Январь. Православные праздники

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01

12 дней после Рождества Христова вплоть до Крещенского Сочельника именуются Святками, т.е. святыми днями, названными так потому, что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления (другое название праздника Крещения Господня). В святочный период нет поста. В эти святые дни принято посещать друг друга, дарить подарки, поздравлять с праздником Рождества Христова, своими посещениями символизируя ангелов возвестивших великую радость о рождении Спасителя мира Вифлеемским пастырям. При поздравлении обычно родившегося Богомладенца песнопениями посвященными празднику Рождества (тропарем и кондаком праздника), и многолетиями хозяевам дома.

0314 января (по старому стилю 1 января), совершаются сразу три праздника - память Василия Великого, Обрезание Господне (древний еврейский обряд посвящения Богу) и Новый год по юлианскому календарю. Святки оканчивается 18 января Крещенским Сочельником, днем строгого поста. В Сочельник совершается «великое освящение воды», «хождение на Иордань», освящение речных вод. 0219 января Церковь празднует Богоявление Господне, в котором вспоминается и прославляется событие Крещения Господа нашего Иисуса Христа пророком Иоанном, названным за это Крестителем, в водах реки Иордан. Богоявлением этот праздник называется по причине явления при Крещении Христа всех лиц Пресвятой Троицы: Бог Отец свидетельствовал с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна, Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Праздник Богоявления называется еще Днем просвещения и Праздником Светов в связи с тем, что Господь есть Свет Истинный, пришедший в наш мир просветить людей, находящихся во тьме язычества и духовной смерти(Мф. 4.16). В связи с этим, в древности существовал обычай, накануне Богоявления, в Крещенский Сочельник, совершать крещение над новыми членами Церкви. Особенность праздника Богоявления так же являются два великих водоосвящения, названных великой агиасмой – святыней.

04Обычай освящения воды в реках произошел от традиции иерусалимских христиан в день Богоявления ходить на реку Иордан в воспоминание Крещения Господня. От этой традиции и у нас крестный ход на реку имеет наименование «ходом на Иордань» (Иорданью названа вырезанная во льду крестообразная купель). В современной традиции принято ходить на Иордань и освящать воду в реках после утренней службы в Крещенский Сочельник. Над водой, при водоосвящении, произносятся молитвы, в воду трижды погружается крест. После освящения воды в храме, люди эту освященную святыню несут в свои дома. Кропят святой водой все помещения своего жилища и предметы в нем. Хранят набранную в праздник воду весь год у святых икон и понемногу пьют ее натощак каждый день, вкушая при этом частичку просфоры (церковный хлеб), или кусочек артоса (освященный на Пасху хлеб). Обряд освящения воды совершается так же и в день праздника Богоявления. Гадание накануне Крещения считается великим грехом. Крещенский Сочельник – постный день. Существует обычай купаться в Иордани (проруби), после освящения воды. Но этот обычай не носит какого-либо священнодействия и не является обязательным. Нельзя требовать от Бога чуда и совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем. В этот день престольный праздник Богоявленско-Анастасьина кафедрального собора г. Костромы (1426 г.), в п. Красное на Волге, в с. Ковалево, Нерехтского р-на.

05Костромичи со скорбью вспоминают Богоявления Господня с колокольней в Костромском кремле, воздвигнутый в 1791 году рядом с Успенским собором. В нем находилась усыпальница костромских архиереев (архиепископа Платона (Фивейского+1877), епископа Игнатия(Рождественского+1883), Виссариона (Нечаева+1905)). В начале 1929 года оба соборных храма подверглись закрытию, в июле 1934 года серия взрывов превратила оба соборных храма в руины. К осени, направленным взрывом была уничтожена колокольня.

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Карталинский и Кахетинский Никон (Софийский), экзарх Грузии (1861 - 1908), член Императорского Православного Палестинского Общества.

Родился 14 (26) мая 1861 г. в с. Озарниково, Чухломского уезда, Костромской губернии в семье сельского священника Андрея Павловича Софийского. Когда Николаю было три года, умер отец. Семья, в которой было семь детей (шесть мальчиков и одна девочка), и без того жившая бедно, осталась без средств к существованию. Смог получить образование только благодаря трудам его матери, которая кормила семью, занимаясь тяжелой крестьянской работой. Точно так же и другие дети получили образование (исключая родившегося глухонемым брата Василия), а старший брат Иван позднее был протоиереем в чухломском Преображенском соборе.

Подробнее...

Статьи

«Советская» религиозность как фактор жизнеспособности религии в СССР. На примере областей Верхнего Поволжья

Аннотация: На основании документальных источников в статье доказывается, что религиозные представления неистребимо живут в обществе, даже провозгласившем атеизм основой своей идеологии. Религиозность в таком обществе воспроизводится как в формах традиционных религиозных представлений, так и принимает различные другие направления, восполняющие у человека религиозный вакуум и запросы. В целом, «советская религиозность» характеризуется неофитством, увлеченностью религией, желанием воплотить в жизнь субъективные идеалы и представления о религии в основном почерпнутые из книг и разговоров о ней. В основе поиска религиозной удовлетворенности лежит самопознание и самообразование. Как показывают исследования феномена «советской религиозности», результатом неофитских порывов является нынешнее, постсоветское состояние церковных структур, а также, религиозной жизни людей

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: