Священник СМИРНОВ Михаил Васильевич (1878-1942)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился 7 ноября 1878 г. в семье священника с. Матвеево Костромская губ., Кологривский уезда (ныне Костромская обл, Парфеньевский р-н) о.Василия Смирнова и матушки Александры Васильевны (урожденной Арсеньевой, дочки священника). В 1898г. по II разряду окончил Костромскую Духовную Семинарию. Запись: "Владеет греческим и латинским языками (читает и пишет)".

Служение:  священник церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Матвеево, Кологривского уезда Костромской губ., (Костромская обл., Парфеньевский р-н). По данным на 1913г. — священник Никольской церкви села Никольское-Верхнемежское. 3-го Кологривского благочиннического округа (Костромская обл., Межевский р-н., с.Никола).

С 1910 по 1913 гг., — уездный наблюдатель церковно-приходских школ по Кологривскому уезду. Участвовал в съезде уездных наблюдателей церковных школ в 1911г. К 1916г. по-прежнему священник в церкви с.Никольское Верхнемежское Костромская губ., Галичский у. (Костромская (Ярославская) обл, Буйский р.),

В начале 1936 г.по 1937 гг. протоиерей, настоятель Покровской церкви с. Смольница (Слюлинцы) Буйского р-на Костромская области.

Арестован. Из протокола допроса от 26 ноября 1937г.:

"— Расскажите о Ваших связях.

 — Являясь служителем культа большой срок своей жизни, мои связи и знакомства были и являются, главным образом, среди тоже служителей религиозного культа и церковников. Среди местного населения я имел близкую связь со служителем религиозного  культа Боровковской церкви во Имя Рождества Христова Рябковым Алексеем Алексеевичем, тесную связь я с ним имел с мая месяца 1936г., т.е. с момента приезда моего в село Смольницы, в Покровскую церковь. Я у Рябкова бывал несколько раз на квартире. Последний раз мы с Рябковым встречались в с.Смольницы у его родительницы, Поповой Клавдии в начале  1937г. Хорошо знаком со служителем культа Смирновым Сергеем с.Новографского,  Владимировым Алексеем —служитель культа церкви села Высоково, Русаковского с/совета Галичского р-на».

Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР. Приговорен 25.11.1937 г. тройкой при УНКВД по Ярославской области как «социально вредный элемент» к 10 годам лишения свободы в ИТЛ. Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР.  Начало срока - 25.11.1937 г., конец срока - 25.11.1947 г.

image002Описание личности: рост - средний, телосложение - нормальное, цвет волос - седые, цвет глаз - серые, нос прямой. Инвалид 2-ой группы.

Семья:

-жена Смирнова Мария Николаевна, 1889 г.р., с. Коткишево Нейский район Ярославской области;

-дети: Соколова Крест. Мих. (так в документе), 1911 г.р., с. Коткишево Нейский район Ярославской области; Смирнов Борис Михайлович, 1903г.р., Горьковская область, Кологривский леспромхоз; Смирнов Владимир Михайлович, 1905г.р., Нейский район, Кужбал. сем. школа (так в документе); Смирнов Александр Михайлович, 1909г.р., г. Нея Ярославской области; Смирнов Сергей Михайлович, 1915г.р., г. Ашхабад. Сын Смирнов Б.М. в 27.03.1937г. осуждён по ст. 58.

Прибыл в Вятлаг 28.12.1941 г. из Ярославля. [57273, ОЛП-1, СМИРНОВ Михаил Васильевич, 64 года: 1878 - 22.01.1942]. В Вятский ИТЛ (Вятлаг) НКВД СССР прибыл 28.12.1941 года из тюрьмы г. Ярославль. Находился в лагпункте № 1 Вятлага.

Умер 22.01.1942 года в лазарете ОЛП № 1 Вятлага. Смерть последовала от авитаминозного энтероколита. Погребён 25.01.1942 года на кладбище ОЛП № 1 Вятлага.

Место захоронения Кировская о., Верхнекамский р., пос.Комендатский, Вятлаг НКВД, ОЛП-1, кладбище. Погребен 25.01.1942г. на кладбище ОЛП-1 Вятлага

Реабилитирован 15.04.1989 г

image003 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Смольнице (не позже 1-й пол. XVII в.), Костромская обл., Буйский р-н, с. Смольница.

Храм кирпичный, построен в 1803 на средства ген. А. Д. Семичева с прихожанами, декор в духе раннего классицизма. Основной объём представляет собой двухсветный четверик со срезанными углами, перекрытый купольным сводом с люкарнами и главкой. Высокая четырёхъярусная колокольня соединена с храмом широкой трапезной. Имелись приделы Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского.

Церковь сохранилась, в настоящее время заброшена.

Из жизни ГУЛАГа

Вятский исправительно-трудовой лагерь (Вятский ИТЛВятЛаг) — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в системе ГУЛАГ, К-231, существовавший с 5 февраля 1938 до 1990-х годов. Непосредственно подчинялся Главному управлению лагерей лесной промышленности (ГУЛЛП) НКВД СССР, позже МВД СССР. Располагался в Верхнекамском районе Кировской области (частично в Коми-Пермяцком национальном округе и Коми АССР), в 371 километре от областного центра, города Кирова.

В среднем, в лагере содержалось по 15-20 тысяч заключённых. Площадь лагеря составляла примерно 12 000 км2. К концу существования насчитывал 38 лагерных пунктов. Занимался, в основном, лесозаготовкой. Лагерь отличался сложными условиями проживания, так как находился в болотистой местности с высокой влажностью (в среднем — 80 %).

Лагерный центр — посёлок Лесной.

image004До создания Вятлага в 1937 г. вятские заключенные отправлялись в разные другие лагеря обширной империи ГУЛАГа, как правило, как можно дальше от родины. По соседству с Вятской губернией располагались другие лагеря, в которых отбывали свой срок жертвы политических репрессий (как правило, сказавшие не то, что надо не при том, кому бы это не нужно было слушать) и просто уголовники. Иногда там находились и вятчане. В начале 1930-х северными лагерями издавалась своя газета - "На трудовом пути", из которой можно узнать много интересного из жизни лагерей того времени. Самое главное, что бросается в глаза это то, что такого беспредела в отношении к заключенным, который начал твориться в ГУЛАГе с 1937 г., еще не было. Даже наоборот, к ним старались относиться по-людски, все спорные вопросы решать по справедливости, наказывать виновных, творивших бесчинства в отношении к узникам (хотя это не относилось к людям, творившим на местах суд и расправу). По крайней мере такое вытекает из публикаций газеты за то время.

image005Вот одна из публикаций за 1931 год: "В Соль-Вычегодском лагерном пункте нужно было произвести набор учащихся на курсы медработников, счетоводов и десятников гражданского строительства. Причем установка набора - все слушатели должны быть из социально близких заключенных, выбрав все годное по 35 статье. Когда было сообщено заведующему больницей С-В. Якобсону, что на медкурсах не должно быть контрреволюционеров, то он «бедняга» завопил: «А как это так? Почему же нам не набрать хороших людей?» . Доложили начальнику санитарного городка Гришину о таком наборе, но этот не завопил, а с иронией сказал: «Чем плоха 58я статья? А кого вы считаете контрреволюционерами – не тех ли, кто сидит за свой хлеб или не так слово сказал?»
Вот они – проводники классовой политики в лагерях ОГПУ".

Кавки Острое классовое чутье в культурной работе // На трудовом пути - 1931 г. № 1

Лагерные карточки времени до-большого террора. На фото вятский священник Петр Марамзин, арестованный в 1936 г. (будущий игумен Питирим). Фото архива ГАСПИ КО

Матвеевский сельский совет

Назван по селу Матвееву и находится на территории бывшей Вохтомской волости, входившей в Чухломскую осаду. Позже часть Чухломской осады была передана в Парфеньевскую осаду, и Матвеево с окружающими его деревнями вошло в состав Окологородней волости Парфеньевской осады. В XIX веке существовала самостоятельная Матвеевская волость, входившая в Кологривский уезд. Здесь шел старинный торговый тракт из Чухпомы в Кологрив через село Ильинское (Валявкино).

История здешних деревень связана с историей матвеевской вотчины князей Репниных, которую в 1620 г. получил боярин князь Борис Александрович Репнин за участие в обороне Москвы от поляков.

В то время в матвеевскую вотчину входило пять деревень. Хорошо было развито хлебопашество и отходничество, в основном плотников. Отходничество было развито с глубокой старины, и Репнины его поощряли, так как отходники платили оброк деньгами; поэтому даже Репнины покупали рекрутов на стороне, чтобы сохранить своих отходников. Владелец вотчины Б.А.Репнин пользовался большим влиянием при царском дворе.

В середине XVIII века вотчиной совместно владели братья Репнины — Петр и Сергей Ивановичи. П.И.Репнин, генерал-анфеш, обер-шталмейстер царского двора, был владельцем Липецких железных заводов, на которых в 1754 г. произошел бунт рабочих. Репнин запутался в своих финансовых делах, наделал много долгов и просил Екатерину II списать эти долги. Но императрица дело, передала в Сенат, который решил за неуплату долгов отобрать у Репнина ряд имений, в том числе матвеевскую вотчину. В 1768 г. часть матвеевской вотчины (25 деревень с 700 душами мужского населения) перешла в Дворцовый приказ, и крестьяне стали называться коронными (государственными). Князь П.И.Репнин часть долгов уплатил, и матвеевскую вотчину «как жалованную дедову» ему вернули.

image006image007Другая часть вотчины принадлежала брату Сергею Ивановичу и после его смерти (он, как и Петр Иванович, умер бездетным) перешла к двоюродному брату Николаю Васильевичу Репнину — фельдмаршалу, прославившемуся в войне с Турцией. Н.В.Репнин матвеевскую вотчину отдал в приданое за своей дочерью Александрой, вышедшей замуж за князя Г.С.Волконского. После смерти в 1824 г. Г.С.Волконского матвеевская вотчина перешла к его сыну Н.Г.Волконскому, женатому на Варваре Алексеевне Разумовской, к которой вотчина и перешла после смерти мужа. Вдова дала матвеевскую вотчину дочери Елизавете Николаевне, вышедшей замуж за П.И.Кривцова, брата декабриста С.И.Кривцова.

Село Матвеево. В 1620 г. деревни Матвеево, Захарово, Рубцово, Григорово, Городище и Кунаково царь Михаил Федорович пожаловал в вотчину боярину князю Борису Александровичу Репнину за его заслуги в обороне Москвы от поляков. В 1633 г. в Матвееве построили две деревянные церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы и апостола Матвея. Матвеево стало селом и центром матвеевской вотчины князей Репниных. Здесь было и вотчинное правление.

image008Село Матвеево названо в честь первого поселенца Матвея. Версия, что село названо по имени построенной здесь церкви, неверна. В переписи 1620 г. уже упоминалась деревня Матвеево. В переписи 1646 г. читаем: «За бояриным за князем Борисом Александровичем Репниным село что была деревня Матвеево а в нем двор помещиков а в нем живут приказчики переменные да двор попа Михеева да двор пономаря Сережки Яковлева да крестьянские дворы».

В роду Репниных вотчина находилась до 1861 г. В переписи 1676 г. находим: «За князем, за Иваном Борисовым Репниным село Матвеево на речке Вохтоме а в ней двор вотчеников да двор скотский а в нем живет скотник Прошка Мартьянов а крепок он во крестьянстве по писцовым книгам да в селе крестьянских дворов три да пять дворов пустых да к селу деревни Григорово, Рубцово, Захарово, Михалево, Кунаково, Тихоново, да починки Мичурин, Завражье а в них 91 двор да 7 дворов бобылей да 17 дворов нищих».

В «Экономическом описании Кологривского уезда» 1790 г. значится: «Село Матвеево с деревнями Григорово, Дедово, Чихачево, Завражье, Хвостилово, Артемово с починками Костылево, Розино, Левино, Горелец, Ми-халево, Мичурино, Сазоново, Фоминский, Орешное, Бохаев, Жолнин, Полома, Зеблецово, Савин, Абросимов, Митин, Федоровский принадлежат Н.В.Репнину. Всего 640 дворов и людей в них 1597 человек мужского пола и 1970 человек женского.

В селе церкви Рождества Пресвятой Богородицы и апостола Матвея деревянные да дом господский деревянный, земли в вотчине 33000 десятин, из них под строением 210 десятин, под пашней 8174 десятин, под сенокосом 1856 десятин, и под лесом 23269 десятин».


image009Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Матвеево (не позже 2-й четв. XVII в.). Четырёхстолпный пятикупольный храм в стиле классицизма, построенный в 1845-1855 на средства прихожан. Приделы Илии Пророка и Макария Желтоводского. К настоящему времени сохранились стены первого яруса четверика и полукруглая апсида, перекрытые новой кровлей.

В Матвееве у Репниных была своя винокурня, имелось два медных куба, в которых выкуривалось 320 ведер водки в год. В деревнях было развито изготовление солода, который шел на продажу и на приготовление пива и браги. Здесь дольше всех в районе в говоре жителей сохранилось цоканье, последнее подтверждает, что предки матвеевцев были новгородцы.

На месте деревянных церквей в Матвееве были построены каменные, одна из них, с каменной колокольней, была построена в 1796 г. и вторая каменная в 1845 г.

В 1834 г. в Матвееве родился будущий церковный историк — профессор Московской духовной академии Е.Е.Голубинский, автор труда «История православной церкви».

Кологривская уездная газета «Крестьянская правда» 5 апреля 1919 г. писала о Матвееве: «Местные кулаки и спекулянты тормозят проведение в жизнь распоряжений центральной власти. 8 марта в Матвеевской волости был съезд Советов, на котором обсуждался вопрос о выполнении наряда Губернской продовольственной комиссии по заготовке мяса и сена для нужд Красной Армии. И вот кулаки и прочая черная рать не выступая открыто стали шептаться по углам: «Это все наши коммунисты берут себе и стоит только послать делегатов к Ленину, как все налоги будут отменены». Наслушавшись этого крестьяне на волостном съезде решили послать делегатов в Москву, для чего избрали местного кулака, бывшего подрядчика Кузнецова. Но коммунисты села объяснили крестьянам происки кулаков и крестьяне разошлись с собрания».

d-6L1ydWAZ8
d MVFL7nazY
mj343NczuSg
n3dqHCLwk0I
wzxgAhkqWm4

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Блаженный инок Николай (1900-1977г)

В  последнее  время   Русская  Православная  церковь  прославила много новых святых, просиявших своими подвигами в разных кон-цах нашего Отечества. Прежде всего, конечно, это сонм новомучеников и исповедников Российских во главе с царственными страсто-терпцами,  пострадавших  в  годы   гонений  в  послереволюционный период. Мученичество за Христа - наиболее яркий пример религи-озного подвига - существовало во все века, но массовое явление мучеников довольно редко. А случай страданий и стояния за веру десятков, а может быть и сотен тысяч людей, факт исключительный за всю историю христианства. Но на небе Церковном сияют не только мученики. Промысел Божий в истории человечества одних подвига-ет к смерти за Христа, а другим повелевает жить во славу Его...

Скачать (pdf)

Статьи

Спорные вопросы полемики о каноничности Белокриницкой иерархии

В начале 1830-х гг. в Российской империи, в поповской ветви старообрядчества окончательно оформилось направление, которое не хотело ни сливаться с господствующим православием, ни делаться беспоповцами. Причиной этого стал запрет императором Николем Iв 1827 г. приема в старообрядчество священников, переходивших из господствующей Греко-Российской Православной церкви, положивший начало правительственным репрессиям против старообрядческих центров.

Подробнее...