10 мая 2016. Радоница

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

001Во вторник Фоминой недели, 10 мая 2016 совершается Радоница. Православные христиане имеют благочестивый обычай совершать молитвенное поминовение усопших в храмах и на могилках своих усопших родственников. Этот обычай ведет свое начало с древних времен и имеет благотворное влияние не только для почивших, но и для живых. Называется этот обычай радоницей (слав. - светлая, блестящая) потому, что живущие на земле делятся с душами усопших духовной радостью о воскресшем Спасителе и о всеобщем грядущем воскресении.

Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

002Духовный смысл этого обычая заключается в том, что Церковь, по прошествии светлых дней Пасхи, когда все живущие на земле поздравляли друг друга с Воскресением Христа, после недели Антипасхи (греч.- воскресение подобное Пасхе, неделя посвященная вере апостола Фомы – первое воскресение после Пасхи) разделяет свою радость и с усопшими в надежде всеобщего воскресения. Свое поминовение живущие сопровождают милостыней и делами благотворения, а так же приносят на кладбище частички пасхальной трапезы – яйца, куличи.

Конечно же, в первую очередь, для усопших важна молитва церковная, молитва за проскомидией (часть Литургии), где с произнесением имен наших усопших из просфоры вынимаются частички и погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой. В этом священнодействии омываются грехи тех, кого мы поминали. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — пишет святитель Иоанн Златоуст. Если же мы желаем оказать помощь своим усопшим делами милосердия, то можем сделать это через руки нуждающихся и страждущих. Накормить голодного, одеть неимущего, посетить больного и находящегося в заключении.

003В день Радоницы мы вспоминаем, что Сам Господь сходит в ад к душам усопших для проповеди победы жизни над смертью. При посещении кладбища, дорогие нам могилы напоминают о кратковременности земной жизни, о нашем небесном отечестве, куда пойдем мы по завершении земного бытия. На кладбище, мы яснее сознаем истину, что счастье человека заключается не в приобретении земных благ, а в необходимости приобретения вечных и нетленных сокровищ души - таких как любовь, милосердие, чистота сердечная, терпение, смирение и т. д. С начала недели Фоминой, вновь совершаются сорокоусты о усопших (40 поминальных Литургий), отлагаемые с четверга Страстной и Светлой недель. Кладбища — это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила — это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении 004усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и миряне, приведен в молитвослове «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище». Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Традиционная еда, которую принято приносить на Пасху в день Радоницы – поминальная кутья, пасхальные яйца, пироги, куличи, блины и многое другое. Перед тем, как начать поминальную трапезу, люди расстилают скатерть возле могилки, накрывают и христосуются с покойными. По завершению многие оставляют на могилках яйца, пироги и куличи. Лучше, конечно, отдавать еду нищим и нуждающимся. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Церковь осуждает поминовение усопших алкоголем называя такое «поминовение» усопших язычеством. Старики утверждали, что не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло хотя бы одной капельки дождя.

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Пермский Варлаам (Ряшенцев, 1878-1942).

Архиепископ Варлаам (в миру Ряшенцев Виктор Степанович), родился 8 июня 1878 в Тамбове, в семье купца 2-й гильдии. Он был старшим брат священномученика епископа Германа (Ряшенцева). Виктор окончил в 1896 г. тамбовскую классическую гимназию, в 1900 г.- Казанскую духовную академию со степенью канд. богословия.

Подробнее...

Статьи

Рецензия председателя Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества протоиерея Дмитрия Сазонова на книгу «Хроники Зверландии».

Перед вами книга писателя и учёного, профессора Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск), религиоведа, доктора исторических наук, кандидата богословия, члена Союза журналистов и Союза писателей России, Алексея Александровича Федотова. Книга написана в жанре сказки для взрослых “детей”, для тех, кто, повзрослев годами, остаётся в душе ребёнком.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: