26 ноября. Память св. Иоанна Златоустого

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00126 ноября Церковь молитвенно чтит память великого своего святителя – архиепископа Византийской империи и города Константинополя, великого подвижника и смиренного человека – св. Иоанна Златоустого (+ 406). Мудрый философ и красноречивый оратор, прозванный народом «золотые уста», всю свою жизнь посвятил спасению душ человеческих, особо заботясь о немощных и убогих. Он оставил после себя многочисленные труды – проповеди и беседы, толкования на книги Священного Писания, которые явились «духовным сокровищем Церкви». В жизни он испытал и высоту положения первого епископа империи и униженное положение оклеветанного человека. Умирая по пути в ссылку, он благодарил Бога за все ниспосланное ему словами: «Слава Богу за все!».

image00526 ноября в Костроме отмечается 265-летие возведения в камне церкви св. Иоанна Златоуста на ул. Лаврской. Эта церковь относится к числу трех старинных храмов города, которые избежали закрытия в советский период истории нашего государства.

image003Впервые упоминание о храме мы находим в писцовой книге г. Костромы в 1628 г. В ней записано, что на месте нынешнего храма стояли две деревянные церкви: зимняя во имя мучеников Флора и Лавра и летняя во имя св. Иоанна Златоуста. Вокруг них находилось обнесенное оградой церковное кладбище. По случаю обветшания деревянных церквей в 1751 г. был возведен и освящен каменный храм.Построен он на деньги купца Ивана Аравина, а приделы возводили другие купцы-братья Дурыгины в 1791 году. К пятиглавому основному объему церкви пристроена трапезная, приделы и колокольня. image007Композиция ее напоминает первый Петропавловский собор и первый Исаакиевский собор в Петербурге, а тонкие глухие барабаны на куполе похожи на барабаны ярославских церквей XVIII века. В 1922 году, когда власти массово изымали храмовые ценности, из Иоанно-Златоустовской церкви вывезли более 100 кг серебра - старинных окладов для икон, лампад и сосудов для совершения богослужений.С 1929 по 1964 гг. храм являлся кафедральным собором города, в нем с 1943- 64 гг. находилась Феодоровская чудотворная икона Божьей Матери. Святыней храма считается древняя икона св. Иоанна Златоуста, находящаяся на правом клиросе в главном пределе. Святителю молятся об избавлении от многоразличных болезней, в первую очередь, об избавлении от духовного недуга уныния. В 30-е годы XX –го века в этом храме служили архиереи и священники своей мученической кончиной засвидетельствовавшие свою верность Православию. В их числе священномученики архиепископы Дмитрий (Добросердов+1937) и Никодим (Кротков +1938), бессменный настоятель храма с 1917-38 гг. протоиерей Павел Князев (+1937), расстрелянный в Казахстане. image009В том же 1937 году был арестован и архиепископ Муромский Амвросий (Смирнов), сын последнего дореволюционного священника Иоанно-Златоустовского храма протоиерея Стефана Смирнова, скончавшийся в 1942 году в одном из Печорских лагерей. С 1971 по 1991 годы настоятелем храма был известный костромичам фронтовик, протоиерей Константин Ильчевский.

В храме с 2002 г. находится древний образ иконы Божией Матери Смоленский-Полонский, некогда находившийся в деревянном Преображенском храме погоста Верховье Галичского уезда (ныне – село Спас-Верховье Судиславского района Костромской области).

image011В ограде Иоанно-Златоустовской церкви находится могила епископа Сергия (Костина), управлявшего Костромской епархией с 1956 по 1958 гг. С 28 ноября наступает т.н. сорокодневный Рождественский, или Филиппов пост (накануне празднуется память апостола Филиппа). В этот пост в понедельник, среду и пятницу еда скоромная (растительная) без масла, масло разрешается только в дни. Когда совершается память великих святых (ноябрь-29,30, декабрь- 6, 8,13,18,22,26, 2 января). Во вторник четверг, воскресенье разрешается вкушение рыбы. В «двунадесятый» праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря (понедельник), разрешатся рыба. С 2 января до 7 (Рождества Христова) рыба не вкушается. Цель этого поста – в духовном трезвении подготовить себя к встрече праздника Рождества Христова, пришествия в мир Спасителя. Пост – духовное упражнение в воздержании, время для взгляда «внутрь» себя.

 

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Протоиерей Александр Венедиктович Богословский (1885 – 1942)

Богословский Александр Венедиктович родился в 1885 году в селе Ильинском на Кубани Ярославской губернии (в настоящее время Костромская область), в многодетной семье священника Венедикта Константиновича Богословского.

Подробнее...

Статьи

Подвиг 40 мучеников Севастийских

22 марта Церковь призывает нас к твердому исповеданию своей веры посредством памяти мученического подвига 40 мучеников Севастийских. Они были воинами, и пострадала за веру во Христа в Армении (Севастии) в 320 г. После безуспешных уговоров принести жертву языческим богам, они были подвергнуты страшным мучениям – в мороз, их, раздетых, поставили на льду озера, разместив на берегу натопленную баню. Мучители поставили исповедникам Христовым условие – те, кто изменят своим убеждениям и вере - могут спастись от холода в бане. Лишь один из сорока соблазнился и побежал к ней. Возле самого порога, он упал замертво. В 3-ем часу ночи, небесный свет озарил озеро и согрел в нем воду. В то же время, сошли на страдальцев с неба 39 венцов. Видя это чудо, один из стражей, по имени Аггей, пораженный мужеством верных Христу воинов, исповедал себя христианином, сам вошел в озеро и присоединился к мученикам за Христа. Все они скончались с молитвой на устах. Тела их, после смерти были сожжены, оставшиеся кости брошены в воду. Останки мучеников собрал севастийский епископ и затем, они были распределены по всему христианскому миру, чтобы каждая область получила благословение.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: