26 ноября. Память св. Иоанна Златоустого

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00126 ноября Церковь молитвенно чтит память великого своего святителя – архиепископа Византийской империи и города Константинополя, великого подвижника и смиренного человека – св. Иоанна Златоустого (+ 406). Мудрый философ и красноречивый оратор, прозванный народом «золотые уста», всю свою жизнь посвятил спасению душ человеческих, особо заботясь о немощных и убогих. Он оставил после себя многочисленные труды – проповеди и беседы, толкования на книги Священного Писания, которые явились «духовным сокровищем Церкви». В жизни он испытал и высоту положения первого епископа империи и униженное положение оклеветанного человека. Умирая по пути в ссылку, он благодарил Бога за все ниспосланное ему словами: «Слава Богу за все!».

image00526 ноября в Костроме отмечается 265-летие возведения в камне церкви св. Иоанна Златоуста на ул. Лаврской. Эта церковь относится к числу трех старинных храмов города, которые избежали закрытия в советский период истории нашего государства.

image003Впервые упоминание о храме мы находим в писцовой книге г. Костромы в 1628 г. В ней записано, что на месте нынешнего храма стояли две деревянные церкви: зимняя во имя мучеников Флора и Лавра и летняя во имя св. Иоанна Златоуста. Вокруг них находилось обнесенное оградой церковное кладбище. По случаю обветшания деревянных церквей в 1751 г. был возведен и освящен каменный храм.Построен он на деньги купца Ивана Аравина, а приделы возводили другие купцы-братья Дурыгины в 1791 году. К пятиглавому основному объему церкви пристроена трапезная, приделы и колокольня. image007Композиция ее напоминает первый Петропавловский собор и первый Исаакиевский собор в Петербурге, а тонкие глухие барабаны на куполе похожи на барабаны ярославских церквей XVIII века. В 1922 году, когда власти массово изымали храмовые ценности, из Иоанно-Златоустовской церкви вывезли более 100 кг серебра - старинных окладов для икон, лампад и сосудов для совершения богослужений.С 1929 по 1964 гг. храм являлся кафедральным собором города, в нем с 1943- 64 гг. находилась Феодоровская чудотворная икона Божьей Матери. Святыней храма считается древняя икона св. Иоанна Златоуста, находящаяся на правом клиросе в главном пределе. Святителю молятся об избавлении от многоразличных болезней, в первую очередь, об избавлении от духовного недуга уныния. В 30-е годы XX –го века в этом храме служили архиереи и священники своей мученической кончиной засвидетельствовавшие свою верность Православию. В их числе священномученики архиепископы Дмитрий (Добросердов+1937) и Никодим (Кротков +1938), бессменный настоятель храма с 1917-38 гг. протоиерей Павел Князев (+1937), расстрелянный в Казахстане. image009В том же 1937 году был арестован и архиепископ Муромский Амвросий (Смирнов), сын последнего дореволюционного священника Иоанно-Златоустовского храма протоиерея Стефана Смирнова, скончавшийся в 1942 году в одном из Печорских лагерей. С 1971 по 1991 годы настоятелем храма был известный костромичам фронтовик, протоиерей Константин Ильчевский.

В храме с 2002 г. находится древний образ иконы Божией Матери Смоленский-Полонский, некогда находившийся в деревянном Преображенском храме погоста Верховье Галичского уезда (ныне – село Спас-Верховье Судиславского района Костромской области).

image011В ограде Иоанно-Златоустовской церкви находится могила епископа Сергия (Костина), управлявшего Костромской епархией с 1956 по 1958 гг. С 28 ноября наступает т.н. сорокодневный Рождественский, или Филиппов пост (накануне празднуется память апостола Филиппа). В этот пост в понедельник, среду и пятницу еда скоромная (растительная) без масла, масло разрешается только в дни. Когда совершается память великих святых (ноябрь-29,30, декабрь- 6, 8,13,18,22,26, 2 января). Во вторник четверг, воскресенье разрешается вкушение рыбы. В «двунадесятый» праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря (понедельник), разрешатся рыба. С 2 января до 7 (Рождества Христова) рыба не вкушается. Цель этого поста – в духовном трезвении подготовить себя к встрече праздника Рождества Христова, пришествия в мир Спасителя. Пост – духовное упражнение в воздержании, время для взгляда «внутрь» себя.

 

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Соболев Иоанн Антонович (1829 - 1909)

Иоанн Антонович Соболев родился 12 апреля 1829 г. в семье священника Костромской Епархии села Мироханова Чухломского уезда.

Учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии. По окончании курса 20 февраля 1854 г. был рукоположен в священники церкви Воскресения Господня при Адмиралтейских слободах. Возведен в степень кандидата богословия 18 апреля 1855 г. Был членом Ревизионной комиссии Санкт-Петербургской Епархии с 1858 г., по назначению Духовной Консистории произносил катехизисные беседы в церкви. По указу Духовной Консистории с 1854 по 1880 гг. назидал арестантов 3-й Адмиралтейской части за «погрешения веры и Священного Писания».

Подробнее...

Статьи

Оценка личности и сравнительный анализ деятельности костромских архиереев в период с 1958 по 1988 гг.

Аннотация. В статье дается сравнительный анализ личности костромских архиереев – выходцев из различных социальных слоев общества, людей различного образования и личностных качеств, осуществлявших свою деятельность в период с 1958 по 1988 годы. Их верность своим идеалам и христианским ценностям позволила нивелировать усилия государственного аппарата по сокращению церковных структур в Костромской епархии. На основании источников делается вывод о том, что никакими запретительными мерами и репрессиями невозможно уничтожить церковную организацию и запугать управляющих епархиями архиереев, верных своему призванию. Убеждает сделать такой вывод статистика, которая позволяет говорить о том, что даже в самые сложные годы притеснения церковных структур, Костромская епархия представляла собой жизнеспособную структуру, которая при улучшении государственно-церковных отношений смогла восстановить и развивать свою деятельность.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: