Август. Медовый (на Водах), Яблочный и Ореховый (Хлебный, Холщевый) Спас

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В августе  Церковь  определила три праздника посвященные  Господу Иисусу Христу, Спасителю нашему – Всемилостивому Спасу – Изнесение Честных древ Животворящего Креста, Преображение Господне и праздник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя.

Празднования совершаются соответственно 14, 19 и 29 августа. В народе эти три праздника называются соответственно – Медовый (на Водах), Яблочный и Ореховый (Хлебный, Холщевый) Спас, подчеркивая тем самым свое соответствие поре созревания плодов. 14 августа совершается первый в августе праздник в честь Спасителя именуется в народе Медовым Спасом. В церковном календаре праздник называется Изнесением Честных Древ Животворящего Креста Господня.

image002Первый в августе праздник Спасителю был установлен в 1164 г. в Костантинополе, по причине многих эпидемий, возникавших в городе в августе месяце. Желая избавиться от болезней посещавших город в августе, был установлен обычай, по которому  часть Креста Господня выносилась из домашней императорской церкви и полагалась в храме св. Софии, где совершалось освящение воды. Затем святыня  с торжественной процессией следовала по всему городу, при этом служились литии для  « освящения мест и отвращения болезней». В России праздник был установлен в начале XY века. Слово «происхождение» означает торжественную церемонию, крестный ход. Накануне праздника, в конце вечернего богослужения, в храмах, совершается вынос Креста и поклонение Ему.

image003После Литургии, 14 августа, совершается освящение воды и меда нового урожая. С этого дня начинается т.н. Успенский пост. Он продолжается до праздника Успения Божией Матери 28 августа. Пост строгий. При его соблюдении исключается мясная, рыбная и молочная пища. В этот день престольный праздник в Спасской церкви в рядах. По уже установившейся традиции в рядах возле церкви проходит «Медовая ярмарка».

image00419 августа праздник Преображения (Яблочный Спас), который посвящен воспоминанию исторического события  произошедшего на горе Фавор, где Господь, в виду приближающихся страданий и смерти, для утверждения своих учеников в вере, явил славу своего божества в преображении человеческой плоти. По окончании Литургии совершается освящение винограда и плодов – яблок, груш, слив. По уставу Церкви, до этого праздника вкушение плодов воспрещается. Из утерянный святынь вспоминаем сгоревший в Ипатьевском м-ре в 2002г. деревянный Преображенский храм из с. Спас-Вежи, Преображенскую церковь из с. Спасском в Ямщиках, Костромского р-на, церковь из пос. Больших Солей, церковь Преображения Господня (Спасская) в Подвязье, в Костроме.

image00529 августа, в день Нерукотворенного Образа Спасителя, запечатленного на полотенце, данном Спасителем царю, болевшему проказой для исцеления, костромская земля празднует явление в 1259 г. костромскому князю Василию Ярославичу чудотворной иконы Божьей Матери Феодоровской. Костромской князь, на месте явления иконы, на берегу реки Запрудни, основал монастырь в честь Нерукотворенного Образа Господня, потому что в этот день он обрел икону Богоматери. В этот же день, с  начала 90-х годов прошлого столетия, возобновлена традиция шествия крестного хода  с предшествующей ему чудотворной иконой Богоматери  из кафедрального Богоявленского собора в храм Спаса на Запрудне.

В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают», поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас». В этот день было принято торговать холстами, полотнами.  На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба: «Третий Спас хлеба припас». С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов – «Ореховый Спас».

 

Храмы и монастыри

История одной церкви. Костромской Иоанно-Богословский храм в Ипатьевской слободе

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Страхов Николай Николаевич (1828 – 1896)

Русский философ, переводчик, публицист и литературный критик.

Николай Николаевич Страхов родился 28 октября 1828 года в городе Белгород, в семье белгородского священника Николая Петровича Страхова (протоиерея Смоленского кафедрального собора, выпускника Киевской Духовной академии, магистра богословия, преподавателя словесности в Белгородском духовном училище).

Подробнее...

Статьи

Богословско-Проповедническое наследие Архиепископа Костромского и Галичского Кассиана

 Протоиерей Дмитрий Сазонов,
кандидат богословия.

БОГОСЛОВСКО-ПРОПОВЕДНИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АРХИЕПИСКОПА КОСТРОМСКОГО И ГАЛИЧСКОГО КАССИАНА (ЯРОСЛАВСКОГО 1899 -1990)

 «Бог, избравший меня от утробы матери моей
И призвавший благодатью Своею»
(Галат. 1,15),

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил
быть подобными образу Сына Своего….
А кого Он предопределил, тех и призвал»
(Рим. 8,29-30).

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: