26 ноября. Память св. Иоанна Златоустого

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00126 ноября Церковь молитвенно чтит память великого своего святителя – архиепископа Византийской империи и города Константинополя, великого подвижника и смиренного человека – св. Иоанна Златоустого (+ 406). Мудрый философ и красноречивый оратор, прозванный народом «золотые уста», всю свою жизнь посвятил спасению душ человеческих, особо заботясь о немощных и убогих. Он оставил после себя многочисленные труды – проповеди и беседы, толкования на книги Священного Писания, которые явились «духовным сокровищем Церкви». В жизни он испытал и высоту положения первого епископа империи и униженное положение оклеветанного человека. Умирая по пути в ссылку, он благодарил Бога за все ниспосланное ему словами: «Слава Богу за все!».

image00526 ноября в Костроме отмечается 265-летие возведения в камне церкви св. Иоанна Златоуста на ул. Лаврской. Эта церковь относится к числу трех старинных храмов города, которые избежали закрытия в советский период истории нашего государства.

image003Впервые упоминание о храме мы находим в писцовой книге г. Костромы в 1628 г. В ней записано, что на месте нынешнего храма стояли две деревянные церкви: зимняя во имя мучеников Флора и Лавра и летняя во имя св. Иоанна Златоуста. Вокруг них находилось обнесенное оградой церковное кладбище. По случаю обветшания деревянных церквей в 1751 г. был возведен и освящен каменный храм.Построен он на деньги купца Ивана Аравина, а приделы возводили другие купцы-братья Дурыгины в 1791 году. К пятиглавому основному объему церкви пристроена трапезная, приделы и колокольня. image007Композиция ее напоминает первый Петропавловский собор и первый Исаакиевский собор в Петербурге, а тонкие глухие барабаны на куполе похожи на барабаны ярославских церквей XVIII века. В 1922 году, когда власти массово изымали храмовые ценности, из Иоанно-Златоустовской церкви вывезли более 100 кг серебра - старинных окладов для икон, лампад и сосудов для совершения богослужений.С 1929 по 1964 гг. храм являлся кафедральным собором города, в нем с 1943- 64 гг. находилась Феодоровская чудотворная икона Божьей Матери. Святыней храма считается древняя икона св. Иоанна Златоуста, находящаяся на правом клиросе в главном пределе. Святителю молятся об избавлении от многоразличных болезней, в первую очередь, об избавлении от духовного недуга уныния. В 30-е годы XX –го века в этом храме служили архиереи и священники своей мученической кончиной засвидетельствовавшие свою верность Православию. В их числе священномученики архиепископы Дмитрий (Добросердов+1937) и Никодим (Кротков +1938), бессменный настоятель храма с 1917-38 гг. протоиерей Павел Князев (+1937), расстрелянный в Казахстане. image009В том же 1937 году был арестован и архиепископ Муромский Амвросий (Смирнов), сын последнего дореволюционного священника Иоанно-Златоустовского храма протоиерея Стефана Смирнова, скончавшийся в 1942 году в одном из Печорских лагерей. С 1971 по 1991 годы настоятелем храма был известный костромичам фронтовик, протоиерей Константин Ильчевский.

В храме с 2002 г. находится древний образ иконы Божией Матери Смоленский-Полонский, некогда находившийся в деревянном Преображенском храме погоста Верховье Галичского уезда (ныне – село Спас-Верховье Судиславского района Костромской области).

image011В ограде Иоанно-Златоустовской церкви находится могила епископа Сергия (Костина), управлявшего Костромской епархией с 1956 по 1958 гг. С 28 ноября наступает т.н. сорокодневный Рождественский, или Филиппов пост (накануне празднуется память апостола Филиппа). В этот пост в понедельник, среду и пятницу еда скоромная (растительная) без масла, масло разрешается только в дни. Когда совершается память великих святых (ноябрь-29,30, декабрь- 6, 8,13,18,22,26, 2 января). Во вторник четверг, воскресенье разрешается вкушение рыбы. В «двунадесятый» праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря (понедельник), разрешатся рыба. С 2 января до 7 (Рождества Христова) рыба не вкушается. Цель этого поста – в духовном трезвении подготовить себя к встрече праздника Рождества Христова, пришествия в мир Спасителя. Пост – духовное упражнение в воздержании, время для взгляда «внутрь» себя.

 

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

Собор Костромских святых

Преподобный Авраамий Галичский

память 20 июля (2 августа)

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломский, Городецкий– ученик преподобного Сергия Радонежского.

Место рождения и мирское имя преподобного Авраамия неизвестны. Согласно отрывку из его древнейшего жития, преподобный Авраамий первоначально подвизался и нижегородской Печерской обители, откуда перешел в Троице-Сергиев монастырь. Спустя некоторое время, в поисках места для уединенной монашеской жизни, преподобныйАвраамий по благословению преподобного Сергия Радонежского ушел в костромские пределы, в Галичское княжество, где основал первую в галичской стороне обитель – Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы на северо-восточном берегу Галичского озера (ныне – село Умиление Галичского района Костромской области).

Подробнее...

Статьи

ИЛЛЮЗОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРОВОДИМЫХ СОВЕТСКОЙ ЕВГЕНИКОЙ ОПЫТОВ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА

УДК

Д. И. Сазонов, протоиерей

доцент, Костромская духовная семинария (Кострома)

ИЛЛЮЗОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРОВОДИМЫХ СОВЕТСКОЙ ЕВГЕНИКОЙ ОПЫТОВ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА

(На примере религиозных общин Верхне-Волжского региона в 1960-1970-е годы).

  1. I. Sazonov, archpriest

Associate Professor, Kostroma Theological Seminary (Kostroma)

THE ILLUSORY REALITY OF THE EXPERIMENTS CONDUCTED BY SOVIET EUGENICS TO CREATE A NEW PERSON

(On the example of religious communities of the Upper Volga region in the 1960s and 1970s).

Начиная с 1920-х годов в СССР широко использовался евгенистический эксперимент по созданию нового, безрелигиозного советского человека. Исследование достижений по данному вопросу на примере религиозных организаций Верхне-Волжского региона показало, что планы советской власти по созданию homo soveticus окончились провалом. При изучении современного этногенеза становится очевидным, что опыты по созданию нового человека в СССР не прошли бесследно. Последствия эксперимента сказываются на состоянии религиозности не столько в количественном измерении, сколько в качественном изменении человека и его религиозности.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: