Николай Горский // Святые земли Ивановской. Режим доступа:

http://pominovenie-iv.narod.ru/statie/fed2.html

[31] Священномученик Петр Родниковский // Святые земли Ивановской. Режим доступа:

http://pominovenie-iv.narod.ru/statie/fed2.html

0nL TGC6OO8
A3qORmYLABk
HfrS1-wbBxk
YGH vwX2z1k
ZTOr09qyNzs
dEkLREbuAEE
jHU1DB-AV0M
pWDTcNElV2c
r xnJkDvzDE

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Дмитровский Пимен (Извеков, 1910-1990). Временно управляющий Костромской епархией 1 ноября 1959 по 16 марта 1916 гг. С 1971 по 1990 Патриарх Московский и всея Руси.

Святейший Патрирх Архиепископ Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков) 10 июля 1910 года, в праздник Положения ризы Господней.. Место его рождения – село Кобылино Бабичевской волости Малоярославского уезда Калужской губернии[1]. В официальных биографиях местом рождения патриарха значится город Богородск (ныне Ногинск), где жила семья Патриарха.

Подробнее...

Статьи

Молитва на сохранение и спасения семьи мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву.

О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощникам и теплым молитвенникам, мы, немощнии и недостойнии, прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблудшия, исцелите страждущия и скорбяшия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровители супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощныя исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати, и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.