Рецензия председателя костромского отделения Международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество»протоиерея Дмитрия Сазонова на роман члена Совета КО ИППО Алексея Александровича Федотова «Свет во тьме».

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image001"Несомненной заслугой автора является светлый духовный настрой" 

 В 14 номере "Роман-газеты" за 2020 год вышел исторический роман ивановского писателя, профессора Ивановского филиала Института управления, члена Костромского отделения ИПППО А.А. Федотова. 

«Роман-газета» самый популярный, самый массовый журнал художественной литературы в России, созданный А.М. Горьким в 1927 году. Все значительные произведения отечественной прозы печатались и печатаются в этом журнале. Поэтому публикация романа автора из Верхневолжского региона на его страницах - определенное событие в культурной жизни наших областей. 

Произведение заинтересует читателя,   в первую очередь,  своим неординарным подходом и искренностью позиции автора во взгляде на церковно-государственные отношения в разные исторические периоды. Особенно тот, который было принято в нашем народе называть «периодом застоя» - «брежневской эпохой» и тот «горбачевский», когда в результате "перестройки" менялись общественные отношения в стране, а вместе с ним и положение Русской Православной Церкви.

В представляемой трилогии, на примерах действующих лиц и ситуаций (персонажи вымышленные и собирательные), автор не боится показать «острые углы» раскрывая перед читателем взаимоотношения между представителями власти и обществом, между людьми верующими и не верующими, происходившие в реальности на протяжении с 1968 по 1991 гг. Используя прием чередования  художественных и исторических текстов, вымысла и реальности, объективных и субъективных   данных о происходящих событиях той эпохи, А. А. Федотов, тем самым, подводит читателя к пониманию объективных оценок исторической эпохи, основ духовного надлома советского государства, идеология которого была построена на безбожии, лжи и лицемерии. Именно безбожие построенное на лжи и насилие над свободой и совестью человека явились истинными причинами крушения советской империи.

image003В повестях показана широкая палитра персонажей: архиереи, переживающие жесткое давление государственной машины, уполномоченные Совета по делам религий, вместе с ними мечущиеся между исполнением директив и голосом совести неверующие члены церковных двадцаток, агенты КГБ, ренегаты из церковной среды, и, не смотря ни на какие обстоятельства, те, кто остался верен своим идеалам и убеждениям – простые верующие люди олицетворяющие глубинный русский народ.

image002Читателю не столь важно какие имена и фамилии они все носят – автор в повествовании ставит акцент как раз на внутреннем содержании персонажей, реально живших в описываемый им исторический период. Персонажи повестей – это «продукты» той системы лжи, которая во главу угла поставила тотальное подчинение жизни граждан интересам узкого круга партийной номенклатуры и идеологии помогающей им удерживаться у власти.

 На страницах своей книги А. А. Федотову удалось наиболее точно отобразить методы борьбы с религией – исключение из вузов, лишение привилегий, психологическое давление, другие формы репрессий, подчас нелепые и уродливые.

Несомненной заслугой автора является светлый духовный настрой, который ему удалось сохранить на протяжении повестей через образы истинных служителей Церкви и того сокровенного и внутреннего, что никакими директивами нельзя убить - веру в Бога.

Основная идея повестей – без Церкви нет преображения человека, значит – нет будущего как у человека, так и у государства построенного на мифическом человекобожии.

Ценность литературно-публицистического труда А. А. Федотова заключается в том, что он продолжает жанр «церковной литературы» родоначальниками которой были Н.С. Лесков и Н.Г. Помяловский, и то обстоятельство, что он работал не только со свидетелями эпохи - архивными документами, но и изнутри, что называется «от почвы», знает описываемую проблематику – сам религиовед, доктор исторических наук, диссертация которого посвящена истории советского периода Русской Православной Церкви.

 Именно благодаря искренности и достоверности излагаемых событий читатель доверяет автору.

Всем, кто интересуется историей своей страны, кто желает узнать жизнь «изнутри», будет полезно прочитать книгу А. А. Федотова, которая, верим, станет для многих верным ориентиром в определении смысла времени и мировоззрения.

Пожелаем автору дальнейших успехов и ждем от него продолжения его литературного труда, заверяем его, что он востребован, нужен, желанен.

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Настоятельница Богоявленско-Анастасииного женского монастыря игумения Мария (Давыдова; 1822 - 1889)

Игумения Мария (Давыдова), при крещении София, родилась в семье московских дворян. Получив прекрасное образование и воспитание в духе христианского благочестия, она, оставив высшее общество, с матерью уехала в Сергиев Посад, где стала духовной дочерью наместника Троице-Сергиевой Лавры преподобного Антония (Медведева; 1792-1877). Здесь, в Лавре преподобного Сергия, у нее возникло желание встать на путь иночества. В 1847 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, она поступила послушницей в костромской Крестовоздвиженский Анастасиин девичий монастырь[1]. В 1858 году приняла постриг с именем Мария, а в 1863 году, после ухода на покой игумении Платониды, 3 февраля 1863 года была посвящена епископом Костромским и Галичским Платоном (Фивейским; 1809 – 1877) в сан игумении, и поставлена в управление обителью.

Подробнее...

Статьи

Подвиг 40 мучеников Севастийских

22 марта Церковь призывает нас к твердому исповеданию своей веры посредством памяти мученического подвига 40 мучеников Севастийских. Они были воинами, и пострадала за веру во Христа в Армении (Севастии) в 320 г. После безуспешных уговоров принести жертву языческим богам, они были подвергнуты страшным мучениям – в мороз, их, раздетых, поставили на льду озера, разместив на берегу натопленную баню. Мучители поставили исповедникам Христовым условие – те, кто изменят своим убеждениям и вере - могут спастись от холода в бане. Лишь один из сорока соблазнился и побежал к ней. Возле самого порога, он упал замертво. В 3-ем часу ночи, небесный свет озарил озеро и согрел в нем воду. В то же время, сошли на страдальцев с неба 39 венцов. Видя это чудо, один из стражей, по имени Аггей, пораженный мужеством верных Христу воинов, исповедал себя христианином, сам вошел в озеро и присоединился к мученикам за Христа. Все они скончались с молитвой на устах. Тела их, после смерти были сожжены, оставшиеся кости брошены в воду. Останки мучеников собрал севастийский епископ и затем, они были распределены по всему христианскому миру, чтобы каждая область получила благословение.

Подробнее...