Священник СМИРНОВ Михаил Васильевич (1878-1942)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился 7 ноября 1878 г. в семье священника с. Матвеево Костромская губ., Кологривский уезда (ныне Костромская обл, Парфеньевский р-н) о.Василия Смирнова и матушки Александры Васильевны (урожденной Арсеньевой, дочки священника). В 1898г. по II разряду окончил Костромскую Духовную Семинарию. Запись: "Владеет греческим и латинским языками (читает и пишет)".

Служение:  священник церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Матвеево, Кологривского уезда Костромской губ., (Костромская обл., Парфеньевский р-н). По данным на 1913г. — священник Никольской церкви села Никольское-Верхнемежское. 3-го Кологривского благочиннического округа (Костромская обл., Межевский р-н., с.Никола).

С 1910 по 1913 гг., — уездный наблюдатель церковно-приходских школ по Кологривскому уезду. Участвовал в съезде уездных наблюдателей церковных школ в 1911г. К 1916г. по-прежнему священник в церкви с.Никольское Верхнемежское Костромская губ., Галичский у. (Костромская (Ярославская) обл, Буйский р.),

В начале 1936 г.по 1937 гг. протоиерей, настоятель Покровской церкви с. Смольница (Слюлинцы) Буйского р-на Костромская области.

Арестован. Из протокола допроса от 26 ноября 1937г.:

"— Расскажите о Ваших связях.

 — Являясь служителем культа большой срок своей жизни, мои связи и знакомства были и являются, главным образом, среди тоже служителей религиозного культа и церковников. Среди местного населения я имел близкую связь со служителем религиозного  культа Боровковской церкви во Имя Рождества Христова Рябковым Алексеем Алексеевичем, тесную связь я с ним имел с мая месяца 1936г., т.е. с момента приезда моего в село Смольницы, в Покровскую церковь. Я у Рябкова бывал несколько раз на квартире. Последний раз мы с Рябковым встречались в с.Смольницы у его родительницы, Поповой Клавдии в начале  1937г. Хорошо знаком со служителем культа Смирновым Сергеем с.Новографского,  Владимировым Алексеем —служитель культа церкви села Высоково, Русаковского с/совета Галичского р-на».

Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР. Приговорен 25.11.1937 г. тройкой при УНКВД по Ярославской области как «социально вредный элемент» к 10 годам лишения свободы в ИТЛ. Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР.  Начало срока - 25.11.1937 г., конец срока - 25.11.1947 г.

image002Описание личности: рост - средний, телосложение - нормальное, цвет волос - седые, цвет глаз - серые, нос прямой. Инвалид 2-ой группы.

Семья:

-жена Смирнова Мария Николаевна, 1889 г.р., с. Коткишево Нейский район Ярославской области;

-дети: Соколова Крест. Мих. (так в документе), 1911 г.р., с. Коткишево Нейский район Ярославской области; Смирнов Борис Михайлович, 1903г.р., Горьковская область, Кологривский леспромхоз; Смирнов Владимир Михайлович, 1905г.р., Нейский район, Кужбал. сем. школа (так в документе); Смирнов Александр Михайлович, 1909г.р., г. Нея Ярославской области; Смирнов Сергей Михайлович, 1915г.р., г. Ашхабад. Сын Смирнов Б.М. в 27.03.1937г. осуждён по ст. 58.

Прибыл в Вятлаг 28.12.1941 г. из Ярославля. [57273, ОЛП-1, СМИРНОВ Михаил Васильевич, 64 года: 1878 - 22.01.1942]. В Вятский ИТЛ (Вятлаг) НКВД СССР прибыл 28.12.1941 года из тюрьмы г. Ярославль. Находился в лагпункте № 1 Вятлага.

Умер 22.01.1942 года в лазарете ОЛП № 1 Вятлага. Смерть последовала от авитаминозного энтероколита. Погребён 25.01.1942 года на кладбище ОЛП № 1 Вятлага.

Место захоронения Кировская о., Верхнекамский р., пос.Комендатский, Вятлаг НКВД, ОЛП-1, кладбище. Погребен 25.01.1942г. на кладбище ОЛП-1 Вятлага

Реабилитирован 15.04.1989 г

image003 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Смольнице (не позже 1-й пол. XVII в.), Костромская обл., Буйский р-н, с. Смольница.

Храм кирпичный, построен в 1803 на средства ген. А. Д. Семичева с прихожанами, декор в духе раннего классицизма. Основной объём представляет собой двухсветный четверик со срезанными углами, перекрытый купольным сводом с люкарнами и главкой. Высокая четырёхъярусная колокольня соединена с храмом широкой трапезной. Имелись приделы Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского.

Церковь сохранилась, в настоящее время заброшена.

Из жизни ГУЛАГа

Вятский исправительно-трудовой лагерь (Вятский ИТЛВятЛаг) — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в системе ГУЛАГ, К-231, существовавший с 5 февраля 1938 до 1990-х годов. Непосредственно подчинялся Главному управлению лагерей лесной промышленности (ГУЛЛП) НКВД СССР, позже МВД СССР. Располагался в Верхнекамском районе Кировской области (частично в Коми-Пермяцком национальном округе и Коми АССР), в 371 километре от областного центра, города Кирова.

В среднем, в лагере содержалось по 15-20 тысяч заключённых. Площадь лагеря составляла примерно 12 000 км2. К концу существования насчитывал 38 лагерных пунктов. Занимался, в основном, лесозаготовкой. Лагерь отличался сложными условиями проживания, так как находился в болотистой местности с высокой влажностью (в среднем — 80 %).

Лагерный центр — посёлок Лесной.

image004До создания Вятлага в 1937 г. вятские заключенные отправлялись в разные другие лагеря обширной империи ГУЛАГа, как правило, как можно дальше от родины. По соседству с Вятской губернией располагались другие лагеря, в которых отбывали свой срок жертвы политических репрессий (как правило, сказавшие не то, что надо не при том, кому бы это не нужно было слушать) и просто уголовники. Иногда там находились и вятчане. В начале 1930-х северными лагерями издавалась своя газета - "На трудовом пути", из которой можно узнать много интересного из жизни лагерей того времени. Самое главное, что бросается в глаза это то, что такого беспредела в отношении к заключенным, который начал твориться в ГУЛАГе с 1937 г., еще не было. Даже наоборот, к ним старались относиться по-людски, все спорные вопросы решать по справедливости, наказывать виновных, творивших бесчинства в отношении к узникам (хотя это не относилось к людям, творившим на местах суд и расправу). По крайней мере такое вытекает из публикаций газеты за то время.

image005Вот одна из публикаций за 1931 год: "В Соль-Вычегодском лагерном пункте нужно было произвести набор учащихся на курсы медработников, счетоводов и десятников гражданского строительства. Причем установка набора - все слушатели должны быть из социально близких заключенных, выбрав все годное по 35 статье. Когда было сообщено заведующему больницей С-В. Якобсону, что на медкурсах не должно быть контрреволюционеров, то он «бедняга» завопил: «А как это так? Почему же нам не набрать хороших людей?» . Доложили начальнику санитарного городка Гришину о таком наборе, но этот не завопил, а с иронией сказал: «Чем плоха 58я статья? А кого вы считаете контрреволюционерами – не тех ли, кто сидит за свой хлеб или не так слово сказал?»
Вот они – проводники классовой политики в лагерях ОГПУ".

Кавки Острое классовое чутье в культурной работе // На трудовом пути - 1931 г. № 1

Лагерные карточки времени до-большого террора. На фото вятский священник Петр Марамзин, арестованный в 1936 г. (будущий игумен Питирим). Фото архива ГАСПИ КО

Матвеевский сельский совет

Назван по селу Матвееву и находится на территории бывшей Вохтомской волости, входившей в Чухломскую осаду. Позже часть Чухломской осады была передана в Парфеньевскую осаду, и Матвеево с окружающими его деревнями вошло в состав Окологородней волости Парфеньевской осады. В XIX веке существовала самостоятельная Матвеевская волость, входившая в Кологривский уезд. Здесь шел старинный торговый тракт из Чухпомы в Кологрив через село Ильинское (Валявкино).

История здешних деревень связана с историей матвеевской вотчины князей Репниных, которую в 1620 г. получил боярин князь Борис Александрович Репнин за участие в обороне Москвы от поляков.

В то время в матвеевскую вотчину входило пять деревень. Хорошо было развито хлебопашество и отходничество, в основном плотников. Отходничество было развито с глубокой старины, и Репнины его поощряли, так как отходники платили оброк деньгами; поэтому даже Репнины покупали рекрутов на стороне, чтобы сохранить своих отходников. Владелец вотчины Б.А.Репнин пользовался большим влиянием при царском дворе.

В середине XVIII века вотчиной совместно владели братья Репнины — Петр и Сергей Ивановичи. П.И.Репнин, генерал-анфеш, обер-шталмейстер царского двора, был владельцем Липецких железных заводов, на которых в 1754 г. произошел бунт рабочих. Репнин запутался в своих финансовых делах, наделал много долгов и просил Екатерину II списать эти долги. Но императрица дело, передала в Сенат, который решил за неуплату долгов отобрать у Репнина ряд имений, в том числе матвеевскую вотчину. В 1768 г. часть матвеевской вотчины (25 деревень с 700 душами мужского населения) перешла в Дворцовый приказ, и крестьяне стали называться коронными (государственными). Князь П.И.Репнин часть долгов уплатил, и матвеевскую вотчину «как жалованную дедову» ему вернули.

image006image007Другая часть вотчины принадлежала брату Сергею Ивановичу и после его смерти (он, как и Петр Иванович, умер бездетным) перешла к двоюродному брату Николаю Васильевичу Репнину — фельдмаршалу, прославившемуся в войне с Турцией. Н.В.Репнин матвеевскую вотчину отдал в приданое за своей дочерью Александрой, вышедшей замуж за князя Г.С.Волконского. После смерти в 1824 г. Г.С.Волконского матвеевская вотчина перешла к его сыну Н.Г.Волконскому, женатому на Варваре Алексеевне Разумовской, к которой вотчина и перешла после смерти мужа. Вдова дала матвеевскую вотчину дочери Елизавете Николаевне, вышедшей замуж за П.И.Кривцова, брата декабриста С.И.Кривцова.

Село Матвеево. В 1620 г. деревни Матвеево, Захарово, Рубцово, Григорово, Городище и Кунаково царь Михаил Федорович пожаловал в вотчину боярину князю Борису Александровичу Репнину за его заслуги в обороне Москвы от поляков. В 1633 г. в Матвееве построили две деревянные церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы и апостола Матвея. Матвеево стало селом и центром матвеевской вотчины князей Репниных. Здесь было и вотчинное правление.

image008Село Матвеево названо в честь первого поселенца Матвея. Версия, что село названо по имени построенной здесь церкви, неверна. В переписи 1620 г. уже упоминалась деревня Матвеево. В переписи 1646 г. читаем: «За бояриным за князем Борисом Александровичем Репниным село что была деревня Матвеево а в нем двор помещиков а в нем живут приказчики переменные да двор попа Михеева да двор пономаря Сережки Яковлева да крестьянские дворы».

В роду Репниных вотчина находилась до 1861 г. В переписи 1676 г. находим: «За князем, за Иваном Борисовым Репниным село Матвеево на речке Вохтоме а в ней двор вотчеников да двор скотский а в нем живет скотник Прошка Мартьянов а крепок он во крестьянстве по писцовым книгам да в селе крестьянских дворов три да пять дворов пустых да к селу деревни Григорово, Рубцово, Захарово, Михалево, Кунаково, Тихоново, да починки Мичурин, Завражье а в них 91 двор да 7 дворов бобылей да 17 дворов нищих».

В «Экономическом описании Кологривского уезда» 1790 г. значится: «Село Матвеево с деревнями Григорово, Дедово, Чихачево, Завражье, Хвостилово, Артемово с починками Костылево, Розино, Левино, Горелец, Ми-халево, Мичурино, Сазоново, Фоминский, Орешное, Бохаев, Жолнин, Полома, Зеблецово, Савин, Абросимов, Митин, Федоровский принадлежат Н.В.Репнину. Всего 640 дворов и людей в них 1597 человек мужского пола и 1970 человек женского.

В селе церкви Рождества Пресвятой Богородицы и апостола Матвея деревянные да дом господский деревянный, земли в вотчине 33000 десятин, из них под строением 210 десятин, под пашней 8174 десятин, под сенокосом 1856 десятин, и под лесом 23269 десятин».


image009Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Матвеево (не позже 2-й четв. XVII в.). Четырёхстолпный пятикупольный храм в стиле классицизма, построенный в 1845-1855 на средства прихожан. Приделы Илии Пророка и Макария Желтоводского. К настоящему времени сохранились стены первого яруса четверика и полукруглая апсида, перекрытые новой кровлей.

В Матвееве у Репниных была своя винокурня, имелось два медных куба, в которых выкуривалось 320 ведер водки в год. В деревнях было развито изготовление солода, который шел на продажу и на приготовление пива и браги. Здесь дольше всех в районе в говоре жителей сохранилось цоканье, последнее подтверждает, что предки матвеевцев были новгородцы.

На месте деревянных церквей в Матвееве были построены каменные, одна из них, с каменной колокольней, была построена в 1796 г. и вторая каменная в 1845 г.

В 1834 г. в Матвееве родился будущий церковный историк — профессор Московской духовной академии Е.Е.Голубинский, автор труда «История православной церкви».

Кологривская уездная газета «Крестьянская правда» 5 апреля 1919 г. писала о Матвееве: «Местные кулаки и спекулянты тормозят проведение в жизнь распоряжений центральной власти. 8 марта в Матвеевской волости был съезд Советов, на котором обсуждался вопрос о выполнении наряда Губернской продовольственной комиссии по заготовке мяса и сена для нужд Красной Армии. И вот кулаки и прочая черная рать не выступая открыто стали шептаться по углам: «Это все наши коммунисты берут себе и стоит только послать делегатов к Ленину, как все налоги будут отменены». Наслушавшись этого крестьяне на волостном съезде решили послать делегатов в Москву, для чего избрали местного кулака, бывшего подрядчика Кузнецова. Но коммунисты села объяснили крестьянам происки кулаков и крестьяне разошлись с собрания».

d-6L1ydWAZ8
d MVFL7nazY
mj343NczuSg
n3dqHCLwk0I
wzxgAhkqWm4

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Касторский Михаил Иванович (1809 — 1866)

Михаил Иванович Касторский — доктор философии, профессор всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете.

Родился в 1809 году. Сын Ивана Алексеевича Касторского - причетника прихода Троицкой церкви села Кандаурово Юрьевецкого уезда Костромской губернии, а ныне - Пучежского района Ивановской области. Согласно краеведческой легенде, в возрасте полутора лет остался сиротой, был оставлен матерью на могиле скончавшегося отца, и взят на воспитание в семью местного дьячка Ивана Дмитриева, в которой и получил воспитание. По-видимому, это предание, связанное с трагической молодостью М.И. Касторского, легло в основу датировки 1809 года как года его рождения. Согласно сведениям "Провинциального Некрополя", впоследствии поставил на могиле отца памятник без дат.

Подробнее...

Статьи

Брежневские гонения на Церковь. По материалам Центральной России.

Аннотация. Считается, что брежневский период «застоя», в отличие от реформ «хрущевской оттепели», является периодом стабильности и даже некоторого потепления в государственно-церковных отношениях. Но несмотря на некоторое изменение формулировок, отразившееся в законодательстве о религии и новой Конституции СССР 1977 года, суть политики государства и партийных органов оставалась прежней: выдавливание Церкви из всех сфер общественной жизни: запрет на обучение религии подростков и их присутствие на богослужениях, заперт на благотворительность, дискриминация верующих в образовательных учреждениях и на производстве, разложение исполнительных органов церкви с целью закрытия прихода, тотальный контроль за деятельностью и финансами церковной организации, регистрация священнослужителей как инструмент давления на неугодных, администрирование на местах в отношении церковных приходов. Закрепление за Советом по делам религий прав последней инстанции при закрытии приходов. Использование ренегатов и негативных явлений в церковной среде в качестве примеров для дискредитации религии. Антирелигиозная пропаганда. Все перечисленное в совокупности и явилось фактом нарушения конституционных прав и прав свободы совести. Государство провозглашая свое отделение от Церкви беззастенчиво вмешивалось в ее жизнь. История показала тщетность усилий по ликвидации Церкви. После смерти Брежнева и ухода «сталинско-хрущевской номенклатуры», наметились тенденции к возрождению церковной жизни. Празднование 1000-летия Крещения Руси дало мощный импульс к восстановлению религиозных прав и свобод.

Ключевые слова: гонения на Церковь, верующие, двадцатка, приход, регистрация, религия, уполномоченный.

Подробнее...