18 мая. Память преподобного Адриана Монзенского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0118 мая совершается память преподобного Адриана Монзенского. Преподобный Адриан (в миру Амос) родился в Костроме и был учеником преподобного Ферапонта Монзенского. В молодости он оставил родительский дом и подвизался в Толгском, Геннадиевом, Спасо-Каменном и Павло-Обнорском монастырях.

02По указанию преподобного Ферапонта Адриан поселился близ устья реки Монзы (правого притока р. Костромы) и приступил к строительству Благовещенского монастыря, получившего впоследствии имя Адриановой пустыни. Братия кормилась земледелием, преподобный Адриан был первым в работах. Во время Великого голода 1601—1603 годов Адриан Монзенский делился с жителями близлежащих деревень монастырскими запасами.

03В 1684 г. к Ферапонтову Благовещенскому монастырю был приписан Унорожский Благовещенский монастырь (с. Унорож на р. Вексе в 10 км от Галичского озера). В 1724 г. Благовещенский монастырь был причислен к Иаково-Железноборовскому монастырю. При нашествии литвы на Галич монастырь, молитвами преподобного Адриана, остался невредимым.

04Преподобный Адриан преставился в 1619 году и был погребен в Воскресенском храме Благовещенского монастыря. Местная канонизация преподобного Адриана произошла около 30-40 годов ХVII века. Житие подвижника было составлено в 1624-1645 годах. В XVII веке появились первые иконы с изображением Адриана Монзенского. Они находились в церкви села Ферапонтова и были утрачены в XX веке. В 1981 году Адриан Монзенский был включён в Собор Костромских святых. В 1764 году Благовещенский монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь (ныне это Благовещенский храм с. Ферапонтово Буйского района Костромской области). В XIX в. внутри церковной ограды были сделаны каменные лавки, где на ярмарках 25 марта (ст. стиль, Благовещенская) и 27 мая (Ферапонтовская) производилась торговля, в основном, хозяйственными товарами. По описи 1725 г. в Монзенской обители значатся:деревянные церкви - Благовещенская, Воскресенская, на святых вратах, Космодамианская и Николаевская и прочее строение деревянное. В церкви Воскресения Христова, против нового клироса у северных дверей, рака преподобного Ферапонта, в правом приделе мощи преподобного Адриана и Феодосия. Деревянные храмы продолжали существовать почти до конца XVIIIв., когда были уничтожены случившимся пожаром.

05В 1937 году Благовещенская церковь была закрыта, древние иконы преподобного были утрачены, однако мощи святого не вскрывались (и в советское время) и продолжали оставаться под спудом. Богослужения в Благовещенском храме были возобновлены в 1998 году.

В 2003 году в Костроме в микрорайоне Паново была освящена церковь во имя святых преоподобных Ферапонта, Адриана и Феодосия Монзенских (он также освящен во имя апостолов Петра и Павла в связи с небесным покровителем главного инициатора и благотворителя П. Н. Русинова) .

Храмы и монастыри

История одной церкви. Костромской Иоанно-Богословский храм в Ипатьевской слободе

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Игумен Сергий (Моряков 1898 – 1967)

Игумен Сергий (в миру Моряков Сергей Прокофьевич) родился 8 ноября 1898 года в деревне Пензино Солигалического уезда Костромской губернии. Русский, из крестьян. Окончил семилетнюю школу. Поступил послушником в Иаково-Железноборовскоий монастырь Буйского района Костромской области по совету духовной подвижницы, проживавшей в начале ХХ века в Буйском уезде, монахини Ангелины (Борисовой). Был духовным чадом иеромонаха Иоасафа (Сазанова, в схиме Серафима), — духовника монастыря. Неоднократно общался и с другой подвижницей благочестия того времени монахиней Верой (Меркуловой, в схиме Михаилой), с которой поддерживал духовную связь до ее кончины.

Подробнее...

Статьи

ИЛЛЮЗОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРОВОДИМЫХ СОВЕТСКОЙ ЕВГЕНИКОЙ ОПЫТОВ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА

УДК

Д. И. Сазонов, протоиерей

доцент, Костромская духовная семинария (Кострома)

ИЛЛЮЗОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРОВОДИМЫХ СОВЕТСКОЙ ЕВГЕНИКОЙ ОПЫТОВ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА

(На примере религиозных общин Верхне-Волжского региона в 1960-1970-е годы).

  1. I. Sazonov, archpriest

Associate Professor, Kostroma Theological Seminary (Kostroma)

THE ILLUSORY REALITY OF THE EXPERIMENTS CONDUCTED BY SOVIET EUGENICS TO CREATE A NEW PERSON

(On the example of religious communities of the Upper Volga region in the 1960s and 1970s).

Начиная с 1920-х годов в СССР широко использовался евгенистический эксперимент по созданию нового, безрелигиозного советского человека. Исследование достижений по данному вопросу на примере религиозных организаций Верхне-Волжского региона показало, что планы советской власти по созданию homo soveticus окончились провалом. При изучении современного этногенеза становится очевидным, что опыты по созданию нового человека в СССР не прошли бесследно. Последствия эксперимента сказываются на состоянии религиозности не столько в количественном измерении, сколько в качественном изменении человека и его религиозности.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: