21 февраля. память великомученика Федора Стратилата

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0121 февраля Церковь совершает память великомученика Федора Стратилата, небесного покровителя Костромы. Великомученик Феодор Стратилат, Гераклийский, родился в городе Евхаит в Малой Азии и был воеводой, «стратилатом» по-гречески, в городе Гераклея близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он заслужил уважение и любовь местных жителей и многих привёл к христианской вере.

Узнав об этом, император Ликиний в 319 году приказал его подвергнуть жестоким истязаниям, чтобы добиться от него отречения от Христа. После многих пыток Феодор был обезглавлен. Великомученик Феодор Стратилат, Гераклийский, родился в городе Евхаит в Малой Азии и был воеводой, «стратилатом» по-гречески, в городе Гераклея близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он заслужил уважение и любовь местных жителей и многих привёл к христианской вере. Узнав об этом, император Ликиний в 319 году приказал его подвергнуть жестоким истязаниям, чтобы добиться от него отречения от Христа. После многих пыток Феодор был обезглавлен. Издревле святой великомученик Федор Стратилат почитался покровителем воинов.

02Особое почитание святого Феодора в городе Костроме, которая была восстановлена в 1239 году Ярославом Всеволодовичем (в крещении Феодором). Тогда он поставил в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата, которая стала соборной церковью Костромы.

03С именем Феодора Стратилата связана вся история Костромы. Известно, что именно в соборную Феодоровскую церковь принес в конце50-нач. 60-х гг. костромской князь Василий Ярославович (сын Ярослава Всеволодовича, младший брат князя Александра Невского) чудесно обретенную икону Феодоровской Божией Матери. А свое название эта икона получила именно благодаря тому, что хранилась в храме великомученика Феодора. Есть предание, что перед тем, как князь Василий нашел икону в лесу, многие горожане видели, как эту икону носил по улицам города воин, похожий на изображение Феодора Стратилата в костромском соборном храме. В честь великомученика Федора, носившего икону, ее назвали Федоровской.

04Позже, Михаил Федорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его на престол государства российского. Вся царская семья почитала эту икону и часто посещала Кострому, чтобы поклониться этой святыне. Династия Романовых даже построила в Царском Селе Феодоровский городок с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. А если невесты членов царской семьи переходили в православную веру, они брали себе отчество – Феодоровны. С 1991 года икона Феодоровской Божией матери хранится в Богоявленско – Анастасиином кафедральном соборе, где ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.

В 2002г., у стен Богоявленско-Анастасьина кафедрального собора был установлен памятник великомученику Федору Стратилату, небесному покровителю Костромы, выполненный скульптором А. И. Благовестиновым. Освящение памятника совершил во время своего визита 29 августа 2002 г. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 25 июля 1994г., им же, в связи с празднованием 250-летия Костромской епархии, у монумента погибшим в годы Великой Отечественной войны воинам, состоялась закладка часовни в честь великомученика Феодора Стратилата ( архитектор Л. С. Васильев), которая была освящена в 1995г. к 50-детию Победы в ВОВ.

Во взорванном в 1934г. Успенском кафедральном соборе находился предел в честь великомученика Феодора Стратилата.

В 2010 году по обращению Федеральной Службы Судебных Приставов Российской Федерации в Московский Патриархат РПЦ, по благословению Патриарха Кирилла Святой Феодор Стратилат был избран небесным покровителем судебных приставов и всей службы.

Храмы и монастыри

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтинский женский монастырь

Село Троица близ города Нерехты.

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нехтский монастырь был основан во торой половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мир-кое имя — Иаков. Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано — в 12 лет — во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Дороватовский Николай Алексеевич (1868 - ?)

Родился в 1868 в г. Ветлуга, Костромская губ., окончил Костромскую духовную семинарию, в 1894 г. Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1894-1895 гг. состоял в должности законоучителя Митавское реальное училище г.Митава, Курляндская губ. Рукоположен во иерея в 1894 г. С 1895 по 1899 г. определен в должности  епархиального наблюдателя церковно-приходских школ. Протоиерей. С 1899-1904 гг. смотритель Рязанского духовного училища. 1904-1918 гг. инспектор, ректор (1906 г.) Ярославской духовной семинарии, преподавал в педагогическом институте. В 1904 по 1929 гг. служил в храмах. «Тугова Гора» в Ярославле (1917-1918), в с Курба Ярославского у. (1918-1926), Власьевской церкви Ярославля (с 1926).

Подробнее...

Статьи

К вопросу об авторитете священника на примере представителей духовенства 1960-1970-х годов

Аннотация. В исследовании на основании фактов и исторических свидетельств опровергаются устоявшиеся стереотипы историографии государственно-церковных отношений периода 1960—х годов в отношении духовенства Русской Православной Церкви. Анализ исследований приведенных в историографии показывает, что светские и церковные историки рассматривающие сложившуюся в середине ХХ века на приходах ситуацию рассматривают ее с ракурса  своих идеалистических представлений о неком «золотом времени», видят ее с позиций  буквального прочтения открытой документальной базы и общего нарратива государственной пропаганды, пытавшейся внушением зависимого состояния, сломить волю духовенства, исказить его представление о своем призвании. Привить стереотип ремесленничества.

Приведенные примеры личностей и деятельности авторитетного и харизматического духовенства в СССР в периода 1960-х годов позволяют сделать вывод, что только благодаря высокому авторитету священства у верующего народа и «неверующих», достигнутому соответствием высоким идеалам своего признания, удалось сохранить церковную организацию, а также открыть врата Церкви для многих миллионов наших соотечественников, пришедших в Церковь в 1990-е годы.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: