15 февраля. Сретение

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0115 февраля праздник, Сретения (встречи) Господня. Праздник является памятью о том великом событии, которое совершилось на сороковой день после рождения Христа-Спасителя. По закону, данному Богом пророку Моисею, в честь освобождения еврейского народа от египетского рабства, каждая еврейская семья должна принести своего первенца в храм для посвящения Богу.

Матерь Божья, вместе с праведным Иосифом, принесла младенца Иисуса в иерусалимский храм. Там их встретили 360-летний старец Симеон, которому ангелом было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира. Праведный Симеон взял на свои руки Богомладенца (в церковных песнопениях Симеон называется еще Богоприимцем, т. к. принял на свои руки Богомладенца Христа), и прославил Господа, явившегося в наш мир и принявшего для исцеления нашей природы плоть человеческую. После этого Симеон отошел в вечность, в область усопших, чтобы принести туда первую весть о том, что он видел на земле Бога. Так сбылось обещание, данное Богом нашим согрешившим прародителям Адаму и Еве о будущем рождении Спасителя людей и мира. Так произошла встреча между Богом и человеком.

02В древности, в своём возникновении, праздник рассматривается как праздник, посвящённый Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира. грядущего Суда и Будущего Века. Праздник Сретения дает возможность ощутить и пережить нам встречу с Богом. Ведь рано или поздно каждый из нас на своем жизненном пути встретится с Ним. Праздник Сретения поможет нам настроиться на путь покаяния.

03Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день освящают свечи. В храме в этот день специальной молитвой освящаются свечи. Сретенские свечи хранятся в течении всего года – они зажигаются в особо тяжелые минуты жизни при молитвенном обращении к Богу. Это могут быть болезни или жизненные трудности и неурядыцы. Сретенская свеча наполнена глубоким смыслом и освящает сердца Святым Духом.

В Костроме Сретенская церковь была домовым храмом при Костромской духовной семинарии. Устроен он в 1878 году по благословению епископа Костромского и Галичского Игнатия (Рождественский, упр. Костромской епархией 1878-1883гг.), на средства духовно-учебного капитала в верхнем этаже общежительного семинарского корпуса (в настоящее время корпус «Г» КГУ им. Н. А. Некрасова). Церковь закрыта в 1918 году.

04В этот день престольный праздник в Сретенской церкви с. Трифон, Антроповского рай-на, в одноименной церкви п. Вохма, Вохомского р-на. Мы с прискорбием вспоминаем разрушенную Сретенскую церковь на р. Сахе, ныне Островского р-на, Сретенскую церковь с. Сретенья, Нерехтского р-на, церковь с. Цыкина, Макарьевского р-на,

В июне 1992 года на 14-й ассамблее с благословения всех глав поместных Православных Церквей 15 февраля утверждается как День Православной молодёжи. Ведь как и младенец Иисус, молодежь стоит в начале жизненного пути. Им предстоит множество разных встреч, благодаря которым многие из них придут к Богу. «Царство Божие близ нас, оно явлено в Богочеловеческой природе Христа, обновляющего и омолаживающего каждый день нашу жизнь».

В Костроме, 15 февраля отмечается и день воина – интернационалиста. На мемориальном кладбище (ул. Костромская), у обелиска, посвященного воинам-афганцам, совершается панихида.

В 2017 году через несколько дней после праздника Сретения в субботу 18 февраля накануне Недели о Страшном Суде будет совершаться поминовение усопших - Мясопустная родительская суббота. В воскресенье, 19 февраля, памятью о Страшном Суде Церковь побуждает нераскаянных грешников к покаянию. Христос есть Судия живых и мертвых, в связи с этим, накануне воскресного дня, в субботу, Церковь молится о всех усопших и называет эту субботу вселенской родительской.

Воскресенье о Страшном Суде называется еще Неделей мясопустной, потому что этим днем завершается вкушение мяса и на следующую неделю (Сырная, масленица), дается разрешение вкушать только сыр, масло и яйца. В среду и пятницу этой недели уже читается великопостная молитва «Господи и Владыко живота»…Запрещая употреблять в пищу мясо, Церковь приучает нас к воздержанию, подготавливая к посту. Всецерковное поминовение усопших приносит великую пользу и помощь им. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства - живых и усопших в Церкви Христовой.

 

 

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Профессор Казанской духовной академии протоиерей Касторский Александр Петрович (1886-1938)

Родился в1886 году в с. Горки Чириковы, Нерехтский у-да, Костромская губ., Оделевской вол. (Ивановская о., Приволжский р-н) в семье священника Петра Андреевича Касторского. Такие фамилии, производные от латинских или греческих слов, часто давали семинаристам. По латыни «кастор» переводится как бобёр (Castor fiber).

Подробнее...

Статьи

Книга: История Костромского отделения Императорского Православного Палестинского общества

Книга «История Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества 1898-2020 гг. с именным указателем» рассчитана на широкий круг читателей и имеет собой цель рассказать об истории создания и деятельности Регионального отделения Международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество» в Костромской области, его целях и задачах. Цель книги – поведать читателю о прошлом и современном состоянии Регионального отделения ИППО в Костромской области, раскрыть смысл его инициатив и проектов, рассказать о ярких личностях – костромичах, трудившихся в Костромском отделе, показать суть работы направленной на благо Отечества и общества, имеющую просветительские, научные, религиозные, воспитательные направления.

Книга будет полезна людям неравнодушным к изучению истории Православия и общественной жизни России в ее прошлом и настоящем.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: