1 ноября. Дмитриевская суббота

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

011 ноября, в субботу, Церковь установила совершать память всех усопших православных христиан в вере и надежде воскресения скончавшихся. Суббота эта названа Димитриевской, в честь вспоминаемой затем, 8 ноября, памяти святого великомученика Димитрия Солунского, пострадавшего за веру во Христа около 306 г. Мощи его, найденные через сто лет после мученической кончины нетленными, источали благовонное маслянистое вещество - миро.

Родительской эта суббота называется в потому, что поминаются в ее богослужении наши усопшие родители. Это поминовение ведет свое начало к временам благоверного великого князя Дмитрия Донского (святой Дмитрий Солунский – небесный покровитель князя), прославленного Церковью в 1988г. в лике святых за свой молитвенный и ратный подвиг. Только надежда на помощь Божью, благословение преподобного Сергия Радонежского, и высокий молитвенный дух князя, подняли русских людей в 1380 г. на кровопролитную Куликовскую битву с татарскими полчищами. Победоносное окончание неравного боя было явным свидетельством помощи свыше, и наполнило сердца наших предков горячим чувством благодарности Богу. Мамай, признавая свое поражение, воскликнул: «Велик Бог христианский!». Бегство татарских войск на Куликовом поле подняло упавший дух русского народа, окрылило его надеждой на близость окончательного освобождения от тяжелого татарского владычества, пробудило сознание своего национального единства и показало силу благодатной помощи Православия. Многие ратники были похоронены на поле Куликовом, а силами живых была построена кладбищенская церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

02Дмитровскую субботу всегда проводят торжественно: ходят на могилы своих покойников и служат здесь панихиды, устраивают богатые подношения церковным служителям. Женщины причитают на могилах родителей и наиболее близких родных.

«Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, меда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные — поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души».

Имея истинную веру в бессмертие человеческой души, всеобщее воскресение умерших, Страшный Суд Христов и последнее воздаяние каждому по делам его жизни, Церковь не оставляет усопших без молитвы, потому что человек, в загробной жизни, не может ничем оправдаться. Только молитвы близких и родных могут повлиять на решение его участи. Поэтому Церковь призывает родных и близких усопшего, совершать в его память дела благотворения и милосердия, творить молитву за него дома, в особенности же в храме, где собираются люди в дни особого поминовения усопших – родительские субботы. Придя в храм до начала богослужения, нужно подать записочку с именами своих усопших. Писать в записках следует имена только крещеных людей, и ни в коем случае – не людей, сознательно покончивших жизнь самоубийством. В дни поминовения усопших принято не только посетить храм для молитвы о усопших, но и принести для поминовения особый вид милостыни – продукты и положить их на скамейки, или столы расположенные возле панихидный столик для свечей. В эти дни, кроме посещения храма и молитв в нем, желательно, по возможности, посетить могилки своих родных на кладбище.

038 ноября, в честь великомученика Димитрия Солунского престольный праздник в с. Фоминское, Костромского р-на. В первой половине XVII века взамен прежнего клетского был возведен шатровый храм с такой же «об шти стенах» колокольней, освященный во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Димитровский храм возвращен верующим в 1990 году и восстановлен при помощи возглавляемого Героем социалистического труда Л.М. Малковым колхоза им. 50-летия СССР.

В настоящее время действующим является храм в честь Дмитрия Солунского. Настоятелем храма является иерей Виктор Столповский. Престольный праздник и в с. Высоково, Кологривского р-на.

Поговорки и приметы: На Дедовской неделе вся Русь напоминает единую великую свечу (о молитве в родительскую субботу).

Покровская суббота наголе, и Дмитриева наголе (т.е. без снега, пермск.). Между Покрова и Родительской субботы зима не становится. Дмитриев день поголу (без снега), святая (Пасха) — тёплая. Дмитриева суббота по снегу, и святая по снегу. Пастухи отпаслись, снег выпал.

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Заварин Николай Константинович (1895-1937)

Родился в 1895 году в с. Вознесенское, Пречистенского р-на, Ярославской губернии (По другим сведениям в с. Возенсенье Ярославской губернии). По окончании Семинарии в 1921 году рукоположен во священника к церкви с. Вознесенское Ярославской губернии. Служил до конца 1920-х годов, потом о.Николай вместе с семьей переехал в г.Нерехту, где служил в Казанском соборе до 29 марта 1929 года. Люди потянулись к батюшке, стали активнее посещать храм. Это сразу обеспокоило местные власти.

Подробнее...

Статьи

ИЛЛЮЗОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРОВОДИМЫХ СОВЕТСКОЙ ЕВГЕНИКОЙ ОПЫТОВ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА

УДК

Д. И. Сазонов, протоиерей

доцент, Костромская духовная семинария (Кострома)

ИЛЛЮЗОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРОВОДИМЫХ СОВЕТСКОЙ ЕВГЕНИКОЙ ОПЫТОВ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА

(На примере религиозных общин Верхне-Волжского региона в 1960-1970-е годы).

  1. I. Sazonov, archpriest

Associate Professor, Kostroma Theological Seminary (Kostroma)

THE ILLUSORY REALITY OF THE EXPERIMENTS CONDUCTED BY SOVIET EUGENICS TO CREATE A NEW PERSON

(On the example of religious communities of the Upper Volga region in the 1960s and 1970s).

Начиная с 1920-х годов в СССР широко использовался евгенистический эксперимент по созданию нового, безрелигиозного советского человека. Исследование достижений по данному вопросу на примере религиозных организаций Верхне-Волжского региона показало, что планы советской власти по созданию homo soveticus окончились провалом. При изучении современного этногенеза становится очевидным, что опыты по созданию нового человека в СССР не прошли бесследно. Последствия эксперимента сказываются на состоянии религиозности не столько в количественном измерении, сколько в качественном изменении человека и его религиозности.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: