1 ноября. Дмитриевская суббота

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

011 ноября, в субботу, Церковь установила совершать память всех усопших православных христиан в вере и надежде воскресения скончавшихся. Суббота эта названа Димитриевской, в честь вспоминаемой затем, 8 ноября, памяти святого великомученика Димитрия Солунского, пострадавшего за веру во Христа около 306 г. Мощи его, найденные через сто лет после мученической кончины нетленными, источали благовонное маслянистое вещество - миро.

Родительской эта суббота называется в потому, что поминаются в ее богослужении наши усопшие родители. Это поминовение ведет свое начало к временам благоверного великого князя Дмитрия Донского (святой Дмитрий Солунский – небесный покровитель князя), прославленного Церковью в 1988г. в лике святых за свой молитвенный и ратный подвиг. Только надежда на помощь Божью, благословение преподобного Сергия Радонежского, и высокий молитвенный дух князя, подняли русских людей в 1380 г. на кровопролитную Куликовскую битву с татарскими полчищами. Победоносное окончание неравного боя было явным свидетельством помощи свыше, и наполнило сердца наших предков горячим чувством благодарности Богу. Мамай, признавая свое поражение, воскликнул: «Велик Бог христианский!». Бегство татарских войск на Куликовом поле подняло упавший дух русского народа, окрылило его надеждой на близость окончательного освобождения от тяжелого татарского владычества, пробудило сознание своего национального единства и показало силу благодатной помощи Православия. Многие ратники были похоронены на поле Куликовом, а силами живых была построена кладбищенская церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

02Дмитровскую субботу всегда проводят торжественно: ходят на могилы своих покойников и служат здесь панихиды, устраивают богатые подношения церковным служителям. Женщины причитают на могилах родителей и наиболее близких родных.

«Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, меда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные — поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души».

Имея истинную веру в бессмертие человеческой души, всеобщее воскресение умерших, Страшный Суд Христов и последнее воздаяние каждому по делам его жизни, Церковь не оставляет усопших без молитвы, потому что человек, в загробной жизни, не может ничем оправдаться. Только молитвы близких и родных могут повлиять на решение его участи. Поэтому Церковь призывает родных и близких усопшего, совершать в его память дела благотворения и милосердия, творить молитву за него дома, в особенности же в храме, где собираются люди в дни особого поминовения усопших – родительские субботы. Придя в храм до начала богослужения, нужно подать записочку с именами своих усопших. Писать в записках следует имена только крещеных людей, и ни в коем случае – не людей, сознательно покончивших жизнь самоубийством. В дни поминовения усопших принято не только посетить храм для молитвы о усопших, но и принести для поминовения особый вид милостыни – продукты и положить их на скамейки, или столы расположенные возле панихидный столик для свечей. В эти дни, кроме посещения храма и молитв в нем, желательно, по возможности, посетить могилки своих родных на кладбище.

038 ноября, в честь великомученика Димитрия Солунского престольный праздник в с. Фоминское, Костромского р-на. В первой половине XVII века взамен прежнего клетского был возведен шатровый храм с такой же «об шти стенах» колокольней, освященный во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Димитровский храм возвращен верующим в 1990 году и восстановлен при помощи возглавляемого Героем социалистического труда Л.М. Малковым колхоза им. 50-летия СССР.

В настоящее время действующим является храм в честь Дмитрия Солунского. Настоятелем храма является иерей Виктор Столповский. Престольный праздник и в с. Высоково, Кологривского р-на.

Поговорки и приметы: На Дедовской неделе вся Русь напоминает единую великую свечу (о молитве в родительскую субботу).

Покровская суббота наголе, и Дмитриева наголе (т.е. без снега, пермск.). Между Покрова и Родительской субботы зима не становится. Дмитриев день поголу (без снега), святая (Пасха) — тёплая. Дмитриева суббота по снегу, и святая по снегу. Пастухи отпаслись, снег выпал.

Храмы и монастыри

Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь

Под сенью веков…

(Очерк об истории и современном состоянии Костромского Богоявленско-Анастасьина женского монастыря)

2006г. Богоявленско-Анастасьин женский монастырь отметил 580-летитний юбилей своего основания. Одна из самых знаменитых и древних отечественных обителей, основанная в XVв. преподобным Никитой, учеником и сродником преподобного Сергия, игумена Радонежского, в наши дни переживает период своего славного возрождения и является одним из главных архитектурных и духовных украшений Костромы, одной из жемчужин ее прошлого и настоящего. Не будет преувеличением сказать – и будущего. Именно в нем, являющемся одновременно и кафедральным собором Костромы, находится одна из величайших святынь России – Федоровская икона Божьей Матери, явленная костромскому князю Василию Ярославичу в XIII в.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архимандрит Димитриан (Соколов Дмитрий Иванович, 1869-1938)

Родился в 1869 году в слоб. Решма, Кинешемского уезда (Ивановская обл., Кинешемский р-н), Костромская губернии в семье священнослужителя.

Окончил Духовное училище и некоторое время обучался в Костромской духовной семинарии.

В 1900 -1919 гг. пострижен в монашество, рукоположен в иеродиакона и иеромонаха в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Дмитровский уезда  Московская губернии.

Подробнее...

Статьи

Рецензия на книгу протоиерея Дмитрия Ивановича Сазонова «Костромская Голгофа»

Книга  протоиерея Дмитрия Ивановича Сазонова «Костромская Голгофа» состоит из ряда статей, биографий и мортиролога, в которых отображены и показаны как «механизм», так и размах репрессий со стороны Советского государства в отношении, в частности, к духовенству Костромской епархии Русской Православной Церкви в период с 1918 по 1952 гг. Автор-составитель убедительно доказывает, что подлинной виной священнослужителей была принадлежность их к Церкви Христовой. В книге представлены судьбы духовенства Костромской епархии, пострадавшего в период 1918–1952 гг.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: