19 декабря 2016. Память святителя и чудотворца Николая (+345)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0119 декабря Церковь чтит память святителя и чудотворца Николая (+345г.), архиепископа г. Миры Ликийские. При жизни, и по смерти, святитель своим молитвенным заступничеством за людей перед Богом покровительствовал нуждающимся, заступался за обиженных, помогал находящимся в беде, терпящим кораблекрушение, «питал вдов и сирот».

Вся его жизнь была свидетельством веры, любви и упования на Бога. Во времена гонений на христиан при императоре Диоклетиане, он был заключен в темницу, где терпел голод, жажду и лишения. Заключение не сломило его дух – и там он продолжал проповедовать о Христе, утешал и поддерживал товарищей по несчастью в перенесении невзгод. Для всех он был образцом веры и добрых дел. Был кротким, помогал нуждающимся, утешал страждущих, был чужд гордости и надменности. После избрания епископом г. Миры, ему в видении явился ему Господь и вручил святое Евангелие, а Богородица возложила на святителя Николая архиерейский омофор. В своем слове при епископском рукоположении святитель Николай сказал слова, определившие его дальнейшую жизнь: « я должен жить уже не для себя, а для других». Вот пример его заступничества и бесстрашия: жители Мир пришли к святителю с жалобой на то, что градоначальник невинно осудил трех граждан на смертную казнь. Немедленно поспешил Николай к месту казни, подошел к палачу, вырвал меч из его рук и снял оковы с приговоренных.

image002Приведем еще случай чудесного заступничества святителя Николая: идущий из Египта корабль застала буря, и все оказавшиеся на нем уже ожидал неминуемой гибели. В отчаянии они обратились к помощи святителя. Он явился и стал у руля корабля. Тем временем буря утихла, и корабль благополучно достиг берега. 19 декабря 342 г. святитель был погребен в г. Мире.

В 1087 г. его мощи были перенесены в г. Бар, в Италию. В чудесное заступничество святителя Николая верят представители всех религий мира. Его любовь к людям, особенно к детям, выражена в образе Санта-Клауса, папы Ноэля (святителя Николая), который раздает всем детям и взрослым на Новый год подарки. Русский народ любит святителя Божьего. В 1885г. в России было 87 монастырей его имени и множество храмов и пределов. В каждом доме имелась икона святителя, на кораблях русской флотилии устраивались храмы во имя святителя Николая.

image004Святой Николай– покровитель земледелия, мореходства, торговли, рыбаков, путешественников, а также защитник бедных и детей. Традиция праздновать день святого Николай, одаривая детей, началась в Германии. В Х веке в Кельнском соборе в день памяти святого Николая – 6 декабря, ученикам церковноприходской школы стали раздавать сладости. А позже в домах по всей стране стали вывешивать башмачки или носочки для того, чтобы святой Николай положил туда детям подарки. Эти традиции быстро распространились по всей Европе. Правда, подарки получают в этот день только послушные дети, а непослушным достаются розги.Говорят, Николай весь день перед праздником работает – выпекает звездочки в подарок детям. Эти звездочки, попадая в мешок Николая, становятся похожими на своего мастера, поэтому печенье, которое дети находят под подушкой утром, называют николайчиками.

В этот день престольный праздник в Никольской церкви пос. Реберовка в Костроме, церкви мужской колонии также в Костроме, в церквах с. Саметь, с. Борщино, Никольской церкви психиатрической больницы с. Никольского, в с. Николо Тростино, Костромского р-на, в с. Сунгурово, Красносельского р-на, с. Незнаново, Нерехтского р-на, п. Слобода, д. Паново, Антроповского р-на, с. Николо-Палома, Парфеньевского р-на, г. Солигалич, Верхний Березовец, Солигаличского р-на, в мужской колонии п. Островского, с. Унжа, Макарьевского р-на, с. Никола-Граф, Межевского р-на, г. Шарья, с. Никола Шанга Шарьинского р-на, п. Пыщуг, с. Сидоровское, Красносельского р-на, в Никольской надвратной церкви Авраамиево-Городецкого м-ря.

image005 image005 image005

В Никольской церкви с. Саметь возрождается традиция проведения Никольской ярмарки. 18 декабря, накануне праздника св. Николая, на площади, расположенной напротив храма пройдут выступления народных коллективов, детские конкурсы и викторины, ярмарочные катания на лошадях, чаепитие.

 

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Гавриил. (Огородников Дмитрий Иванович 1890-)

Будущий архиепископ Гавриил родился 26 октября 1890 г. в г.Солигаличе Костромской губернии, в семье промышленника. В 1908 г. по окончании Петровского коммерческого училища в Санкт-Петербурге поступил в Ораниенбаумское юнкерское военное училище. С начала первой мировой войны служил в лейб-гвардии Павловском полку, имел ранения. За боевые заслуги был награжден орденами святой Анны 3-й степени с мечами и бантом, св. Станислава с мечами и бантом, Георгиевским солдатским крестом и Георгиевской медалью, получил звание поручика. Во время гражданской войны служил в армии адмирала А. В. Колчака, после поражения которой эмигрировал (или был эвакуирован – Ред.) в г. Харбин (Китай), где работал на КВЖД, затем был шофером-механиком в г. Шанхае.

Подробнее...

Статьи

«Трагическое непонимание» России и Руси. Смысловые категории жизни Русской Церкви в СССР и ее миссия в 1960-1970-е годы.

Аннотация. В статье на исторической канве рассматриваются смысловые понятия России и Руси, формулы «Третеьго Рима» и «Второго Иерусалима», их различия и противоречия. Методом исторического анализа и сравнительных характеристик достигается вывод о могущем быть единстве существования светской (внерелигиозной) культуры и религии в одном государстве, при их автономности и наличия непонимания их и неприятия в смысле их разных природ –  атеизма и теизма. На основании опыта проведения попыток ликвидации церковных структур в СССР в 1960-1970-е годы делается вывод о безуспешности поглощения или «перевоспитания» усилиями атеистической пропаганды религиозных убеждений.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: